Развитие психических функций (от 3-х до 6-ти лет).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 18 18 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 13.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Основная часть 5
1. Определение «психических функций» в психологии. Строение, свойства и закономерности развития психических функций. …...5
2. Психологические особенности дошкольного возраста, определяющие развитие психических функций у детей 8
3. Специфика развития психических функций детей от 3-х до 6-ти лет 11
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Приложения 18

Фрагмент для ознакомления

Не смотря на то, что они еще находятся на житейском уровне, содержание понятия все больше соответствует содержанию взрослых.
В конце дошкольного возраста появляется способность обобщения, установления связей. Ее возникновение необходимо для дальнейшего развития интеллекта.
Развитие эмоций, мотивов и самосознания. Дошкольный возраст является периодом первоначального формирования личности. Именно в этот период осуществляется формирование основных личностных образований и механизмов. Развиваются связанные между собой мотивационная и эмоциональная сферы, развивается самосознание [5].
Эмоции. В дошкольном возрасте преобладает в основном спокойный эмоциональный фон, отсутствие аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Такой стабильный эмоциональный фон связан с динамикой представлений ребенка. Формирование образных представлений является более свободной и мягкой в сравнении с аффективными процессами восприятия в раннем детстве. Однако это не означает, что происходит снижение интенсивности, насыщенности эмоциональной сферы ребенка. Время у дошкольников все еще насыщено эмоциями [5].
В дошкольном возрасте осуществляется сдвиг аффекта с конца деятельности к ее началу. Аффект (эмоциональный образ) - это первое звено в структуре поведения [5].
Таким образом, развитие психических функций в дошкольном возрасте проявляется в сформированной правильной речи, развитой произвольной памяти, в развитии непроизвольной памяти, наглядно-образного мышления, творческого воображения, расширения круга эмоций, формирования плана действий. Восприятие постепенно начинает утрачивать свой аффективный характер и обретает осмысленность, целенаправленность и аналитичность. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Это возраст благоприятный для развития памяти. Сначала память непроизвольна, но уже в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

Заключение
Для возрастной,  социальной и педагогической психологии особую важность имеет вопрос перехода детей с одного возрастного этапа на другой. Значимость изучения социальной ситуации развития детей для трактовки содержания процесса перехода отмечалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожецем, Д.Б. Элькониным и др. При этом большое внимание уделялось вопросам как интеллектуального, так и личностного развития.
В  дошкольный период происходит перестройка всей психической жизни детей и их отношения к окружающему миру. Смысл такой перестройки состоит в том, что в дошкольный период происходит становление внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Возникновение внутренней саморегуляции и внутренней психической жизни зависит от целого ряда новообразований в сознании и  психике детей дошкольного возраста. На любом возрастном этапе определенная психическая функция выходит на первое место.
Важнейшая способность дошкольного возраста состоит в том, что здесь происходит становление новой системы психических функций. Центральное место занимают процессы памяти, мышления, воображения. Существенными показателями развития психических функций ребёнка выступает овладения знаниями, а также представлениями об окружающем мире.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.
Развитие психических функций дошкольников часто связано с повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Окружающий мир может воздействовать на детей слишком сильно и вызвать нежелательные нервные реакции. Поэтому родителям нужно знать границы психических и эмоциональных возможностей детей и оберегать их от воздействия чрезмерных раздражителей.
С точки зрения невропатологии дошкольный возраст является колыбелью неврозов и периодом упрямства. Очень строгие запреты могут порождать психотравмы, серьезно дезорганизующие детские чувства, мысли приводить к неврозам. Поэтому родителям нужно заботиться об организации нормального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок. Не забывайте о том, что детские неврозы можно легко предупредить, однако их очень сложно лечить.












Список используемой литературы
1. Белых, В.А. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа 5+ : рабочая тетрадь воспитанника старшей группы детского / В.А. Белых. Изд. 2-е. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2016. - 16 с.
2. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
5. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с. 
6. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
7. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
8.Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н. В. Исакова. СПб: Детство-Пресс, 2013. 62 с. 
9. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
10. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
11. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
12. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
14. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
15. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.













Приложения

















18

Список используемой литературы
1. Белых, В.А. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа 5+ : рабочая тетрадь воспитанника старшей группы детского / В.А. Белых. Изд. 2-е. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2016. - 16 с.
2. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
5. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с.
6. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
7. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
8.Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н. В. Исакова. СПб: Детство-Пресс, 2013. 62 с.
9. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
10. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
11. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
12. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
14. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
15. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.


Вопрос-ответ:

Какие функции развиваются у детей от 3 до 6 лет?

У детей в этом возрасте развиваются такие функции, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Какие особенности дошкольного возраста оказывают влияние на развитие психических функций?

В дошкольном возрасте происходит формирование эмоций и социальных навыков, усиление интереса к окружающему миру, эгоцентризм, развитие речи и самостоятельности. Все это влияет на развитие психических функций у детей.

Как происходит развитие внимания у детей от 3 до 6 лет?

Внимание у детей в этом возрасте становится более устойчивым и концентрированным. Дети начинают лучше контролировать свое внимание, переключаться между разными видами деятельности, сосредотачиваться на выполнении задачи.

Как развивается память у детей от 3 до 6 лет?

У детей в этом возрасте развивается оперативная память, они становятся способными запоминать и воспроизводить информацию. Дети начинают использовать разные стратегии запоминания, например, повторение и связывание новой информации с уже известной.

Как развивается речь у детей от 3 до 6 лет?

В возрасте от 3 до 6 лет происходит активное развитие речи у детей. Они начинают использовать более сложные грамматические конструкции, увеличивается словарный запас, появляется возможность составлять короткие предложения. Также дети начинают осознавать речь как средство общения.

Что такое психические функции в психологии?

Психические функции в психологии - это сложные психические процессы, которые позволяют человеку воспринимать, мыслить, решать задачи, запоминать, внимательно следить, управлять своим поведением и эмоциями. Они включают в себя восприятие, внимание, память, мышление, речь и др.

Каковы психологические особенности дошкольного возраста, определяющие развитие психических функций у детей?

В дошкольном возрасте дети активно развивают восприятие, внимание, память, мышление, речь в соответствии со своими возможностями и опытом. Характерные черты этого возрастного периода: игровая и символическая деятельность, формирование образного мышления, развитие речи, усиление социальных навыков и самостоятельности.

Как происходит развитие психических функций у детей от 3 до 6 лет?

В период от 3 до 6 лет дети активно развиваются в плане восприятия, мышления, речи и памяти. Они начинают более осознанно и активно воспринимать окружающий мир, усиливают свои навыки мышления и решения проблем, осваивают новые слова и грамматические правила. Дети также улучшают свою память и могут лучше запоминать информацию.

Какие закономерности развития психических функций существуют?

Развитие психических функций происходит по определенным закономерностям. Одна из них - закон развития от общего к частному. Это означает, что вначале развиваются общие способности и психические процессы, а затем они специализируются и становятся более сложными и специфическими. Например, сначала у детей формируется общее представление о цветах, а потом они начинают различать разные оттенки и названия цветов.