История и популярная массовая культура
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение. 3
Глава 1. Массовая культура: становление и развитие. 7
1.1.Понятие массовой культуры и ее исторический генезис. 7
1.2. Формы, функции и основные проявления массовой культуры. 11
Глава 2. Массовая культура и массовое общество. 15
2.1.Популярные виды и жанры массового искусства 15
2.2. Характеристика массового общества и массовой культуры 20
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
В целом же это был качественно иной тип массовой культуры — без демократических свобод и прав человека, так называемая массовая культура тоталитаризма.В СССР были созданы массовое общество именно тоталитарного, мобилизационного типа и соответствующая ему массовая культура. Интересным является то, что по некоторым параметрам она сближалась с современной ей западной массовой культурой, особенно массовой культурой Германии и США, по другим значительно от нее отличалась.В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советском Союзе и Советской России массовая культура выражала потребности так называемого «низшего» класса. Естественно, что в СССР складывалась своя политическая и профессиональная элита, включавшая партийную номенклатуру и чиновников, профессуру и высокооплачиваемых ученых, известных артистов и летчиков. Именно они были подлинными носителями советской массовой культуры, специфическим эквивалентом среднего класса. Однако их положение было крайне неустойчиво.Они находились в полной зависимости от государственной и политической власти, периодически подвергались систематическим «чисткам» и репрессиям, вплоть до физического уничтожения.Вместе со всем этим советская массовая культура демонстративно отвергала набор ценностей западного общества, такие как финансовый достаток, комфорт, индивидуальный успех, стабильность, благополучие семьи, которые трактовались как«мещанские», «отсталые». Советская массовая культура основывалась на ценностях доиндустриального общества, таких, как уравнительное распределение, коллективизм, трудовая взаимовыручка, жертвенный аскетизм.Советское общество и советская массовая культура естественно содержали в себе определённые противоречия, которые современные исследователи относят к аксиологическому плану. С одной стороны, это было именно общество беззаботных потребителей, то есть людей, не являвшихся хозяевами своей жизни и не озабоченных свободой и ответственностью. С другой стороны, оно в официальной идеологии и пропаганде отвергало «мещанство» и стремление к личному благополучию. Тем самым, в советском обществе и массовой культуре имелось достаточно серьезное противоречие, разрешение которого рано или поздно было неизбежным.Необходимо обратить внимание на то, что ценностная «перенастройка» советского массового общества началась в 1960-е годы.К этому времени в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое индустриальное жилищное строительство дало возможность расселять коммунальные квартиры и общежития. Развилось массовое телевещание. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, магнитофоны, радиолы, стиральные машины, а в некоторых и личный автотранспорт. Возникли новые формы проведения досуга: туризм, клубы по интересам. Благодаря всему этому население становилось более автономным в плане бытового обустройства, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления и услуг. Все эти факты можно рассматривать как свидетельство формирования, ориентированного на средний класс и рыночную экономику общества массового потребления. Следует отметить, что в этот же период состоялась довольноактивная дискуссия о «мещанстве» и «вещизме», показавшая, что стремление к личному благополучию достигло уровня осознанных интересов и ценностных ориентаций широкого круга людей.В 1960-е и, особенно, 1970-е годы завершился процесс трансцендентализма и данные годы стали знаковыми для развития советской массовой культуры и советского массового общества. В этот период массовое общество окончательно утвердилось вместе с его потребительскими установками, такими как «мещанство» и «вещизм». В 1970-е годы завершился переход от традиционного доиндустриального общества к массовому индустриальному, а во-вторых, от тоталитарно-мобилизационного — к потребительскому.Особого внимания требует рассмотрение периода «перестройки», посколькуреформыпривели к масштабной и неконтролируемой массовизации российской культуры. Для данного периода характерны пошлость и непотребства, широко тиражируемые СМИ, зависимыми от рекламы.Говоря о причинах падения советского режима, чаще всего называют техническое, технологическое и экономическое отставание, стратегическое поражение в гонке вооружений и в холодной войне. Но к этому необходимо добавить и то, что советский режим не смог найти достойного ответа на вызов новой культурной эпохи — массовой культуры информационного общества, достигшей планетарных масштабов. Идеология и технология власти советского государства устарели задолго до того, как оно распалось в реальности. Советская коллективистская система уже не могла удерживать в повиновении массового индивида, которого сама же породила. Да и у самой советской правящей элиты возникли потребности и амбиции, типичные для массового общества: стремление выделиться из толпы “совков”, обозначить свое социальное превосходство, конвертировать ставшие эфемерными привилегии власти в более осязаемые и прочные материальные ценности, закрепить их в собственность, наследственное владение.Одним из серьезных противоречий нынешней российской ситуации усиливается тем, что традиционный россиийско-советский духовный опыт по своему нормативно-ценностному содержанию не ориентирован на рыночные отношения. Исторические корни, основанные на православии и славняских традициях не мобилизуют человека на жизнь в этом мире. Другой проблемой является то, что преимущества новейшей компьютерно-информационной культуры, в отличие, например, от скандинавских стран, являются достоянием узкого круга лиц, проживающих в крупнейших городах. Для большинства же населения эти новшества остаются малодоступными и потому малоприемлемыми. В большинстве случаев оказывается малоэффективной и действующей не по назначению реклама. Будучи оформленной по зарубежным маркетинговым технологиям, ориентированным на зарубежные стандарты массового потребления, в силу все той же малодоступности рекламируемых товаров и услуг, в России она воспринимается в лучшем случае как символика элитарности, а чаще как раздражающий фактор. В результате отечественная массовая культура, создавая неоправданно завышенный уровень социальных притязаний, не подкрепляемый ростом реальных доходов населения, пока еще не выполняет своей главной функции — социальной адаптации индивида к изменяющимся условиям жизни.Ситуация усугубляется отсутствием внятного символического ценностного кода современной российской культуры. В советское время, будучи противоречивым, язык массовых газет, кино, эстрады, массовых праздников, лозунгов и ритуалов был хотя бы декларативно лоялен по отношению к простым людям. Нынешняя ценностная символика российской культуры противоречива и даже эклектична. В ней соседствуют элементы, безусловно связанные с национальными традициями и инокультурные, православные и откровенно криминальные. Результатом этого является полная дезориентация и углубляющаяся дезинтеграция общества.Таким образом, российское общество оказалось беззащитным перед массовой культурой. Если в большинстве зарубежных стран социальность имеет устоявшиеся институциональные формы гражданского общества, дающего личности определённые, иногда и формальные, но ориентиры, также идентификацию в виде институций религиозных, муниципального самоуправления, профессиональной корпоративности, то советский и постсоветский человек этого к сожалению, пока лишен. Заключение.Таким образом, на современном этапе развития российского общества наиболее широкое распространение получила массовая культура. Следует отметить, что истоки массовой культуры, то есть культуры и результатов ее деятельности, направленной на потребление широкими народными массами, лежат в начале XXстолетия. Естественно, массовая культура зарождается и получает распространение в западноевропейском и американском обществе.Ряд отечественных исследователей считает, что для советского общества также характерна массовая культура, которая получила распространение и характерные черты в различные хронологические периоды Советского Союза.Следует отметить, что массовая культура имеет различные формы, виды, жанры и функции. Объясняется это во многом тем, что она ориентирована на широкую категорию потребителей с целью получения максимальной прибыли от распространения в обществе результатов функционирования массового потребления. Соответственно, если одной из главных целей массовой культуры является максимальное извлечение прибыли она должна предоставлять такой продукт который удовлетворит потребности любого члена общества. В целом же механизмами продвижения продуктов массовой культуры являются определенные стереотипы, навязанные человеческому обществу извне, которые пропагандируют определенные модели и шаблоны поведения. Следует отметить, что данный механизм массовой культуры характерен как для западноевропейского общества, так для советского. Он нашел отражение в современном российском обществе. Несмотря на то, что для западноевропейского и советского общества были присущи различные идеологические системы, технологии управления общественным сознанием в целом были идентичными, и отличались лишь только содержательными аспектами. Особенность развития массовой культуры на современном этапе является появление относительно новых ее жанров, в частности, нон-фикш, в рамках которого произведения массовой культуры основываются на реальных фактах и событиях и качественно отражают тот или иной исторический процесс.Список использованной литературы.Ашин Г.К. Вторжение без оружия: идеологическая борьба в современном мире и буржуазная "массовая культура" /Г. К. Ашин - М.: Сов. Россия, 1985. - 160 с.Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие; Аспект Пресс - Москва, 2005. - 176 c.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Мысль, 1993. 231с.Генис А. А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени: книга-эссе /А. Генис. - М.: Независимая газета, 1997. - 256 с.Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2004.-138 с.Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества; РУДН - Москва, 2001. - 330 c.Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество /А.Я. Зись; ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1987. – 252 с.Карцева, Е.Н. "Массовая культура" в США и проблема личности; Наука - Москва, 2009. - 192 c.Костина А.В. Популярная культура /А. В. Костина //Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - № 3. - С. 213-215.Коханая О.Е. Массовая коммуникация впроцессах самоорганизации социума: Тезисы; Высшая школа. - Москва, 2010. - 510 c. Коханая О.Е. Массовая культура иСМИ: современный этап. - Москва, 2004. - 727 c.Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы; Издательство политической литературы - Москва, 1978. - 350 c.Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура; Издательство политической литературы - Москва, 1985. - 399 c.Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура; Политиздат; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 1985. - 400 c.Купина Н. А., Николина Н. А., Литовская М. А. Массовая литература сегодня; Флинта, Наука - Москва, 2009. - 424 c.Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 2002. 220 с.Массовая культура: учебное пособие /Акопян К. С., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М., 2004. - С. 19.Медкова Е. С., Дружкова Н. И. Е. С. Медкова. Миф и культура. Язык и культура. Н. И. Дружкова. От импрессионизма к абстрактной живописи; Просвещение - Москва, 2009. - 602 c.Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования; Либроком - Москва, 2010. - 360 c.Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество; Аванти плюс - Москва, 2003. - 432 c.Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,2000. - 639с.Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика? М.: Мысль, 1998. 196 с.Сыров В. Н. Массовая культура. Мифы и реальность; Водолей - Москва, 2010. - 328 c.Ученова В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа?; Юнити-Дана - Москва, 2008. - 248 c. Фет Я.И. Массовая обработка информации в специализированных однородных процессорах; Новосибирск: СО АН СССР - Москва, 1976. - 199 c.Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 2004. - №6. - 174С.Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Холл Джеймс; пер. с англ. В.Н. Садовского. - М.:Крон-пресс, 1996. - 656 с.Бударина, С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura. Железная, Н. Что такое «нон-фикшн»? [Электронный ресурс] / Н. Железная // ЛитКритика: белорус. лит. портал. - Режим доступа: http://litkritika.by/categories/literatura/raznoe/2161.html. Литература non fiction: вымыслы и реальность [Электронный ресурс] / А. Абрамов, М. Айзенберг, М. Балина, С. Гандлевский [и др.] // Журнальный зал. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/r1.html.
1. Ашин Г.К. Вторжение без оружия: идеологическая борьба в современном мире и буржуазная "массовая культура" /Г. К. Ашин - М.: Сов. Россия, 1985. - 160 с.
2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие; Аспект Пресс - Москва, 2005. - 176 c.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Мысль, 1993. 231с.
4. Генис А. А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени: книга-эссе /А. Генис. - М.: Независимая газета, 1997. - 256 с.
5. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2004.-138 с.
6. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества; РУДН - Москва, 2001. - 330 c.
7. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество /А.Я. Зись; ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1987. – 252 с.
8. Карцева, Е.Н. "Массовая культура" в США и проблема личности; Наука - Москва, 2009. - 192 c.
9. Костина А.В. Популярная культура /А. В. Костина //Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - № 3. - С. 213-215.
10. Коханая О.Е. Массовая коммуникация впроцессах самоорганизации социума: Тезисы; Высшая школа. - Москва, 2010. - 510 c.
11. Коханая О.Е. Массовая культура иСМИ: современный этап. - Москва, 2004. - 727 c.
12. Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы; Издательство политической литературы - Москва, 1978. - 350 c.
13. Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура; Издательство политической литературы - Москва, 1985. - 399 c.
14. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура; Политиздат; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 1985. - 400 c.
15. Купина Н. А., Николина Н. А., Литовская М. А. Массовая литература сегодня; Флинта, Наука - Москва, 2009. - 424 c.
16. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 2002. 220 с.
17. Массовая культура: учебное пособие /Акопян К. С., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М., 2004. - С. 19.
18. Медкова Е. С., Дружкова Н. И. Е. С. Медкова. Миф и культура. Язык и культура. Н. И. Дружкова. От импрессионизма к абстрактной живописи; Просвещение - Москва, 2009. - 602 c.
19. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования; Либроком - Москва, 2010. - 360 c.
20. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество; Аванти плюс - Москва, 2003. - 432 c.
21. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,2000. - 639с.
22. Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика? М.: Мысль, 1998. 196 с.
23. Сыров В. Н. Массовая культура. Мифы и реальность; Водолей - Москва, 2010. - 328 c.
24. Ученова В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа?; Юнити-Дана - Москва, 2008. - 248 c.
25. Фет Я.И. Массовая обработка информации в специализированных однородных процессорах; Новосибирск: СО АН СССР - Москва, 1976. - 199 c.
26. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 2004. - №6. - 174С.
27. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Холл Джеймс; пер. с англ. В.Н. Садовского. - М.:Крон-пресс, 1996. - 656 с.
28. Бударина, С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura.
29. Железная, Н. Что такое «нон-фикшн»? [Электронный ресурс] / Н. Железная // ЛитКритика: белорус. лит. портал. - Режим доступа: http://litkritika.by/categories/literatura/raznoe/2161.html.
30. Литература non fiction: вымыслы и реальность [Электронный ресурс] / А. Абрамов, М. Айзенберг, М. Балина, С. Гандлевский [и др.] // Журнальный зал. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/r1.html.
Вопрос-ответ:
Что такое массовая культура?
Массовая культура - это феномен, возникший в современном обществе, который объединяет различные виды искусства и развлечений, производимые для массового потребителя. Она отличается от элитарной культуры тем, что ориентирована на широкую аудиторию и широко распространяется.
Исторический генезис массовой культуры?
Массовая культура начала свое становление в XIX веке с появления промышленной революции и массового производства товаров. С развитием прессы, радио, кино, телевидения и интернета она стала все более популярной и распространенной. Сегодня массовая культура тесно связана с потребительским обществом и глобализацией.
Какие формы и функции может принимать массовая культура?
Массовая культура может принимать различные формы - от фильмов и музыки до телешоу и видеоигр. Ее функции могут быть разнообразными - от развлекательной и информационной до идеологической и социальной. Она может влиять на мировоззрение и поведение людей.
Какие популярные виды и жанры массового искусства существуют?
Среди популярных видов и жанров массового искусства можно выделить кино, музыку, литературу, телевидение, видеоигры и интернет-контент. Каждый из них имеет свои особенности и достижения, которые привлекают массового потребителя.
Чем отличается массовое общество от массовой культуры?
Массовое общество - это социальное образование, характеризующееся большой численностью людей и высокой степенью их социальной организации. Массовая культура - это часть массового общества, которая связана с производством и потреблением массового искусства и развлечений.
Что такое массовая культура?
Массовая культура - это культура, предназначенная для широких масс, представляющая собой набор различных видов искусства и развлечений. Она имеет свои особенности и исторический генезис.
Каким образом развивалась массовая культура?
Массовая культура прошла длительный путь развития, постепенно превращаясь из элитарной культуры в культуру, доступную массам. Это произошло благодаря развитию технологий, массовым средствам коммуникации и изменениям в обществе.
Какие формы и функции присущи массовой культуре?
Массовая культура может принимать различные формы и выполнять различные функции. Она может быть представлена в виде кинофильмов, музыки, телевидения, литературы и других искусств. Основной функцией массовой культуры является развлечение и удовлетворение потребностей широкой аудитории.
В чем заключается связь между массовой культурой и массовым обществом?
Массовая культура и массовое общество взаимосвязаны. Массовая культура отражает и формирует массовое общество, влияет на его ценности, предпочтения и образ жизни. В свою очередь, массовое общество создает спрос на массовую культуру и определяет ее содержание и формы.
Какое влияние оказывает массовая культура на общество без демократических свобод и прав?
Массовая культура в обществе без демократических свобод и прав может иметь отрицательное влияние. Она может использоваться властями для манипуляции массами, поддержания контроля и ограничения свободы мысли и выражения. Такая массовая культура может ограничивать разнообразие мнений и идей, а также способствовать усилению социального неравенства.
Что такое массовая культура и как она развивалась в истории?
Массовая культура - это культура, создаваемая и потребляемая массами. Она развивалась в истории с разными формами и функциями. Основными проявлениями массовой культуры стали кино, телевидение, радио, музыка, литература и другие виды искусства.