Варламов Проблематика в повести Рождения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Творчестве Алексея Варламова 5
1.1 Образ ребенка в повестях А. Варламова 5
Глава 2. Обзор повести «Рождение» 11
2.1 Проблематика повести 11
2.2 Герои повести «Рождение» 13
Заключение 27
Фрагмент для ознакомления

Сегодня проблема нравственности становится ведущей. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Алексея Варламова. Основой сюжета в повести является давно известная ситуация: рождается ребёнок на 2 месяца раньше срока, большой страх немолодой супружеской пары потерять ребёнка и первые дни жизни. Героями повести являются женщина и мужчина. То, что у главных героев нет собственных имён означает типичность и обобщенность изображаемого. Автор в повести «Рождение» истолковывает отношения женщины и мужчины к проблемам продолжения рода. Не очень молодая супружеская пара находилась на грани развода по причине отсутствия в ней детей. Для мужчины двенадцатилетний срок ожидания детей сменился спокойствием, умиротворением от сложившейся ситуации. Мужской устоявшийся мир не принимал в себя ребёнка, и неслучайно последний из походов в лес как будто бы предвещал что-то надвигающееся на главного героя. Совершенно другой является реакция жены: «То, что у нее не было ребенка, не просто ее печалило, а обессмысливало саму жизнь». Наверное, не случайно у Варламова женщиной употреблено слово «саму жизнь» вместо, на первый взгляд, более логичного и оправданного «ее жизнь»; выбор этого слова подчеркивает общечеловеческую значимость женского предназначения - стать матерью. Женщинойнеисполнение этого долга воспринято в качестве страшной трагедии, которая лишает смысла семейную жизнь. Но в жизни мужчины отсутствие детей мало что изменило. Жизнь мужчина не прекращала нормального течения, «он много и увлеченно работал, на выходные и праздники часто уезжал в лес и возвращался оттуда свежий и отдохнувший». Беременная жена и предстоявшеерождение ребенка изначально было воспринята мужчиной в качестве помехи в его сложившейся жизни, он даже задал вопрос который как считает женщина, она ему никогда не сможет простить:«Ну и что ты решила?». И даже тогда когда мужчина полюбил ребенка исвыкся смыслью, что он теперь отец, его внутренние реакции показывают его эгоистичную натуру: мужчиной будущий ребёнок воспринимается в качестве средства для исправления того, что не удалось, «некий шанс возместить и исправить то, что казалось уже навсегда утерянным». Красной нитью проходит через все произведение мотив вины, являющийся объединяющим мужской и женской линии повествования. Женщина ощущает вину перед божественной природой, миссию которой она не выполнила, а также перед мужчиной, чья жизнь стала бессмысленной, перед своим недоношенным родившимся ребенком, она «ненавидела себя, свое тело, не смогшее выполнить самое главное, что было на него возложено». Мужчина также осознаёт вину женщины, потому что в глубине души всегда считалее виноватой и не простил этой вины даже после рождения больного ребенка, мужчина испытывают глухую ненависть и враждебные чувства к женщине, раздумывает о том, что «надо было давно от нее уйти и найти кого угодно, кто мог бы выносить и родить здоровое дитя».Как видно мужчина оценивает женщину только с позиции ее материнской и женской состоятельности. Остальные способности женщины, ее качества и достоинства не вошли в сферу оценки мужа. Женщина описана только о причастности к мужчине, ребенку и семье. Мужчина в данной повести является эгоистом, в жизни его всё устраивает, даже жена которая ему не докучает.Автор повествует о нереализованном стремлении мужчины к высокому социальному статусу, карьере. Когда-то герой горел желанием прославить свое имя, испытывал гордость собой, презирал тех, «кто разменивался на мелочи, сворачивал с высокого и узкого пути на торную дорогу дешевого накопительства». Всё то, что мужчина прежде считал необходимым для каждого уважающего себя мужчины - заслуженный успех, дело жизни и признание утеряло былую привлекательность. Итогом размышления героя является то, что жизнь его не сложилась. Его уделом является разочарованность, одиночество, зависть к тем, кто добился хоть чего-то в жизни, он стремится «забыть о жизни, похоронившей его лучшие и худшие устремления, обижавшей его невезением, непониманием, черствостью». Героем утраченный смысл его жизни напрямую не связывается с отсутствием в его жизни детей. В отличие от женщин, он ощущает возможности для счастья, и полагает что его судьба не самая печальная: «По крайней мере, он свободен, здоров и у него еще будет достаточно времени и сил, чтобы насладиться лесными дорогами, остожьями, ручьями и не считать свою жизнь совсем напрасной».Автор включил описание события путча, который произошёл в августе не случайно, эти события как бы приготовили читателя к каким-то трагическим случай в жизни героев, которые они переживут. Женщине было всё равно, кто победит, и кто с кем воюет. Она испытывала практически животный страх за ребенка, и воспринимала мир и всё происходящее в нём с точки зрения безопасности и благополучия и ее ребенка. Именно это заставляет прийти в церковь и принять крещение, для своего еще не родившегося ребенка она готова на всё. Евангелие помогало ей успокоиться, а также пугало ее страшными прогнозами Апокалипсиса: «Также услышите о войнах и военных слухах, ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам… и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…».Предостережение из Евангелия полностью накладывалось на политическую ситуацию того времени, но женщина это никак не комментировала, ее беспокоило другое: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни… Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».Нужно понять, с какой целью автор вводит в повесть евангельский текст. Данные предостерегающие слова дают возможность понять не только политическую ситуацию в стране, но это что в моменты страданий люди приходят к Богу и просят его о помощи.В повести каждый герой реагирует на события в России по своему: женщину волнует то, как всё происходящее отобразится на ее ребенке, она находится в ужасе от того, что ребёнок придёт в мир, который наполнен злобой, мужчина в который раз переживает всплеск социальной активности. В данном аспекте автором трактуется и понимание героями ответственности за всё происходившее: «Мужчины портят землю», а мы за все расплачиваемся. И все равно рожаем. Новых мужчин». Женщина и мужчина осознавали, что ребёнок рождается вопреки царящей злобе в мире, утрате вечных ценностей несправедливости. Ребёнок рождается для лучшего. «Он был просто один из десятков тысяч рождающихся в России детей, рождающихся вопреки нищете, братоубийству, грязи, лжи и грозным пророчествам о близящейся кончине мира». «Он родился тогда, - размышляет женщина, - когда рождаться было уже нельзя, не только потому, что она была слишком стара, но и потому, что мир вокруг лежал во зле». Ситуация осложнена тем, что ребёнок родился недоношенным, и страдал ещё в утробе матери, диагноз, который был поставлен ребёнку на первом месяце его жизни, грозил инвалидностью. Как неоднократно подчеркивал автор, что мечты мужчина об отцовстве имели связь с рождением полноценного и здорового ребёнка. Припоминая неутешительные прогнозы врачей о том, что ребёнок может быть инвалидом, физически и умственно отсталым, мужчина размышлял: «Жизнь кончится, кончится в тридцать шесть лет, толком и не успев начаться, бросить семью он не сможет и все оставшиеся годы будет привязан к больницам, врачам, лекарствам, специальным школам и интернатам, будет жить в вечных метаниях от отчаяния к проблескам надежды на какоето чудо, целителя, но цена этому грош, и та радость жизни, те удовольствия, которые он так ценил, его независимость и покой, - все у него отнимется и никогда не придет» и тогда в его голову приходит эгоистичная мысль: «Так, может быть, лучше, если дитя умрет и не будет мучить других и мучиться само, закроет глазки и навсегда уснет». Для женщины смерть ребенка воспринимается как «финал, конец ее жизни». Она изображается как натура, способная к самопожертвованию, готовая воспринимать свою жизнь как преджизнь будущего ребенка. В контексте аналитической работы над повестью приходим к заключению о том, что смысл названия повести «Рождение» понимается не только как появление на свет нового человека, но и рождение новых отношений в семье мужчины и женщины, а также рождение их новой человеческой сущности. К этому новому они приходит благодаря обращению к Богу, которое происходит в момент, когда человек остается один на один со своей бедой, и помощи ждать неоткуда, тогда «маятник страдания» приближает человека к Богу. Первой свой шаг на пути обретения веры делает женщина, воспринимающая рождение ребенка как чудо, которое она связывает с проявлением божественной милости и благодати, чудо, происшедшее вопреки тому, что зовется судьбой, вопреки законам природы, бесстрастным и безжалостным к человеку. Природа не просто враждебна человеку, она безбожна: «Чего только не было в природе, какого дьявольского изобретательства она не проявляла, чтобы превратить и без того непростые вещи - беременность и роды - в муку». В повести не раз подчеркивается зависимость жизни, здоровья человека от божественного промысла. Врач, который не был верующим человеком, «но матерям в таких случаях говорил одно: если верующая, молись, если неверующая, тоже молись». Молитвами, обращенными к Матери Божьей, наполнен мир женщины: уберечь, спасти, оградить, побыть рядом с ребенком, не оставлять его одного - ведь он впервые остается без ее, земной матери, присутствия. Мужчина тоже ищет опору в вере, он идет в церковь, чтобы там помолились о здоровье его сына. Если путь божественного спасения ребенка приемлет и мужчина и женщина, то следовать совету врача - любить младенца! - в полной мере, в его общечеловеческом, евангельском звучании способна следовать только женщина. Алексей Варламов своей повестью доказывает, что люди способны переродиться, обрести свое человеческое лицо благодаря вере в Бога, и именно с женщиной связывает вечные, непреходящие ценности. ЗаключениеПовесть «Рождение» была написана на трудных материалах, автор сам являлся прототипом героя. Все герои безымянные - ребёнок, муж и жена, повествование идет от третьего лица, при помощи внутренних монологов, а диалогов почти нет. Жена намеревалась уйти от мужа, так как нет детей и любви, и в этот момент она узнала о своей беременности, к которой она не была готова. Женщине 35 лет, она опасается, что рожать уже очень поздно, что ее будут осуждать, но опасения эти быстро прошли. Она долго не решалась рассказать мужу о беременности, и так как в семье не было взаимопонимания, то каждый полагал, что именно другой не желает этого ребёнка. Когда они пришли к решению оставить ребенка, муж начал мечтать об идеальном ребенке и хочет самореализоватьсяпри помощи ребёнка. Женщина восприняла беременность в качестве чуда, которое совершил бог, и она принимает обряд крещения. Автор поднимает тему веры, церкви ибога в душе человеческой. Женщина во время обряда крещения купается в мутной воде и это связано рождение слабого и больного ребенка.Дата рождения ребёнка - октябрь 1993 года. Это было временем перемен в обществе и путча. Автор передает враждебно настроенный мир и равнодушние к еще не родившемуся ребенку при помощи разговора женщины и врача консультации, который сказал такую фразу: «Да он умрет у вас там, вы и не заметите». Женщина вынуждена обратиться к платным врачам, которые не только лечат, сколько просто настраивают на хорошее. Кульминация романа передана глазами мужчины - процесс рождения ребенка. Из разговоров врачей мужчина услышал, что ребёнок вряд ли выживет потому что он недоношенный. Мужчина построил много планов и тут всё рушится. Тут мужчина быстро отказался от мысли о ребенке. И когда он узнал, что ребёнок всё-таки жив, наступает путь его изменение к лучшему и духовного развития. Первым человеком, принявший ребёнка не враждебно, был детский врач, неуклюжий и больной, но очень добрый. Пока мужчина ищет ответ на вопрос: на ком вина в произошедшем (жена, государство, природа или он сам), Женщина делает всё чтобы ребёнок жил и просто спасает его. Когда мужчина увидел сморщенного маленького ребёнка, то понял, что находится очень далеко от придуманных им идеалов. Мужчина пришёл к выводу о том, что ему нужен именно этот настоящий, а не придуманный ребёнок, сколько бы ему не отведено жить.Вывод:1. Приход женщины к вере, совершение ею обряда крещения (и себя, и ребенка) является одной из характерных черт произведений современного реализма, ориентированных на этические ценности и имеющих религиозную направленность.2. Автором в повести воссозданы типичные условия для типизации изображения героев, что также является характерной чертой современного реализма.3. Изображение жизни героев передается без прикрас, то есть в форме самой жизни.Повесть «Рождение» имеет несколько смыслов:1.Ребенка, как смысла жизни;2. Семьи;3. Нового человека: мужчины и женщины;4. Любви;5. Антитеза смерти.В данной работе решены все поставлееные задачи:- проведен обзор творчества Алексея Варламова;- изучен образ ребенка в повестях А. Варламова;- проведен обзор повести «Рождение»;- изучена проблематика повести;- изучены герои повести «Рождение».

1. Агеносов В.В., Капица Ф.С. Русская проза рубежа ХХ–XXI веков / В.В. Агеносов, Ф.С. Капица // Вопросы литературоведения. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks319281 (дата доступа: 17.12.18).
2. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра : опыт периодизации // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.-С. 104-116.
3. Арсентьева, Н. Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Н. Н. Арсентьева. М. : Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. - 356 с.
4. Басинский, П. В. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме / П. В. Басинский // «Новый Мир». 1993. - № 11.-С. 176- 185.
5. Басинский, П. В. Куперовский герой в лесах под Архангельском / П. В. Басинский // Литературная газета. 1997. - 5 ноября (№ 45). - С. 7.
6. Басинский, П. В. Новые деревенские. Эту тему закрывали, но не смогли закрыть / П. Басинский // Литературная газета. 2001. - № 36. - С. 7.
7. Басинский, П. В. Сумерки реализма / П. В. Басинский // Литературная газета. 1995. - 27 сент. (№ 39). - С. 5.
8. Больщев, А., Васильева, О. Современная русская литература (1970 90-е годы) / А. Большев, О. Васильева. - СПб., 2000. - 234 с.
9. Ванюков, А. И. Поэтика заглавий и жанровые пределы русского романа к. XIX н. XX вв. / А. И. Ванюков // Русский роман XX века : Духовный мир и поэтика жанра, сб. научн. тр. - Саратов : Изд-во Сарат. унта, 2001.-С. 6-24.
10. Варламов, А. «О дне же том и часе никто не знает.». Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века / А. Варламов // Литературная учеба. 1997. - № 5 - 6. - С. 69 - 77.
11. Варламов, А. Антилохер. История одной премии / А. Варламов // Октябрь. 1997. - № 12. - С. 76 - 85.
12. Веселова, Н. А., Орлицкий Ю. Б., Скороходов В. Поэтика заглавий : Материалы к биографии / Н. А. Веселова, Ю. Б. Орлицкий, В. Скороходов // Литературный текст : Проблемы и методы исследования. -Тверь, 1997.-С. 158-180.
13. Варламов А. Мария и Вера. Рассказы о церкви / А. Варламов. М.: Эскмо, 2014 223 с.
14. Варламов А. Стороны света. Повести и рассказы / А. Варламов. М.: Никея, 2011 507 с.
15. Федорова Т.А. Поэтика прозы А. Варламова / Т.А. Федорова // Вопросы русской словесности URL: http://www.docme.ru/doc/214835/poe-tika-prozy-alekseya-varlamova (дата доступа: 17.12.2018).


Вопрос-ответ:

Какую проблематику Алексей Варламов освещает в своей повести "Рождение"?

В своей повести "Рождение" Алексей Варламов освещает проблематику нравственности и личности.

Какие герои присутствуют в повести "Рождение"?

В повести "Рождение" присутствуют различные герои, но конкретных имен не указано в статье.

Какая основная ситуация разворачивается в повести "Рождение"?

Основной ситуацией в повести "Рождение" является рождение ребенка на 2 месяца раньше.

Какую проблему можно назвать ведущей в современной литературе?

В современной литературе ведущей проблемой является проблема нравственности.

Какая именно проблема личности освещается в творчестве Алексея Варламова?

В творчестве Алексея Варламова освещается проблема нравственности как составная часть личности.

Какую проблематику рассматривает Алексей Варламов в своей повести "Рождение"?

Алексей Варламов рассматривает проблематику нравственности и личности.

Какой образ ребенка представлен в повестях Алексея Варламова?

Образ ребенка в повестях Алексея Варламова является центральным и символизирует чистоту и невинность.

Какие герои встречаются в повести "Рождение"?

В повести "Рождение" встречаются разные герои, которые разные способами реагируют на ситуацию с рождением ребенка.

Почему проблема нравственности стала ведущей в современном обществе?

Проблема нравственности стала ведущей в современном обществе из-за изменений ценностей, моральных норм и негативного влияния массовых медиа.

Какую ситуацию описывает сюжет повести "Рождение" Алексея Варламова?

Сюжет повести "Рождение" Алексея Варламова описывает ситуацию, когда ребенок рождается на два месяца раньше.

Какая проблематика рассматривается в повести "Рождение" Алексея Варламова?

Проблематика повести "Рождение" Алексея Варламова связана с нравственностью и личностными вопросами. Основу сюжета составляет ситуация, когда ребенок родился на 2 месяца раньше. Повесть рассматривает нравственные дилеммы и внутренние конфликты героев.

Кто является героями повести "Рождение" Алексея Варламова?

В повести "Рождение" героями являются различные персонажи, которые сталкиваются с нравственными проблемами в результате рождения ребенка на 2 месяца раньше. Каждый герой ищет свой путь решения проблемы и преодоления внутренних конфликтов.