Основные подходы к подростковому кризису в трудах зарубежных психологов
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Основные аспекты подросткового возраста 4
1.1 Характеристика процесса взросления в подростковом возрасте 4
1.2 Особенности переживания подростком возрастного кризиса 6
Глава II. Специфика подросткового кризиса 9
2.1 Описание подросткового кризиса в трудах зарубежных авторов 9
2.2 Проблема личностной идентичности у подростков 10
Заключение 12
Список литературы 13
Рассмотрим некоторые из них.По мнению Ш. Бюлер, проблема психическойпубертатностиво многом связана с созреванием такой биологической потребности, как «потребность в дополнении».Данное жизненное явлениесчитается основой переживаний, характерных для подросткового возраста. Ш. Бюлертакже полагает, что и в основе полового инстинкта находится«потребность в дополнении», а также «стремление к другому». Такая потребность в дополнении «вырывает» ребенка из его прежней жизни и среды, вызывает у него стремление к новому –к более широким, сложным формам жизни. Так, подростковый возраст - возраст поиска друга [6].По мнению Э. Шпрангерапомочь подростку преодолетьвсе страхи и кризисные состояния может «большая, чистая любовь», а также«сила идеальных стремлений» Э. Шпрангер полагает, что в сознании подростка эротика и сексуальность довольно резко друг от другаотделены. В переходном возрастепри сексуализации эротическогоидеальная любовь, существующая в представлениях подростка, может быть необратиморазрушена.Вследствие того, что подросток еще недостаточно развитс сексуальной стороны, Э. Шпрангерговорит о том, что у него может и не произойтиполнойсексуализации эротического [3].Согласно теории Э. Штерна, для переходного возраста характерна не только определенная направленность мыслей, чувств, идеалов,стремлений, но также и особый образ действий. Данный автор описывает данный возраст как промежуточный «между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого». Для описания подросткового возраста Э. Штерн использует такое понятие, как«серьезная игра».Подросток смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, - еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О «серьезной игре», согласно Э. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо субъективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться [6].Главной идеей Э. Эриксона является дифференциация процесса развития идентичности на определенные фазы, причем на каждой из фаз личность может подвергаться целому ряду психосоциальных кризисов [9]. Так, в период взросления осуществляется «нормативный кризис», который не является аномалией, но, в то же время, может привести к развитию патологий и различных отклонений. Основной проблемой в этот возрастной период является то, что происходит формирование идентичности, выработка статуса, а также поиск места в жизни.ЗаключениеЦелью работы было изучение основных подходов к подростковому кризису в трудах зарубежных психологов. Данная цель достигнута посредством решения задач исследования.Так, нами охарактеризован процесс взросления в подростковом возрасте.Также рассмотрены особенности переживания подростком возрастного кризиса. Определено, что для пубертатного периода характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: эмоциональная лабильность, импульсивность, низкая толерантность к стрессовым воздействиям, склонность к аффективным вспышкам и т.п.При анализе трудовразличныхзарубежных авторов, сравнили описание подросткового кризиса, выявлено, что результатом продуктивного разрешения кризиса в подростковом возрасте является формирование положительного Образа «Я». Описана проблема личностной идентичности у подростков с точки зрения таких авторов, как Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон.Список литературыАхмеров Р.А. Биографические кризисы личности / Р.А. Ахмеров. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1994. – 24 с.Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Пер. с англ. — М., 1966.Данилова М. В. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков / М. В. Данилова, Т. Г. Волгина // Молодой ученый, 2015. — №14. — С. 451-454.Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988. - 429 c.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. - С. 210-221.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 c.Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков / Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.Turner J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Lawler E.J. (ed.) Advances in group process. Theory and research. V. 2. Greenwich: Connect., 1985.
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности / Р.А. Ахмеров. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1994. – 24 с.
2. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Пер. с англ. — М., 1966.
3. Данилова М. В. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков / М. В. Данилова, Т. Г. Волгина // Молодой ученый, 2015. — №14. — С. 451-454.
4. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988. - 429 c.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. - С. 210-221.
6. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 c.
7. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков / Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.
8. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.
10. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
11. Turner J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Lawler E.J. (ed.) Advances in group process. Theory and research. V. 2. Greenwich: Connect., 1985.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты подросткового возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные аспекты подросткового возраста, включая процесс взросления и особенности переживания возрастного кризиса подростками.
Какие особенности переживает подросток в возрастном кризисе?
Подросток в возрастном кризисе переживает ряд особенностей, которые подробно описываются в статье.
В чем заключается специфика подросткового кризиса?
Специфика подросткового кризиса заключается в определенных характеристиках и проблемах, которые рассматриваются во второй главе статьи.
Какие проблемы связаны с личностной идентичностью у подростков?
Проблема личностной идентичности у подростков подробно анализируется в статье. Там выявляются главные аспекты этой проблемы и предлагаются способы ее решения.
Какие авторы рассматривают подростковый кризис?
В статье рассматриваются труды зарубежных авторов, включая Ш. Бюлера и других, которые исследовали подростковый кризис и его особенности.
Какие основные аспекты подросткового возраста рассматриваются в статье?
Статья рассматривает основные аспекты подросткового возраста, включая характеристику процесса взросления и особенности переживания подростком возрастного кризиса.
Как описывается подростковый кризис в трудах зарубежных авторов?
В трудах зарубежных авторов подростковый кризис описывается как период интенсивных изменений, сопровождающихся физическими, психологическими и социальными изменениями в жизни подростка. Это период, когда подросток переживает проблемы в области личностной идентичности и становления взрослой личности.
Какую проблему рассматривают зарубежные авторы в контексте подросткового кризиса?
Зарубежные авторы рассматривают проблему личностной идентичности у подростков. Они исследуют, как подростки формируют свою самооценку, установки, ценности и отношения к окружающему миру.