Жаргонизмы и их использование в речи молодёжи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 30 30 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 01.09.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЖАРГОНИЗМЫ КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЯЗЫКА 5
1.1 История возникновения и развития жаргона 5
1.2 Определение понятий «жаргон», «арго», «жаргонизмы», «арготизмы» 7
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ МОЛОДЁЖИ 14
2.1 Виды молодёжного жаргона 14
2.2 Тематическая классификация молодёжного жаргона 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, их классификация позволяет также отразить и региональные особенности молодёжного сленга.Наименования субъектов и объектов учебного процесса:вузы, отдельные факультеты и специальности («Горхоз» («Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»), «мехфак» (механизаторы));учебные предметы и дисциплины («почка» (почвоведение), «эка» (экономика), «клиника» (клиническая психология), «пато» (патопсихология));контрольные мероприятия («пекеш» (неудачная сдача проекта), «висячка», «висяк», «хвост» (задолженность));временные отрезки и элементы учебного расписания («числитель/знаменатель», «мигалка» (обозначение учебных недель, которые сменяют друг друга в расписании));пространственные обозначения («клетка» (кабинет), «лига справедливости» (кафедра правоведения));преподаватели и некоторые категории обучаемых («главвред» (главный редактор), «научрук» (научный руководитель));предметные составляющие студенческой жизни («птаха» (тахеометр), «джинса» (заказная статья));учебные и внеучебные мероприятия («бухч», «пати» (праздничное мероприятие), «день живописи» (день, когда архитекторы собираются и употребляют алкогольные напитки)).Качественные характеристики субъекта и деятельности:положительное экспрессивное обозначение («ништячный» (отличный, превосходный), «фигасе» (выражение восторга, удивления));отрицательное экспрессивное обозначение («не айс», «отстой» (плохо, неприятно), «неварик» (не вариант, невозможность выполнения чего-либо));нейтральное экспрессивное обозначение («исяр» (немного), «фиолетово» (всё равно, безразлично)).Обозначение деятельности:действие, которое направлено на субъект («зарядить» (сильно ударить), «мутить» (встречаться с молодым человеком или девушкой с каким-либо умыслом));действие, направленное на объект («схавать», «схарчить» (съесть что-либо), «нарулить» (организовать, создать что-либо), «разрулить» (разобраться, уладить какой-то вопрос или проблему));действие, направленное на самого себя («раздуплить», «догнать» (понять), «ХЗ» (не знаю).Сопоставив несколько тематических групп молодёжного жаргона, выделенных различными исследователями, можно сделать следующий вывод.Тематическая классификация А.И.Головановой в качестве своего ядра содержит номинации, связанные в первую очередь с обучением и представленные дифференцированно и системно. Это делает её более узкой по сравнению с двумя другими, а потому недостаточно целостной и подробной.Тематическая классификация, которая была разработана Е.В. Любицкой, включает в себя не только учебную сферу, что в большей степени характерно только для студенческой молодёжи, но также и внеучебную сферу, которая ограничивается лексическими единицами, в которых отражены основные области интересов молодёжи. Благодаря этому данная классификация является более подробной и обширной, включает в себя больше аспектов и учитывает больше разнообразных тем, с которыми взаимодействуют молодые люди [17].Классификация М.В. Миловановой и Д.А. Малеевой является попыткой объединить две предыдущие классификации, включив преимущества каждой из них. Частично авторам удалось это сделать, классификация получилась более разносторонней и широкой.Стоит также уточнить, что все эти классификации не являются исчерпывающими. Можно разработать многие варианты классификаций, включающих различные сферы деятельности молодёжи, интересы и прочее. Например, дополнительно можно включить в тематические классификации следующие блоки:— слова, обозначающие человеческие качества и характеристики, чаще всего негативные («нуб», «лузер», «фрик», «ламер», «чайник»);— слова, связанные с социальными сетями и общением в Интернете в целом («аська», «аватар», «блог», «гуглить», «забаниться», «постить», «ИМХО», «коммент», «ник», «подкаст», «лайк», «сабж», «спам», «мыло», «флейм», «флуд», «френд», «юзерпик», «паблик»);— слова, выражающие эмоциональную оценку и подобное («лол», «рулит», «респект»);— слова, связанные с отдыхом и развлечениями («сейшн», «пати»);— слова, связанные с наркотиками («стафф», «джойнт», «ганджа»);— слова, связанные с компьютером («гамать», «геймер», «читтер»);— слова, связанные с профессиональной деятельностью (и здесь можно ещё дополнительно ввести классификацию по каждой профессии, так как все они будут включать большое количество тем, что можно сравнить с учебной деятельностью (например, слова, обозначающие определённые устройства и приборы, слова, обозначающие действия, слова, обозначающие профессиональные занятия и должности, слова, обозначающие рабочие процессы и так далее).Также стоит отметить, что нередко молодёжную речь характеризует неопределённость, размытость значений. Например, такие слова как «стрёмно», «круто» могут быть как положительной, так и отрицательной оценкой ситуации. Сюда также относятся такие слова как «блин!», которые используются в основном в качестве эмоциональных восклицаний, но могут использоваться в абсолютно любом контексте и значении (как реакция на что-либо, как выражение восторга или раздражения, как слово-«паразит» и т.п.). Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, такого рода слова и выраженияпрактически полностью утрачивают своё значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определённой ситуации эмоциональным компонентом значения. В зависимости от ситуации и круга общения такие слова могут выражать разнообразные эмоции: удивление, разочарование, восхищение, раздражение, радость и так далее. При этом более или менее адекватное понимание выражаемых эмоций нельзя осуществить без учёта интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста. В целом эти элементы выстраиваются в очень сложную систему, не всегда полностью понятную даже представителям молодёжи, а не только сторонним наблюдателям.Также стоит отметить, что молодые люди, особенно подростки, часто используют слова и выражения, значения которых до конца не осмысливают и не стремятся осмыслить, играя на внешней яркости образа. А нередко и затрудняются их понять, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», от которых затем крайне сложно избавиться. Всё это дополнительно усложняет создание единой тематической классификации жаргонизмов в молодёжной речи, так как тематика жаргонизмов является достаточно размытой и нечёткой. К тому же ошибки в использовании жаргонизмов самими молодыми людьми могут привести к тому, что одно и тоже слово у одного человека будет попадать в одну тематическую группу, а у другого — в другую. [26].ЗАКЛЮЧЕНИЕЖаргон — это условный язык, который возник в среде деклассированных элементов и является своеобразным речевым «паролем». Он отличается от общеразговорного языка специфической, необычной лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств. Но при этом он не обладает своей собственной фонетической и грамматической системой.Жаргон часто путают с понятием «арго». Нередко они считаются синонимами, однако имеют некоторые отличия. Так, например, арго является более закрытой системой в отличие от жаргона, в который достаточно легко могут проникать различные элементы, в том числе и элементы арго. Отдельные элементы жаргона называют жаргонизмами, отдельные элементы арго — арготизмами. По сравнению с арго и жаргоном в целом, арготизмы и жаргонизмы являются более подвижными и изменчивыми в течение времени.Молодёжная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, которое балансирует на грани литературного языка и жаргона, который по своей сути является заниженным стилем речи, размывающим и нормы языка, и нормы речевого этикета. При этом жаргон становится всё более привычным не только в повседневном общении, его можно заметить в телевизионных эфирах, художественных фильмах, современных песнях и книгах. Не меньшее воздействие оказывает и присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации. Однако то, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается в качестве простого зрелища, в российском обществе звучит как своего рода руководство к действию.Молодые люди, являясь основными носителями жаргона, превращают его в элемент поп-культуры, что делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен, современных молодёжных сериалах, телевизионных шоу и во всём том, на что ориентируется современная молодёжь. Именно поэтому так важно уделять внимание изучению жаргонизмов и их использованию в молодёжной речи.При высокой значимости изучения жаргонизмов до сих пор не существует единого и чёткого определения, что же является жаргоном, а также чёткой классификации видов молодёжного жаргона и его тематик. Видов и тематик насчитывается огромное множество, большая часть из них зависит от того вида деятельности, которой занимается та или иная группа молодых людей, от их интересов и предпочтений. Но, так как молодёжь часто имеет очень большой набор интересов и увлечений, которые ещё активно сменяют друг друга, это создаёт дополнительные трудности в изучении данного вопроса.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАхманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская Энциклопедия, 1969. — 608 с.Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — М.: Русское слово, 1996. — 5547 с.Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. — М., 1978. — С. 10-64.Войлова К.А. История русского литературного языка / К. А. Войлова, В. В. Леденева. — М.: Дрофа, 2009.Голованова А.И. Студенческий сленг как функциональная разновидность русского языка [Электронный ресурс] // Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции, 2003. — URL: http://konf-csu.narod.ru/2003/2003_07.htm (дата обращения: 12.12.2018).Грачев М.А. Интервенция криминального языка // Наука и жизнь. — 2009. — № 4. — С. 128-132.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1: А-З. — М.: Русский язык, 1998. — 699 с. Домашнев А.И. Немецкиесоциолекты: сленг // Лексика и лексикография. Сборник научных трудов. Выпуск 12. — Институт языкознания РАН, 2001. — С. 42-47.Истомин В.С. Норма и социальная вариативность в языке // Лингвокультурологическая парадигма в современных исследованиях. — Гродно, 2011. — С. 191-197. Йордан Й. Романское языкознание. — М.: Прогресс, 1971. — 620 с. Косякова Я.С., Мазовка А. Особенности современного молодёжного сленга // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 14-16. Кропачева М.А. Молодёжный жаргон как микроидиом национального русского языка // Вестник ВятГУ. — 2010. — №2-2. — С. 27-29.Курцева З.И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации // Преподаватель ХХI век. — 2015. — №1. — С. 171-177. Липатов А.Т. Сленг как проблема социолектики: монография. — М.: ООО «Изд-во «Элпис», 2010. — 318 с.Любицкая Е.В. Сленг: региональные черты и процессы англизации: автореф. дис ... д-ра филол. наук. — Ставрополь, 2005. — 24 с.Микуцкий С.П. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря и грамматики русского языка и других славянских наречий. — М., 1861.Милованова М.В., Малеева Д.А. Проблема классификации сленговых единиц с учетом регионального аспекта // Linguamobilis. — 2012. — №3 (36). — С. 74-77.Полехина Е.А. Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. — 2012. — №1. — С. 180-184.Ретинская Т.И. Социолингвистический и функционально-стилистический анализ французских профессиональных арго: дисс. … д. филол. н. — Орёл, 2012. — 366 с. Рублева О.Л. Лексикология современного русского языка. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 257 с. Руденко М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2016. — № 5(59): в 3-х ч. Ч. 3. — C. 127-134. Скворцов Л.И. Из истории слов и выражений периода Великой Отечественной войны // Филологические науки. — 1975. — № 3. - С. 59-65.Стурикова М.В., Хабибова Э. Жаргон неформальных молодёжных объединений [Электронный ресурс] // ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». — URL: http://www.rsvpu.ru/filedirectory/8692/Sturikova-_Xabibova_Doklad.pdf (дата обращения 12.12.2018).Уздинская Е.В. Семантическое своеобразие современного молодежного жаргона // Активные процессы в языке и речи. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. — С. 24-33. Хомяков В.А. Введение в изучение слэнга — основного компонента английского просторечия. — Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1971. — 104 с. Федорова Л.Л. Современная молодёжная речь: Норма или антинорма // Русский язык. — 2000. — №4. — С. 45-67.Целепидис Н.В. Взаимодействие народов и культур и проблема межкультурной коммуникации молодежи // Вестник славянской культуры. — 2009. — Т. 13, № 3. — С. 30-34. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга: сленговые слова 60-х - 90-х годов. — М.: Метатекст, 1997. — 304 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская Энциклопедия, 1969. — 608 с.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — М.: Русское слово, 1996. — 5547 с.
3. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. — М., 1978. — С. 10-64.
4. Войлова К.А. История русского литературного языка / К. А. Войлова, В. В. Леденева. — М.: Дрофа, 2009.
5. Голованова А.И. Студенческий сленг как функциональная разновидность русского языка [Электронный ресурс] // Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции, 2003. — URL: http://konf-csu.narod.ru/2003/2003_07.htm (дата обращения: 12.12.2018).
6. Грачев М.А. Интервенция криминального языка // Наука и жизнь. — 2009. — № 4. — С. 128-132.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1: А-З. — М.: Русский язык, 1998. — 699 с.
8. Домашнев А.И. Немецкие социолекты: сленг // Лексика и лексикография. Сборник научных трудов. Выпуск 12. — Институт языкознания РАН, 2001. — С. 42-47.
9. Истомин В.С. Норма и социальная вариативность в языке // Лингвокультурологическая парадигма в современных исследованиях. — Гродно, 2011. — С. 191-197.
10. Йордан Й. Романское языкознание. — М.: Прогресс, 1971. — 620 с.
11. Косякова Я.С., Мазовка А. Особенности современного молодёжного сленга // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 14-16.
12. Кропачева М.А. Молодёжный жаргон как микроидиом национального русского языка // Вестник ВятГУ. — 2010. — №2-2. — С. 27-29.
13. Курцева З.И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации // Преподаватель ХХI век. — 2015. — №1. — С. 171-177.
14. Липатов А.Т. Сленг как проблема социолектики: монография. — М.: ООО «Изд-во «Элпис», 2010. — 318 с.
15. Любицкая Е.В. Сленг: региональные черты и процессы англизации: автореф. дис ... д-ра филол. наук. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
16. Микуцкий С.П. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря и грамматики русского языка и других славянских наречий. — М., 1861.
17. Милованова М.В., Малеева Д.А. Проблема классификации сленговых единиц с учетом регионального аспекта // Lingua mobilis. — 2012. — №3 (36). — С. 74-77.
18. Полехина Е.А. Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. — 2012. — №1. — С. 180-184.
19. Ретинская Т.И. Социолингвистический и функционально-стилистический анализ французских профессиональных арго: дисс. … д. филол. н. — Орёл, 2012. — 366 с.
20. Рублева О.Л. Лексикология современного русского языка. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 257 с.
21. Руденко М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2016. — № 5(59): в 3-х ч. Ч. 3. — C. 127-134.
22. Скворцов Л.И. Из истории слов и выражений периода Великой Отечественной войны // Филологические науки. — 1975. — № 3. - С. 59-65.
23. Стурикова М.В., Хабибова Э. Жаргон неформальных молодёжных объединений [Электронный ресурс] // ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». — URL: http://www.rsvpu.ru/filedirectory/8692/Sturikova-_Xabibova_Doklad.pdf (дата обращения 12.12.2018).
24. Уздинская Е.В. Семантическое своеобразие современного молодежного жаргона // Активные процессы в языке и речи. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. — С. 24-33.
25. Хомяков В.А. Введение в изучение слэнга — основного компонента английского просторечия. — Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1971. — 104 с.
26. Федорова Л.Л. Современная молодёжная речь: Норма или антинорма // Русский язык. — 2000. — №4. — С. 45-67.
27. Целепидис Н.В. Взаимодействие народов и культур и проблема межкультурной коммуникации молодежи // Вестник славянской культуры. — 2009. — Т. 13, № 3. — С. 30-34.
28. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга: сленговые слова 60-х - 90-х годов. — М.: Метатекст, 1997. — 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое жаргон и какие есть его типы?

Жаргон - это специфическая лексика, характерная для определенной группы людей. Он может быть разных типов, таких как профессиональный жаргон, молодежный жаргон, криминальный жаргон и т.д.

Какова история возникновения и развития жаргона?

История возникновения жаргона начинается с появления различных социальных групп и профессий. В процессе общения они создавали свои уникальные слова и выражения для передачи своих мыслей. Это привело к формированию специфического словаря и развитию жаргона в разных сферах жизни.

Какие слова и выражения относятся к молодежному жаргону?

Молодежный жаргон включает в себя разнообразные слова и выражения, которые молодые люди используют для общения между собой. Это могут быть различные сленговые слова, жаргонные выражения и сокращения. Примеры таких слов и выражений можно найти в соответствующих источниках и словарях молодежного жаргона.

Каковы виды молодежного жаргона?

Молодежный жаргон может быть разных видов, в зависимости от особенностей группы молодых людей, которые его используют. Некоторые виды молодежного жаргона включают гопниковский жаргон, школьный жаргон, хип-хоп жаргон и т.д. Каждый вид жаргона имеет свои специфические слова и выражения.

Какие темы чаще всего рассматриваются в молодежном жаргоне?

Молодежный жаргон может отражать различные темы, которые актуальны для молодых людей. Это могут быть темы связанные с модой, музыкой, развлечениями и т.д. Также в молодежном жаргоне часто употребляются слова и выражения, связанные с социальными медиа и интернет-культурой.

Какова история возникновения и развития жаргона?

История возникновения и развития жаргона достаточно сложна и разнообразна. Она начинается с появления жаргона у узких групп лиц, таких как преступники, определенные профессии, военные и др. Постепенно жаргон распространился и стал использоваться молодежью. Он развивался и менялся в зависимости от социальных условий и потребностей общества.

Что такое жаргон, арго и жаргонизмы?

Жаргон - это особая форма языка, использованная определенной социальной группой или профессиональным сообществом. Арго - это синонимичное понятие, но чаще используется для обозначения преступного жаргона. Жаргонизмы - это слова или выражения, присущие жаргону и не входящие в общепринятую лексику.

Какие виды молодежного жаргона существуют?

Существует несколько видов молодежного жаргона. К ним относятся социальный жаргон, профессиональный жаргон, школьный жаргон, интернет-жаргон и другие. Каждый вид жаргона имеет свои особенности и используется в определенных ситуациях или социальных группах.

Какова тематическая классификация молодежного жаргона?

Тематическая классификация молодежного жаргона может быть очень разнообразной. В ней выделяются такие темы, как дружба, отношения, школа, работа, развлечения и т.д. Каждая тематика имеет свой сленг и жаргонные выражения, связанные с конкретными ситуациями и контекстом.

Можно ли использовать жаргоны разных регионов?

Да, можно использовать жаргоны разных регионов. Каждый регион имеет свои особенности и лексические единицы, которые используются в молодежном жаргоне. Использование региональных жаргоны может придать разнообразие и колорит речи.

Какая тематическая классификация молодежного жаргона приводится в книге?

В книге приводится тематическая классификация молодежного жаргона.

Какие виды молодежного жаргона описываются в книге?

В книге описываются различные виды молодежного жаргона.