Музыка и музыкальные инструменты в драматургии А.П. Чехова.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Литература
  • 60 60 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 28.05.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ДРАМ А.П. ЧЕХОВА 8
1.1 «Музыкальное пространство» в пьесе «Чайка» 8
1.2 Музыка как художественная деталь в пьесе «Дядя Ваня» 16
ГЛАВА 2. ЗВУКО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДРАМАХ «ВИШНЕВЫЙ САД» И «ТРИ СЕСТРЫ» 21
2.1 Музыкальная архитектоника драмы «Вишневый сад» 21
2.2 Роль музыки и музыкальных инструментов в сюжете и идейно-смысловой организации драмы «Три сестры» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57





Фрагмент для ознакомления

Ритм символизирует время, которое имеет власть над человеком. Таким образом, происходит проблематизация человека в мире.Усиление превосходства темпоральной стороны в модели мира представлена в двух последних пьесах А.П. Чехова – «Три сестры» и «Вишневый сад». В данных драмах антитеза музыки и ритма выражена ярче. Мелодия, символизирующая человека и его существование, дискредитируется. Увеличивается количество пауз, добавлены стуки, создающие определённый ритм в пьесах. В этом случае доминирующая онтологическая позиция человека элиминируется.В пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад» с помощью музыкального начала показан конфликт человека и мира в темпоральной организации. В произведениях представлено время персонажей и объективное время: первое соотносится с музыкой (мелодией), второе – с ритмом. Данные пьесы рассмотрены во второй главе настоящей работы («Звуко-музыкальные элементы в драмах «Вишневый сад» и «Три сестры»»)В пьесе «Вишневый сад» антитеза музыки и ритма устранена. Объективно существующий мир выражен здесь с помощью мелодии, таким образом намечена попытка проникнуть человеку в этот мир. Это заключается в «оркестровой» субъектной организации пьесы. Образ оркестра, обозначенный в финале «Трех сестер» и вытесняющий индивидуальную, сольную музыку (скрипки, арфы), становится ключевым для субъектной организации последней чеховской пьесы, снимающим противоречие личности и мира.Музыкальные инструменты в драмах А.П. Чехова чаще всего сопровождают деятельность персонажа. Они звучат (или умолкают) в определенные жизненные ситуации героя. Поэтому романтический ореол снят с некоторых музыкальных инструментов. В частности, скрипка и арфа получают профанное значение в драме «Три сестры».Объективную реальность сопровождают ударные инструменты; они создают ритм, который является предметом мира. В драме «Три сестры» стук выступает как материализованное, «озвученное» время, причем время не субъективное, а объективное.Свирель пастуха, которая звучит в начале пьесы «Вишневый сад», не только участвует в оформлении звукового образа произведения, но и выступает в качестве реминисценции, отсылает к античному миру. В начале драмы художественное пространство благодаря этому музыкальному инструменту изображено идиллическим.Таким образом, с помощью музыкальных инструментов А.П. Чехов конструирует художественный мир своих драматических произведений.В заключение отметим перспективный характер данной темы. В дальнейшемследует исследовать музыкально-мифологическую архитектонику в пьесах А.П. Чехова. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреенко С. Четыре тайны Чехова. – Таганрог: Антон, 2011. – 80 с.
2. Ахметшин Р.Б. Проблема мифа в прозе Чехова: Дис.... канд. филол. наук. – М., 2007. – 182 с.
3. Бабенко В. Б. Шоу о драматургии Толстого и Чехова: (Проблема трагикомедии) // Русская литература 1870-1890-х годов. – Свердловск: Изд- во УрГУ, 1982. – С. 128-139.
4. Батракова С.П. Чеховский сад («Черный монах» и «Вишневый сад») // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. – М., 1995. – С.44-52.
5. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 2004. – 528 с.
6. Борисова Л.М На изломах традиции: Драматургия русского символизма и символистская теория жизнетворчества. – Симферополь, 2000. – 220 с.
7. Дамбрег С.В. Семенов В.Е. Музыка как феномен повседневности // Звучащая философия. – Спб: Санкт-Петербург, филос. об-во, 2003. – С. 73-78. –URL: http://www.anthropology.ru. – дата обращения: 12.12.2018.
8. Зайцев Б. Чехов // Зайцев Б. Далекое. – М.:ОНИКС, 1996. – С. 299-351.
9. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М: Наука, 1988. – 521с.
10. Иванова Н.Ф. «Ужасно ноют эти люди...» (Романсы в пьесе Чехова «Вишневый сад») // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны». – С,560-571.
11. Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу. –Тверь: Тверской гос. университет, 2001. – 81 с.
12. Кассирер Э. Философия символических форм. – М.; СПб.: Университетская книга, 2002. – Т.2. Мифологическое мышление. – 524 с.
13. Катаев В.Б. Чехов плюс. Предшественники, современники, преемники. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 391 с.
14. Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжетостроения в русской лирической поэзии XIX-XX веков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Самара, 2009. – 19 с.
15. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. – 5-е изд. – М.: Либроком, 2016. – 456 с.
16. Леви-Стросс К. Мифологики: В 4 т. – М.; СПб.: Университетская книга, 2014. – Т. 1. Сырое и приготовленное. – 356 с.
17. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2008. – 1600 с. (ЛЭТИ).
18. Лихачев Д.С. Поэзия садов. – СПб.: Наука, 2001. – 371 с.
19. Лосев А.Ф. Форма. Выражение. Стиль. – М.: ОТРИЭК, 2011. – 944 с.
20. Малютина Н.П. Характер полилога в пьесе «Вишневый сад» в контексте поисков музыкальной драматургии рубежа XIX-XX столетий // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». – М., 2005. – С. 555-556.
21. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – М.: Флинта; Наука, 2009. – 319 с.
22. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Акрополь. – М.: Вече, 1991. – С.23-41.
23. Метерлинк М. Сокровище смиренных; Мудрость и судьба. – М.: Либроком, 2017. – 256 с.
24. Назайкииский Н. О многослойности музыкального времени // Музыка и категория времени. – М., 2003. –С. 141-142.
25. Основин В.В. О своеобразии драматургического действия в пьесе «Три сестры» // Чеховские чтения: Чехов сегодня. – М., 2007. – С.43-56.
26. Панамарева А.Н. Музыкальность в драматургии А. П. Чехова: Дис. ..канд. филол. – Томск, 2007. – 201 с.
27. Паперный З.С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова // И.С. Тургенев в современном мире. – М.: Наука, 1987. – С. 127-135.
28. Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. – М.: Худ. лит-ра, 1980. – 159 с.
29. Полоцкая Э.А. «Вишневый сад»: Жизнь во времени. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 371 с.
30. Разумова П.Е. «Вишневый сад»: взгляд через столетие. // Вестник ТГПУ. – 2004. – Вып. 3(40). Серия: Гуманитарные науки (Филология). – С. 12-20.
31. Романенко СМ. Авторская позиция как структурообразующий элемент жанра комедии А.П. Чехова «Чайка» // Проблемы литературных жанров: Мат-лы IX Междунар. науч. конф 8-10 декабря 1998 г. Ч. 2. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – С. 26-32.
32. Собенников А.С. «Между «есть Бог» и «нет Бог»..» (о религиозно - философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1997. – 224 с.
33. Сувчинский П. Понятие времени и Музыка// Евразийское пространство: звук, слово, образ. – М., 2003. – С.471-481.
34. Сухих И.Н. Струна звенит в тумане. 1903. «Вишневый сад» // Книги XX века: русский канон. – М.: Независимая Газета, 2001. – С. 19-41.
35. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. – М.: Искусство, 1992. – С. 221 -273.
36. Холопов Ю.Н. Гармония: Теоретический курс. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 544 с.
37. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – СПб: Изд-во «Лань», 2006. – 320 с.
38. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. – Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 2009. – 215 с
39. Чехов А.П. В школьном изучении: сборник статей и материалов по биографии и творчеству поэта / Под ред. М.И. Мещерякова. – М.: Мегатрон, 2000. – С. 123-118.
40. Чудаков А.П. Мир Чехова. – М.: Советский писатель, 1986. –
380 с.
41. Шах-Азизова. Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М.: Наука, 1966. – 398 c.
42. Энциклопедический словарь символов. – М.: «Изд-во ACT»; «Изд-во Астрель», 2003. – 1056 с. (ЭСС).

Источники
43. Чехов А.П. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники / Чехов А. П. Полное собрание сочинений: В 18 т. – М.: Художественная литература, 1985. – Т.15. – 387 с.
44. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. Письма: В 12 т. – М., 1974-1983. Письма. – Т. 3. – 540 с.
45. Чехов А. П. Полное собрание сочинений

Вопрос-ответ:

Какая роль музыки в драматургии А. П. Чехова?

Музыка занимает важное место в драматургии А. П. Чехова и играет различные роли в его пьесах. В некоторых случаях она создает атмосферу и настраивает зрителей/читателей на определенный эмоциональный лад, а в других случаях музыка становится ключевым элементом сюжета или символизирует определенные идеи.

Какое место занимает музыка в пьесе "Чайка"?

В пьесе "Чайка" музыка выполняет роль создания музыкального пространства. Она помогает передать настроение и эмоции персонажей, добавляет глубину и мелодичность сценам. Музыка особенно активно используется в моментах поворота событий или выразительных монологах героев.

Какую роль играет музыка в пьесе "Дядя Ваня"?

В пьесе "Дядя Ваня" музыка служит художественной деталью, которая помогает передать настроение и атмосферу происходящего. Она усиливает эмоциональную окраску сцен, отображает внутренние состояния персонажей и создает музыкальное взаимодействие между героями пьесы.

Какую роль музыка играет в драме "Вишневый сад"?

Музыка в драме "Вишневый сад" играет важную роль в архитектонике пьесы. Она помогает подчеркнуть ключевые моменты сюжета, создает напряжение и передает настроение персонажей. Музыкальные элементы дополняют действие и усиливают эмоциональную глубину произведения.

Какая роль музыки и музыкальных инструментов в пьесе "Три сестры"?

В пьесе "Три сестры" музыка и музыкальные инструменты играют роль в идейно-смысловой организации драмы. Они символизируют различные аспекты жизни персонажей: их мечты, стремления, разочарования и надежды. Ритм и звуки музыки помогают передать время и эмоциональное состояние героев.

Какую роль играет музыка в драматургии А.П. Чехова?

Музыка занимает важное место в пьесах А.П. Чехова и выполняет различные функции. Она создает атмосферу, передает эмоции персонажей, выражает идеи и символизирует различные аспекты сюжета. Музыка становится частью художественной системы драмы, помогая передать ее глубину и сложность.

Какое место музыка занимает в пьесе "Чайка"?

Музыкальное пространство в пьесе "Чайка" играет важную роль. Она создает атмосферу загородного имения, передает настроение и эмоции персонажей. Музыкой дополняются действия и диалоги, она передает ощущение времени и событий, а также символизирует противоречия и конфликты, присущие персонажам и сюжету.

Какую идею и символическую функцию несет музыка в драме "Три сестры"?

В драме "Три сестры" музыка играет важную роль в идейно-смысловой организации. Она символизирует стремление героев к счастью, их ностальгию по прошлому и мечту о будущем. Музыка и музыкальные инструменты становятся своеобразным символом идеального мира, которого герои так жаждут, но не могут достичь.