Социализация подростков в семейном образовании
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 05.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Социализация подростков в семейном образовании 4
1.1. Специфика механизма социализации в семейном образовании 4
1.2. Особенности подросткового периода 12
1.3. Критерии успешной социализации 19
Заключение 27
Список литературы 29
Итак, с нашей точки зрения, на формирование социального статуса, помимо уже определенных, оказывают влияние следующие факторы: - интуитивные представления подростка о самом себе (в результате взаимодействий в группе интуитивные представления могут быть скорректированы, становятся осознанными); - индивидуальные особенности (темперамент, характер, природные задатки, личные способности, умения, навыки, стремления, познавательные возможности и т. д.); - субъективное отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе (на формирование статуса, то есть внешней оценки, влияют не только личные способности, знания и умения, но и самооценка, самоуважение, а также отношение к другим); - специфика организации деятельности. Приобретение статуса в социальной общности есть отражение процесса социализации личности и приятия субъекта группой. И, как отмечают исследователи школы Р. А. Литвак, «в подростковом возрасте ведущей становится общественно полезная, социально значимая и индивидуально-личностная деятельность... Основной мотив такой деятельности – социальное самоутверждение среди сверстников и взрослых». В подростковом возрасте отмечается «мощный всплеск неформальных взаимоотношений школьников... и нередко избыточная эмоциональная насыщенность межличностных контактов. Стремление проявить себя как личность, индивидуализироваться в референтной группе требует от подростка поиска новых, по сравнению с младшим школьным возрастом, каналов трансляции своей личности, обеспечивающих наибольшие, как ему кажется, возможности для самовыражения и самоутверждения. Взаимоотношения со значимыми сверстниками, по мнению Ершовой Ю.С., становятся на этом этапе поистине личностно образующими для подростка, относительная же ценность для него взаимоотношений со взрослыми заметно снижается».Задача взрослых (в первую очередь родителей, родственников, педагогов, руководителей) в этом процессе – помочь процессу социализации, нивелировать определенную инертность, свойственную исследуемому возрасту, способствовать разрешению проблемных ситуаций. Приобщение подростка к социально значимой деятельности и общественным ценностям станет эффективным при условии организации насыщенной культурной жизни, досуга ребенка, предоставлении возможности проявления самостоятельности и активности (но при разумном контроле со стороны взрослых), при согласованном взаимодействии таких важных социальных институтов, как школа и семья.Позитивная идентичность становится значимым фактором успешной социализации детей среднего и старшего школьного возраста. Согласно современным исследованиям, идентичность — это сложный феномен, многослойная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. Идентичность человека определяет способность личности постоянно усваивать, обобщать и интегрировать свой личностный и социальный опыт, что позволяет ему сохранять ощущение собственной непрерывности и целостности в постоянно меняющемся внешнем мире; это искусство быть собой, самореализовываться и осознавать самого себя в меняющихся условиях. Таким образом, идентичность предстает как характеристика личности, определяющая способность человека оставаться собой в трансформирующемся мире.Успешная социальная адаптация предполагает, что в социум входит уже социализированная личность, способная адаптироваться в социальной среде общества. Следовательно, социализация личности является условием успешной социальной адаптации человека в среде. Успешная социализация характеризуется как равновесие между адаптацией личности к социуму и противопоставлению себя ему, т.е. баланс между идентификацией и обособлением личности. Успешная социальная адаптация личности в социуме является одним из критериев социального здоровья личности. Во-первых, социальная адаптация предполагает потенцию к приспособлению личности в социуме, являющемся средой, которая постоянно меняется, оказывает влияние на личность и, в свою очередь, поддается влиянию личности, изменяется под ее воздействием.Таким образом, социум и личность взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Реальность социума заставляет его формировать и социализировать личность, обладающую необходимым для социума набором определенных качеств. Это означает, что социализация закладывает определенные типы свойств личности, необходимые на данном этапе развития социума. А развивающаяся, самоактуализирующаяся, зрелая личность способна развивать, изменять и совершенствовать социум согласно своим интересам, потребностям и целям. Особенно это эффективно происходит под воздействием объединения группы личностей со взаимонаправленными интересами и целями. Социально зрелая, успешно социализированная личность способна противостоять влиянию объединенной группы с несоответствующими целями и если индивид будет способен сопротивляться направленным на него воздействиям социальных групп, пытающихся манипулировать его сознанием и использовать его в своих интересах.Во-вторых, социальная адаптация предполагает потенцию личности управлять своим поведением в социуме, согласно его нормам, правилам и установкам. Это значит, что личность способна к саморегуляции и произвольности своих действий вне зависимости от направленности своих интересов и целей. Таким образом, это предполагает готовность личности к отказу от своих интересов во имя интересов общества. С другой стороны, отдельная личность может управлять поведением целого сообщества, провоцировать, заставлять людей подчиняться своим правилам и действовать в своих интересах для достижения своих целей. В-третьих, социальная адаптация предполагает потенцию личности к взаимодействию с другими членами социума. Это значит, что личность способна активно и эффективно коммуницировать и взаимодействовать с другими людьми. Это может происходить в различных институтах социализации — в семье, в детском саду, в школе, в вузе, на работе, в поликлинике и т.д.Подводя итоги, можно резюмировать, что успешная социализация человека представляют собой три основных потенции личности: - приспособление личности к социуму и их взаимное влияние и воздействие друг на друга (адаптация); - управление личностью своим поведением (саморегуляция); - взаимодействие личности с другими людьми в социуме (совместная деятельность). Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что успешность характеризуется симбиозом всех качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности человека, направленной на достижение неизменно высоких результатов по продвижению к заданной цели, с учетом постоянно изменяющейся ситуации. Успешность является определенным стилем жизни человека, потенциально способного гармонично сосуществовать в социуме с другими людьми, считаясь с их интересами, и регулировать свою деятельность сообразно нормам общества. Успешная социализация понимается не только как профессиональная состоятельность, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и признание социума. Это то, как сама личность воспринимает и оценивает свои смысложизненные позиции, свой стиль жизни, свои жизненные ориентации и свою внутреннюю степень развитости и свободы. Это не только объективная оценка социума личности как успешной, но и внутренняя самооценка, самоудовлетворенность и самодостаточность человека, эффективно и рационально шагающего к достижению своих целей и признающего себя успешным.ЗаключениеПодростковый возраст является наиболее чувствительным к переменам, происходящим в жизни ребенка. Появляются конфликтные тенденции, а также внутренние переживания, приводящие к внутриличностным конфликтам. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Семья, будучи социализирующей структурой, ответственна не толькоза воспроизведение ребенка как биологическогообъекта, но и как индивида с определенным набором социальных, культурных, нравственных качеств. Невозможность реализации родителями социализирующей функции семьи, которая востребована различными сферами человеческого общества, в особенности здравоохранением и образованием, обусловливает риски родительства и обозначает ряд противоречий: между все более возрастающими требованиями общества к семье каксоциальному институту и все более очевидной неготовности родителей, прежде всего, психологической и педагогической, к исполнению своих родительских обязанностей и функций; между недостаточной готовностью общественных институтов в сфере детства и семьи реализовать в полноймере различные механизмы по оздоровлению семьи и сокращению рисков родительства в целях«полноценного природосообразного развития детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества».Анализлитературы позволяет сделать вывод о том, что семья не просто важный, но и необходимый, незаменимый, глубоко специфический фактор социализации личности. В течение всей жизни человека семья является важнейшим компонентом микросреды, а для ребенка, особенно впервые годы его жизни, влияние семьи доминирует над всеми другими воздействиями, в значительной мере определяя весь жизненный путь ребенка в будущем, его личностные характеристики.Семья - важнейший институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте.Список литературыАкутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – с.5-10.Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М. , 2013. - 23 с.Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. – М.: Пед. О-во России, 2012. – 160с. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости //Вопросы психологии. 2010. № 5. С.4-9Ершова, Ю.С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боулби [Текст] / Ю.С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювентология, социокинетика. – Кострома, 2010. - № 3. – С. 111 – 113. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 294 с.Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). // Ф. Зимбардо СПб: Питер Пресс, – 2014. – 256 сЗимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: АльпинаПаблишер, – 2013. – 214 с. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости [Электронный ресурс] / К.С. Кондратьева / канд.психол. наук. – 2015. Режим доступа: https://vk.com/doc98115523_465902285?hash=ba81d0b235faba6918&dl=ae170d12a576341c6, свободный. – загл.с экрана. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 350 с.Кравченко А.П., Тушенкова Н.Н. Связь социально-эмоционального развития с успешной социальной адаптацией // Вестник университета (Государственный университет управления). Выпуск 11. – М., 2010. – С. 67-70.Куницына В.Н., Бойцова Е.Н. Психологический портрет застенчивого человека //Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. - Ижевск, 2013. – 214с.Ломов А.И. Формы получения образования [Электронный ресурс] // Директор школы. 2017. № 5(188). С. 88—94. URL: http://direktor.ru/article.htm?id=116 (дата обращения: 19.12.2018).Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2016. – 304 с. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2017. – Вып. 3 (14). – С. 7–16.Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 435с.Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический проект, 2014. – 256с.Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.Петровский А. В., Абраменкова В. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 147с.Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.Руссо Ж. Ж. Подростковый период развития. Психологический журнал. 2015. - №9. - 34с.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. , 2015. – 154с.Романенко Е.А. Развитие личности в системе общественных отношений // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. – с. 189-192Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 142с.Семёнычев А. Домашнее обучение и семейное образование [Электронный ресурс] // Сайт «Семья». URL: https://semya.tv/obrazovanie-detei/domashnee-obuchenie-i-semeinoe-obrazovan.html (дата обращения: 19.12.2018).Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2012. - 490 с. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2016. – 385 cШевандринН. И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов ВУЗов: в 3 частях. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 – ч. 2. с. 256ШевандринН. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 2010. -508с.Шингаева Н.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников //Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2018. С.181-182.
2. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М. , 2013. - 23 с.
3. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. – М.: Пед. О-во России, 2012. – 160с.
4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости //Вопросы психологии. 2010. № 5. С.4-9
5. Ершова, Ю.С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боулби [Текст] / Ю.С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювентология, социокинетика. – Кострома, 2010. - № 3. – С. 111 – 113.
6. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 294 с.
7. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). // Ф. Зимбардо СПб: Питер Пресс, – 2014. – 256 с
8. Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо. М.: Альпина Паблишер, – 2013. – 214 с.
9. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости [Электронный ресурс] / К.С. Кондратьева / канд.психол. наук. – 2015. Режим доступа: https://vk.com/doc98115523_465902285?hash=ba81d0b235faba6918&dl=ae170d12a576341c6, свободный. – загл.с экрана.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 350 с.
11. Кравченко А.П., Тушенкова Н.Н. Связь социально-эмоционального развития с успешной социальной адаптацией // Вестник университета (Государственный университет управления). Выпуск 11. – М., 2010. – С. 67-70.
12. Куницына В.Н., Бойцова Е.Н. Психологический портрет застенчивого человека //Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. - Ижевск, 2013. – 214с.
13. Ломов А.И. Формы получения образования [Электронный ресурс] // Директор школы. 2017. № 5(188). С. 88—94. URL: http://direktor.ru/article.htm?id=116 (дата обращения: 19.12.2018).
14. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2016. – 304 с.
15. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2017. – Вып. 3 (14). – С. 7–16.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 435с.
17. Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический проект, 2014. – 256с.
18. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 606 с.
19. Петровский А. В., Абраменкова В. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 147с.
20. Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.
21. Руссо Ж. Ж. Подростковый период развития. Психологический журнал. 2015. - №9. - 34с.
22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. , 2015. – 154с.
23. Романенко Е.А. Развитие личности в системе общественных отношений // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. – с. 189-192
24. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 142с.
25. Семёнычев А. Домашнее обучение и семейное образование [Электронный ресурс] // Сайт «Семья». URL: https://semya.tv/obrazovanie-detei/domashnee-obuchenie-i-semeinoe-obrazovan.html (дата обращения: 19.12.2018).
26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2012. - 490 с.
27. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2016. – 385 c
28. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов ВУЗов: в 3 частях. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 – ч. 2. с. 256
29. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 2010. -508с.
30. Шингаева Н.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников //Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2018. С.181-182.
Вопрос-ответ:
Какие факторы оказывают влияние на формирование социального статуса подростков?
С нашей точки зрения, на формирование социального статуса подростков влияют не только уже определенные факторы, но и такие, как интуитивные представления самого подростка о себе, результаты взаимодействия в группе и другие.
Что такое интуитивные представления подростка о самом себе?
Интуитивные представления подростка о самом себе это его внутреннее ощущение собственной личности, его представления о своих качествах, способностях, достижениях и т.д.
Как взаимодействие в группе влияет на формирование социального статуса подростков?
Взаимодействие в группе имеет большое значение для формирования социального статуса подростка, так как в процессе общения и взаимодействия с другими подростками он учится социальным навыкам, развивает свою социальную компетентность и определяет свое место в социальной иерархии.
Какие особенности характерны для подросткового периода?
Подростковый период характеризуется рядом особенностей, таких как физические изменения (половое созревание), психологические изменения (поиск своей личности, формирование самоидентичности), социальные изменения (взаимодействие с возрастными сверстниками, освоение социальных ролей) и т.д.
Какие критерии считаются успешной социализацией подростков?
Как правило, успешной социализацией подростков считается, если они успешно осваивают социальные нормы и ценности, приспосабливаются к общественной жизни, имеют положительные отношения с родителями и сверстниками, достигают своих целей и реализуют свой потенциал.
Какие факторы оказывают влияние на формирование социального статуса у подростков?
Помимо уже определенных факторов, на формирование социального статуса у подростков могут оказывать влияние такие факторы, как интуитивное представление подростка о самом себе, результаты взаимодействий в группе и другие.
Какие особенности характерны для подросткового периода?
Подростковый период характеризуется рядом особенностей, включая физические, психологические, эмоциональные и социальные изменения. В это время происходит формирование личности, появляются новые интересы, возникают взаимоотношения со сверстниками и т.д.
Какие критерии можно использовать для оценки успешности социализации подростков?
Для оценки успешности социализации подростков можно использовать ряд критериев, таких как уровень социальной адаптации, уровень самооценки, качество межличностных отношений, образовательные достижения и другие.