Семья как фактор социализации личности
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 17.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 5
1.1О понятиях семейного воспитания, обучения и развития как факторах социализации 5
1.2Направления и формы социализации личности в процессах семейного воспитания, обучения и развития 16
Выводы 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Куликова) [9].Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал родителей зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют родителям свои особенности воспитания детей(Т. Куликова) [9].Нельзя не сказать о том, что воспитательный потенциал родителей зависит от того, как они взаимодействуют с учебными учреждениями, в которых обучаются их дети, о чем говорилось ранее. Особое внимание следует обратить также на то, как семья, родители влияют на развитие эмоционального фона ребенка.Здесь важно сказать о взаимосвязи эмоций, деятельности, развития ребенка. Так на основе положительных эмоций осуществляется развитие речи, движений, восприятия и памяти. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, чтобы их устранить.То есть, речь идет о тесной связи между эмоциями и развитием ребенка. Развитие эмоций осуществляется под влиянием жизненных условий и воспитания, но именно самый ранний детский опыт общения с матерью способствует формированию в маленьком человеке черт его эмоционального реагирования на себя, других людей и мир в целом. Соответственно, крайне важно, чтобы ребенок рос в благоприятной атмосфере, в любви и внимании. Л.С. Выготским было выдвинуто положение о внедрении всей личной активности ребенка в его социальные отношения. Отношение ребенка к внешнему миру всегда является отношением через другого человека, здесь речь идет о включении всех социальных проявлений ребенка в его конкретную актуальную ситуацию, образовании с ней слитного и нераздельного целого. Автор полагает, что взрослый человек является центром каждой ситуации ребенка, находящегося в раннем возрасте. Если взрослый отсутствует, то ребенок по сути беспомощен, его активность носит ограниченный и стесненный характер (Л. Выготский) [5; 98]. Именно взрослый человек определяет смысл любой ситуации для ребенка, а отношение ребенка к миру – это по сути зависимая и производная величина от непосредственного отношения ребенка к взрослому человеку. То есть, для ребенка самым естественным эмоциональным путем к внешнему миру является тот путь, который связан с другим, взрослым человеком. Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить ребенка контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций – тем более, что ребенок в старшем дошкольном возрасте, к примеру, уже способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой ребенок не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п. Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто – только в случае особо серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова (С. Рубинштейн) [12; 123].Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей есть важнейшее направление воспитания в семье. Эмоции выступают в качестве центрального звена психической жизни человека, и в первую очередь ребенка. Его последователи, используя теоретические исследования, развивали идею относительно взаимосвязи между всеми компонентами человеческой психики, в частности, это эмоциональный и интеллектуальный компоненты. Этот факт носит основополагающий характер в организации образовательной работы с детьми. Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, выстроенная на базе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежкова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена таким фактором, как степень включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, наличие специально организованного эмоционально насыщенного общения взрослого с детьми, а с другой – акцентирования воспитательного процесса на том, чтобы выделять эмоциональный компонент на равных правах с познавательным и действенно-практическим (В. Сластенин) [13].Воспитание эмоционального фона у ребенка, начиная с первых лет его жизни, есть важнейшая педагогическая задача, не менее, а в каком-то смысле даже более важная, чем воспитание его ума. Высшие человеческие чувства формируются в ходе того, как ребенок усваивает социальные ценности, социальные требования и нормы, идеалы, которые при определенных условиях есть внутреннее достояние детской личности, содержание побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенком приобретается своеобразная система эталонов ценностей, с которыми ребенок сопоставляет наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально в качестве привлекательных или отталкивающих и т.п [15].Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение ребенка в осуществление содержательной, совместной с родителями деятельности. Она дает ему возможность непосредственного переживания, прочувствования необходимости выполнения определенных норм и правил для того, чтобы достигать важных целей.Главный промах в воспитательном процессе - отсутствие внимания к детям. Взаимопонимание, основанное на внимании к проблемам ребенка, и является основным критерием воспитания в ребенке полноценной личности.Родители в воспитании детей руководствуются тем опытом, который получили в собственной семье. Они берут из него лучшее, и отметают ненужное и досадное. Однако есть правила, которых следует придерживаться, чтобы не допускать ошибок в воспитании ребенка. Излишнее внимание. Такое поведение характерно для тех родителей, чей ребенок был слишком долгожданным. Но, особенно заметна эта ошибка для семей, где малыш появился слишком поздно(Т. Куликова) [9].В этих случаях чрезмерные забота и внимание к малышу переходят все границы дозволенного. Взрослые бросаются выполнять любой каприз ребенка с таким рвением, будто от этого зависит его жизнь. Излишнее внимание (гиперопека) – это не желание отдать себя ребенку, это эгоистичное стремление ограничить его самостоятельность и свободу. Чем старше становится ребенок, тем больше внимания ему уделяют. Родители таким образом воспитывают психически неполноценного человека, который будет страдать полным отсутствием собственного мнения, неспособностью принимать решения, и комплексом неполноценности(А. Петровский) [4]. Отсутствие интереса к проблемам малыша. Отговариваясь удобным словом «некогда», взрослые решают насущные проблемы в то время, когда ребенок предоставлен сам себе. Родители либо заняты на работе, либо не имеют возможности и времени на задушевные разговоры с малышом. Иногда отсутствие внимания со стороны родителей носит единичный характер, но случается так, что это входит в систему. Дети, чувствуя ненужность и бесполезность, страдают. Он может связаться с нехорошей компанией, в которой найдет поддержку и понимание (Т. Куликова) [9]. Очень часто можно слышать от родителей, что их ребенок не такой, как все – он умнее, быстрее, прозорливее и способнее большинства (а то и всех) сверстников. Подоплека такого поведения взрослых одна – собственная неудовлетворенность и нереализованность в жизни. Мечтая о высотах, которых «обязан» достичь их ребенок, родители навязывают ему свои мечты. Они внушают себе, окружающим и ребенку, что он гений. Соответственно, от малыша они ждут подтверждений своих амбиций. Типичной ошибкой родителей является проявление жестокости по отношению к ребенку. Видя перед собой пример, и считая такой путь к достижению поставленных целей самым простым, ребенок перенимает подобную манеру поведения. Кстати, дети, которые растут в семьях, где процветает жестокость, впоследствии склонны мстить родителям. Пусть не физически, но морально отдавая им дань за прожитые в страхе годы. Еще одним нелицеприятным примером отрицательного воздействия на психику малыша является регулярное чтение нотаций. У некоторых мам и пап есть пунктик – читать мораль ребенку регулярно, не зависимо от обстоятельств. Такие дети становятся замкнутыми, необщительными. Они стараются «закрыться в себе», чтобы не слышать окружающих с их нравоучениями» (Т. Куликова) [9]. Человек настроения. Бывает, что родители срывают свое настроение на ребенке, это приводит к тому, что ребенок старается всеми силами угодить родителям и добиться похвалы. Такое поведение создает раздвоение личности. Впоследствии, «у ребенка могут возникнуть серьезные психологические проблемы»(Т. Куликова) [9]. Случается так, что родители требуют от детей невозможного, совершенно не обращая внимания на настоящие таланты и потребности своего ребенка. ВыводыВ начале нашего исследования нами была поставлена цель, для реализации которой были определены ряд задач.В первую очередь, мы определили понятия социализации, воспитания, обучения и развития детей. Исследование показало, что воспитание является процессом усвоения социального опыта. В Федеральном Законе об образовании указано, что воспитание является деятельностью, направленной на комплексное развитие личности. Воспитание – это основа благополучной, успешной жизни. Грамотное воспитание определяет гармоничность личности, ее развития. Большая роль здесь принадлежит семье как важнейшему социальному и образовательному институту и родителям. Родители и семья – это первичная среда социализации ребенка.В ходе решения второй задачи было рассмотрено понятие семьи, выявлены основные функции родителей, семьи как участников воспитательно-образовательного процесса. Исследование показало, что семья является важнейшим институтом, без которого невозможно представить себе жизнь общества. Семья выполняет целый ряд важных функций – воспитательную, функцию обеспечения защиты и безопасности, экономическую, демографическую, функцию социализации и т.д.В ходе решения третьей поставленной задачи, нами были изучены проблемы современных семей, родителей, что на современном этапе родители сталкиваются с целым рядом проблем и тенденций, вызванными социальными, экономическими причинами. В частности, речь идет о малой обеспеченности, отсутствии стабильности, психологических проблемах в семье, жестокости и насилии, асоциальном образе жизни кого-то из членов семьи и т.д. Очевидно, что в нашей стране эти проблемы пока решаются недостаточно эффективно, необходима широкая государственная поддержка семей, нужно создавать те учреждения, которые будут целенаправленно и адресно помогать семьям, особенно многодетным, семьям инвалидов.В ходе решения четвертой задачи было определено, что родительское отношение к процессу развития и воспитания ребенка на современном этапе меняется, в частности, родители все чаще выбирают демократичный стиль воспитания, что сказывается на социализации. Формы взаимодействия родителей с детьми носят разнообразный характер, однако необходимо, чтобы родители выбирали личностно-ориентированный и гуманистический принцип общения, взаимодействия с ребенком. Решение пятой задачи показало, что базовые факторы влияния родителей на процессы воспитания, обучения и развития детей представлены воспитательным потенциалом семьи в целом, базовой личностной культурой родителей, уровнем их образования, наличием или отсутствием педагогических знаний, личностными психологическими особенностями. Нами было выявлено, что важнейшим фактором успешности воспитания и социализации выступает взаимодействие родителей с образовательными учреждениями. В частности, это взаимодействие может носить разнообразный характер, в частности, это групповая и индивидуальная работа, проведение разного рода конференций, круглых столов, родительских собраний, лекций, проектов и т.п.Заключительной задачей была разработка рекомендаций родителям по воспитанию, обучению и развитию детей. В частности, было выявлено, что родителям необходимо постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям. В результате следует отметить, что все промежуточные задачи исследования были решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева, Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 398 с.Буцева, К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист .– 2016.– № 7.;Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. - 496 с.Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. – 540 с.Доронова, В.Т. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / В.Т. Доронова– М.: Просвещение, 2009. С. 45-47.Иванова, А.А. Основные проблемы современной семьи.//Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. 2010. № 4. С. 206-210.Кравченко, А.И. Социология [Электронный ресурс]Режим доступа–http://www.twirpx.com/file/127355/.Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений.Мангер, Т.Э. Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества.//Вестник Тамбовского университета. № 10, 2014.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. //https://studfiles.net/preview/5781439/Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. – 424 c.Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2016. – 560 с.Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет.//https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-roditelskom-otnoshenii-k-doshkolniku-za-poslednie-10-letСовременный ребенок: семья плюс детский сад // Обруч.– 2018.– № 1.Федеральный закон РФ «Об образовании». [Электронный ресурс] Режим доступа – http://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
1. Андреева, Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 398 с.
3. Буцева, К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист .– 2016.– № 7.;
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. - 496 с.
5. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. – 540 с.
6. Доронова, В.Т. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / В.Т. Доронова– М.: Просвещение, 2009. С. 45-47.
7. Иванова, А.А. Основные проблемы современной семьи.//Интеллектуальный потенциал 21 века: ступени познания. 2010. № 4. С. 206-210.
8. Кравченко, А.И. Социология [Электронный ресурс]Режим доступа–http://www.twirpx.com/file/127355/.
9. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений.
10. Мангер, Т.Э. Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества.//Вестник Тамбовского университета. № 10, 2014.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. //https://studfiles.net/preview/5781439/
12. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. – 424 c.
13. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2016. – 560 с.
14. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет.//https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-roditelskom-otnoshenii-k-doshkolniku-za-poslednie-10-let
15. Современный ребенок: семья плюс детский сад // Обруч.– 2018.– № 1.
16. Федеральный закон РФ «Об образовании». [Электронный ресурс] Режим доступа – http://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
Вопрос-ответ:
Что такое семья как социальный институт и фактор социализации?
Семья в современном обществе играет роль социального института, то есть она выполняет определенные функции для общества. Одной из таких функций является социализация личности. Семья формирует основные ценности, нормы и правила поведения, которые помогают человеку адаптироваться в обществе. В процессе воспитания, обучения и развития детей семья передает им общепринятые образцы и модели поведенческих линий, что способствует социализации личности.
Какие аспекты социализации охватывает семья?
Семья охватывает различные аспекты социализации личности. Основные из них - воспитание, обучение и развитие. Воспитание в семье заключается в передаче норм и ценностей общества, формировании правильного мировоззрения и нравственных качеств. Обучение в семье – это процесс передачи знаний, умений и навыков, необходимых для функционирования в обществе. Развитие в семье связано с созданием условий для роста и самореализации личности, развития ее интеллектуального, эмоционального и физического потенциала.
Какие направления и формы социализации личности существуют в процессе семейного воспитания?
Существует несколько направлений и форм социализации личности в процессе семейного воспитания. Одно из направлений – социализация через моделирование, когда дети наблюдают и подражают своим родителям, изучая их поведение, ценности и образ жизни. Другое направление – социализация через коммуникацию, когда родители общаются с детьми, объясняют им правила и нормы поведения, развивают их коммуникативные навыки. Формы социализации могут быть различными: игровая, учебная, трудовая, эмоциональная и т.д. Все они направлены на формирование у ребенка полноценной социальной личности.
Как семья может влиять на социализацию личности?
Семья играет ключевую роль в социализации личности, так как это первый социальный институт, с которым ребенок сталкивается. В семье формируются основные ценности, нормы и правила поведения, которые затем отражаются на личности и влияют на ее взаимодействие с другими людьми. Взаимодействие с родителями и близкими родственниками формирует первые социальные навыки, эмоции и представления о мире. Семейное окружение также оказывает влияние на самооценку и уровень уверенности в себе у ребенка.
Какие аспекты воспитания, обучения и развития важны для социализации личности?
Для социализации личности важно обеспечить воспитание, обучение и развитие на разных уровнях. Воспитание включает формирование моральных ценностей, норм поведения и этических принципов. Обучение предполагает передачу знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Развитие включает стимулирование физических, интеллектуальных, социальных и эмоциональных возможностей человека. Все эти аспекты взаимодействуют между собой и способствуют формированию гармоничной и социально приспособленной личности.
Какие формы социализации личности существуют в семейном воспитании, обучении и развитии?
В семейном воспитании, обучении и развитии личности существуют различные формы социализации. Одна из них - моделирование поведения родителями, когда ребенок наблюдает и подражает взрослому. Другая форма - непосредственное обучение и передача знаний и опыта от родителей к ребенку. Также важную роль играет непосредственное взаимодействие с членами семьи, включая общение, игры, совместные занятия и мероприятия. Все эти формы социализации способствуют становлению и развитию личности в семейном контексте.
Что такое семья как социальный институт?
Семья как социальный институт - это группа людей, состоящая из родственников, которая выполняет важные социальные функции, такие как воспитание, обучение и развитие детей, поддержка и забота о членах семьи, передача культурных и нравственных ценностей и т.д.
Как семья влияет на социализацию личности?
Семья играет ключевую роль в социализации личности. Она формирует базовые нормы, ценности и установки, а также обучает ребенка социальным навыкам и ролевым моделям поведения. Взаимодействие с родителями и другими членами семьи помогает ребенку развить свою личность, адаптироваться к обществу и освоить социальные роли.
Какие формы и направления социализации личности существуют в процессе семейного воспитания?
В процессе семейного воспитания существуют различные формы и направления социализации личности. Это может быть формальное обучение, когда родители намеренно передают знания и навыки своим детям. Также семья может социализировать личность через наблюдение и подражание - ребенок просто повторяет поведение и модели поведения своих родителей. Еще одно направление - это коммуникация и общение внутри семьи, которые помогают развить навыки общения, эмоциональную интеллектуальность и установить эмоциональные связи.
Какие факторы влияют на воспитательный потенциал родителей?
Воспитательный потенциал родителей зависит от множества факторов. Это может быть уровень образования и культуры родителей, их социально-экономическое положение, степень уровня заботы и внимания, которые они уделяют своим детям, а также осознание родителями важности их роли в воспитании и социализации детей.
Какие функции выполняет семья в процессе социализации личности?
Семья выполняет ряд важных функций в процессе социализации личности. Она формирует базовые ценности и установки, развивает коммуникативные навыки, обучает социальным ролям и правилам, передает культурные и нравственные ценности. Семья также обеспечивает эмоциональную поддержку и защиту, создает условия для развития самоидентификации и самовыражения, помогает ребенку осознать свое место в обществе и адаптироваться к нему.