Ценности и взгляды женщин в русском революционно-народническом движении 1860-1870-х годов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 28 28 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Женский вопрос и распространение революционных идей в женской разночинной среде 60-70-х годов XIX в. в России. 6
1. Уровень женского образования во второй половине XIX в. 6
2.Женский вопрос в истории общественно-политической мысли России 60-х годов . 12
Глава II. Судьбы и взгляды женщин-народников 14
1.Жизнь и взгляды С. Л. Перовской 14
2.Жизнь и взгляды В. Н. Фигнер 20
Заключение 27
Список источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Единственное, что позволила себе обрадовавшаяся успехом товарища Фигнер,— это недоумение, откуда у некурящего Дегаева взялся табак. «Легенда» Дегаева была неплохо отработана в судейном ведомстве, поэтому предатель, не смутившись, ответил, что всегда носит табак в кармане на случай ареста.О дальнейших событиях рассказывает сама Вера Николаевна. “Ни я, ни Галина Федоровна не задумывались над фактом побега Дегаева и не анализировали всех обстоятельств, при которых он был совершен: ведь доверие друг к другу всегда было основой отношения между революционерами, связанными в одну организацию, а Дегаев не был человеком новым, за ним было несколько лет деятельности, которая не раз ставила его в рискованное положение, из которого он выходил с честью”.История революционного движения 1870-х гг. знала не один случай предательства и провокаций. Они были опасны, но быстро пресекались революционерами. Теперь же завязывавшийся клубок Судейкин — Дегаев распутать практически было некому. Только позже, когда в дело вмешалась революционная эмиграция, участники провокации получили по заслугам.Однако к тому времени с “Народной волей” было фактически покончено. Таким образом, “дегаевщина” — это свидетельство истощения сил организации. Деятельность «великого» Исполнительного Комитета в немалой степени объяснялась счастливым подбором выдающихся личностей. Но ведь Желябовы, Перовские, Михайловы, Фроленко не каждый день приходят в революционное движение. Помимо этого, “дегаевщина” продемонстрировала уязвимость организационной структуры “Народной воли”. Чрезмерная централизация партии, бывшая сильной стороной “Народной воли” в 1879—1881 гг., стала ее слабостью в последующие годы. При отсутствии признанных лидеров централизация сковывала самостоятельность местных организаций и давала возможность человеку недостойному, а то и врагу пробраться к руководству партией.Главной же причиной успеха Дегаева и Судейкина было, несомненно, то, что к 1883 г. народовольчество начинало изживать себя.В этом году, в Харькове, Фигнер считала себя в безопасности. Из агентов-профессионалов и предателей в лицо ее знал только некий В. Меркулов, который был в это время в Петербурге. Это учел и Дегаев. Организация «случайной» встречи Меркулова сФигнер была делом полицейской техники.10 февраля 1883 г. Фигнер вышла из дому в 8 часов утра. Надо было зайти к знакомым по двум адресам. Пройдя несколько шагов, она увидела выходящего из-за угла дома человека. Вот они поравнялись, и Меркулов — это был он — улыбнувшись, произнес: “Здравствуйте, Вера Николаевна!” Она так растерялась, что механически ответила: “Здравствуйте!” — и пошла дальше. Только теперь начали метаться мысли: “Резко броситься во двор...” Однако перед ней и сзади нее уже выросли жандармы.Арест Фигнер произвел в Петербурге сенсацию. Император Александр III воскликнул: “Слава богу! Эта ужасная женщина арестована!” Едва Веру Николаевну доставили в столицу, высшие сановники пожелали ее увидеть. Однако свидание с ней доставило им мало удовольствия. Директор департамента полицииВ.К. Плеве, пытавшийся повысить на арестованную голос, получил презрительное: “Я думала, что директор департамента по уровню своего развития стоит выше городового”. Министр внутренних дел Д. А. Толстой, который разговаривал приветливее и даже сожалел, что «нет времени, а то я бы убедил вас», услышал в ответ: “Я тоже жалею, надеюсь, я обратила бы вас в народовольца”.На следствии ее поведение было столь не по-женски твердым, убежденным, что восхищенный им жандармский генерал Середа пришел в тюремную камеру, чтобы поцеловать Вере Николаевне руку.Приговор же суда был палачески-типовым: подвергнуть смертной казни через повешение. На восьмой день после окончания суда Фигнер было объявлено: государь император всемилостивейше повелел смертную казнь заменить каторгой без срока.Однако борьба «Народной воли» с самодержавием продолжалась и в тюрьмах. Были в этой борьбе новые жертвы. Баранников, Богданович, Исаев, Колодкевич, Ланганс, Тетерка сгорели кто от цинги, кто от чахотки в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Клеточников уморил себя голодовкой. Арончик сошел с ума в Шлиссельбурге. Грачевский сжег себя, облившись керосином из настольной лампы. Ширяев и Терентьева умерли, по слухам, от ядов, которые им давали тюремщики. Александр Михайлов умер в Алексеевском равелине в полном одиночестве, лишенный возможности даже перестукиваться с товарищами. Были расстреляны за протесты против условий заключения Минаков и Мышкин.Товарищ министра внутренних дел Оржевский в ответ на вопрос матери Фигнер о здоровье дочери сказал: “Вы узнаете о своей дочери, когда она будет в гробу”.Да, в Шлиссельбург привозили не для того, чтобы дать жить. Но, даже в грубом, дерюжном халате с бубновым тузом на спине, Вера Николаевна не хотела, не могла допустить, чтобы крепость высосала из нее все жизненные силы.1887 г.— Фигнер добровольно идет в карцер, поддерживая Попова, которого наказали карцером за перестукивание с нею. Неделю провела Вера Николаевна там, где, по словам надзирателей, «ни одна живая душа не услышит». Здесь окончательно выработалось то поведение, которого она придерживалась все 20 лет заключения.Сама Вера Николаевна рассказывала об этом так: «Мелкие ежедневные стычки, грубые сцены, кончающиеся унижением, были не по мне, не по моему характеру. И я решила отказаться от подобных способов борьбы. Я познала меру своих сил и определила, что я могу и что хочу делать; я решила — терпеть в том, что стерпеть можно, но когда представится случай, за который стоит умереть, я буду протестовать и протестовать на смерть”.Сама Вера Николаевна считала, что прошло 15 лет, прежде чем представился случай действовать согласно новому убеждению. Однако уже через два года после заключения в карцере, в 1889 г., народовольцы-шлиссельбуржцы объявили голодовку в знак протеста против изъятия из тюремной библиотеки всей общественно-политической литературы. Голодовку начали дружно, но на девятый день ее продолжили только Фигнер и Юрковский. Остальные не выдержали: сказались болезни и сознание того, что об их протесте не знает ни российское, ни европейское общество.Когда решение большинства заключенных прекратить голодовку стало известно Вере Николаевне, она ответила: “... привыкла доводить дело до конца, решение большинства не считаю для себя обязательным и буду продолжать протест”.Лишь на двенадцатый день голодовки, после того, как товарищи сообщили, что если Вера Николаевна умрет, то они покончат с собой, Фигнер прекратила голодать. Однако решение товарищей расценила как насилие над ее волей, посягательство на ее нравственную свободу.Самая решительная стычка Веры Николаевны с тюремными властями, когда ее жизнь действительно висела на волоске, произошла через 15 лет после истории с Поповым. На рубеже XIX и XX вв. узникам Шлиссельбурга годами упорной борьбы, ценой здоровья, жизней товарищей удалось добиться того, чтобы был несколько смягчен тюремный режим. Были разрешены совместные прогулки, работа в местных мастерских, разведение огородов, пользование библиотекой в 2 000 томов. Однако в 1902 г. новый смотритель объявил Фигнер, что отныне все указанные послабления в режиме будут отменены.Вера Николаевна смотрела на этого средних лет человека, сухощавого, с мелкими чертами лица, и вспоминала все, что случилось за 18 лет заключения. Перед глазами мелькали избиения товарищей, голодовки, карцер, тайный вынос жандармами тел умерших узников (как будто в крепости что-то можно сделать тайно!) и, конечно, Мышкин и Минаков, казненные за оскорбление смотрителей.Пережить все это вновь уже не было сил. Применять испытанные средства борьбы: отказ от прогулок, голодовки — неизвестно, выдержат ли товарищи протест длительное время. Нет, нужно что-то необычное, такое, что всколыхнет не только крепость, но и петербургское начальство.Вера Николаевна подходит к смотрителю, резко срывает с него погоны. Тот пискливо пугается: “Что вы делаете?” — и выскакивает из камеры. По полу ползает растерявшийся вахмистр, подбирая сорванные погоны. После всего этого должна была последовать обычная процедура — военный суд и казнь, но иное время — иные песни. Вместо наказания заключенной, были сменены комендант крепости и смотритель. На Веру Николаевну не было наложено никакого взыскания.Более того, 23 января 1903 г. комендант торжественно объявил Фигнер, что «государь император ... , внемля мольбам матери..., высочайше повелел каторгу без срока заменить вам каторгой двадцатилетней». 29 сентября 1904 г., после 20-летнего заключения в Шлиссельбургской крепости, Вера Николаевна Фигнер вышла на свободу.Умерла она в 1942 г. в возрасте 90 лет.ЗаключениеВ 1870-е годы повышается роль женщины в революционном движении страны. Это связано с наступлением наиболее героического периода в истории русской разночинной интеллигенции - с народническим этапом освободительного движения. В эти годы разночинная женская интеллигенция продолжает борьбу за женское равноправие. Лозунги женского движения - право на высшее образование, на свободный выбор профессий, ликвидация позорного брачного законодательства - приобретают политическую окраску и становятся одними из пунктов программы борьбы с царизмом. На почве протеста против реакционной правительственной политики в области высшего женского образования начинается массовое сближение курсисток с демократическим» студенчеством, образование революционных кружков в женской учащейся среде. Курсы ученых акушерок, педагогические и бестужевские курсы дали большой процент женщин-профессиональных революционерок, непосредственных участниц народнических организаций середины 70-х годов. Одной из форм выступления против правительственной политики в женском вопросе явилась эмиграция женщин в заграничные университеты. В заграничный период 1871-72 гг. русские студентки впервые познакомились с основными положениями теоретиков народничества - М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова социалистическими идеями I Интернационала. Непосредственное участие в работе русской революционной эмиграции, в международном рабочем движении расширило кругозор русской разночинной женской интеллигенции, продемонстрировало узость лозунгов женского равноправия, взятого изолированно от борьбы за раскрепощение всех трудящихся. Однако, отсутствие опыта политической борьбы, слабое знание русской действительности, идеологическая незрелость привели к упрочению влияния Бакунина в женской среде. Но уже ж 1873 г. в результате деятельности Русской секции Интернационала, выступлений II.Л. Лаврова степень этого влияния была значительно снижена. Указ русского правительства 1873 г. о возвращении цюрихских студентов на Родину повлек за собой усиление народнической агитации в России в среде учащейся молодежи, широкое распространение идей I Интернационала, пропагандируемых бывшими заграничными студентками. В этот период лучшие представительницы женской интеллигенции приходят к выводу, что завоевание женщинами прав на высшее образование, на свободный выбор профессий возможно только в результате победоносной пролетарской революции. Курсистки и народные учительницы, бывшие цюрихские студентки и земские акушерки становятся профессиональными пролетарскими революционерками. Нам известны, имена славных большевичек, студенток-бестужевок П. Ф. Куделли, К.Н. Самойловой, студентки курсов Герье О.Варенцовой, сделавшихся руководительницами женщин в пролетарской революции. Самоотверженная деятельность пролетарских революционерок явилась подготовительным этапом массового участия женщин-работниц в революционно движении, без которого немыслима победа Октябрьской революции в России. Выдающаяся роль женщин в революции была обусловлена той школой освободительной борьбы, которая оказалась пройденной женщинами предыдущих поколений. Борьба женщин.60-70-х годов за равноправие. Их участие в освободительном движении внесла свою лепту в дело уничтожения прогнившего николаевского режима, в дело освобождения всех трудящихся от гнета капитала. Славные традиции ранних этапов освободительного движения в России стали достоянием строителей советского социалистического государства в организации нового быта и новой социалистической семьи. Теперь в преддверии коммунизма, история борьбы за женское равноправие, которая привела женщин в ряды революционного движения,напоминает нам о тех решительных сдвигах в сознании масс, которые произошли за годы советской власти. Женщина достигла равенства не только по закону, но и на деле. То, чему отдали свои стремления, помыслы, а иногда и жизни, революционерки-шестидесятницы и народницы, стало явью.


Источники
1. Газета "Вперед!" № 25 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876. – 16 с.
2. Газета "Вперед!" № 26 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876. – 16 с.
3. Газета "Впередъ!" № 32 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876. – 16 с.
4. Газета "Вперед!" № 28 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876. – 16 с.
5. Газета "Впередъ!" № 30 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876. – 16 с.
6. Газета "Впередъ!" № 29 за 1876 год. – М.: Наборная журнала "Вперед", 1876.-16 с.
7. Журнал “Современник”, 1862 г.
8. Трубачев С. С. Ученые труды графа Д. А. Толстого // Исторический вестник. — 1889. — Т. 36, № 6. — С. 653—659.
9. Фигнер В.Н. Воспоминания. М., 1964. 395 c.






Литература
1. Барриве Л. Общественное движение в царствование Александра Второго. – М.: Типография Русского Товарищества, 1909. – 184 с.
2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. – 224 с.
3. Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. – М.: Либроком, 2011. – 392 с.
4. Из истории русской литературы и общественной мысли 1860 - 1890-х годов. – М.: Наука, 1977. – 728 с.
5. Исторические письма русского философа П.П.Лаврова. – М.: Издание редакции журнала "Русское Богатство", 1905. – 368 с.
6. Лавров П.Л.. Развитие учения о мифических верованиях. – М.: ЛКИ, 2010. – 136 с.
7. Лавров П.Л. Исторические письма. 1868-1869. – М.: Либроком, 2013. – 296 с.
8. Ляшенко Л. М. Революционные народники– М.: , 1989. – 43 с.
9. Матвеева И.Е. В. Фигнер. М., 1961. 150 С.
10. Плеханов Г.В. История в слове. – М.: Современник, 1988. – 510 с.
11. Соловьев Е.. Между народничеством и славянофильством:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 356 с.
12. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930. М,. 2004. 616 с.
13. Ткачев П.Н. Задачи революционной пропаганды в России. – М.: , 2010. – 76 с.
14. Феминизм в общественной мысли и литературе. Сборник публицистических, философских и художественных материалов представителей мирового феминистического движения XVIII-ХХ вв. М., 2006. – 400 с.
15. Чернышевский Н. Г. Что делать? М.:Азбука, 2012.- 446 с.
16. Цымрина Т. В. Революционное народничество в отечественной историографии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 104 с.




Вопрос-ответ:

Каково было уровень образования у женщин в России во второй половине XIX века?

Во второй половине XIX века уровень образования у женщин в России был низким. Большинство женщин не имели возможности получить формальное образование, особенно в области высшего образования.

Каково было отношение общественно-политической мысли России к "женскому вопросу" в 60-х годах?

В 60-х годах в России "женский вопрос" начал привлекать все больше внимания общественно-политической мысли. Возникла потребность обсудить и изменить положение женщин в обществе, включая их образование и участие в общественно-политической деятельности.

Какие были судьбы и взгляды С.Л. Перовской?

С.Л. Перовская была одной из ведущих фигур русского революционно-народнического движения. Она выступала за радикальные изменения в обществе и боролась за освобождение крестьян. Перовская также активно поддерживала равные права для женщин и пропагандировала их активное участие в политической жизни.

Какие были судьбы и взгляды В.Н. Фигнер?

В.Н. Фигнер была другой важной фигурой русского революционно-народнического движения. Она также выступала за освобождение крестьян и социальные перемены. Фигнер также активно пропагандировала идеи равенства полов и активного участия женщин в политической жизни.

Какие еще источники можно использовать для изучения темы взглядов женщин в народническом движении?

Для изучения темы взглядов женщин в народническом движении можно использовать различные источники, включая исторические документы, письма и мемуары участниц движения. Также полезным будет чтение академической литературы и исследований, посвященных данной теме.

Каковы были ценности и взгляды женщин в русском революционно-народническом движении 1860-1870 годов?

Женщины, участвовавшие в русском революционно-народническом движении в 1860-1870 годах, разделяли основные идеи и ценности этого движения. Они протестовали против крепостного права и социальной несправедливости, стремились к равенству и свободе для всех граждан. Они также ставили вопрос об улучшении положения женщин в обществе и их равенстве перед законом. Женщины-народницы были активными участницами деятельности движения, они осуществляли пропаганду и образовательную работу, а также принимали участие в революционных активностях.

Каков был уровень женского образования во второй половине XIX века в России?

Уровень женского образования во второй половине XIX века в России был невысоким. Большинство женщин не имело доступа к формальному образованию и было ограничено в своих возможностях. Только небольшая часть образованных женщин, преимущественно из дворянских семей, имела возможность получить высшее или среднее специализированное образование. Однако несмотря на это, женщины активно стремились к самообразованию и самосовершенствованию, особенно те, кто был заинтересован в социально-политическом прогрессе и борьбе за равенство.

Какой была роль женского движения в истории общественно-политической мысли России 60-х годов XIX века?

Женское движение в России 60-х годов XIX века играло значительную роль в истории общественно-политической мысли. Женщины, активно участвуя в движении, пропагандировали и распространяли революционные идеи среди других женщин, а также влияли на общество в целом. Они ставили вопросы о равенстве и освобождении женщин, об ограничениях и дискриминации, с которыми они сталкивались. Женщины-народницы также активно участвовали в политической деятельности и боролись за свои права.

Какие возможности для образования имели женщины во второй половине XIX века в России?

Во второй половине XIX века в России у женщин были ограниченные возможности для образования. Многие женщины получали домашнее образование, которое ограничивалось обучением чтению, письму и элементарной арифметике. Однако некоторые женщины из общества народников имели возможность получить более серьезное образование за границей или в специальных женских гимназиях.