1. Основные принципы классификации науки //// 2. История дифференциации и классификации наук

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 21 21 страница
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 16.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Основные принципы классификации науки 5
2 История дифференциации и классификации наук 13
Заключение 20
Список использованных источников 21

Фрагмент для ознакомления

Совместн с общественными науками они составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке.
Второй класс наук – науки, которые различаются по методу исследования, который, в конечном итоге, определяется природой исследуемого предмета (объекта) и некоей долей субъективного момента.
Третий класс наук – составляют практические, прикладные, в том числе, технические, науки, основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования данных законов в интересах человека).
В последние годы дифференциация наук происходит в особенности интенсивно. Фундаментальные науки о природе становятся комплексом все более многочисленных ветвей знания, каждая из которых постепенно возрастает в отдельную науку. Появляются пограничные сферы знания, которые играют все более важную роль. Схожий процесс дифференциации происходит и в социальных науках.
В то же время действует и тенденция к интеграции научного знания.
В таких условиях появляется большое количество новых классификаций наук.
Современное положение дел в науке является итогом эволюции человеческого знания, и принято считать, что все науки появляются из философии, которая появилась в древних культурах Китая, Индии, Греции. Очевиден тот факт, что современная европейская культура и наука является наследницей древне-греческой философии и культуры, потому что именно там философия обладает рядом особенностей, которые расцениваются как предпосылки зарождения научного знания.
Основной такой особенностью можно назвать тяготение к абстрактности, к отвлечению от художественно мистических и фантазийных элементов построения картины мира, в стремлении философии к отделению от религии и мифологии. Примеры – анатомистическое учение Демокрита и Лефкипа – не отрицание богов, но попытка построить картину мира абстрактно, теоретически.
Выделение научных областей из философии более интенсивно начинает происходить в XVII-XVIII веках, когда появляется наука в ее классическом виде и первыми выделившимися из философии можно считать естественнонаучные дисциплины, а именно: астрономия, механика, биология, химия; гуманитарные науки, такие как история, обретают свою самостоятельность в период XVII- XX вв.
Кромевыделения конкретных научных дисциплин из философии происходит процесс дифференциации научного знания (разделение). Данные конкретные научные сферы после выделения из философии постепенно накопили большой набор знаний, которые относятся к области их исследования и описания исследуемых ими областей действительности постепенно начинают нуждаться в усложнении такой научной дисциплины. Именно в тот момент начинается дифференциация научных сфер.
Данный процесс можно охарактеризовать появлением в рамках данных областей узко-профильных разделов, которые занимаются углубленным исследованием специализированных процессов, объектов или их свойств, при этом значительно увеличивается точность и глубина знаний. Тем не менее, дифференциация науки также имеет негативную составляющую, которая заключается в том, что при диференциации деятельность исследователей изолируется, утрачивается взаимопонимание между исследователями, взаимосвязь между сферами. В итоге исследователи перестают видеть место своей работы в процессе исследования действительности в целом.
Зачастую появляются ситуация, когда представители одной науки, которые работают в различных сферах, оказываются не в состоянии понимать результатов и методов исследования друг друга. В связи с этим в науке задействован процесс интеграции научного знания. Он выражается во многом, например, в заимствовании методов исследования, в распространении критериев обоснованности и научности, распространении требований учитывать самые важные, универсальные итоги ведущих научных дисциплин в ходе унификации языка науки (приведение к единообразному виду), появлению смежных сфер исследования, в ходе математизации научных дисциплин и т.д.
Как только биологи углубились в исследование живого настолько, что поняли большую значимость химических превращений и процессов в тканях, клетках, организмах, началось усиленное исследование данных процессов, накопление итогов, что привело к появлению новой науки - биохимии. Также необходимость исследования физических процессов в живом организме привела к взаимодействию физики и биологии и появлению пограничной науки - биофизики.
Таким же образом появились химическая физика, физическая химия, геохимия и т.д. Появились и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, к примеру, биогеохимия. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является следствием быстрого усложнения и увеличения знаний. Она неизбежно приводит к разделению и специализации научного труда. Последние имеют как положительные стороны (возможность углубленного исследования явлений, увеличение степени производительности труда исследователей), так и негативные (в особенности, потеря связи целого, сужение кругозора - иногда до профессионального кретинизма).
Касаясь данной стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в процессе развития науки деятельность отдельных ученых неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Такая специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно снижается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.
В одно время с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - взаимопроникновения, объединения, синтеза научных дисциплин и наук, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это в особенности характерно для современной науки, где в настоящее время бурно развиваются такие общенаучные, синтетические сферы научного знания как синергетика, кибернетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как общенаучная, естественнонаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию смыкания наук, которая стала закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что сливаются впервые в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с идущим одновременно глубоким изменением наук о человеке. С одной стороны, такие науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется . Интеграция наук убедительно и все с большей степенью доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Следовательно, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых разных направлений научного познания мира, взаимодействие различных идей и методов.
Список использованных источников

Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Периодизация научно-технической политики промышленно развитых стран: становление, эволюция, тенденции и этапы ее формирования. URL: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4569 (дата обращения 17.12.2018).
Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л. Я. Жмудь. – СПб.: РХГИ, 2002. – 424 с.

Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л. Я. Жмудь. – СПб.: РХГИ, 2002. – с. 96.
Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Периодизация научно-технической политики промышленно развитых стран: становление, эволюция, тенденции и этапы ее формирования. URL: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4569 (дата обращения 17.12.2018).
















2




21

3

Список использованных источников

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Периодизация научно-технической политики промышленно развитых стран: становление, эволюция, тенденции и этапы ее формирования. URL: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4569 (дата обращения 17.12.2018).
2. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л. Я. Жмудь. – СПб.: РХГИ, 2002. – 424 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы классификации науки?

Основными принципами классификации науки являются: классификация по предмету исследования, классификация по методу исследования, и классификация по результатам исследования.

Какова история дифференциации и классификации наук?

История дифференциации и классификации наук началась со времен античности. Отдельные науки начали развиваться и принимать форму самостоятельных отраслей знания. С течением времени науки стали все более разнообразными и специализированными. В современной эпохе происходит постоянное разделение наук на новые подотрасли и области исследования.

Какие основные принципы классификации науки по предмету исследования?

Основные принципы классификации науки по предмету исследования включают: естественные науки (биология, физика, химия), общественные науки (экономика, политология, социология), гуманитарные науки (литературоведение, история, философия) и технические науки (инженерия, информатика, архитектура).

Какие принципы классификации науки по методу исследования?

Принципы классификации науки по методу исследования включают: экспериментальные науки (физика, химия), наблюдательные науки (астрономия, геология), теоретические науки (математика, философия), инженерные науки (инженерия, информатика), гуманитарные науки (филология, история).

Какие науки входят в гуманитарные науки?

В гуманитарные науки входят литературоведение, история, философия, филология, социология, психология, культурология, искусствоведение и др. Они изучают различные аспекты человеческой культуры, общественных отношений и человеческого поведения.

Какие основные принципы лежат в основе классификации науки?

Основными принципами классификации науки являются принципы общности и специализации. Принцип общности предполагает объединение наук по общим принципам, законам и методологии, тогда как принцип специализации подразумевает дифференциацию наук на более узкие отрасли в зависимости от их предмета исследования.

Как развивалась дифференциация и классификация наук на протяжении истории?

История дифференциации и классификации наук связана с развитием научного мышления и постепенным расширением предметной области исследования. В начале научного развития науки были объединены в единое целое, но со временем они стали разделяться на отдельные отрасли и специализироваться в своих областях. Этот процесс продолжается и сегодня, когда каждая наука имеет свою собственную классификацию и методологию исследования.

Какие науки относятся к гуманитарным наукам?

Гуманитарные науки изучают различные аспекты человеческой жизни, культуры, общества и массовой коммуникации. Они включают такие отрасли, как философия, история, литературоведение, социология, психология, экономика, политология и т.д. В совокупности с общественными науками они составляют гуманитарные науки, которые направлены на понимание и анализ человеческого опыта и его проявлений в обществе.