Организация и содержание специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Медико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 5
2. Особенности психологической работы с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени: организации и содержания 12
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с умственной отсталостью. Педагоги проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация ребенка в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.5)Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в специальном образовательном учреждении. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Организация работы в специальной образовательной организации с детьми с нарушением интеллекта предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работу с детско-родительская парой.Рассмотренная система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта для обеспечения их развития в условиях образовательного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с умственной отсталостью на основе интеграции деятельности всех специалистов образовательного учреждения; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с нарушением интеллекта; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.Рассмотрим определенный алгоритм, согласно которому строится коррекционно-образовательный процесс (см. табл. 1).Таблица 1Алгоритм индивидуальной коррекционной работы для детей с нарушением интеллектаЭтапыОсновное содержаниеРезультат1. ОрганизационныйСтартовая психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта.Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.Конструирование индивидуальных коррекционных программ по помощи ребенку с нарушением интеллекта в образовательной организации и семье.Конструирование рабочей программы работы с детьми.Конструирование программы взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей ребенка с нарушением интеллекта.2. ОсновнойРешение задач, заложенных в индивидуальной и рабочей коррекционной программах.Психолого-педагогический мониторинг.Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.Достижение определенного позитивного эффекта в коррекции у детей отклонений.3. ЗаключительныйОценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы.Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив для детей с нарушением интеллекта.Решение об изменении характера и направленности индивидуальных и рабочих программ коррекции.Таким образом, организация индивидуальной коррекционной работы ребенка с нарушением интеллекта требует применения комплексного педагогического подхода, охватывающего все аспекты решения трудностей, неизбежно возникающих в процессе обучения, имеет свои направления, особенности, алгоритм, осуществляемые в соответствии с принципами.ЗаключениеТаким образом, целью работы былоизучение организации и содержания специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени.Данная цель была достигнута при решении задач исследования.Определена медико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.Под интеллектуальными нарушениямипонимают определеннуюатипию развития, во время которой страдает не только интеллект, но также и эмоции, и воля, физическое развитие и поведение. Такой диффузный характер при патологическом развитии детей с нарушениями интеллекта вытекает из особенностей высшей нервной деятельности. Причинами, вызывающими нарушения интеллекта различны, но для него остаются характерными определенные общие особенности и признаки.Изучены особенности психологической работы с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени.Основной целью психологического сопровождения детей с умственной отсталостью является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с такими детьми. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедом, педагогом.При организациииндивидуальной коррекционной работы с ребенком с нарушением интеллекта требуется применение комплексного педагогического подхода, охватывающего все аспекты решения трудностей, неизбежно возникающих в процессе обучения; она имеет определенные направления, особенности, алгоритм, осуществляемые в соответствии с принципами.Список литературыВыготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.Дефектология. Словарь-справочник/ под. Ред. Пузанова. - М., 1996. - С. 30.Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.Коломинский Я.Л. Психология детей в норме и патологии. – Москва: «Питер», 2004.Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2003.Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - Москва, «Академия», 2001.Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академическогобакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
2. Дефектология. Словарь-справочник/ под. Ред. Пузанова. - М., 1996. - С. 30.
3. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.
5. Коломинский Я.Л. Психология детей в норме и патологии. – Москва: «Питер», 2004.
6. Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2003.
7. Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
8. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.
9. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - Москва, «Академия», 2001.
10. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.

Вопрос-ответ:

Как организована специальная психологическая помощь детям с умственной отсталостью тяжелой степени?

Организация специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени включает проведение индивидуальных программ комплексного сопровождения, в ходе которых педагоги проводят занятия, адаптированные под индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.

Какие особенности есть в психологической работе с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени?

Психологическая работа с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени требует особого подхода и организации. Необходима индивидуальная программа комплексного сопровождения, которая учитывает особенности каждого ребенка. Также важным аспектом является создание поддерживающей и безопасной среды для развития детей.

В чем состоит медико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей?

Медико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей включает данные о здоровье ребенка, его психическом и физическом развитии, а также образовательные и поведенческие особенности. Эта характеристика помогает определить индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка для оказания им соответствующей помощи и поддержки.

Какие виды занятий проводят педагоги для детей с умственной отсталостью тяжелой степени?

Педагоги проводят разнообразные занятия для детей с умственной отсталостью тяжелой степени, которые направлены на развитие различных сфер - когнитивной, коммуникативной, моторной и социальной. Это могут быть занятия по развитию речи, двигательных навыков, логического мышления, игровые занятия и многое другое.

Какое значение имеет индивидуальная программа комплексного сопровождения детей с умственной отсталостью тяжелой степени?

Индивидуальная программа комплексного сопровождения имеет огромное значение, так как она учитывает особенности каждого ребенка и определяет направления работы с ним. Благодаря этой программе педагоги могут разрабатывать индивидуальные методики и подходы, которые помогут ребенку развиваться и преодолевать трудности, связанные с умственной отсталостью.

Как организована специальная психологическая помощь детям с умственной отсталостью тяжелой степени?

Специальная психологическая помощь детям с умственной отсталостью тяжелой степени организована через индивидуальные программы комплексного сопровождения. Педагоги проводят занятия, адаптированные под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Какова медико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей?

Умственно отсталые дети имеют задержку в развитии психических функций и интеллекта. У них наблюдаются проблемы в области коммуникации, мышления, восприятия и адаптации к окружающей среде. Они нуждаются в специальной психологической помощи и поддержке для развития своих способностей.

Какие особенности имеет психологическая работа с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени?

Психологическая работа с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени требует особого подхода. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать доступную и стимулирующую среду для их развития. Педагоги и специалисты должны быть готовы к терпеливой и долгосрочной работе с этими детьми.

Что включает список литературы по организации и содержанию специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени?

Список литературы по организации и содержанию специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени включает научные статьи, книги и методические материалы, которые содержат информацию о методах, подходах и опыте работы с такими детьми.

Как происходит проведение занятий для детей с умственной отсталостью тяжелой степени?

Проведение занятий для детей с умственной отсталостью тяжелой степени осуществляется в соответствии с индивидуальными программами комплексного сопровождения. Педагоги адаптируют материалы и методики обучения под уровень и потребности каждого ребенка, помогая им развиваться и учиться.

Как организована специальная психологическая помощь детям с умственной отсталостью тяжелой степени?

Организация специальной психологической помощи детям с умственной отсталостью тяжелой степени включает в себя индивидуальные программы комплексного сопровождения, проведение занятий педагогами и другие мероприятия, основанные на индивидуальных потребностях ребенка.