Тема: Развитие диалогической формы речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР. Предмет: Логопедия
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 17.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования умений диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития общения ребенка дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития диалогического общения у детей дошкольного возраста 11
1.3. Методы и приемы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста 16
1.4. Специфика нарушения диалогической речи у дошкольников с ОНР и методические подходы к его развитию 25
Заключение 36
Список литературы 39
Ознакомление происходит в процессе речевой деятельности детей (игровые упражнения, речевые ситуации, дидактические игры) направленной на активизацию их речи и развитие мышления.Овладевая языком, ребенок одновременно учится мыслить.5. Принципы обеспечения максимальной речевой активности детей в процессе деятельности и на занятиях.Этого можно достичь, если проводить занятия с небольшими группками детей, создавая возможность для активного говорения каждому ребенку.6. Эмоциональная насыщенность занятия обеспечивается использованием сюрпризных моментов, игровых приемов, различных игр, стихов, малых фольклорных жанров, активной деятельности детей.7. Принцип оценки выразительности речи - это понимание внутреннего мира человека, воплощенного в как и, умения выражать свои эмоции, чувства, оценочные суждения.8. Принцип развития чутье. С помощью речевого образца воспитатель развивает у детей в процессе речевой деятельности лексическое, фонетическое, грамматическое, орфоэпические и стилистическое чутье.Эти принципы касаются всех компонентов языковой системы и используются во взаимосвязи. Кроме того, каждый из них имеет свои специальные принципы, которых также нужно соблюдать. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и так далее. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога заключается в том, что, будучи носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей правильному речи [21, с. 36].Как разновидность человеческого поведения, диалог требует усвоения и соблюдения определенных, сложившихся в социокультура правил, доступных для ребенка. Дети постепенно могут приучаться к тому, чтобы:- соблюдать очереди в разговоре;- выслушивать собеседника, не прерывая его,- поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседникам [23; 38].Итак, успешное овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных высказываний. Существует ряд методов, способствующих формированию навыков диалогической речи, однако лишь комплексное их применение может дать положительный эффект. Среди основных методов обучения диалогической речи можно выделить следующие:- беседа - один из основных методов. Это организованная целенаправленная разговор воспитателя с детьми на определенную тему, которая состоит из вопросов и ответов;- дидактические игры;Дидактические игры, или игры, правилам могут сделать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом [9; 139].В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, лабиринты, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии тех, кто играет. Роль взрослого, который организует взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Затем дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания твой ход, шествия, стал фишку, а не подсматривал;возникают вопросы: вишня - это фрукт? Кукуруза - это овощ? Телевизор - это мебель?- разговор с детьми;Тематика разговоров должна опираться на их опыт, знания и представления об окружающей жизни, о явлениях природы. Теплое, чуткое отношение педагога к каждому ребенку сближает их между собой, поощряет ребенка поделиться своими мыслями, впечатлениями и переживаниями.- игры-драматизации и инсценировки;Для драматизации используются сказки с четким динамическим сюжетом, повторами.короткими диалогами ( «Колобок», «Репка», «Перчатка», Котик и петушок »)- тематические игры речевой ситуации;( «Знакомство», «Встреча друзей», «У врача», «Разговор по телефону»).Для активизации детей на занятиях следует использовать различные методические приемы, в том числе воображаемый диалог детей с литературным героем. Ребенок должен сам сформулировать вопрос и дать ответ на него от имени героя. В таких воображаемых диалогах дети выражают свое отношение к героям, меняют ход событий по-своему, дают оценку отдельным поступкам, действиям, развивают диалогическая речь.- «Кумулятивные сказки» - это цепь вопросов и ответов, выдержанных в пределах одного логического ряда. Такие произведения созвучны с характером мышления ребенка, что и обеспечило им безоговорочный успех у детей. Эпические кумулятивные сказки это - группа произведений с подобными типами кумуляции, при которой одинаковые звена или присоединяются друг к другу, перечисляя подряд, или каждый раз дополняют уже существующий цепь ( «Репка», «Колобок», похожа - норвежская «Сказка о лепешки »).- речевые ситуации;Чтобы научить детей диалогической речи следует использовать игровые речевые ситуации, построенные на диалоге. Это могут быть небольшие инсценировки ( «На почте», «В зоопарке», «В магазине»).- схемы-модели;Используя схемы-модели, нужно вопрос к детям ставить так, чтобы они побуждали их к интеллектуальной активности, чтобы были направлены больше на мышление ребенка и меньше - на ее память. Строить диалог нужно так, чтобы ребенок не только отвечала на вопросы, исходящие от взрослого, но и у нее все больше стимулов сама задавать вопросы.Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, по мнению Н.В.Новотворцева, есть разговор воспитателя с учениками (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, обще доступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми [28, с.32].На специальных занятиях по развитию диалогической речи А. Рузский предлагает применять прием подготовленной беседы и прием театрализации [31, с. 32].Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей вести беседу: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для него, во-вторых, отрабатывать звукопроизносительные и грамматические навыки, уточнять смысл уже известных детям слов [31, с. 32].В беседе педагог:С уточняет и упорядочивает опыт детей, то есть те представления и знания о жизни людей и природы, которые детиприобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;приучает детей целенаправленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;учит просто и понятно излагать свои мысли.Театрализация художественных текстов, перевод прочитанных сказок, стихов дает возможность совершенствовать навыки связной речи, в частности интонационную сторону речи. Они разыгрыванием в лицах литературных произведений (сказок, обращаются рассказов, специально написанных инсценировок).Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, подий жизни, изменены детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр, заключается в том, что они готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом обусловлена текстом произведения [14, с. 56].Настоящая творческая игра является богатейшим полем для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжет ни линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и так далее. В игре театрализованное образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, ощущение, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.Сами по себе творческие игры, театрализованные является частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокий уровень развития благодаря тому, что в игре развивается все лицо ребенка, его сознание.Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизнь своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.Есть много разновидностей театрализованных игр отличаются художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичные спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые игры, театрализованные, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.Таким образом, игра должна быть школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечает собственной инициативе ребенка, как желаемое. Игра театрализованное по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декора. При этом сюжет сказки и опыт совместного проигрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подбирать реплики для ролевого диалогу- действовать слаженно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организацию совместных самостоятельных театрализованных игр является опосредованная [4, с. 135].По утверждению З.М. Богуславской в дошкольном возрасте можно применять игру как на занятиях, так и во время досугов [4, с. 128].Последние исследования психологов выявили большое значение игры как деятельности, удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности личности ребенка, который развивается. Игры с успехом могут использоваться не только на занятиях, но и повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально-привлекательной для ребенка форме [4, с. 129].Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Неприхотливая по содержанию игра «Садовник» дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре для того, чтобы вступить в игру вовремя.Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра -драматизация по уже готовым сюжетом и включают в себя различные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а занимались-покажем», «Садовник» и другие. ЗаключениеПроблема формирования общения у детей среднего дошкольного возраста является актуальной в педагогике и психологии, что подтверждается многочисленными исследованиями (Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.). Психолого-педагогические исследования доказали решающую роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).Диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личные, партнерские отношения между собеседниками. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых и детей между собой. Следовательно, в условиях ДОУ основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. Для диалогической речи важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом выстроить ответ, подать нужную реплику, дополнить высказывание собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение. У дошкольников следует формировать различные диалогические умения: научить вступать в общение (уметь и знать, когда можно начать разговор) поддерживать и завершать общение (учитывая условия, ситуацию общения), слушать и слышать собеседника, переспрашивать, выражать отношение к предмету разговора, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. Детей необходимо учить выражению просьбы, приветствия, согласия (отказа), извинения, сочувствия, благодарности; учить обращаться к взрослым и сверстникам, знакомиться, обсуждать результаты деятельности, событие, планировать совместные действия и т.п. Успешное овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных высказываний. Существует ряд методов, способствующих формированию навыков диалогической речи, однако лишь комплексное их применение может дать положительный эффект. Среди основных методов обучения диалогической речи можно выделить разнообразные виды беседы, дидактические и театрализованные игры.Деятельностный подход к процессам обучения языку и развития речи согласно ФГОС ДО является одним из ведущих и определяющих в разработке методик работы с дошкольниками. Весь педагогический процесс важно направить на сознательное усвоение детьми языковых и речевых явлений, чаще упражнять их в самостоятельных высказываниях, а не только в преданиях, рассказах наизусть и в других репродуктивных действиях.Проблемой формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые: А. Арушанова, Н.К. Усольцева, Е.Г. Феодосева, А.К. Макарова, И.С. Назметдинова, И.М. Лисина, А. Рузская, З.М. Богуславская и другие.Так, М.И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [22, с. 92].Диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личные, партнерские отношения между собеседниками. По мнению Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой дети с общим недоразвитием речи обладают бытовой и диалогической речью, которая имеет свои особенности, которые проявляются в применении языковых средств, допустимых в разговорной речи.Таким образом можем сделать вывод, что одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых и детей между собой.Следовательно, в условиях ДОУ основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми.Список литературыАкименко В.М. Развивающие технологии в логопедии /В.М Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.(https://www. pciholodgy /3497-10-11392/ - Бодалев)Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности /Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2009. - 212с. 8. Бородич А. М. Методика развития речи у детей /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2006. – 49 с.Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с ЗПР / О. А. Виноградова //Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2. - С. 53-54. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.Волкова Л.С., Шаховская.СН., Логопедия. 3-е изд. / Л.С. Волкова, С.н. Шаховская. - М: Владос, 1999. -491 с.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В.П. Глухов. – М.: Аркти., 2010. – 165 с. Елагина, М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте / М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 135-140. (http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:29908/Source:default)Землянухина, Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых учреждений в раннем возрасте / Т.М. Землянухина // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / [под ред. В.С. Мухиной]. - М.: Просвещение, 1991. - С. 66-70. (http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:82361/Source:default)Леонтьев,A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997.-365 с. (http://www.twirpx.com/file/125731/)Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с.(http://www.twirpx.com/file/672861/)Лисина М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.- с. 74. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с.Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 80с. Мещерякова, С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка / С.Ю. Мещерякова // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 7. - С. 38-42. (http://www.easyschool.ru/books/12/2803/3)Мудрик, A.B. Психология и воспитание / A.B. Мудрик. - М. : Московский психолого-педагогический институт, 2006. - С. 81-232.Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста /Т. Никифорова //Журн. Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С. 114-115.Нищета Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста /Н.В. Нищета. – СПб.: КАРО, 2010. – 168 с.Новоротцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов /Н.В. Новоротцева. – Ярославль: Гринго: Лайнер, 2006. – 236с.Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей /Л.Г Парамонова. – СПб.: Детство Пресс, 2011. – 176 с.Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками /Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. (http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290.)Современные подходы к развитию речи детей в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]: методическое пособие / сост. В.Л. Сиротина. - Челябинск, 2014. - 40 с. - Режим доступа: 64 https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_sovremennye_podhody_k_razvitiyu _rechi_detey_v_usloviyah_realizacii-366024.htm.Сорокина, Н.Ф. Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи / Н.Ф. Сорокина // Дефектология. - 1990. - № 3. - С. 63- 65.(https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3644)Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 256 с.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования /Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2012. – 256 с. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника /О.С Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений / сост. М.А. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 560 с.
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии /В.М Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.(https://www. pciholodgy /3497-10-11392/ - Бодалев)
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности /Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2009. - 212с. 8. Бородич А. М. Методика развития речи у детей /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2006. – 49 с.
5. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с ЗПР / О. А. Виноградова //Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2. - С. 53-54. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
8. Волкова Л.С., Шаховская.СН., Логопедия. 3-е изд. / Л.С. Волкова, С.н. Шаховская. - М: Владос, 1999. -491 с.
9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В.П. Глухов. – М.: Аркти., 2010. – 165 с.
10. Елагина, М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте / М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 135-140. (http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:29908/Source:default)
11. Землянухина, Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых учреждений в раннем возрасте / Т.М. Землянухина // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / [под ред. В.С. Мухиной]. - М.: Просвещение, 1991. - С. 66-70. (http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:82361/Source:default)
12. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997.-365 с. (http://www.twirpx.com/file/125731/)
13. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с.(http://www.twirpx.com/file/672861/)
14. Лисина М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.- с. 74. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с.
16. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 80с.
17. Мещерякова, С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка / С.Ю. Мещерякова // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 7. - С. 38-42. (http://www.easyschool.ru/books/12/2803/3)
18. Мудрик, A.B. Психология и воспитание / A.B. Мудрик. - М. : Московский психолого-педагогический институт, 2006. - С. 81-232.
19. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995
20. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста /Т. Никифорова //Журн. Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С. 114-115.
21. Нищета Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста /Н.В. Нищета. – СПб.: КАРО, 2010. – 168 с.
22. Новоротцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов /Н.В. Новоротцева. – Ярославль: Гринго: Лайнер, 2006. – 236с.
23. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей /Л.Г Парамонова. – СПб.: Детство Пресс, 2011. – 176 с.
24. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
26. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками /Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. (http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290.)
27. Современные подходы к развитию речи детей в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]: методическое пособие / сост. В.Л. Сиротина. - Челябинск, 2014. - 40 с. - Режим доступа: 64 https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_sovremennye_podhody_k_razvitiyu _rechi_detey_v_usloviyah_realizacii-366024.htm.
28. Сорокина, Н.Ф. Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи / Н.Ф. Сорокина // Дефектология. - 1990. - № 3. - С. 63- 65.(https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3644)
29. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 256 с.
30. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования /Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2012. – 256 с.
31. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника /О.С Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
32. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений / сост. М.А. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 560 с.
Вопрос-ответ:
Что такое диалогическая форма речи у детей дошкольного возраста?
Диалогическая форма речи у детей дошкольного возраста — это способность совершать полноценные диалоги, взаимодействуя с окружающими людьми. Дети учатся общаться, высказывать свои мысли и слушать собеседника.
Какие психолого-педагогические особенности свойственны развитию общения ребенка дошкольного возраста?
Развитие общения у детей дошкольного возраста связано с активностью и любопытством, что способствует их стремлению к общению. Дети учатся использовать язык для передачи информации и выражения своих эмоций. Кроме того, важную роль играет развитие социальных навыков и умений самоконтроля.
Какие методы и приемы помогают формировать диалогическую речь у детей дошкольного возраста?
Для формирования диалогической речи у дошкольников могут быть использованы такие методы и приемы, как развитие слухового восприятия, развитие навыков артикуляции, игра с ролевыми моделями, чтение художественной литературы, проведение диалогических бесед, работа с партнерами и многое другое.
Какие лингво-методические основы положены в основу развития диалогического общения у детей дошкольного возраста?
Лингво-методические основы развития диалогического общения у детей дошкольного возраста включают в себя организацию детского разговора, учет уровня развития детей, выбор разнообразных коммуникативных ситуаций, ориентацию на содержательность общения и так далее. Они помогают формировать полноценную диалогическую речь у детей с ОНР.
Какие специфические особенности нарушения диалогической речи у детей дошкольного возраста могут быть связаны с ОНР?
У детей дошкольного возраста с ОНР могут наблюдаться различные особенности нарушения диалогической речи, такие как ограниченный словарный запас, нарушения грамматической структуры предложения, затруднения в формировании связного высказывания, отсутствие навыков общения со сверстниками и т.д. Для преодоления этих трудностей требуется комплексный подход и разнообразные логопедические упражнения.
Как развивается диалогическая форма речи у дошкольников с ОНР?
Диалогическая форма речи у дошкольников с ОНР развивается с помощью специальных методов и приемов, которые помогают детям стимулировать и улучшать связь с окружающими и собеседниками.
Какие психолого-педагогические особенности развития общения у детей дошкольного возраста?
Развитие общения у детей дошкольного возраста характеризуется формированием базовых навыков коммуникации, таких как умение слушать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли и желания.
Какие методы и приемы используются для формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста?
Для формирования диалогической речи у дошкольников используются методы и приемы, такие как игровая ситуация, образцы диалога, моделирование разговоров и практическая тренировка.
Какие лингво-методические основы используются при развитии диалогического общения у детей дошкольного возраста?
При развитии диалогического общения у детей дошкольного возраста используются такие лингво-методические основы, как развитие словарного запаса, обучение правильному произношению и грамматической структуре предложений.
Какие особенности есть у развития диалогической речи у детей с ОНР?
У детей с ОНР наблюдаются особенности в развитии диалогической речи, такие как затруднения в усвоении и использовании новых слов, нарушения в грамматике и недостаточное умение поддерживать диалог.
Как развивается диалогическая форма речи у детей дошкольного возраста с ОНР?
Диалогическая форма речи у детей дошкольного возраста с ОНР развивается с помощью специфических методов и приемов, которые учитывают психолого-педагогические особенности таких детей. Одним из основных методов является моделирование диалогических ситуаций, в которых ребенок может учиться активно взаимодействовать с окружающими и использовать речь для общения.
Какие методы и приемы используются для формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР?
Для формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР применяются различные методы и приемы. Например, это игры-диалоги, в которых ребенок участвует в ситуации общения и обменивается репликами с взрослым или другими детьми. Также используются упражнения на развитие навыков ведения диалога, например, задания на продолжение предложений или построение диалоговой цепочки. Эти методы позволяют развивать у детей навыки слушания, понимания и выражения своих мыслей в диалогической форме.