Развитие психических функций (от 3-х до 6-ти лет).
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 13.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
1. Определение «психических функций» в психологии. Строение, свойства и закономерности развития психических функций. …...5
2. Психологические особенности дошкольного возраста, определяющие развитие психических функций у детей 8
3. Специфика развития психических функций детей от 3-х до 6-ти лет 11
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Приложения 18
Не смотря на то, что они еще находятся на житейском уровне, содержание понятия все больше соответствует содержанию взрослых.
В конце дошкольного возраста появляется способность обобщения, установления связей. Ее возникновение необходимо для дальнейшего развития интеллекта.
Развитие эмоций, мотивов и самосознания. Дошкольный возраст является периодом первоначального формирования личности. Именно в этот период осуществляется формирование основных личностных образований и механизмов. Развиваются связанные между собой мотивационная и эмоциональная сферы, развивается самосознание [5].
Эмоции. В дошкольном возрасте преобладает в основном спокойный эмоциональный фон, отсутствие аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Такой стабильный эмоциональный фон связан с динамикой представлений ребенка. Формирование образных представлений является более свободной и мягкой в сравнении с аффективными процессами восприятия в раннем детстве. Однако это не означает, что происходит снижение интенсивности, насыщенности эмоциональной сферы ребенка. Время у дошкольников все еще насыщено эмоциями [5].
В дошкольном возрасте осуществляется сдвиг аффекта с конца деятельности к ее началу. Аффект (эмоциональный образ) - это первое звено в структуре поведения [5].
Таким образом, развитие психических функций в дошкольном возрасте проявляется в сформированной правильной речи, развитой произвольной памяти, в развитии непроизвольной памяти, наглядно-образного мышления, творческого воображения, расширения круга эмоций, формирования плана действий. Восприятие постепенно начинает утрачивать свой аффективный характер и обретает осмысленность, целенаправленность и аналитичность. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Это возраст благоприятный для развития памяти. Сначала память непроизвольна, но уже в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.
Заключение
Для возрастной, социальной и педагогической психологии особую важность имеет вопрос перехода детей с одного возрастного этапа на другой. Значимость изучения социальной ситуации развития детей для трактовки содержания процесса перехода отмечалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожецем, Д.Б. Элькониным и др. При этом большое внимание уделялось вопросам как интеллектуального, так и личностного развития.
В дошкольный период происходит перестройка всей психической жизни детей и их отношения к окружающему миру. Смысл такой перестройки состоит в том, что в дошкольный период происходит становление внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Возникновение внутренней саморегуляции и внутренней психической жизни зависит от целого ряда новообразований в сознании и психике детей дошкольного возраста. На любом возрастном этапе определенная психическая функция выходит на первое место.
Важнейшая способность дошкольного возраста состоит в том, что здесь происходит становление новой системы психических функций. Центральное место занимают процессы памяти, мышления, воображения. Существенными показателями развития психических функций ребёнка выступает овладения знаниями, а также представлениями об окружающем мире.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.
Развитие психических функций дошкольников часто связано с повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Окружающий мир может воздействовать на детей слишком сильно и вызвать нежелательные нервные реакции. Поэтому родителям нужно знать границы психических и эмоциональных возможностей детей и оберегать их от воздействия чрезмерных раздражителей.
С точки зрения невропатологии дошкольный возраст является колыбелью неврозов и периодом упрямства. Очень строгие запреты могут порождать психотравмы, серьезно дезорганизующие детские чувства, мысли приводить к неврозам. Поэтому родителям нужно заботиться об организации нормального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок. Не забывайте о том, что детские неврозы можно легко предупредить, однако их очень сложно лечить.
Список используемой литературы
1. Белых, В.А. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа 5+ : рабочая тетрадь воспитанника старшей группы детского / В.А. Белых. Изд. 2-е. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2016. - 16 с.
2. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
5. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с.
6. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
7. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
8.Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н. В. Исакова. СПб: Детство-Пресс, 2013. 62 с.
9. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
10. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
11. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
12. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
14. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
15. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.
Приложения
18
1. Белых, В.А. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа 5+ : рабочая тетрадь воспитанника старшей группы детского / В.А. Белых. Изд. 2-е. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2016. - 16 с.
2. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
5. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с.
6. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
7. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
8.Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н. В. Исакова. СПб: Детство-Пресс, 2013. 62 с.
9. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
10. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
11. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
12. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
14. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
15. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.
Вопрос-ответ:
Какие функции развиваются у детей от 3 до 6 лет?
У детей в этом возрасте развиваются такие функции, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Какие особенности дошкольного возраста оказывают влияние на развитие психических функций?
В дошкольном возрасте происходит формирование эмоций и социальных навыков, усиление интереса к окружающему миру, эгоцентризм, развитие речи и самостоятельности. Все это влияет на развитие психических функций у детей.
Как происходит развитие внимания у детей от 3 до 6 лет?
Внимание у детей в этом возрасте становится более устойчивым и концентрированным. Дети начинают лучше контролировать свое внимание, переключаться между разными видами деятельности, сосредотачиваться на выполнении задачи.
Как развивается память у детей от 3 до 6 лет?
У детей в этом возрасте развивается оперативная память, они становятся способными запоминать и воспроизводить информацию. Дети начинают использовать разные стратегии запоминания, например, повторение и связывание новой информации с уже известной.
Как развивается речь у детей от 3 до 6 лет?
В возрасте от 3 до 6 лет происходит активное развитие речи у детей. Они начинают использовать более сложные грамматические конструкции, увеличивается словарный запас, появляется возможность составлять короткие предложения. Также дети начинают осознавать речь как средство общения.
Что такое психические функции в психологии?
Психические функции в психологии - это сложные психические процессы, которые позволяют человеку воспринимать, мыслить, решать задачи, запоминать, внимательно следить, управлять своим поведением и эмоциями. Они включают в себя восприятие, внимание, память, мышление, речь и др.
Каковы психологические особенности дошкольного возраста, определяющие развитие психических функций у детей?
В дошкольном возрасте дети активно развивают восприятие, внимание, память, мышление, речь в соответствии со своими возможностями и опытом. Характерные черты этого возрастного периода: игровая и символическая деятельность, формирование образного мышления, развитие речи, усиление социальных навыков и самостоятельности.
Как происходит развитие психических функций у детей от 3 до 6 лет?
В период от 3 до 6 лет дети активно развиваются в плане восприятия, мышления, речи и памяти. Они начинают более осознанно и активно воспринимать окружающий мир, усиливают свои навыки мышления и решения проблем, осваивают новые слова и грамматические правила. Дети также улучшают свою память и могут лучше запоминать информацию.
Какие закономерности развития психических функций существуют?
Развитие психических функций происходит по определенным закономерностям. Одна из них - закон развития от общего к частному. Это означает, что вначале развиваются общие способности и психические процессы, а затем они специализируются и становятся более сложными и специфическими. Например, сначала у детей формируется общее представление о цветах, а потом они начинают различать разные оттенки и названия цветов.