Политико-правовая идеология ислама

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 17.01.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовой доктрины Ислама. Учение о халифате 5
Глава 2. Учение об имамате и его практическое воплощение 14
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Считалось, что вопросы государственной политики не может решать умма в целом, для этой цели ею делегировались представители в консультативный совет. Резюмировалось, что именно через этот орган, мнение которого приравнивалось к мнению всей общины, последняя и обязана была контролировать политику главы государства, предупреждая проявления деспотизма и произвола правителей. Глава 2. Учение об имамате и его практическое воплощениеТермин "имамат" происходит от арабского глагола "амма" - "стоять впереди", "руководить чем-либо". В Аравии имам выступал как человек, стоящий впереди, руководящий чем-то. После того, как утвердился ислам, в Коране стали называть имамом духовного руководителя.Уникальное достоинство халифатской формы правления представлено связанностью главы государства во всех своих действиях посредством норм мусульманского права, "интересов и общей пользы" подданных, а также провозглашается обязательная необходимость перед тем, как принять важные решения, советоваться. В рамках суннитской мусульманско-правовой политической теории делается особый акцент на том, что власть главы государства не носит абсолютного характера: он не имеет привилегий, иммунитета, он является простым мусульманином, для которого актуальны все нормы мусульманского права. Традиционной мусульманско-правовой политической теорией сосредоточивались главные усилия на том, чтобы исследовать государственный аппарат, соотношений властей сквозь призму правового положения халифа. Халифат в качестве формы государства сводился к исполнительной власти и лично главе государства –это есть центральная фигура всех мусульманских политических концепций. Главное в содержании халифата, с позиции данной теории, заключается в таких аспектах, как его религиозные устои, соответствие принципам ислама, полное подчинение мусульманскому праву. Суть такого подхода сводилась к тезису о том, что исламом было осуществлено создание мусульманского государства.Исторический опыт построения имамата, в частности, представлен имаматом Шамиля.Образование имамата было связано с национально-освободительным и антифеодальным движением горцев. Несомненно, создание имамата можно считать одним из самых крупных достижений горцев в данном процессе. Также необходимо заметить, что образование имамата было бы невозможно без определенных объективных и субъективных предпосылок. Большинство исследователей выделяют несколько этапов или периодов того движения, которое привело к созданию имамата Шамиля. Первый период продолжался с 1828 по 1839 гг. Для этого этапа характерно распространение и формирование идеологии движения, появление начальных организационных форм имамата. Второй период приходится на 1840–1850 гг. Он связан с тем, что центром движения становится Чечня, кроме того, тогда же начинается процесс оформления собственной военно-теократической монархии или «имамата». Наконец, третий этап охватывает период с 1850 по 1859 гг., когда единое государство горцев и Чечни оказывается в пучине кризиса и завершает свое существование. Если говорить о территории имамата, то в период своего расцвета в неё входила значительная часть Северо-Восточного Кавказа, на которой проживало около 1 млн. чел. Чечня являлась столицей данного государства. Кроме того, почти вся территория Нагорного Дагестана, Чечня, большая часть Карабулака также входили в это государство. Также некоторые селения тушин и хевсур в Грузии, в меньшей степени ингушские аулы признали власть Шамиля. Необходимо заметить, что территория имамата стала местом жительства беглых из тех районов, которые находились под контролем Российской империи. Назрановское общество в Ингушетии предпринимало попытки присоединения к имамату Шамиля. Конечно же, это было обусловлено привлекательностью данного государства для жизни, созданием необходимых предпосылок для экономического, социального расцвета. Как уже отмечалось ранее, в состав имамата вошла большая часть Северо-Западного Кавказа, произошло это примерно в конце 40х годов XIX в. (территория Северо-Западного Кавказа была населена черкесами). Посланцу Шамиля наибу Магомеду-Амину удалось добиться объединения военных сил горцев на этой территории и сформировать очень стройную систему управления по государственному типу. Важно заметить, что географическая удаленность Черкесии от главной территории имамата способствовала тому, что освободительное движение здесь развивалось в отрыве от движения, которое развернулось на Северо-Восточном Кавказе. Государство выстроилось по теократическому типу. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Мусульманское учение о государстве и праве обладает выраженным религиозным характером. Государство в исламском представлении – это есть божественное установление, государственная власть должна гармонично синтезировать светскую и религиозную власти, а также, соответственно, светские и религиозные общественные институты. Но на практике это все же выливается в преимущественную значимость религиозных институтов. Концепция справедливого мусульманского государства основана на грамотных законах, значимости религиозного фактора, поскольку правители и граждане несут равную ответственность как перед обществом, так и перед Аллахом. Мы уделили особое внимание практическому воплощению исламского учения об имамате – имамату Шамиля. На первых этапах существования имамата здесь проводилась социальная политика, отвечающая интересам народа. Многие меры были направлены на улучшение материального и правового обеспечения бедняков, вдов и сирот.Что касается государственного устройства имамата, то ему были присущи некоторые противоречия. В целом, мусульманское учение об идеальном государстве не носит прогрессивного характера, ему присущ консерватизм. Список литературыБлиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. - М., 1997.Зейнуллин М., Гордеев К. Вершина: Имамат Шамиля.//Татарский мир. № 15, 2004.Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001.Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986.Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987.Мусхаджиев С. Политико-правовая доктрина Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovaya-doktrina-islama-teoreticheskiy-aspektРуновский А. Записки о Шамиле. – СПб., 1860.// http://a-u-l.narod.ru/Runovskiy-A_Zapiski_o_Shamile.htmlСюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сб. ст. М., 1985. Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова. — М., 1995.

1. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. - М., 1997.
2. Зейнуллин М., Гордеев К. Вершина: Имамат Шамиля.//Татарский мир. № 15, 2004.
3. Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001.
4. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986.
5. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987.
6. Мусхаджиев С. Политико-правовая доктрина Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovaya-doktrina-islama-teoreticheskiy-aspekt
7. Руновский А. Записки о Шамиле. – СПб., 1860.// http://a-u-l.narod.ru/Runovskiy-A_Zapiski_o_Shamile.html
8. Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сб. ст. М., 1985.
9. Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова. — М., 1995.


Вопрос-ответ:

Какие особенности политико-правовой доктрины Ислама?

Политико-правовая доктрина Ислама характеризуется тем, что считается, что вопросы государственной политики не могут решаться уммой в целом. Для этой цели представители уммы делегируют свои полномочия в консультативный совет, мнение которого приравнивается к мнению всей общины. Таким образом, умма контролирует политику через этот орган.

Что такое халифат в исламе?

Халифат – это форма политического устройства, представляющая собой исламскую систему государства с религиозным лидером, называемым халифом. Халифат основывается на принципах исламского права (шариата) и рассматривается как идеальная форма правления в исламе. В исламской истории существовало несколько халифатов, каждый из которых имел свою специфику и правила управления.

Что такое имамат в исламе?

Имамат – это религиозно-политическое устройство, основанное на исламском учении об имаме. Имамат считается одной из форм политического управления в исламе. Имамы – это духовные лидеры, которые осуществляют надзор за исполнением религиозных обязанностей и руководят обществом в соответствии с принципами ислама. В истории Ислама существовали различные имаматы, каждый из которых имел свои особенности и правила управления.

Какую роль играет умма в политико-правовой доктрине Ислама?

Умма, то есть исламская община, играет важную роль в политико-правовой доктрине Ислама. Умма имеет право делегировать свои полномочия представителям, которые заседают в консультативном совете и принимают решения по вопросам государственной политики. Мнение этого совета приравнивается к мнению всей общины, и умма обязана контролировать политику через этот орган.

Что такое политико-правовая идеология ислама?

Политико-правовая идеология ислама - это учение, которое определяет правовые и политические принципы, основанные на принципах исламской религии. Она регулирует отношения между государством и гражданами, а также между различными политическими институтами.

Что представляет собой учение о халифате?

Учение о халифате в исламе предполагает существование халифа, который является верховным политическим и духовным лидером мусульманской общины. Халиф должен соблюдать законы ислама и защищать интересы мусульман во всех сферах жизни.

Каковы основные принципы учения об имамате?

Учение об имамате в исламе предполагает, что после смерти пророка Мухаммада, верховная власть должна быть передана его наследникам - имамам. Они являются религиозными и политическими лидерами мусульманской общины и должны олицетворять непогрешимость и праведность.

Какая роль отводится умме в политике ислама?

В политике ислама умма, то есть мусульманская община, играет важную роль. Умма может делегировать своих представителей в консультативный совет, который занимается решением вопросов государственной политики. Однако окончательное решение принимается всей общиной в целом.

Каким образом осуществляется контроль над политикой в исламе?

В исламе контроль за политикой осуществляется через консультативный совет, чье мнение приравнивается к мнению всей общины. Община обязана контролировать политические решения и выражать свою позицию по вопросам руководства и государственной политики.