Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 15.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты юридических свойств Конституции Российской Федерации 6
1. Конституция Российской Федерации как источник развития конституционного процесса 6
2. Конституция России как национальная идея 11
Глава 2. Особенности юридических свойств Конституции Российской Федерации 17
1. Социальное государство и особенности российской политико-экономической системы 17
2. Характеристика социального государства по Конституции РФ 21
Заключение 31
Библиографический список 33

Фрагмент для ознакомления

Однако цены на транспорт установили преграду для свободного перемещения людей. Свобода места жительства невыполнима для большинства трудящихся страны. Свобода мысли и слова гарантированы 29 статьей Конституции. В ней определено право свободно «производить и распространять информацию любым законным способом». Стоит привести слова В.И. Ленина по этому поводу: «Свобода в буржуазном обществе есть, в первую очередь, свобода буржуазии, для буржуазии и с целью обогащения буржуазии». Свобода СМИ есть свобода рекламы, насилия и пропаганды безнравственного поведения. Право на объединение и свобода их деятельности, указанная в статье 30 далека от жизненной действительности. Организация на производстве профсоюза, не состоящего в официальном профсоюзе Шмакова, скорее всего, вызовет гонения, уменьшения премии и даже может кончиться увольнением с работы. В статье 36 преподносится право частной собственности на землю. В частной собственности может быть только то, что произведено своим трудом, или трудом другого лица и куплено у него. Земля не обладает свойствами товара. Она должна принадлежать всему народу. Так происходит в тех странах, где создано социальное государство, где прибыль от ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых в определенной мере делится на всех членов общества, как например, в Норвегии, Саудовской Аравии. В Советском Союзе земля принадлежала государству, а значит и всему народу, обеспечивая, как продовольственную, так и промышленную безопасность страны. Интересно построение 37 статьи – «Труд свободен. Принудительный труд запрещен». Свобода труда негарантирует сам труд - главное, чем человек зарабатывает себе на жизнь. В советском Основном Законе определялось, что: «Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы» (статья 13), а далее в статье 40 это положение гарантировалось: «Граждане СССР имеют право на труд – т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством». Безработица в Советском Союзе была невозможна.В современной России право на труд отсутствует, тем самым официально разрешается безработица, а отсюда вытекает воровство, грабежи,бандитизм и даже терроризм – то, что связано с падением нравственности. Тезис о запрещение принудительного труда не выполняется, что видно по использованию труда гастарбайтеров. О том, что «Материнство и детство, семья находится под защитой государства», говорит статья 38. Здесь возможно произвольное толкование, которое в конституции не допустимо. В некоторых западных социальных странах, например, за счет государства проводятся бесплатно дорогостоящие прививки девочкам от рака шейки матки, сохраняя жизни многим женщинам в будущем. В РФ несмотря на наличие статьи 41 Конституции о «праве на охрану здоровья и медицинскую помощь», государство делать этого не собирается. Более понятен второй тезис: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», в котором государство отстраняется от заботы о детях, перекладывая все тяготы воспитания на плечи родителей. В статье 39 сказано: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Однако существует два закона, определяющие величину и порядок предоставления пенсий: «Закон о трудовых пенсиях» и «Закон о государственном пенсионном обеспечении». Первый закон определяет пенсии трудящихся, второй – пенсии военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих - чиновников, значительно отличающихся по своему материальному наполнению от первогов большую сторону. В связи с этим привлекает внимание нарушение статьи 21: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Реально достоинство трудового человека оценено ниже госслужащего. В статье 45 Конституции СССР утверждалось право на обеспечение бесплатности всех видов образования, осуществления всеобщего обязательного среднего образования. В статье Конституции РФ говорится, что: «Основное общее образование обязательно». Министерство образования РФ несколько лет назад отменило курс астрономии в школе. Советский Союз был одним их самых образованных государств в мире. РФ откатилась по этому показателю на 50-60 места, и уровень образованности населения продолжает снижаться. Введение ЕГЭ способствовало замене понимания предмета его зубрежкой. По стране идет процесс закрытия малокомплектных школ, в основном сельских. Множество беспризорных детей остаются необразованными и примитивными личностями. Реформированиеобразования грозит его полным разгромом. В 7 главе Конституции РФ приведены статьи, регламентирующие работу отечественного судопроизводства. Статья 120 говорит: «Судьи независимы и подчинены только конституции РФ и федеральному закону». В статье 121 указано на несменяемость судей, что в нашей коррупционной реальности не совсем полезное свойство. В этой же статье записано, что: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон», что также отнюдь не всегда выполняется. В совокупности со статьей 19 о равенстве людей перед законом и судом эти положения способны были создать действительно справедливую судебную систему, решения которой доверяли бы все стороны судебного процесса. Чтобы повысить доверие к российскому суду в 2011 году появилось «Открытое обращение представителей общественности против информационного подрыва доверии к судебной системе РФ», подписанное 55 малоизвестными общественными деятелями. Анализ письма, произведенный А. Минкиным, показал его лицемерие, не повышающее доверие общества к отечественному правосудию. Деятельностью правительства РФ руководит Председатель, который по статье 113 «определяет основные направления деятельности Правительства РФ». Из статьи следует ответственность Председателя за работу всех министерств и ведомств. Однако за каждый неудачный или необоснованный законопроект отвечает только руководитель министерства, где был подготовлен этот проект, а Председатель остается в стороне.За всеми правовыми нормами в РФ в соответствии со статьей 125 должен наблюдать Конституционный суд РФ, который «разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ», а также «дает толкование Конституции РФ». Его деятельность должна исходить из статьи 55 «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права или свободы человека и гражданина», а также соответствовать статье 15: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые актыне должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной властиобязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Однако анализ части статей Конституции показывает их расхождение с живой юридической практикой государственных органов. Конституционному суду открыто большое поле деятельности, однако о его работе мало что известно, как будто она носит сугубо секретный характер. Появлению некоторых законодательных актовне совместимых с социальным и светским характером государства, конституционный суд не препятствует. В части 2 статьи 80 определяется, что «Президент РФ является главой государства», и далее говорится, что он «является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», «Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Властивыгодно сохранение демократически показной Конституции, соблюдаемой на деле только для богатых людей, которые деньгами могут обеспечить свою жизнь в соответствии с ее статьями. В Конституции имеются также три статьи – 57, 58, 59 - касающиеся обязанностей граждан РФ: платить налоги, сохранять природу и защищать Отечество. Статья 57 допускает ухудшение положения налогоплательщиков, что обычно и происходит в начале каждого года после повышения государством тарифов на ЖКХ, газ, воду, электроэнергию, которое не находит обстоятельного объяснения.Анализ Конституции РФ показывает, что она состоит из отдельных, функционально различных частей. Статьи одной части посвящены описанию общественного строя, смысл которого скрывается в понятии конституционного строя. В этой части статей описываются основы капиталистического общественного строя. Другая часть статей, опубликованных в 3-6 главах Конституции, посвящены структуреорганов власти, распределение обязанностей и подчиненность, закрепляющая президентскую форму правления. Третья часть статей представляет различные права и свободы людей, возможных в государстве, но используемые, в основном, богатыми лицами. Малоимущие граждане имеют небольшую возможность пользования этими свободами и правами. Для них эти статьи носят необязательный характер. Равенство прав и свобод человека, гарантированноеКонституцией (статья 19, пункт 2) не выполняется, порождая разделение людей по материальным и властным признакам, создавая основу для порождения сословности в России. Разница между юридической и фактической конституциями вынуждают вспомнить давнишнюю оценку В.И. Ленина о «Фиктивности конституции, в которой законы и действительность расходятся».Фиктивность, необязательность Конституции допускает безразличие и равнодушие государства к судьбам не только отдельных людей, но и всего трудящегося населения. Фиктивность Конституции РФ возрастает, расхождение между фактической правовой системой и нормами Конституции РФ становится заметнее. В советской Конституции 1977 г. была четко прописана цель социалистического государства – повышение благосостояния людей. В Конституции России 1993 года реализуется совершенно иная цель – свобода для извлечения прибыли путем эксплуатации. Жизнь народа, несмотря на все трудности советского периода, была полноценной и насыщенной положительными эмоциями; человек был уверен в завтрашнем дне. Современная действительность давит на плечи трудящихся и пенсионеров. Изучение обеих Конституций позволяет заметить скупость последней на слова, которая по сравнению с полноценной Конституцией СССР выглядит несерьезным произведением. Заключительная работа над советским Основным Законом проходила в рамках всенародного, коллективного обсуждения, длившегося почти четыре месяца. За это время было подано около четырехсот тысяч предложений о поправках. Конституционная комиссия приняла поправки к 110 статьям и разработала одну новую статью. Инойхарактер наблюдался при разработке Конституции РФ. Работа над ней проходила в спешке. Торопливость привела к тому, что было забыто дополнительное название Конституции Основным Законом, обычно приводящееся совместно, на одной титульной странице. Спешка наблюдается и в стилистическом оформлении отдельных статей, которые получили неоднозначное или не четко выраженное содержание. Стране была навязана,открыто не обозначенная,президентская форма правления. За принятие конституции проголосовало 32% зарегистрированных избирателей, т. е. конституционное меньшинство, что не позволяет считать ее утверждение легитимным.ЗаключениеВ результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:1. Ныне действующая Конституция 1993 года, которая показывает себя жизнеспособной и всеобъемлющей, не стоит подвергать ревизии и изменениям. В тоже самое время наше государство и общество не стоят на месте – мы развиваемся, но это не повод менять основной закон нашей страны, необходимо совершенствовать и вносить поправки в законы страны. Наше государство очень устойчиво, для сохранения и усиления устойчивости необходимо соблюдать Конституцию РФ.2. Современные правовые принципы в их системной взаимосвязи являются в той или иной мере конкретизацией максимы юридического равенства. Она составляет сущностную основу права, базовую ценность конституционного строительства. Все корреспондирующие правовые принципы напрямую или опосредованно закреплены в российской Конституции.В первую очередь это государственный суверенитет, справедливость, верховенство права, правовая определенность, недопустимость произвольного толкования закона, разделение властей, доверие граждан к закону и государству, презумпция невиновности, соблюдение правовой процедуры, судебная защита, и т.д. Такие принципы можно отнести к разряду общепризнанных. В российском конституционном пространстве они должны пребывать в отношениях гармонии между собой.3. В советской Конституции 1977 г. была четко прописана цель социалистического государства – повышение благосостояния людей. В Конституции России 1993 года реализуется совершенно иная цель – свобода для извлечения прибыли путем эксплуатации. Жизнь народа, несмотря на все трудности советского периода, была полноценной и насыщенной положительными эмоциями; человек был уверен в завтрашнем дне. Современная действительность давит на плечи трудящихся и пенсионеров. Изучение обеих Конституций позволяет заметить скупость последней на слова, которая по сравнению с полноценной Конституцией СССР выглядит несерьезным произведением. Заключительная работа над советским Основным Законом проходила в рамках всенародного, коллективного обсуждения, длившегося почти четыре месяца. За это время было подано около четырехсот тысяч предложений о поправках. Конституционная комиссия приняла поправки к 110 статьям и разработала одну новую статью. 4. Иной характер наблюдался при разработке Конституции РФ. Работа над ней проходила в спешке. Торопливость привела к тому, что было забыто дополнительное название Конституции Основным Законом, обычно приводящееся совместно, на одной титульной странице. Спешка наблюдается и в стилистическом оформлении отдельных статей, которые получили неоднозначное или не четко выраженное содержание. Стране была навязана, открыто не обозначенная, президентская форма правления. За принятие конституции проголосовало 32% зарегистрированных избирателей, т. е. конституционное меньшинство, что не позволяет считать ее утверждение легитимным.Библиографический списокКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г.)Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // СПС КонсультантПлюсКонституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // СПС КонсультантПлюсКонституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие) // СПС КонсультантПлюсАкопов Л.В. Конституция России как национальная идея и наивысший закон для общества // Государство и право. – 2017. – № 5. – С. 34-38.Александрова О. А. Социальное государство в современной России: развитие или демонтаж // Вестник РГГУ. – 2013. - №15 (116). - С. 56–57.Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. – 2013. – № 12. – С. 97-101.Добрынин Н.М. Народовластие и суверенитет в современной парадигме российского конституционализма: к 10-летию со дня опубликования работы проф. С.А. Авакьяна «Точка отсчета – народ» // Государство и право. – 2017. – № 7. – С. 22-33.Зорькин В.Д. Конституция стала той опорой, которая удержала страну от сокрушительного падения // Закон. – 2013. – № 12. – С. 10-11.Кормщиков Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. - №1 (2). - С. 439–444.Минкин А. Подрывники, 55 кинжалов в спину российского суда. // Московский комсомолец. РРЕ, - 2011, - №11, - С. 4.Слинько А.А. Особенности политических процессов и динамика современных общественных трансформаций: монография. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 88.Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты. // Философия права. - 2013. - №2 (57). - С. 112-116.Храмцов, А. Ф. Бюрократия и социальное государство. - М.: ИС РАН. 2014. – С. 42.Чиркин В.Е. Конституционное регулирование социальных отношений как фактор устойчивого развития общества // Государство и право. – 2017. – № 10. – С. 19-27.Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. – М., 2013. – С. 86.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г.)
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710
3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // СПС КонсультантПлюс
4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // СПС КонсультантПлюс
5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие) // СПС КонсультантПлюс
6. Акопов Л.В. Конституция России как национальная идея и наивысший закон для общества // Государство и право. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
7. Александрова О. А. Социальное государство в современной России: развитие или демонтаж // Вестник РГГУ. – 2013. - №15 (116). - С. 56–57.
8. Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. – 2013. – № 12. – С. 97-101.
9. Добрынин Н.М. Народовластие и суверенитет в современной парадигме российского конституционализма: к 10-летию со дня опубликования работы проф. С.А. Авакьяна «Точка отсчета – народ» // Государство и право. – 2017. – № 7. – С. 22-33.
10. Зорькин В.Д. Конституция стала той опорой, которая удержала страну от сокрушительного падения // Закон. – 2013. – № 12. – С. 10-11.
11. Кормщиков Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. - №1 (2). - С. 439–444.
12. Минкин А. Подрывники, 55 кинжалов в спину российского суда. // Московский комсомолец. РРЕ, - 2011, - №11, - С. 4.
13. Слинько А.А. Особенности политических процессов и динамика современных общественных трансформаций: монография. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 88.
14. Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты. // Философия права. - 2013. - №2 (57). - С. 112-116.
15. Храмцов, А. Ф. Бюрократия и социальное государство. - М.: ИС РАН. 2014. – С. 42.
16. Чиркин В.Е. Конституционное регулирование социальных отношений как фактор устойчивого развития общества // Государство и право. – 2017. – № 10. – С. 19-27.
17. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. – М., 2013. – С. 86.

Вопрос-ответ:

Что такое сущность Конституции Российской Федерации?

Сущность Конституции Российской Федерации определяет ее значение как основного закона страны, который устанавливает принципы организации государства, гарантирует права и свободы граждан, а также определяет порядок их реализации.

Какие юридические свойства имеет Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации обладает следующими юридическими свойствами: верховенство над всеми остальными нормами права; непосредственная действенность; прямое действие; стабильность и неизменность основных принципов; защита прав и свобод граждан.

Как Конституция России влияет на развитие конституционного процесса в стране?

Конституция Российской Федерации является основным источником развития конституционного процесса в стране. Она определяет основные принципы организации государства, права и свободы граждан, а также устанавливает порядок их реализации. Конституционные изменения и поправки осуществляются в соответствии с конституционными процедурами, установленными в самой Конституции.

Как Конституция России выступает как национальная идея?

Конституция Российской Федерации выступает как национальная идея, поскольку она определяет основные принципы организации государства, гарантирует права и свободы граждан, а также устанавливает идеалы и ценности, которыми руководствуется российское общество. Конституция выражает основные политические и социальные установки граждан и определяет направление развития страны.

Как социальное государство отражено в Конституции России?

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует принципы социального государства. Она устанавливает основные принципы социальной защиты граждан, обеспечения равных возможностей для всех членов общества, государственной поддержки слабых и уязвимых категорий населения. Конституция России основывается на принципах справедливости, социальной ответственности и гуманизма.

Какие юридические свойства имеет Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации имеет такие юридические свойства, как высшая юридическая сила, прямое действие, непосредственность и неприменимость. Согласно статье 15 Конституции РФ, она является основным законом государства и имеет прямую юридическую силу. Это означает, что она обладает превалирующей юридической значимостью перед другими нормативно-правовыми актами, и ее положения применяются непосредственно, без дополнительной правовой разработки. Конституция РФ также имеет непосредственное действие, что означает, что ее положения применяются непосредственно и непосредственно регулируют права, свободы и обязанности граждан и органов государственной власти. Наконец, Конституция РФ неприменима, то есть ее положения не могут быть отменены или изменены другими нормативными актами.

Какую роль играет Конституция Российской Федерации в развитии конституционного процесса?

Конституция Российской Федерации играет важную роль в развитии конституционного процесса. Она является основным и фундаментальным законодательным актом и определяет основные принципы государственного устройства, полномочия и компетенции органов государственной власти, основные права и свободы граждан. Конституция РФ также является источником права и основой для создания и принятия других нормативных актов. Она стимулирует развитие конституционного процесса через свое прямое действие, обеспечивая защиту гражданских прав и свобод, а также через механизмы конституционного контроля, предоставленные Конституцией.

Какие юридические свойства имеет Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации обладает особыми юридическими свойствами, которые включают: непосредственную действенность, прямую действенность, высший правовой статус, иммутабельность и базисность. Непосредственная действенность означает, что положения Конституции применяются к непосредственным субъектам права без промежуточных актов. Прямая действенность заключается в том, что нормы Конституции могут быть применены непосредственно в судах и других органах. Высший правовой статус означает, что Конституция является основным источником права и имеет первостепенное значение. Иммутабельность означает, что изменение Конституции требует особых процедур и условий. Базисность означает, что Конституция определяет основные принципы и основы государственного устройства, прав и свобод граждан.