Русские в Крыму

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая культура
  • 25 25 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 16.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Русские в Крыму
Реферат
Введение
Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров?
Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в пещере Киик-Коба стоянка неандертальцев, остатки палеолитической и мезолитической культур в Фатьма-Коба и Мурзак-Коба.
В конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.
Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в Пантикапее, или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, Неаполь Скифский, Киммерик, Керкинитида, Нимфей. Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.
Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. С IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары.
Боспор сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только Херсонес Таврический, римские крепости в Судаке и Гурзуфе.
В начале XII столетия до н. э. на полуострове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в Крыму зачатки некоего подобия государственности, однако вскоре они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.
Воссоединение Крыма с Россией всколыхнуло в стране волну национального воодушевления. Русский Крым сегодня — тема номер один и в высоких кабинетах, и в тесных квартирках. Но когда началась его «русскость»? Только ли со времён Екатерины II, отобравшей его у турок, или русские в Крыму «прописались» гораздо раньше? Отразилась ли она в обычаях и традициях? Когда и каким образом эта земля сделалась для нас не чужой?
Фрагмент для ознакомления

А девушки показывали из окна вещи, выполненные своими руками - тканое полотно, вышитые полотенца, сорочки, кружева. Иногда Маланкой наряжали кого-то из парней. Шествия сопровождались шуточными песнями прибаутками. Весь день Нового года нужно было веселиться, чтобы все следующие дни были радостными. Мальчики с утра ходили по соседям с «засевками», т.е. прямо с порога раскидывали по дому зерно и приговаривали: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». У украинцев «засiвки» могли звучать так: «Ходе Iлля от Василя, носе кугу жита лугу. Кудимахне, там жито росте. Сiю, вiю, повiваю, з Новим роком поздравляю». Завершались Святки Крещением (Богоявлением, Водосвятием, Орданью - так по-разному мог называться этот праздник). Канун Крещения чаще именовали по-украински –«Голодна Кутя». В переднем углу опять ставили горшок с кутьёй на сено, и в этот вечер ничего не ели до водокрещения. После того как в церкви освятят воду, нужно было выпить святой воды, а затем только есть. «Голодной» кутья называлась потому, что день накануне Богоявления был постным. На «Голоднукутю» гадали - первую ложку еды выносили на улицу и давали собакам, - откуда собака подаст голос, оттуда и приедут свататься. А крещенским утром все шли к реке (озеру, ставку), где воду уже освятил священник. Многие смельчаки отваживались купаться – считалось, что купание ограждает на целый год от недугов. На Масленицу катания с ледяных гор не устраивали, так как зачастую в это время не было ни морозов, ни снега. Зато катались на лошадях вокруг деревни, как бы следуя движению солнца по кругу. Также на Масленицу были распространены всевозможные "игрища" (хороводы, гуляния, игры), но одну из самых любимых народных потех составляли кулачные бои. Известен в Крыму и обряд встречи весны, который сопровождался печением «жаворонков» - пресного печения в форме птичек с глазками из изюминок. Обычно это происходило 9 марта (по церковному календарю праздник сорока мучеников). Дети, получив «жаворонков», бегали с ними по улице, привязывали нитками к веткам деревьев и бросали в них шапки, имитируя полёт птиц. Игры сопровождались припевками - заклинанием весны. Одним из самых важных и больших христианских праздников является Пасха с которым связано много русских обычаев.Особенностями этих традиций в Крыму было приносить в Великую Пятницу (накануне Пасхи) вышитые носовые платки в церковь к Плащанице (изображению Христа во гробе). Этими платками женщины вытирали святую воду с плащаницы и потом хранили из поколения в поколение как символ веры и очищения. Готовили тут и традиционную еду: пасху, кулич, крашеные яйца. В Крыму куличи нередко именовали на манер украинцев и белорусов – «пасхи». Считалось, что самые хорошие пасхи получались в традиционных русских печах.В домах их сохранилось мало, но иногда их специально для этого выстраивали во дворах. На Пасхальном столе присутствовалоособое крымское украшение:в миску с пшеничными всходами ставили пасхальный хлеб и обкладывали его крашеными яйцами. Этот приём также символизировал надежду на хороший урожай. Два окрашенных пасхальных яйца клали на полочку в красном углу - считалось, что они предохраняют от хвори, от пожара. К самым большим летним восточнославянским праздникам, отмечаемым в Крыму, можно отнести Троицу и Ивана Купала. На Троицу охапку полыни, мяты, чабреца, других трав часто связывали веревкой вместе с кадилом, зажигали свечу, освященную в церкви, и ставили в красный угол - травы эти использовались для лечения болезней, а свечу давали в руки умирающему. На Ивана Купалу (24 июня) в средней полосе России начиналисьмассовые купания, так как вода хорошо прогревалась. Но поскольку на юге купальный сезон начинается гораздо раньше, то в Крымубыло принято купаться накануне дня Ивана Купала с утра до вечера, а ближе к ночи разводить на возвышенностях костры. В Крыму одним из распространенных сельскохозяйственных летних праздников были «обжинки» - праздник окончания жатвы. Последний сноп доверялось скосить самой уважаемой и красивой девушке (женщине) на селе. Ее празднично одевали, голову украшали венком, а скошенный сноп –«именинник» - вручался ею хозяину (помещику, позднее председателю колхоза). Хозяин накрывал столы, готовилась общая еда, и начиналось народное гулянье. Наиболее ярко переплетение традиций разных народов отразилось в свадебном обряде. Корни этих обрядов уходят в языческие времена умыкания и покупки невесты. После принятия христианства стало сказываться влияние византийских обрядов, эти элементы трудно отличить от греко-римских, которые в древности были заимствованы через южных славян. У украинцев и, частично, у белорусов многие обряды выполняются с механической точностью, отсюда и высокая сохранность и неизменность компонентов обряда (например, при выпечке обрядового хлеба). Влияние греков отразилось в особом внимании к церковно-религиозной части обрядов. Так называемым "азиатским" элементом русской свадьбы можно считать обычай кладки - внесения денег за невесту. Кроме невесты, жениха и их родителей, обязательными участниками свадьбы были крестные отец и мать жениха и невесты, исполнявшие роль сватов и свах; дружки и подруги невесты (дружки, саброуки). Свадебный поезд жениха возглавлял «тысяцкий», в помощь которому назначался «старший боярин» и «светiлка», несущая свадебную свечу или свадебную саблю. В помощь дружке избирался «поддружье». Заранее определялись коровайницы, приготавливающие свадебный хлеб, виночерпии, вежливцы (специальные колдуны). Свадебное застолье составляли родственники с обеих сторон, которые одаривали молодых и их родителей, пели им величальные песни. В целом, свадебная обрядность населения Крыма вобрала в себя и русские, и украинские, и белорусские, и азиатские (татарские) элементы, хотя последние – в меньшей степени. В таком виде свадьбы проходили во многих крымских селах, а чисто национальные черты свадебные обряды имели только в селах с компактным проживанием украинцев или белорусов, переселившихся в Крым уже в середине и конце ХХ столетия. Есть своеобразные традиции и в крымской кухне. Прежде всего – это традиции виноделия. Именно крымское вино славится во всем мире, благодаря своему изумительному вкусу и послевкусию. Что касается культуры производства вина в крымских краях, то мастерство крымских виноделов всегда было эталоном для производителей. Крымские вина с завидной периодичностью занимают призовые места во многих именитых конкурсах. Многие специалисты считают, что вина Крыма – это гордость этой маленькой местности. Существует огромное количество различных сортов крымского вина и шампанского в продаже, но наибольшей популярностью среди туристов пользуются марка Мадера Массандры, игристое вино «Новый Свет» и солнечнодолинский «Чёрный Доктор». Так как подобные сорта вин и технологии производства шампанского происходит по старинной рецептуре, которые проверены столетиями, купить подобный напиток, как прикоснуться к истории. Множество известных предприятий по производству крымского вина стараются всячески сохранять каждую давнюю традицию, что бы получать превосходный, виноградный напиток.Особого внимания заслуживают сладости Крымского полуострова, которые не оставят равнодушным никого. Можно отыскать различные разновидности приготовления варенья с лепестков роз, пахлаву и другие особые десерты.Памятники русской культуры Крыма.Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект – русская среда бытования.По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв.Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.Вдали отс. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.В селах Петрово,Барабаново сохранились святые источники, которые можно отнести к общекрымской традиции. На протяжении десятилетий здесь сложились династии, потомки которых и в настоящее время являются носителями традиций и обрядов.К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш.Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как восточнославянские. Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.ЗаключениеКультура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов. Известно, что «чистых» народов или рас вообще не бывает. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими.Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особенностях культуры, языка, топонимики.Но их мирное, гармоничное сосуществование стало возможным благодаря диалогу или полилогу культур.Человек любой национальности гордится своим этническим происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа. Сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций, по убеждению профессора Л.В. Скворцова и академика К.К. Колина, связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, получивших закрепление в традициях. Традиция становится указателем общего пути данного народа.Обычаи народов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответственно развитию общества. В течение столетий велись многочисленные наблюдения, сопоставления, на основе которых можно было делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Вся эта народная мудрость нашла свое выражение в пословицах, поговорках, приметах.Люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым. Культура и прогресс развиваются далее только по­тому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушедших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения.Человек, не интересующийся историей своего народа, никогда не поймет и не проникнется уважением к истории другого народа.В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 27 национально-культурных объединений. Национальная палит­ра представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.В этой атмосфере особенно важно сохранять и русские традиции, обычаи, как старинные, так и новые.Список литературыАндреев А. Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова / А. Р. Андреев. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. — 96 с. Абраменко Л. М. Предисловие Белоконь, С. И. // Последняя обитель. Крым, 1920-1921 годы. — 1-е. — Киев: МАУП, 2005. — 480 с. Бобков А.А. Красный террор в Крыму, 1920-1921 гг. // Белая Росссия: Опыт исторической ретроспекции.– СПб.; Москва: Посев, 2002Дельнов А.А. Крым. Большой исторический путеводитель.–М.: Эксмо, 2017 – 664 с.Обычаи и праздники народов Крыма. Эл. Ресурс. Режим доступа: http://poluostrov-krym.com/lechenye-v-krymu/408-obychai-obryady-prazdniki-narodov-kryma.htmlОт киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.— Симферополь: Таврия-Плюс, 2004.— 208 с.Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах.— Севастополь, 1997.— 44 с.Русанов И. В. Энциклопедия Крыма для всех. – Симферополь: Инфолекс, 2003.Савинова О.В. Обряды, обычаи, праздники восточных славян Крыма. Эл. Ресурс. Режим доступа: http://ccssu.crimea.ua/crimea/etno/articles/obrads/index.htm

Список литературы
1. Андреев А. Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова / А. Р. Андреев. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. — 96 с.
2. Абраменко Л. М. Предисловие Белоконь, С. И. // Последняя обитель. Крым, 1920-1921 годы. — 1-е. — Киев: МАУП, 2005. — 480 с.
3. Бобков А.А. Красный террор в Крыму, 1920-1921 гг. // Белая Росссия: Опыт исторической ретроспекции. – СПб.; Москва: Посев, 2002
4. Дельнов А.А. Крым. Большой исторический путеводитель. – М.: Эксмо, 2017 – 664 с.
5. Обычаи и праздники народов Крыма. Эл. Ресурс. Режим доступа: http://poluostrov-krym.com/lechenye-v-krymu/408-obychai-obryady-prazdniki-narodov-kryma.html
6. От киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.— Симферополь: Таврия-Плюс, 2004.— 208 с.
7. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах.— Севастополь, 1997.— 44 с.
8. Русанов И. В. Энциклопедия Крыма для всех. – Симферополь: Инфолекс, 2003.
9. Савинова О.В. Обряды, обычаи, праздники восточных славян Крыма. Эл. Ресурс. Режим доступа: http://ccssu.crimea.ua/crimea/etno/articles/obrads

Вопрос-ответ:

Какие условия для существования человека создает природа в Крыму?

Благодатный климат и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека.

Кто и когда населял Крым?

Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма.

Сколько лет назад предки современного человека начали обживать земли Крыма?

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли Крыма почти 100 тысяч лет назад.

Кому и когда принадлежал полуостров Крым?

С течением времени Крым принадлежал разным государствам и народам. В разные периоды истории полуостровом владели скифы, греки, римляне, готы, хазары, печенеги, половцы, монголо-татарское иго, Османская империя, Российская империя, СССР и, с 1991 года, Украина.

Что интересного можно узнать из истории Крыма?

История Крыма полна интересных событий и достопримечательностей. Например, здесь произошло древнегреческое поселение Херсонес, был построен знаменитый Ханский дворец в Бахчисарае, а также имеется множество памятников архитектуры разных исторических эпох.

Кто населял Крым раньше всего?

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли Крыма почти 100 тысяч лет назад.

Какой климат преобладает в Крыму?

В Крыму царит благодатный климат. Здесь сочетаются мягкая зима, солнечное лето и обилие солнечных дней в году. Такой климат создает почти идеальные условия для существования человека.

Какая история привела к изменению принадлежности Крыма?

Крым имел долгую и запутанную историю принадлежности. Он находился под властью разных государств и народов: скифов, греков, римлян, татар, турок, русских. В 1954 году Крым был присоединен к Украинской ССР, а в 2014 году вернулся в состав Российской Федерации.