Налоговые механизмы перераспределения доходов населения в России
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 14.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налоговых механизмов перераспределения доходов населения 5
1.1. Проблема перераспределения доходов в рыночной экономике 5
1.2. Роль налогообложения в процессе перераспределения доходов 10
1.3. Зарубежный опыт влияния на перераспределение доходов населения налоговыми инструментами 14
Глава 2. Механизмы налогового регулирования распределения доходов в РФ 19
2.1. Уровень благосостояния и распределение доходов населения в России 19
2.2. Специфические черты и структура налоговых механизмов, влияющих на перераспределение доходов населения в РФ 32
2.3. Основные инструменты воздействия на перераспределение доходов 37
Глава 3. Основные направления повышения эффективности налоговых механизмов перераспределения доходов в РФ 45
3.1. Анализ влияния налоговой нагрузки на перераспределение доходов населения в РФ 45
3.2. Проблемы развития налоговых механизмов перераспределения доходов населения в РФ 48
3.3 Пути решения проблем в сфере налоговых механизмов перераспределения доходов населения 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Таблица 3.1 - Динамика изменения денежных доходов населенияУказатель2012 г.2013г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году105,9100,5104,6104,099,395,7Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей18958,42078023221,125928,227765,730224,5Источник: Данные Росстата//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/Наряду с данными изменениями доходов населения, проанализируем численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Данные представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2 - Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимумаГодаЧисленность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:Величина прожиточного минимума рублей в месяц:млн. человекв процентах от общей численности населения201217,712,55688201317,912,76369201415,410,76510201515,510,87306201616,111,28050201719,113,39701Источник: Данные Росстата//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/Из выше представленной таблицы можно отметить, что численность населения с населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума растет с каждым годом, несмотря на увеличение самого прожиточного минимума. Это говорит о том, «по ежегодно проводимая индексация прожиточного минимума неэффективна при существующем экономическом кризисе в России. Так численность бедного населения в 2017 году по сравнению с прошлым годов увеличилась на 3 млн. человек, что в свою очередь подтверждает описанную выше ситуацию. В России для устранения неравенства между доходами населения страны используется налогообложение доходов физических лиц, одной из значимых функций которого является сглаживание несправедливости. В экономике для определения дифференциации доходов населения используются различные показатели социально - экономической дифференциации. Данные показатели являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. Более подробно рассмотрим такие показатели как коэффициент фондов и коэффициент Джинни. По данным Росстата рассматриваемые коэффициенты в течение исследуемого периода относительно стабильны, но их величина свидетельствует о том, что Россию можно отнести к странам со среднем уровнем расслоения общества. Важнейшее значение для уровня жизни имеет сбалансированность доходов населения и цен потребительского рынка товаров и услуг. Сведения о динамике данных показателей в стране в последние годы представлены в таблице 3.3. Таблица 3.3 - Распределение общего объема денежных доходов по 20 - процентным группам населения и основные показатели социально - экономической дифференциацииГодыДенежные доходы всего %в том числе по 20 - процентным группам населения, в%:Коэффициент фондов, в разахКоэффициент Джини1(с min доходами)2345 (с шах доходам и)20121005,29,814,822,547,716,60,42120131005,29,914,922,647,416,20,41720141005,29,814,922,547,616,40,42020151005,29,814,922,547,616,30,41920161005,29,914,922,647,4160,41620171005,31015,122,84715,60,412Источник: Данные Росстата//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/Из таблицы видно, что в период 2012 - 2015 годы происходит превышение денежных доходов над потребительскими ценами. Наибольшая разница прослеживается в 2015 году на 5,23 %. В 2016 - 2017 годах наблюдается резкое превышение потребительских цен над денежными доходами на 4,25 % и 3,2 % соответственно, что можно трактовать как удорожание стоимости жизни. Таблица 3.4 - Темпы роста денежных доходов населения и потребительских цен по России в целомПоказатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.Денежные доходы111110111111,7107,1109,7Потребительские цены108,8106,1106,57106,47111,35112,91Разница в темпахроста 2 и 3 строки2,23,94,435,23-4,25-3,2Источник: Данные Росстата//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/Анализируя структуру использования денежных доходов населения, можно отметить следующее. Так наибольший удельный вес приходится на потребление товаров и услуг. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается постепенное увеличение покупки товаров и услуг, но наблюдается незначительное уменьшении в 2015 году, а также резкое уменьшение потребления товаров в 2017 году вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры на данный период.Таблица 3.5 - Динамика структуры использования денежных доходовГодыПокупка товаров и оплата услугОплата обязательных платежей и взносовСбереженияПокупка валютыПрирост и уменьшение на руках201269,69,714,83,62,3201373,510,310,44,21,6201474,211,19,94,80201573,611,79,84,20,7201675,311,86,95,80,2201771,511,314,14,2-0,8Источник: Данные Росстата//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/Рассматривая удельный вес по обязательным платежам и сборам, можно проследить постепенное их увеличение на протяжении рассматриваемого периода. Так в 2017 году население выделяет около 11,3 % своих расходов на налоги и сборы. Доля расходов на сбережении до 2016 года имеет обратную тенденцию налогам и сборам. В 2017 году наблюдается резкое увеличение сбережений за счет снижения потребления товаров и услуг, что говорит нам о беспокойстве населения о своем будущем из-за существующего экономического кризиса. Таким образом, можно сказать, что в России наблюдается высокая налоговая нагрузка на население. 3.2. Проблемы развития налоговых механизмов перераспределения доходов населения в РФПри положительном росте номинальных доходов, стабильности коэффициентов социально - экономической дифференциации, присутствует расслоение общества по уровню доходов и тенденции к снижению не наблюдаются, а количество бедных с каждым годом только увеличивается. Поэтому необходимо произвести дальнейшие совершенствования в налогообложении доходов населения для достижения повышения благосостояния населения. На сегодняшний день активно обсуждается вопрос о применении прогрессивной шкалы налогообложения, а также введение необлагаемого минимума. Рассмотрим на практике эффективность данных нововведений, как они повлияют на бюджет государства и благосостояние населения. Сгруппируем население по объемам денежных доходов по 20 % группам и предложим ставки налога на доходы с физических лиц по прогрессивной шкале налогообложения, которые представлены в таблице 3.6. По данным Росстата численность экономически активного населения России составляла 75,4 млн. человек, из которых около 3,9 млн признавались статистикой безработными. Таким образом, общее число работающих составляло 71,5 млн. человек. За необлагаемый минимум примем значение, равное прожиточному минимуму за 2016 год, который составил 8234 руб. в месяц.Таблица 3.6 - Распределение населения по группам доходов и предлагаемые ставки по каждой из нихСовокупный годовой доход, тыс. руб.Предлагаемая ставка налога, %Количество населения в млндо 98,8010,15От 98,8 до 28010%24,52От 280 до 50013%19,23От 500 до 100015%11,65Свыше 100020%5,93Результаты расчётов экономического эффекта при использовании предлагаемого прогрессивного налогообложения доходов показали следующие результаты, представленные в таблице 3.7.Таблица 3.7 - Экономический эффект от введения прогрессивной шкалы НДФЛ для бюджета РФСовокупный годовой доход, тыс. руб.Количество населения в млн. чел.Суммарный годовой доход по группам, млрдРазмер НДФЛ по ставке 13 % млрд, руб.Размер НДФЛ по предлагаемой шкале налогообложения млрд. руб.Экономический эффект от внедрения предлагаемой шкалы млрд, руб.до 98,810,15367,33847,7530-47,753От 98,8 до 28024,521340,667174,286134,066-40,22От 280 до 50019,234154,865540,132540,1320От 500 до 100011,6512119,2501575,5021817,887242,385Свыше 10005,93338914405,836778,22372,37Всего71,551873,1216743,5059270,2872526,782Источник: составлено авторомИз расчетов видно, что доходы бюджета от НДФЛ увеличатся в 1,4 раза и составят 2526,782 млрд. руб. От уплаты НДФЛ освободится категория граждан с доходами ниже прожиточного минимума, их численность составляет 10,15 млн. чел. Для категории граждан с доходами от 280 до 500 тыс. руб., т. е. «среднего класса», размер уплачиваемого в бюджет НДФЛ останется таким же. Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать выводы о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц повлечет за собой следующие изменения: - снижение налоговой нагрузки почти 35 млн. налогоплательщиков России с низкими доходами, перераспределив её на более богатые слои населения; - увеличения поступлений от НДФЛ за счет более обеспеченных слоев населения.Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических действительно актуально для экономики России на современном этапе и позволяет решить ряд важных социально - экономических проблем. Подводя итог вышесказанному для достижения более эффективного использования НДФЛ, как инструмента сглаживания неравенства и достижения социальной справедливости, можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию: - введение необлагаемого минимума, в размере прожиточного минимума, тем самым снижая нагрузку на бедные слои населения; - переход к прогрессивной налоговой шкале; - применение зарубежного опыта; - использование более широкой системы налоговых льгот.3.3 Пути решения проблем в сфере налоговых механизмов перераспределения доходов населенияДля увеличения прогрессивность НДФЛ необходимо в большей степени применять на практике стандартные налоговые вычеты, поскольку социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные налоговые вычеты в значительной степени связаны с поощрением расходов, нежели с выравниванием доходов физического лица. Также чтобы повысить эффективность применения НДФЛ необходимо увеличение универсального налогового вычета и вычета на детей, так как данные вычеты непосредственно связаны с уровнем доходов налогоплательщика.С целью увеличения полезности функционирования налога на доходы физических лиц соответствующими финансовыми органами должна быть оценена возможность повышения выплат по стандартным налоговым вычетам: в лучшем случае – до величины прожиточного минимума, как в странах с развитой экономикой, при параллельном росте порогового значения накопленного дохода. Ежегодная индексация стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц на размер инфляции будет способна выполнять, присущую ей стабилизирующую функцию. В условиях реального роста среднего уровня заработной платы по стране доля стандартных налоговых вычетов в налоговой базе НДФЛ будет уменьшаться. При понижении среднего уровня заработной платы доля стандартных налоговых вычетов будет, соответственно, расти, что поспособствует снижению уровня налоговой нагрузки на беднейшие слои общества. В рамках применения прогрессивной шкалы налогообложения имеет место быть определение необлагаемого минимума. Потери бюджета после введения данной меры будут компенсированы за счет повышения налоговых ставок на доходы богатых слоев населения. Проанализируем преимущества и недостатки использования прогрессивной и плоской шкалы подоходного налогообложения в РФ. Достоинством плоской шкалы является простота администрирования и контроля собираемости налога. В качестве недостатков можно отнести, что она не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Низкий уровень налога при плоской шкале не обеспечивает государству достаточных средств для проведения активной социальной политики. При применении прогрессивной шкалы наблюдается повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения, устраняется огромного имущественного неравенства населения. Увеличивается располагаемый доход малообеспеченных слоев населения. Однако, при этом усложняется и дорожает администрирование налога. Прослеживается дестимулирование трудовой деятельности населения. Таким образом, ведение прогрессивной шкалы НДФЛ, прежде всего, ориентировано на достижение социальной справедливости, относительного уравнивания социального блага в обществе. Однако, наша экономика для начала должна обеспечить высокий уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков, низкий уровень коррупции, снижение доли «серой» заработной платы, а также довести до совершенства систему налогового администрирования в отношении налогообложения доходов физических лиц.В развитых странах необлагаемый налогом минимум рассчитывается исходя из прожиточного минимума в стране. Минимальная сумма денег, необходимая для поддержания здорового течения и развития жизни населения, не должна облагаться налогом. Наряду с этим предлагается повысить размер стандартного налогового вычета, предоставляемый налогоплательщикам в размере прожиточного минимума. Проводя реформы подоходного налогообложения, необходимо учитывать то обстоятельство, что данный налог выступает мощным рычагом воздействия на уровень жизни населения страны. Здесь находит отражение именно социальная функция НДФЛ. Также налог на доходы физических лиц на постоянной основе оказывает влияние на пополнение доходной части бюджетов различных уровней.Использование на практике данного предложения требует ужесточения контрольных мер над принципами формирования фонда оплаты труда. После введения в 2011 году страховых взносов значительно увеличилась нагрузка на фонды оплаты труда, что повлекло за собой увод некоторой части заработной платы в «тень», снизив, таким образом, налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. ФНС Российской Федерации в целях пресечения фактов занижения налогооблагаемой базы НДФЛ планирует внедрять и развивать рабочие группы (или комиссии) по надзору за легализацией налогооблагаемой базы на предприятиях, в том числе и убыточных, и активно привлекать к данной работе государственные структуры субъектов Российской Федерации. Первое, на что следует обращать внимание при подобной проверке организации – это уровень заработной платы в данной отрасли экономики в проверяемом субъекте Российской Федерации. Величина средней заработной платы не должна быть ниже средней величины по экономической отрасли основного вида деятельности налогоплательщика. Если случай занижения уровня доходов будет обнаружен, необходимо предусмотреть Налоговым кодексом Российской Федерации возможность корректировки налоговой базы налоговыми органами. Корректировка значений данного показателя должна происходить в рамках такой величины заработной платы, которая будет больше или равна прожиточному минимуму в стране, но не превышать средний уровень доходности граждан, занятых в проверяемой отрасли экономики. Следующим этапом развития подоходного налогообложения будет повышение заинтересованности работающего населения в прозрачности средств, которые идут на оплату оказанных ими работ или выполненных услуг. Другими словами, если физическое лицо желает получить кредит, банковскую гарантию, налоговый вычет по НДФЛ на лечение или покупку жилплощади, необходимо получение от него заполненной справки по форме 2 – «НДФЛ», что позволит подтвердить реальные доходы.На современном этапе экономического развития РФ наиболее целесообразным и эффективным будет подготовительный этап реформирования НДФЛ, который будет сочетать в себе преимущества прогрессивной и плоской шкалы налогообложения. Для начала, целесообразно ввести в НК РФ понятие необлагаемого налогом минимального дохода. В действующем налоговом законодательстве РФ понятие «необлагаемый минимум» отсутствует. Низкий уровень оплаты труда наемных работников в России приводит к тому, что основная часть доходов расходуется на оплату продуктов питания и непродовольственных товаров, т.е. является минимально необходимым для поддержания здоровья и жизнедеятельности граждан. Соответственно, необлагаемый минимум по НДФЛ целесообразно установить в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения. Ежегодно величина необлагаемого минимума должна подлежать индексации с учетом инфляционных процессов в стране. Эти меры в какой-то степени будут способствовать устранению социального расслоения населения, ведь налоговая нагрузка на малообеспеченное население будет минимальной. Очевидно, что вследствие применения данных нововведений налоговая база заметно уменьшится. По нашему мнению, необходимо увеличить основную ставку налога до 15%. Выбор данной ставки в первую очередь обусловлен более справедливым перераспределением доходов, так как суммы, уплачиваемые с высоких доходов, возрастут. Однако, незначительное повышение повлечёт за собой массовое недовольство со стороны населения и приведёт к тому, что состоятельные граждане начнут скрывать свои доходы. Проведём расчёт экономической эффективности от предлагаемых нововведений, учитывая фактор социальной справедливости. Данный расчёт строится по статистическим данным за 2017 год. По данным Ростата размер прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по РФ за 2017 г. составил 11 163 руб., среднемесячная заработная плата 39 144 руб. Расчет экономии налогоплательщика, получающего заработную плату на уровне средней по стране представлен в таблице 3.8.Таблица 3.8 - Расчет экономии налогоплательщика, получающего заработную плату на уровне средней по странеПоказательДействующая модель начисления НДФЛПредлагаемая модель начисления НДФЛЕжемесячная заработная плата3914439144Сумма необлагаемого минимума для трудоспособного населения-11163Налоговая база3914427981Ставка, %1315Сумма налога с применением вычета50894197Сумма налога за год6106850364Располагаемый доход налогоплательщика408660419364Экономия на налоговых платежах10704Источник: составлено авторомИз данных таблицы следует, что экономия на налоговых платежах составит порядка 10 тыс. руб. в год. При этом, чем заработная плата будет ниже, тем будет больше экономия на налоговых платежах. Из этого следует, что граждане с доходами меньше прожиточного минимума будут полностью освобождены от уплаты НДФЛ, а налоговая нагрузка на средний класс будет значительно сокращена. Однако, ситуация с налогоплательщиками чей доход в разы превышает среднюю заработнуюплату сложится совсем иная. В таблице 3.9 приведём расчет увеличения налоговой нагрузки налогоплательщика чей доход в четыре раза превышает средний уровень заработной платы по стране (таблица 3.9). Таблица 3.9 – Расчёт экономической эффективности для налогоплательщика, получающего заработную плату, превышающую ее средний уровень по стране в четыре раза, руб.ПоказательДействующая модель начисления НДФЛПредлагаемая модель начисления НДФЛЕжемесячная заработная плата156576156576Сумма необлагаемого минимума для трудоспособного населения-11163Налоговая база156576145413Ставка, %1315Сумма налога с применением вычета2035521812Сумма налога за год244260261744Располагаемый доход налогоплательщика16346521617168Экономия на налоговых платежах17484Источник: составлено авторомИными словами, произойдет значительное увеличение налоговой нагрузки на население со сверхдоходами. Из чего можно сделать вывод, что основными направлениями совершенствования НДФЛ в РФ на современном этапе развития является: 1) введение в практику расчёта НДФЛ необлагаемого минимума в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения; 2) применение ставки налогообложения плоской, увеличив ее до размера 15%. Что касается экономического эффекта от нововведений, предлагаемые направления совершенствования подоходного налогообложения в РФ влекут за собой определенные результаты, измерить которые можно только относительно. Наиболее важным результатом реформы, на наш взгляд, выступает увеличение располагаемого дохода наименее обеспеченного слоя населения. Который в свою очередь, повлечёт за собой рост потребления и сбережения, а в целом будет способствовать экономическому росту страны. Увеличение дополнительных расходов на потребление приведёт к росту торгового оборота, а это приведёт соответственно к повышению поступлений НДС и акцизов. Произойдёт изменение потоков налоговых поступлений в федеральный бюджет страны. Снизятся поступления от НДФЛ, возрастут поступления от НДС и акцизов. Введение необлагаемого минимума приведёт к усилению прогрессивности НДФЛ, что приведет к ослаблению налоговой нагрузки на менее обеспеченные слои населения. Рост поступлений по НДФЛ от сверхдоходов граждан и одновременное снижение поступлений НДФЛ от доходов граждан с низкими доходами поможет достичь в определённой степени соотношения фискальной эффективности налогообложения физических лиц, а также социальной справедливости. А это одно из наиболее важных приоритетных направлений совершенствования НДФЛ на современном этапе развития. Поднимется уровень жизни населения, создадутся условия для реализации распределительной функции НДФЛ и реализован принцип справедливости налогообложения.Помимо всего прочего необходимо рассмотреть вопрос повышения контроля над поступлениями налога на доходы от физических лиц, ведущих индивидуальную предпринимательскую деятельность. В силу огромного количества зарегистрированных ИП, крайне сложно следить за полнотой и правильностью исчисления и уплаты НДФЛ каждым из них. В условиях государственной поддержки малого бизнеса количество объектов малого предпринимательства растем с каждым днем, что требует расширения перечня видов деятельности, попадающей под предпринимательскую. Следует признать, систематизировать и упорядочить деятельность по сдаче физическими лицами собственного имущества в аренду, так как данный вид деятельности зачастую занимает более 80% от общего суммарного дохода физического лица. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность: «… предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг…». Таким образом, деятельность, направленная на получение дохода от сдачи собственного имущества в аренду, полностью подходит под определение предпринимательской деятельности, а это значит, что все арендодатели должны быть зарегистрированы в налоговых органах в установленном законом порядке и иметь статус ИП. Дополнительные поступления в бюджет налога на доходы физических лиц от принятия данной меры можно направить на развитие программы «Доступное жилье» нуждающимся гражданам Российской Федерации. В течение недолго периода после реализации вышеизложенных мер ожидаются следующие изменения: в условиях сохранения тенденции роста экономических показателей в Российской Федерации и роста доходов основной части населения страны, база обложения НДФЛ также будет расти, и соответственно будет увеличиваться сумма поступлений данного налога в казну государства; минимальная сумма дохода, необходимая для поддержания здорового течения и развития жизни населения страны, не будет облагаться налогом, что позволит гражданам увеличивать свои накопления; увеличение налогооблагаемой базы как по налогу на доходы физических лиц, так и по страховым взносам за счет подконтрольности формирования налоговой базы, с которой идет исчисление и уплата в бюджет НДФЛ; рост поступлений подоходного налога со стороны индивидуальных предпринимателей, а также сокращения количества создания фальшивых ИП; регистрация арендодателей жилплощади в качестве индивидуальных предпринимателей, позволит квартиросъемщику быть уверенным в честности и прозрачности заключаемой сделки, а вторую сторону обеспечит гарантиями получения денег и сохранности своего имущества. Налог на доходы физических лиц распространяется на всех жителей Российской Федерации и совершенно очевидна необходимость его модернизации. Все предлагаемые изменения и нововведения нуждаются в тончайшей и внимательной доработке, которая потребуют крупных затрат бюджетных средств, времени и сил. Прежде, чем реализовывать заявленные реформы, необходимо решать другие существующие проблемы налогового администрирования. Однако, в представленном докладе Министерства Финансов об основных направлениях налоговой политики на 2016 – 2018 года, инициатива по изменениям действующей системы подоходного налогообложения отсутствует. Из чего можно сделать вывод, что в скором времени вряд ли будут утверждены необходимые законопроекты по совершенствованию процедур исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.ЗаключениеНизкий уровень жизни значительной части населения в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов вызывает в обществе социальную напряжённость, которая может привести к открытым конфликтам при наступлении кризисных ситуаций или непопулярных решений властей. В перспективе эта поляризация препятствует успешному развитию страны, наращиванию человеческого потенциала и предопределяет длительный демографический спад. Для преодоления такого состояния общества необходимо добиваться позитивных сдвигов в диверсификации отраслей экономики, которая может дать хорошо оплачиваемые эффективные рабочие места массовым слоям населения. Одновременно требуется форсировать развитие новых постиндустриальных отраслей, на которые ориентируются молодые образованные люди. Вместе с тем целесообразно совершенствовать систему перераспределения доходов, которая должна включать введение прогрессивной шкалы налогообложения, а также налогов на богатство и роскошь, что может увеличить доход бюджета для использования его в целях увеличения социальных трансфертов. Но политика перераспределения доходов в пользу низкодоходных групп без развития частного сектора и диверсификации экономики не может быть эффективной в долгосрочной перспективе, поскольку она вызовет усиление роли государства и ограничение индивидуальной активности граждан. Как показал Де Жувенель, самым важным (добавлю, и отрицательным – Л. Б.) результатом политики перераспределения является тот импульс, который она придаёт гибельному процессу централизации. Для современной России было бы весьма желательно избежать такого развития событий в перспективе. Основными недостатками существующей системы подоходного налогообложения являются слабая реализация социальной роли налога ввиду несоблюдения принципа справедливости налогообложения; значительные масштабы уклонения от уплаты НДФЛ, являющиеся следствием низкого уровня налогового администрирования, а также высокая степень расслоения общества по размерам доходов. Исправить эти недостатки, достичь оптимальной справедливости в налогообложении можно только путём введения прогрессивных ставок, учитывающих различия в размерах доходов налогоплательщиков. В качестве предложений по совершенствованию налога на доходы физических лиц, можно выделить: 1. Введение стандартного налогового вычета по НДФЛ для улучшения благосостояния низкооплачиваемых категорий работников, ежемесячные доходы которых не превышают 20 тыс. руб.2. Введение дифференцированной ставки налога: доходы от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей- обложить по ставке 10%, доходы свыше 3 млн. руб. в год по ставке 25%; от 15млн.руб. до 30 млн. руб. – 35%, а свыше 30 млн. руб. – 50%. Граждан с доходами свыше 3 млн. руб. в год в нашей стране не более 1%, но на них приходится около 40% поступлений от совокупных доходов физических лиц. По подсчетам Министерства финансов РФ в бюджет поступило бы до 300 млрд. руб., а это половина расходов на образование в стране. 3. Ужесточение законодательства в части налогообложения доходов физических лиц, введение существенных штрафов для работодателей, выплачивающих «серую» зарплату. Предоставление гарантий и защиты от увольнения работников, предоставивших информацию о недобросовестном работодателе. Открытие «горячей линии» для приема таких заявлений. 4. На законодательном уровне обязать работодателей выплачивать заработную плату только в безналичной форме. 5. Введение контроля за расходами отдельных категорий граждан, и сопоставление их с доходами, с целью выявления скрытого дохода. Все указанные меры приведут к ожидаемому увеличению поступлений подоходного налога в бюджет, что в кризисных условиях и дефиците бюджетов всех уровней, чрезвычайно актуально. Важная роль при проведении реформы данного налога должна отводится повышению его социальной справедливости. В тоже время необходимо отметить, что условия для значительных изменений налога пока не созданы. Необходимо учесть опыт налогообложения доходов в развитых странах, российский менталитет, чтобы применение реформы налога на доходы физических лиц дало ожидаемый для бюджета эффект. Список используемой литературыНалоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс». Абакарова Р.Ш. Адекватность принятия реформ в отношении НДФЛ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2015. - № 7. - С. 70–76. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А Совершенствование системы подоходного налогообложения в РФ // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Дагестанского государственного университета. Даггосуниверситет. Махачкала: ООО «Апробация», 2016. С. 44-47.Атабиева Е.Л., Ковалева Т.Н., Мякотина О.Г. Особенности налоговой политики России в сложных экономических условиях // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 2 (82). - С. 154–160.Беляева Л. А. Нематериальный капитал: к методологии исследования // Социологические исследования. - 2014. - № 10. - С. 36–44.Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С. 13–24. Гуляева И.Г., Невядомская А.И. Практика применения НДФЛ в России и за рубежом // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 2. - С. 41.Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. – №5. – 2015. – С. 41. Журавлева Т. Л. Анализ факторов дифференциации заработной платы в государственном и частном секторах экономики Российской Федерации // Бесплатная интернет библиотека. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21ekonomika/236117-1-zhuravleva-analizfaktorov-differenciacii-zarabotnoy-plati-gosudarstvennom-chastnomsektorah-ekonomiki.phpЛазурина О.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Ярославль: МФЮА, - 2014. - 220 - с. 5. Мельникова Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова [и др.]; отв. ред. Н. П. Мельникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 61. Милашевская Н.Н. Анализ динамики и структуры поступлений налога на доходы физических лиц в российской федерации и пути повышения его собираемости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1143/10113 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 319. Пелькова С.В., Кравец М.Б. Быть ли в России прогрессивной шкале по НДФЛ? // IV Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ruПоляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 17. Плискевич Н. М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН. 2012. - 231 с. Российский статистический ежегодник. 2017. Стат. сб. М.: Росстат. - 686 с. Сацукевич В.А. Крупнейшие налогоплательщики и их роль в современной отечественной налоговой системе / В.А.Сацукевич, Н.А.Гончарова, О.С.Зиниша // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 69. - С. 19-23.Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Стат. сб. М.:Росстат. - 332 с. Труд и занятость в России. 2003. Стат. сб. М.: Росстат. - 261 с. Федеральная налоговая служба – Налоговая аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 19.04.2018). Черник Д. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 385.Шевченко М.В., Сиридина С.С. К вопросу о бедности и неравенстве в современной России // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 4 (84). - С. 42–47. Шевяков А. Ю., Кирута А. Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи. М.: М-Студио. 2009. - 192 с. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. - 2011. - № 2. - С. 5–28. Шобей Л.Г., Коварнина А.А. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов РФ // Вектор экономики. - 2017. - №10 (16). - С. 12–17. Сайт Министерства финансов — Режим доступа: http://www.minfin.donland.ru/docs/i/10332
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Абакарова Р.Ш. Адекватность принятия реформ в отношении НДФЛ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2015. - № 7. - С. 70–76.
3. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А Совершенствование системы подоходного налогообложения в РФ // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Дагестанского государственного университета. Даггосуниверситет. Махачкала: ООО «Апробация», 2016. С. 44-47.
4. Атабиева Е.Л., Ковалева Т.Н., Мякотина О.Г. Особенности налоговой политики России в сложных экономических условиях // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 2 (82). - С. 154–160.
5. Беляева Л. А. Нематериальный капитал: к методологии исследования // Социологические исследования. - 2014. - № 10. - С. 36–44.
6. Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С. 13–24.
7. Гуляева И.Г., Невядомская А.И. Практика применения НДФЛ в России и за рубежом // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 2. - С. 41.
8. Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. – №5. – 2015. – С. 41.
9. Журавлева Т. Л. Анализ факторов дифференциации заработной платы в государственном и частном секторах экономики Российской Федерации // Бесплатная интернет библиотека. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21ekonomika/236117-1-zhuravleva-analizfaktorov-differenciacii-zarabotnoy-plati-gosudarstvennom-chastnomsektorah-ekonomiki.php
10. Лазурина О.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Ярославль: МФЮА, - 2014. - 220 - с. 5.
11. Мельникова Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова [и др.]; отв. ред. Н. П. Мельникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 61.
12. Милашевская Н.Н. Анализ динамики и структуры поступлений налога на доходы физических лиц в российской федерации и пути повышения его собираемости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1143/10113
13. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 319.
14. Пелькова С.В., Кравец М.Б. Быть ли в России прогрессивной шкале по НДФЛ? // IV Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ru
15. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 17.
16. Плискевич Н. М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН. 2012. - 231 с.
17. Российский статистический ежегодник. 2017. Стат. сб. М.: Росстат. - 686 с.
18. Сацукевич В.А. Крупнейшие налогоплательщики и их роль в современной отечественной налоговой системе / В.А.Сацукевич, Н.А.Гончарова, О.С.Зиниша // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 69. - С. 19-23.
19. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Стат. сб. М.: Росстат. - 332 с.
20. Труд и занятость в России. 2003. Стат. сб. М.: Росстат. - 261 с.
21. Федеральная налоговая служба – Налоговая аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 19.04.2018).
22. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 385.
23. Шевченко М.В., Сиридина С.С. К вопросу о бедности и неравенстве в современной России // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 4 (84). - С. 42–47.
24. Шевяков А. Ю., Кирута А. Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи. М.: М-Студио. 2009. - 192 с.
25. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. - 2011. - № 2. - С. 5–28.
26. Шобей Л.Г., Коварнина А.А. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов РФ // Вектор экономики. - 2017. - №10 (16). - С. 12–17.
27. Сайт Министерства финансов — Режим доступа: http://www.minfin.donland.ru/docs/i/10332
Вопрос-ответ:
Какие проблемы связаны с перераспределением доходов в рыночной экономике?
Перераспределение доходов в рыночной экономике сталкивается с рядом проблем. Во-первых, рыночная экономика характеризуется неравномерным распределением доходов между различными социальными группами. Это приводит к возникновению социальных неравенств и усиливает разрывы в обществе. Во-вторых, система налогообложения не всегда способна рационально и эффективно перераспределять доходы. Большое количество льгот и лазеек в налоговой системе позволяет богатым слоям населения уклоняться от уплаты налогов и сохранять имущественные преимущества. Это приводит к дальнейшему усилению неравенства и социальной напряженности.
Какую роль выполняет налогообложение в процессе перераспределения доходов?
Налогообложение играет важную роль в процессе перераспределения доходов населения. Через систему налогов государство получает доходы, которые затем используются для финансирования социальных программ, образования, здравоохранения и других сфер жизни общества. Налоги позволяют собирать средства у более обеспеченных слоев населения и направлять их на поддержку меньшего благополучия. В случае правильного применения налоговых инструментов, можно уменьшить неравенство и обеспечить более справедливое распределение доходов в обществе.
Какой зарубежный опыт влияния налоговых инструментов на перераспределение доходов населения?
В зарубежном опыте налоговые инструменты часто используются для перераспределения доходов населения. Например, в некоторых странах применяется система прогрессивного налогообложения, при которой богатые плательщики вносят больший процент своих доходов в виде налогов. Также существуют налоговые кредиты и субсидии для малоимущих слоев населения, которые помогают им повысить свой уровень доходов. Важно отметить, что эффективность налоговых инструментов может различаться в зависимости от конкретной страны и ее социально-экономической ситуации.
Каковы теоретические основы налоговых механизмов перераспределения доходов населения?
Теоретические основы налоговых механизмов перераспределения доходов населения связаны с проблемой перераспределения доходов в рыночной экономике. В рамках рыночной экономики большинство людей получает доходы от своей деятельности, и неравномерность распределения доходов становится одной из главных проблем. Налогообложение играет важную роль в процессе перераспределения доходов населения, помогая сгладить неравенство и создать более справедливую социально-экономическую систему.
Какую роль играет налогообложение в процессе перераспределения доходов?
Налогообложение играет важную роль в процессе перераспределения доходов, поскольку позволяет государству собирать средства от более состоятельных граждан и использовать их для финансирования различных социальных программ, таких как образование, здравоохранение, социальная защита. Благодаря налогам возможно сгладить неравенство в острых случаях и создать более справедливую систему распределения доходов.
Какой зарубежный опыт влияния на перераспределение доходов населения налоговыми инструментами?
Зарубежный опыт показывает, что налоговые инструменты могут успешно влиять на перераспределение доходов населения. В некоторых странах существует система прогрессивного налогообложения, которая предусматривает более высокие ставки налога для граждан с высокими доходами. Такая система позволяет собирать больше средств для социальных программ и сглаживать неравенство. Также в ряде стран применяются налоги на наследство, которые способствуют более равномерному распределению богатства.
Что означает понятие "налоговые механизмы перераспределения доходов населения"?
Налоговые механизмы перераспределения доходов населения включают в себя различные налоговые политики и инструменты, направленные на изменение распределения доходов с целью уменьшения неравенства. Они могут включать в себя налоговые льготы для малообеспеченных слоев населения, прогрессивную шкалу налогообложения, налоги на высокий доход и имущество, а также другие меры, направленные на уравнивание социально-экономического положения граждан.
Какие проблемы связаны с перераспределением доходов в рыночной экономике?
Перераспределение доходов в рыночной экономике сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, рыночные механизмы распределения могут привести к возникновению неравенства в доходах, поскольку рынок не всегда справляется с обеспечением справедливого распределения благ. Во-вторых, налогообложение, как один из инструментов перераспределения, может иметь риски оттока капитала или увеличения теневой экономики. Кроме того, неравенство доходов может привести к социальным и экономическим проблемам, таким как ухудшение социальной мобильности, недостаточное потребление и низкий уровень благосостояния определенных слоев населения.
Какую роль играет налогообложение в процессе перераспределения доходов?
Налогообложение играет важную роль в процессе перераспределения доходов. Это осуществляется через прогрессивную шкалу налогообложения, где ставки налога растут по мере увеличения дохода. Такая система налогообложения облагает более состоятельных граждан выше, что способствует более справедливому распределению доходов. Также налоговые льготы для малообеспеченных слоев населения помогают уменьшить неравенство. Налоги на высокий доход и имущество также являются механизмами перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных слоев населения.
Какие теоретические основы налоговых механизмов перераспределения доходов населения?
Налоговые механизмы перераспределения доходов населения основываются на идеях справедливости, социальной солидарности и целесообразности. Справедливость подразумевает, что более богатые должны платить больше налогов, чтобы поддерживать нужды менее обеспеченных слоев населения. Социальная солидарность означает сознательное взаимодействие граждан и государства в целях достижения общего блага. Целесообразность подразумевает использование налоговых механизмов для достижения экономических и социальных целей.
Какая роль налогообложения в процессе перераспределения доходов?
Налогообложение играет важную роль в процессе перераспределения доходов населения. Путем применения прогрессивной шкалы налогообложения более обеспеченные слои населения обязаны платить больше налогов. Это позволяет финансировать социальные программы, такие как медицинское обслуживание, образование и социальное обеспечение, которые направлены на поддержку менее обеспеченных слоев населения.