Понятие государства. Виды государств (форма правления, форма государственно-го устройства и политический режим). Понятие разделения властей, государственные органы власти и гражданское общество на примере РФ.
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие государства 4
2. Виды государств (форма правления, форма государственного устройства и политический режим) 7
3. Понятие разделения властей, государственные органы власти и гражданское общество на примере РФ 17
Заключение 23
Список использованных источников 24
Можно выделить пять основных стадий:1. Законодательная инициатива. Представляет собой реализацию зафиксированного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган. 2. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой, которое состоит из трех чтений.3. Принятие законопроекта. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов – 225 депутатов плюс один голос. Исключением являются Федеральные конституционные законы, они принимаются по системе квалифицированного большинства и проголосовать за такой закон должно не менее двух третей от общего числа депутатов.4. Следующим важным этапом является рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Совет Федерации имеет право как одобрить, так и отклонить закон, принятый Государственной Думой.5. Подписание и обнародование закона – заключительные стадии законодательного процесса. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.Члены правительства не могут быть членами парламента, равно как и наоборот - члены парламента не могут формировать Правительство. Ответственность за свои действия Правительство несет перед главой государства.Статья 114 Конституции РФ закрепляет перечень вопросов, которые относятся к компетенции Правительства РФ. Однако данный перечень не является исчерпывающим, Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него федеральными законами и указами Президента РФ. Так, правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации и т.д.Судебная власть, наряду с законодательной и исполнительной, является независимой ветвью государственной власти. Осуществляется судами, выполняющими возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.Главная функция судебной власти – осуществление правосудия. Контролирующие функции судебной власти реализуются в форме контроля за соблюдением законодательства РФ, за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении. Основы судебной системы регламентируют ст. 125-128 Конституции РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.Перейдем к рассмотрению гражданского общества в России.Гражданское общество является обязательным элементом демократического государства. Без развитого гражданского общества невозможно построить правовое государство.Гражданское общество представляет собой систему общественных институтов и отношений, независимых от государства, которые призваны создать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.в России формирование гражданского общества имело свои исторические и социокультурные особенности. Началом зарождения гражданского общества можно считать период правления Александра Второго. В данный период было проведено множество либеральных реформ, однако с приходом к власти нового царя начались реакционные процессы. Следующий виток в развитии гражданского общества произошел в период революций 1905 г. и февраля 1916 г. Образовалось множество партий, начал функционировать представительный орган. Но после октябрьской революции 1917 г. опять наступил регресс, гражданское общество, по сути, перестало существовать, так как была ликвидирована частная собственность, деятельность всех организаций, частная жизнь граждан находилась под строгим идеологическим контролем. В период СССР гражданского общества фактически не существовало. Ситуация изменилась в 1980-е гг, когда было проведено множество реформ. После распада СССР Россия перешла к демократической форме правления, изменения затронули все сферы жизни – установилось идеологическое многообразие, вернулась частная собственность, появились выборные органы. Все это заложило основы для формирования гражданского общества.Можно выделить некоторые общие идеи, которые лежат в основе любого гражданского общества. К таковым относятся:-рыночные отношения и многообразие форм собственности;-признание и защита основных прав и свобод человека и гражданина;-демократически избранная и легитимная власть;-равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;-наличие легальной оппозиции;-свобода слова, печати, независимость СМИ;-невмешательство государства в частную жизнь;-высокий уровень жизни и социальная защищенность.Структура гражданского общества аналогично структуре общества в целом. Ее составляют разнообразные общественные отношения - экономические, социальные, политические, социокультурные и их субъекты.На сегодняшний день нельзя сказать, что гражданское общество в Российской Федерации сформировано окончательно. В России в отличие от многих стран запада, нет демократических традиций, поэтому гражданское общество испытывает некоторые затруднения своем развитии. В первую очередь можно выделить следующие проблемы гражданского общества в России.-не обеспечивается равенство граждан перед законом и судом; -неразвитость оппозиционного движения;-зависимость СМИ от государства;-высокий уровень коррупции;-несоблюдение гарантий местного самоуправления, централизация власти.Многие авторы отмечают, что на сегодня в России фактически установился не демократический, а режим авторитарной власти или гибридный режим. В таких условиях развитие гражданского общества затруднительно. Для того чтобы вернуться к демократической форме правления необходимо:-обеспечить сменяемость власти на всех уровнях;-создать сильный парламент, исключить влияние исполнительной власти на законодательную;-создать многочисленные организации, ассоциации и институты, поддерживать их деятельность вне зависимости от лояльности к действующей власти;-обеспечить независимость СМИ, исключить пропаганду, обеспечить оппозиционным силам равный доступ к СМИ;-предоставить самоуправление основным институтам (университеты, сфера искусства и т.д.).На сегодняшний день наблюдаются и положительные тенденции в развитии гражданского общества в России. Граждане проявляют интерес, активно участвуют во всех сферах общественной жизни, развивается бизнес, уровень образования вырос.Говоря о взаимодействии государственных органов и гражданского общества, стоит отметить, что сегодня оно является недостаточным. Отчасти данная ситуация сложилась из-за бюррократизированности системы государственных органов и недоверии граждан к ним. В первую очередь это касается представительных и правоохранительных органов.Необходимо увеличить влияние гражданского общества на решение важнейших проблем. Пока данное влияние недостаточно - многие инициативы и предложения граждан бесследно исчезают в бюрократическом аппарате разных уровней власти. Как верно отмечает А.П. Кочетков «Нет статистических данных о том, сколько инициатив или предложений, исходящих из недр гражданского общества, учтено и внедрено в практику работы органов государственной власти в масштабе всей страны. На общефедеральном уровне, а во многом и на региональном, не отработан механизм обратной связи, люди не чувствуют, что их гражданская деятельность нужна властям предержащим. Учет инициатив гражданского общества в масштабах всей страны, внедренных в практику работы государства, могли бы вести или Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, или Общественная палата, что на практике способствовало бы формированию механизма обратной связи в отношениях между государством и институтами гражданского общества».ЗаключениеВ заключение данной работы можно сделать следующие выводы:Во-первых, государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Государство обладает определенными признаками и выполняет ряд важнейших признаков.Во-вторых, форма государства является способом образования организации и осуществления государственной власти. Форма государства выражает его сущность и содержание. В структуру формы государства входят форма правления, форма государственного устройства, политический режим.Под формой правления подразумевают способ организации и взаимодействия всех органов государства. Существуют две формы правления – монархия и республика. Форма государственного устройства – это способ административно-территориального строение государства. Выделяют унитарное государство, где субъекты не обладают самостоятельностью и все подчинено центру, федерации – где субъекты обладают относительной самостоятельностью и конфедерации – союз нескольких независимых государств. Политический режим – это способ осуществления политической и государственной власти. Политический режим бывает демократический и недемократический. Среди недемократических выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.В-третьих, механизм государства состоит из различных элементов, которые имеют специфическое устройство и выполняют предписанные им функции. Базовым элементом этого механизма является орган государства. Принципом организации власти в России является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из дух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, судебную – система судов. Глава государства занимает особое положение и не входит ни в одну ветвь власти.В России, как и в любом демократическом государстве, существует гражданское общество. Однако на сегодняшний день оно слабо развито и находится на этапе своего становления. Формирование гражданского общества также имело свои исторические и социокультурные особенности.Список использованных источниковНормативные акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//СПС Консультант Плюс2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литература3. Алексеев С. С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. –695 с.4. Бошно С.В. Государство//Право и современные государства.–2013.–№ 6.–675. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998. –503 с.6. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. - № 2-С.13 7. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.–501 с.8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.-711 с.9. Кочетков А.П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России//Власть, 2015,.–№ 8.–С.5910. Лазарев В.В. Теория государства и права М., 2006. –685 с.11. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002.-623 с.12. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-449 с.13. Одинцова А.В. Гражданскоеобщество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12.-С.114-11614. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2006.-763 с.15. Пенская Т.М. Феномен российского авторитаризма (к вопросу о его происхождении) Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. –2011.– № 7.–С. 4516. Перевалов В.Д.Теория государства и права.М.,2013.-720 с.17. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко - М.: Теис, 1996. –624 с.18. Флор И. Основы научной демократии: научно-организованное народовластие, Москва: Литео, 2017.-552 с.19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, Москва: Омега-Л, 2008.-803 с.20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-778 с.Электронные источники21. Шульман Е. Царство политической имитации [электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/08/15/carstvo-imitacii (дата обращения 13.12.2018)22. Функции государства. Электронная энциклопедия [электронный ресурс] http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/v-funkcii-gosudarstva.html (дата обращения 13.12.2018)
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература
3. Алексеев С. С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. –695 с.
4. Бошно С.В. Государство//Право и современные государства.–2013.–№ 6.–67
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998. –503 с.
6. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. - № 2-С.13
7. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.–501 с.
8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.-711 с.
9. Кочетков А.П. Некоторые особенности развития гражданского общества в России//Власть, 2015,.–№ 8.–С.59
10. Лазарев В.В. Теория государства и права М., 2006. –685 с.
11. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002.-623 с.
12. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-449 с.
13. Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12.-С.114-116
14. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2006.-763 с.
15. Пенская Т.М. Феномен российского авторитаризма (к вопросу о его происхождении) Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. –2011.– № 7.–С. 45
16. Перевалов В.Д.Теория государства и права.М.,2013.-720 с.
17. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко - М.: Теис, 1996. –624 с.
18. Флор И. Основы научной демократии: научно-организованное народовластие, Москва: Литео, 2017.-552 с.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, Москва: Омега-Л, 2008.-803 с.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-778 с.
Электронные источники
21. Шульман Е. Царство политической имитации [электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/08/15/carstvo-imitacii (дата обращения 13.12.2018)
22. Функции государства. Электронная энциклопедия [электронный ресурс] http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/v-funkcii-gosudarstva.html (дата обращения 13.12.2018)
Вопрос-ответ:
Что такое государство?
Государство - это политическое образование, имеющее свою территорию, население, суверенитет и управление.
Какие бывают виды государств?
Существуют различные виды государств: монархии, республики, федерации, а также тоталитарные режимы и демократии.
Что такое разделение властей?
Разделение властей - это принцип, согласно которому исполнительная, законодательная и судебная власти в государстве независимы друг от друга, чтобы избежать концентрации власти в одних руках.
Какие государственные органы власти существуют в России?
В России существуют органы государственной власти, такие как президент, правительство, парламент (Государственная дума и Совет Федерации) и судебная система.
Что такое гражданское общество в России?
Гражданское общество - это сфера общественной деятельности, включающая неправительственные организации, профессиональные союзы, общественные движения и другие формы организации, которые представляют интересы граждан и способствуют их участию в управлении государством.
Что такое государство?
Государство - это политико-территориальное образование, в котором население и территория подчинены единой власти. Оно обладает суверенитетом и осуществляет управление своими территорией и гражданами.
Какие бывают виды государств?
Существуют разные типы государств, включая республики, монархии, диктатуры и демократии. В республике власть принадлежит народу и осуществляется через выборы. Монархия представляет собой государство, где власть наследственная и принадлежит королю или королеве. Диктатура - это форма правления, в которой все полномочия сосредоточены в руках одного лидера или партии. Демократия — это форма правления, в которой власть принадлежит народу, а правительство избирается на основе свободных и справедливых выборов.
Что такое разделение властей?
Разделение властей - это принцип политической организации, при котором власть в государстве разделяется между различными органами для предотвращения злоупотребления и обеспечения баланса власти. Обычно выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь имеет свои функции и ограничения, чтобы гарантировать справедливость и защиту прав граждан.
Какие государственные органы власти существуют в России?
В России существуют несколько государственных органов власти. Во-первых, Президент Российской Федерации, который является главой государства и осуществляет исполнительную власть. Затем есть Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума - это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из выбранных народных депутатов. Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания, в состав которой входят представители субъектов Российской Федерации. Кроме того, есть Правительство Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть.