Принятие решений в чрезвычайных ситуациях
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 13.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений 5
1.1. Управленческие решения: понятие, сущность 5
1.2. Особенности принятия решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций 9
Глава 2. Исследование системы управления при чрезвычайных ситуациях 18
2.1. Принятие решений по предупреждению и ликвидации ЧС на примере республики Саха (Якутия) 18
2.2. Синтез сценариев управления чрезвычайными ситуациями 23
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 37
При этом база данных предметной области должна быть реализована в виде правил описательной логики на онтологии.В качестве критерия оптимальности альтернативы принимается разница между оценками начальной и конечной ситуаций прецедента относительно предпочтений лица, принимающего решение. Мерой конечной ситуации прецедента является показатель эффективности.Чем большее значение имеет показатель эффективности для альтернативы, тем более оптимальной она является для данного прецедента при данных предпочтениях лица, принимающего решение.Автоматизированная система поддержка принятия решения при ликвидации ЧС на основе прецедентов должна отвечать следующим требованиям:обеспечивать возможность получения варианта решения в условиях временных ограничений, определяемых реальным управляемым процессом, и учета временного фактора, как при описании проблемной ситуации, так и в процессе поиска решения; функционировать в условиях невозможности получения всей объективной информации, необходимой для решения, и, в связи с этим, использованию субъективной, экспертной информации;действовать в условиях многовариантивности поиска, необходимости применения методов правдоподобного поиска (вывода) решения и активного участия в нем лица, принимающего решение; соответствию необходимости входного и выходного сообщения более одной истории выполнения программы.Методы рассуждения на основе прецедентов проходят четыре основных этапа, образующих цикл, структура которого представлена на рисунке 7.Рисунок 7 – Структура цикла принятия решенияПроцедура принятия решения в системе поддержки принятия решения при чрезвычайной ситуации включает следующие элементы:Формализация новой задачи принятия решения в виде запроса к системе поддержки принятия решений: определение количественных и качественных параметров ситуации принятия решения; извлечение количественных параметров территории, из которой сложилась чрезвычайная ситуация из базы данных; определение описательных параметров запроса (участок территории, лицо, принимающее решение, текстовый комментарий к ситуации принятия решения); выделение аспектов принятия решения, значимых для текущей задачи принятия решения и их приоритеты; качественная оценка ситуации принятия решения с точки зрения аспектов принятия решения. Выполнение поиска прецедентов: определение параметров алгоритма поиска прецедентов (весовых коэффициентов); выполнение процедуры поиска прецедентов, получение множества прецедентов, выбранных для адаптации; просмотр результатов сравнения прецедентов из множества, при необходимости корректировка множества, включение или удаление из него прецедентов.Проведение адаптации выбранных прецедентов: выполнение процедуры адаптации прецедентов, получения решения для запроса; просмотр результатов процесса адаптации, при необходимости корректировка решения, добавление или удаление из него управляющих воздействий.Проведение проверки решения, полученного при проведении адаптации выбранных прецедентов: выполнение проверки допустимости решения; если решение недопустимо или является неполным, то необходим переход к этапу повторного поиска прецедентов и формирование нового множества прецедентов, либо переход к этапу адаптации выбранных прецедентов и корректировки решения, либо прекращение работы с системой; выполнение процедуры оценки состояния ситуации принятия решения, вычисление показателя эффективности решения; если значение показателя эффективности меньше нуля или по одному из важных критериев значение оценки обстановки ухудшается, то необходим переход к этапу повторного поиска прецедентов и формирование нового множества прецедентов, либо переход к этапу 3 – адаптации выбранных прецедентов и корректировки решения, или же окончание работы с системой; формирование нового прецедента из описания запроса и решения.Если новый прецедент рекомендован системой к сохранению в базе данных прецедентов, то следует внести его в базу прецедентов.Реализация решения, полученного на этапе адаптации выбранных прецедентов на ситуации принятия решения: определение значения качественных оценок по аспектам для конечной ситуации, т.е. ситуации, сложившейся после реализации решения.Редактирование нового прецедента, дополнение его значениями оценок конечной ситуации.Основной функцией предлагаемой нами автоматизированной системы поддержки принятия решений при ликвидации ЧС на основе прецедентов является поддержка лица, принимающего решения.Для оценки текущей ситуации используется информация о том, как в подобных случаях поступали раньше, т.е. производится анализ прецедентов. Система выводов, основанных на прецедентах, является предпочтительнее экспертных систем, основанных на правилах.В качестве примера эффективности использования прецедентного подход к принятию управленческих решений по ликвидации ЧС, можно рассматривать деятельность по ликвидации последствий циклических ЧС, вызванных паводками, весенним половодьем и природными пожарами.Сценарии таких природных катаклизмов ежегодно повторяются. К ним можно отнести весеннее половодье в Ставропольском, Краснодарском, Приморском, Хабаровским краях и в Амурской области, лесные пожары в Сибирском и Дальневосточном округах, сильный ураганный ветер в Крыму и Ставропольском крае. Принятые решения во время ликвидации этих ЧС по наращиванию группировки спасательных сил, порядку проведенияинженерно-защитных, аварийно-восстановительных работ по восстановлению мостов, дорог, жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, могут быть использованы в качестве информационной базы для поддержки принятия управленческих решений при подготовке к реагированию на возможные ЧС в последующие годы.При анализе соответствия возникающих ЧС тем, которые уже имели место быть, должна быть проведена оценка масштабов чрезвычайной ситуации, проанализирован характер ее особенностей, осуществлена адаптация принятых решений, уточнение составов сил и средств и порядка построения группировки РСЧС и ее распределения по пострадавшим населенным пунктам и объектам.ЗаключениеПроцедура принятия управленческих решений в любой сфере деятельности основана на выборе необходимых данных и их обработке. Только обобщенный анализ факторов, характеризующих исследуемую область, дает возможность принять обоснованное решение. В результате принятые решения реализуются в виде оценок ЧС, планов, проектов и т.д. Процесс принятия решений основывается на анализе с использованием системного подхода экспертной методологии и современных экономико-математических и статистических методов обработки данных, выступающем в роли научно обоснованной методологии.Основополагающими являются практический опыт принятия решений и накапливание сведений о возникших ранее ЧС и оперативных способах их ликвидации.Система поддержки принятия решений представляет собой систему, которая помогает пользователю решать сложные повседневные профессиональные задачи с использованием информационных архивов данных, автоматически предлагая и рекомендуя альтернативные пути решения возникших вопросов.Нередко именно принятое вовремя грамотное управленческое решение во многом определяет благоприятный исход ликвидации ЧС, а не наличие сил и средств. Также система поддержки принятия решений дает возможность решать вопросы лимитированных ресурсов, недостаточного информирования и многозадачности.Выбор оптимального решения сопровождается работой многочисленного коллектива и традиционно является многостадийным: первоначальный анализ обстановки, объективная оценка ситуации, определение приоритетных направлений, формирование возможных путей разрешения сложившейся обстановки и наиболее значимых внешних факторов, выбор конкретного направления решения и анализ последствий в результате его реализации.Процесс принятия решения - процедура, нацеленная на выбор оптимального варианта осуществления мероприятий. Сложность заключается в том, что поиск верного варианта зависит от ряда критериев, оказывающих влияние на исходный результат. Постоянный сбор и анализ информации поэтапно приводят к уменьшению количества альтернативных решений и в дальнейшем к завершающему этапу выбора конечного варианта.В процессе принятия решения можно выделить основные этапы:предварительный анализ возникшей ситуации - постановка цели, уровни рассмотрения вопроса, общая структура системы, типы связей компонентов системы, условия взаимодействия подсистем, ресурсы и т.д.;постановка конкретной задачи - поиск основных критериев;получение и анализ исходных данных;решение поставленной задачи;получение конечного результата.В процессе формирования системы поддержки принятия решений, с использованием прецедентного подхода основополагающим моментом является возможность адаптации модели прецедента к аналогичным ситуациям и принятым решениям по определению алгоритмов их реализации.В ходе исследования установлено, что использование прецедентного подхода в деятельности органов управления РСЧС позволит повысить оперативность и эффективность принимаемых руководителями решений, снизить затраты финансовых и человеческих ресурсов, а также интегрировать опыт и знания, накопленные территориальными и функциональными подсистемами РСЧС, для целей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.Достижение цели повышения оперативности и правильности принятия решений возможно при использовании автоматизированной системы поддержки принятия решений при ликвидации ЧС (АСППР). Особенно востребовано применение такого метода при ликвидации ЧС природного характера, ежегодно возникающих в различных регионах страны (лесные пожары, весеннее половодье, паводки и т.д.)Список использованных источниковФедеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 496 c.Бусов, В. И. Управленческие решения : учебник для бакалавров / В. И. Бусов. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 254 с. Логинов, В. Н. Управленческие решения. Модели и методы / В.Н. Логинов. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 184 c.Ломакин, А. Л. Управленческие решения / А.Л. Ломакин, В.П. Буров, В.А. Морошкин. - М.: Форум, 2017. - 176 c.Смирнов, Э. А. Управленческие решения / Э.А. Смирнов. - М.: РИОР, 2016. - 366 c.Шаптала В. Г. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций: учеб пособие/В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.В. Шаптала; под общ ред. В.Г. Шапталы. -Белгород: Изв-во БГТУ, 2013. 245 с.Aрифуллин Е.З., Калач A3., Зыбин Д.Г. Моделирование действий и оптимизация численности сотрудников учреждения ФСИН России при возникновении чрезвычайной ситуации // Вестн. Воронеж. ин-та ФСИН России. 2018. № 2. Алавин П.В., Горбунов С.В. Анализ эффективности прецедентного подхода к ликвидации чрезвычайно ситуации. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. С. 88-90/Баркалов, С. А. Выбор управленческого решения в условиях неопределенности/С. А. Баркалов, А. Л. Маилян//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. -2015. -№ 4. -С.124-129.Берман А. Система поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации техногенных ЧС на основе прецедентного подхода / A. Берман [и др.] // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 5 (51). Бедило М.В., Бутузов С.Ю., Прус Ю.В. и др. Модель адаптивного управления оперативными службами РСЧС в чрезвычайных ситуациях межрегионального и федерального уровня//Технологии техносферной безопасности. Вып. 1 (71). 2017.Владимирова, С. В. К вопросу о сущности и экономической природе управленческих решений/С. В. Владимирова, Е. Э. Смолина//Социально-экономические явления и процессы. -2014. -№ 2. -С. 48-51.Калач А.В., Арифуллин Е.З., Аврамов З.А., Гладков С.А. Особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайных ситуациях гидрологического характера//Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. Т. 1. № 8. С. 510-511Караичев А.В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций//Наука и образование. -2016. -№ 8. -С. 11-14Мокшанцев A3., Тетерин И.М., Топольский Н.Г. Модели, методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений при поиске и обнаружении пострадавших под завалами, образующимися в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, пожаров и взрывов // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 5 (51). Старов В.Н., Лазукин В.Ф. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование показателей надежности технологических систем. Выпуск № 1 (5)/2014Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций /И.У. Ямалов. -3-е изд. (эл.). -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С.46-53Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году http://www.mchs.gov.ru/activities/results/2017_godПриложение АТаблица А.1 – Ресурсно-технологические аспекты управленческой деятельностиГруппы решений лица, принимающего решенияЧто необходимо сделатьКак это сделатьКакие требуются ресурсывремядругоеИнформационные решенияОпределение достоверности информации, поступающей от различных источниковАнализ поступившей информации, ее уточнение, перепроверка количественных и качественных параметров оперативной обстановки по другим каналамВремя получения конкретной информации и время для проведения ее анализаИсточники информации, способы получения и обработки информацииОрганизационные решенияРазработка оперативного плана действий по ликвидации ЧСОпределение состава сил и средств, распределение их по участкам выполнения работРасчетное время сосредоточения и введения сил и средств, время распределения по участкам работПривлеченные силы и средства, принятые информационные решенияТехнологические решенияРеализация оперативного плана действий по ликвидации ЧС. Контроль за выполнением отданных приказов, распоряжений, возможные изменения в первично принятые решенияОпределение содержания задач и особенностей действий каждого подразделения, участвующего в ликвидации ЧС. Отдача приказаний и распоряженийРасчетное время выполнения задач аварийно-спасательными формированиямиОтветственные лица за выполнение поставленных задач и требующиеся для этого средства. Дополнительно привлеченные силы и средства. Принятые информационные и организационные решенияПриложение БРисунок Б.1 - Принципиальная схема управления спасательными подразделениями МЧС Россиипри возникновении чрезвычайных ситуаций гидрологического характера
1. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
2. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрез¬вычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
4. Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 496 c.
5. Бусов, В. И. Управленческие решения : учебник для бакалавров / В. И. Бусов. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 254 с.
6. Логинов, В. Н. Управленческие решения. Модели и методы / В.Н. Логинов. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 184 c.
7. Ломакин, А. Л. Управленческие решения / А.Л. Ломакин, В.П. Буров, В.А. Морошкин. - М.: Форум, 2017. - 176 c.
8. Смирнов, Э. А. Управленческие решения / Э.А. Смирнов. - М.: РИОР, 2016. - 366 c.
9. Шаптала В. Г. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций: учеб пособие/В.Г. Шаптала, В.Ю. Радоуцкий, В.В. Шаптала; под общ ред. В.Г. Шапталы. -Белгород: Изв-во БГТУ, 2013. 245 с.
10. Aрифуллин Е.З., Калач A3., Зыбин Д.Г. Моделирование действий и оптимизация численности сотрудников учреждения ФСИН России при возникновении чрезвычайной ситуации // Вестн. Воронеж. ин-та ФСИН России. 2018. № 2.
11. Алавин П.В., Горбунов С.В. Анализ эффективности прецедентного подхода к ликвидации чрезвычайно ситуации. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. С. 88-90/
12. Баркалов, С. А. Выбор управленческого решения в условиях неопределенности/С. А. Баркалов, А. Л. Маилян//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. -2015. -№ 4. -С.124-129.
13. Берман А. Система поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации техногенных ЧС на основе прецедентного подхода / A. Берман [и др.] // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 5 (51).
14. Бедило М.В., Бутузов С.Ю., Прус Ю.В. и др. Модель адаптивного управления оперативными службами РСЧС в чрезвычайных ситуациях межрегионального и федерального уровня//Технологии техносферной безопасности. Вып. 1 (71). 2017.
15. Владимирова, С. В. К вопросу о сущности и экономической природе управленческих решений/С. В. Владимирова, Е. Э. Смолина//Социально-экономические явления и процессы. -2014. -№ 2. -С. 48-51.
16. Калач А.В., Арифуллин Е.З., Аврамов З.А., Гладков С.А. Особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайных ситуациях гидрологического характера//Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. Т. 1. № 8. С. 510-511
17. Караичев А.В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций//Наука и образование. -2016. -№ 8. -С. 11-14
18. Мокшанцев A3., Тетерин И.М., Топольский Н.Г. Модели, методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений при поиске и обнаружении пострадавших под завалами, образующимися в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, пожаров и взрывов // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 5 (51).
19. Старов В.Н., Лазукин В.Ф. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование показателей надежности технологических систем. Выпуск № 1 (5)/2014
20. Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций /И.У. Ямалов. -3-е изд. (эл.). -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С.46-53
21. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году http://www.mchs.gov.ru/activities/results/2017_god
Вопрос-ответ:
Какие особенности присущи принятию управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций?
При ликвидации чрезвычайных ситуаций принятие управленческих решений сопряжено с непредсказуемостью и неопределенностью. В таких ситуациях необходимо оперативно оценивать ситуацию, проводить анализ рисков и принимать меры по предотвращению угрозы или минимизации последствий. Также важно принимать решения с учетом ограниченных ресурсов и времени.
Какие теоретические аспекты связаны с принятием управленческих решений?
Теоретические аспекты принятия управленческих решений включают изучение методов анализа информации, моделей принятия решений, факторов, влияющих на принятие решений. Также изучается понятие рациональности решений и психологические аспекты принятия решений.
Как принимаются управленческие решения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Принятие управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает анализ ситуации, прогнозирование возможных последствий, определение приоритетов и принятие мер по предотвращению угрозы или минимизации последствий.
Какие исследования проведены в области управления при чрезвычайных ситуациях?
В области управления при чрезвычайных ситуациях были проведены исследования, связанные с разработкой моделей управления, синтезом сценариев и прогнозированием развития ситуаций. Также проводились исследования в сфере психологии принятия решений в условиях кризисных ситуаций.
Какова сущность управленческих решений?
Управленческие решения - это осознанный выбор, сделанный руководителем на основе анализа информации и оценки возможных последствий. Они направлены на достижение поставленных целей и решение текущих проблем организации.
Что такое управленческие решения?
Управленческие решения - это принятие определенных действий руководителями организации в целях достижения поставленных целей и решения возникающих проблем. Они основаны на анализе информации и оценке возможных последствий.
Какие особенности присущи принятию решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций?
При ликвидации чрезвычайных ситуаций принятие решений имеет свои особенности. В таких ситуациях требуется быстрое и эффективное действие, так как каждая минута может иметь решающее значение. Руководители должны быть готовы к нестандартным ситуациям и иметь опыт в принятии решений при экстренных обстоятельствах.
Какие решения могут быть приняты по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Решения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций включают такие меры, как разработка планов действий, проведение тренировок и учений, контроль состояния системы безопасности, обновление и модернизация систем предупреждения и информирования, обучение населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, создание эффективной системы коммуникации и координации действий.
Какие сценарии управления чрезвычайными ситуациями можно синтезировать?
Сценарии управления чрезвычайными ситуациями могут включать различные варианты действий: эвакуацию населения, организацию медицинской помощи, ликвидацию последствий аварий и катастроф, организацию сил и средств для борьбы с чрезвычайными ситуациями, осуществление поисково-спасательных работ и многое другое. Основная цель синтеза сценариев - найти оптимальный план действий и максимально эффективно использовать ресурсы.
Где можно найти больше информации по данной теме?
Подробнее об управлении чрезвычайными ситуациями и принятии решений в них можно узнать, обратившись к источникам, перечисленным в списке использованных источников в конце статьи.