Формирование лексико-грамматической стороны речи ОНР 3 уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 18.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ 4
1.1. Научно-теоретические аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей 4
1.2 Особенности речевого развития младших школьников с ОНР 3 уровня 7
1.3. Нарушения лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня 10
1.4. Анализ методик исследования лексико-грамматической стороны речи 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ). 16
2.1 Организация, методы и методики исследования.Цель исследования: изучение состояния лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 16
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 40
Список информационных источников и интернет ресурсов 42
Приложение 45


Фрагмент для ознакомления

:- высокий уровень развития способности словообразования прилагательных от глаголов не выявлен ни у одного ребенка,- средний уровень отмечен у 40% детей экспериментальной группы, - 60% детей проявили низкий уровень.Результаты выполнения третьего задания детьми контрольной группы занесены в Табл. №3б.ТАБЛИЦА №3бИсследование сформированности способности образовывать качественные прилагательные у детей с нормальным речевым развитием(в % к общему числу испытуемых)ИСПЫТУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ИСПЫТУЕМЫЙ 1+ИСПЫТУЕМЫЙ 2 +ИСПЫТУЕМЫЙ 3+ИСПЫТУЕМЫЙ 4+ИСПЫТУЕМЫЙ 5+ИСПЫТУЕМЫЙ 6+ИСПЫТУЕМЫЙ 7+ИСПЫТУЕМЫЙ 8 +ИСПЫТУЕМЫЙ 9 +ИСПЫТУЕМЫЙ 10 +Среднее значение. 40% 50%10%Из Табл. №3б видно, что дети с нормальным речевым развитием достаточно хорошо справились с выполнением третьего задания. У них отмечаются следующие уровни сформированности способности к словообразованию отглагольных прилагательных:- высокий уровень – у 40% детей,- средний уровень – у 50% дошкольников,- низкий уровень – у 10% детей. Результаты выполнения четвертого задания детьми с ОНР 3 ур. и нормальным речевым развитием отражены в Табл. №4а, №4б.ТАБЛИЦА №4аИсследование сформированности способности образовывать приставочные глаголы противоположного значения у детей с ОНР 3 ур.(в % к общему числу испытуемых)ИСПЫТУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ИСПЫТУЕМЫЙ 1+ИСПЫТУЕМЫЙ 2 + ИСПЫТУЕМЫЙ 3+ИСПЫТУЕМЫЙ 4+ИСПЫТУЕМЫЙ 5+ИСПЫТУЕМЫЙ 6+ ИСПЫТУЕМЫЙ 7+ИСПЫТУЕМЫЙ 8 +ИСПЫТУЕМЫЙ 9+ИСПЫТУЕМЫЙ 10 + Среднее значение.20% 40% 40%Исследуя способность к словообразованию, задания подбирались с учетом всестороннего изучения данной способности. В связи с этим целью четвертого задания являлось выявление способности словообразования приставочных глаголов противоположного значения.У детей экспериментальной группы отмечались следующие трудности словообразования приставочных глаголов:- подбор синонимов (победил вместо проиграл),- частое использование частицы НЕ (застелить – не застелить),- неточный подбор префикса, что искажало противоположное значение образуемого слова (собирать – забирать).Можно предположить, что наличие выделенных неточностей словообразования связано с вторичными проявлениями нарушений речевого развития: ограниченным объемом словаря, недостаточным развитием мыслительных операций (обобщение, сравнение), слабой дифференциацией семантических значений слова. ТАБЛИЦА №4бИсследование сформированности способности образовывать приставочные глаголы противоположного значения у детей с нормальным речевым развитием(в % к общему числу испытуемых)ИСПЫТУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ИСПЫТУЕМЫЙ 1+ИСПЫТУЕМЫЙ 2+ИСПЫТУЕМЫЙ 3+ИСПЫТУЕМЫЙ 4+ИСПЫТУЕМЫЙ 5+ИСПЫТУЕМЫЙ 6+ИСПЫТУЕМЫЙ 7+ИСПЫТУЕМЫЙ 8 +ИСПЫТУЕМЫЙ 9 +ИСПЫТУЕМЫЙ 10 +Среднее значение. 50% 50%-Участники контрольной группы показали достаточные результаты:- 50% детей проявили высокий уровень сформированности способности к словообразованию приставочных глаголов,- 50% детей показали средний уровень способности к словообразованию приставочных глаголов.Результаты выполнения пятого задания детьми с ОНР 3 ур. и нормальным речевым развитием отражены в Табл. №5а, №5б.ТАБЛИЦА №5аИсследование сформированности способности образовывать приставочные глаголы со значением пересечения пространства или предмета у детей с ОНР 3 ур.(в % к общему числу испытуемых)ИСПЫТУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ИСПЫТУЕМЫЙ 1+ИСПЫТУЕМЫЙ 2 + ИСПЫТУЕМЫЙ 3+ИСПЫТУЕМЫЙ 4+ИСПЫТУЕМЫЙ 5+ИСПЫТУЕМЫЙ 6+ ИСПЫТУЕМЫЙ 7+ИСПЫТУЕМЫЙ 8 +ИСПЫТУЕМЫЙ 9+ИСПЫТУЕМЫЙ 10 + Среднее значение20% 40% 40%Целью пятого задания являлось выявление способности словообразования приставочных глаголов со значением пересечения пространства или предмета.Дети с нарушениями речи допускали следующие неточности:- при образовании нового слова использовали первоначальную основу (скакать – перескакать, идти – переидти), не учитывая чередования согласных в корне слова,- образовывали глаголы способом по аналогии (плыть – переплыть, менять – переменять).У детей с ОНР 3 ур. Определены следующие количественные показатели:- высокий уровень сформированности способности к словообразованию отмечен у 20% детей,- средний уровень – у 40% детей,- низкий уровень – у 40% детей.ТАБЛИЦА №5бИсследование сформированности способности образовывать приставочные глаголы со значением пересечения пространства или предмета у детей с нормальным речевым развитием(в % к общему числу испытуемых)ИСПЫТУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ИСПЫТУЕМЫЙ 1+ИСПЫТУЕМЫЙ 2+ИСПЫТУЕМЫЙ 3+ИСПЫТУЕМЫЙ 4+ИСПЫТУЕМЫЙ 5+ИСПЫТУЕМЫЙ 6+ИСПЫТУЕМЫЙ 7+ИСПЫТУЕМЫЙ 8 +ИСПЫТУЕМЫЙ 9 +ИСПЫТУЕМЫЙ 10 +Среднее значение 40% 60%-У детей контрольной группы при выполнении пятого задания отмечены следующие количественные показатели:- 40% детей выполнили задание верно, у них сформирован навык словообразования глаголов со значением пересечения пространства,- 60% детей допустили незначительные нарушения и имеют средний уровень способности к словообразованию глаголов.Все полученные результаты были занесены в общую сравнительную таблицу (см. Табл. №6).Таблица №6Исследование сформированности навыков словообразования у нормальных детей и детейс ОНР (в % к общему числу испытуемых)Задания УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Высокий Средний Низкий ЭГКГЭГКГЭГКГЗадание 1. 20 40 30 40 50 20Задание 2.205040 5040 -Задание 3.- 4040506010Задание 4.2050405040 -Задание 5.204040 6040-Среднее значение8443850466По результатам Табл. №6 видна однородность показателей выполнения заданий детьми контрольной и экспериментальной групп:- дети с ОНР 3 ур. стабильно показывали низкие результаты при выполнении всех заданий на словообразование, которые варьировались от 40% до 60%,- самый низкий результат (60%) был отмечен при выполнении третьего задания на словообразование качественных прилагательных от глаголов, - высокий результат словообразования наблюдался у 20% испытуемых экспериментальной группы,- средние показатели способности к словообразованию детей с ОНР 3 ур. по результатам выполнения пяти заданий составили: 8% детей имеют высокий уровень,38% - средний уровень,46% - низкий уровень способности к словообразованию,- дети контрольной группы показали достаточные результаты выполнения пяти заданий:44% детей выявили высокий уровень, 50% - средний уровень,6% - низкий уровень способности к словообразованию.Таким образом, способность к словообразованию у детей с ОНР 3 уровня формируется с опозданием и имеет ряд особенностей, которые связаны с речевым нарушением, а также развитием познавательных процессов и мыслительных операций. Дети с ОНР продемонстрировали ограниченность словаря, недостаточную сформированность операций сравнения, обобщения, дифференциации, что привело к преобладанию низкого уровня развития навыка словообразования прилагательных и глаголов приставочным и суффиксальным способами. Результаты эксперимента подтверждают данные ряда ученых (А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева) о проявлении сопутствующих нарушений общего познавательного развития детей с ОНР.Данный факт подтверждают результаты выполнения заданий детьми с нормальным речевым развитием. Дети контрольной группы покаазали достаточные результаты: почти половина детей (46%) имеет высокий уровень словообразования и (50%) – средний уровень словообразования. Также следует отметить, что результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о совершенствовании данного процесса у детей обеих экспериментальных групп, однако развитие способности словообразования у детей с ОНР требует специально-организованного процесса, направленного на развитие и совершенствование всех сторон речи. ЗаключениеПроблема формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР является актуальной в логопедической практике. Процесс овладения ребенком грамматических норм проходит ряд этапов и связан с развитием мыслительных операций анализа и синтеза.Ребенок, взаимодействую с предметами и явлениями окружающего мира, делает определенные обобщения, которые закрепляются в речи ребенка как грамматические формы сочетания частей речи при моделировании высказывания. Многочисленные исследования ученых (А.Н Гвоздев [7], Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконин) в области формирования грамматических норм позволили описать этапы становления речи детей. Исследования Н.С. Жуковой[9], Р.Е. Левиной [15], Р.И. Лалаевой [17], Н.В. Серебряковой [17], Т.Б. Филичевой [11] направлены на изучение формирования знаний в области грамматики детьми с ОНР.Данное исследование направлено на изучение сформированности навыков словообразования у дошкольников с ОНР. В эксперименте принимало участие 20 детей: из них 10 детей с ОНР и 10 детей с нормальным речевым развитием. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил наличие определенных трудностей при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов, особенно при образовании качественных прилагательных с помощью суффиксов.Так средние показатели способности к словообразованию детей с ОНР 3 ур. по результатам выполнения пяти заданий составили: 8% детей имеют высокий уровень,38% - средний уровень,46% - низкий уровень способности к словообразованию.При выполнении заданий также проявлялись нарушения познавательного развития детей, особенности психических процессов, эмоционально-волевой сферы. Образования слов предполагает усвоение грамматических обобщений, словообразовательных моделей, лексического значения основ слова и смыслосодержательное значение частей слов (приставки, корня, суффикса). Таким образом, результаты исследования показали наличие значительных нарушений в формировании грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. По результатам эксперимента выявлено преобладание среднего и низкого уровней формирования способностей к словообразованию у данной категории детей.Поученные показатели подтверждают необходимость целенаправленной коррекционной работы по формированию грамматических навыков у детей с ОНР. Список информационных источников и интернет ресурсов1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007.-48с.2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.: 1997.-296с.3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398с.4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, стр 1305.Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004.№1.- с34- 40.-пресс, 2004 г. – 133 с.6. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.:-1992.7. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.]8. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М.: 2003.9. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г.10.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: 1993г.11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.:- 2000.12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994.13. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- М.: 1982.14. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед.2004. №27-3815.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311с.16. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз,2001.- 218с17. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СП.: 1999.-160с.18. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005г.-107с.19. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Мозаика – Синтез,2005г-148с.20. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова – Давид. – М.- 1993.21.Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6 – ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988.22. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – Пресс, 2006.-432с.23. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.- М.: 1980.24.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003г.25. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.- СП.:1994.26. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми- М: Арти, 2005г – 240с.27. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5 – ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.28. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: 1996.29. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994.30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М.:-1999.31. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.32. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с.33. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М., 1991.34. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.Приложение

Список информационных источников и интернет ресурсов
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007.-48с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.: 1997.-296с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, стр 130
5.Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004.№1.- с34- 40.
-пресс, 2004 г. – 133 с.
6. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.:-1992.
7. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.]
8. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М.: 2003.
9. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г.
10.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: 1993г.
11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.:- 2000.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994.
13. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- М.: 1982.
14. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед.2004. №27-38
15.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311с.
16. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз,2001.- 218с
17. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СП.: 1999.-160с.
18. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005г.-107с.
19. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Мозаика – Синтез,2005г-148с.
20. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова – Давид. – М.- 1993.
21.Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6 – ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988.
22. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – Пресс, 2006.-432с.
23. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.- М.: 1980.
24.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003г.
25. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.- СП.:1994.
26. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми- М: Арти, 2005г – 240с.
27. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5 – ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.
28. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: 1996.
29. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994.
30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М.:-1999.
31. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
32. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с.
33. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М., 1991.
34. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей рассматривает данная статья?

В данной статье рассматриваются научно-теоретические аспекты формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

Какие особенности речевого развития младших школьников с ОНР 3 уровня обсуждаются в статье?

Статья обсуждает особенности речевого развития младших школьников с ОНР 3 уровня и их связь с формированием лексико-грамматической стороны речи.

Какие нарушения в лексико-грамматической стороне речи могут встречаться у младших школьников с ОНР 3 уровня?

У младших школьников с ОНР 3 уровня могут наблюдаться нарушения в лексико-грамматической стороне речи, такие как ошибки в образовании слов, неверное использование грамматических форм или нарушение порядка слов.

Какие методики исследования использовались в статье?

В статье анализируются различные методики исследования, которые применяются для изучения формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня.

Какие научно-теоретические аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются научно-теоретические аспекты формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня, такие как особенности речевого развития, нарушения в лексико-грамматической стороне речи и анализ методик исследования.

В чем состоят научно-теоретические аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей?

Научно-теоретические аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей включают изучение лексического и грамматического развития, факторов, влияющих на его формирование, а также методик исследования в данной области.

Какие особенности речевого развития младших школьников с ОНР 3 уровня?

Особенности речевого развития младших школьников с ОНР 3 уровня заключаются в затруднениях в формировании лексико-грамматической стороны речи, таких как ошибки в словоизменительной системе, неправильное использование грамматических правил и недостаточный словарный запас.

Какие нарушения лексико-грамматической стороны речи могут возникать у младших школьников с ОНР 3 уровня?

У младших школьников с ОНР 3 уровня могут возникать нарушения лексико-грамматической стороны речи, такие как неправильное словоизменение, несогласование слов в предложении, неправильное использование временных форм и недостаточный словарный запас.

Какие методики исследования были использованы при анализе проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня?

При анализе проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня были использованы методики наблюдения, анализа ошибок, тестирования, интервьюирования и компьютерных программ для оценки лексического и грамматического развития.

Какие факторы влияют на формирование лексико-грамматической стороны речи у детей?

Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей зависит от множества факторов, включая возраст, языковую среду, образовательную среду, индивидуальные особенности и наличие ОНР. Все эти факторы могут влиять на развитие лексического и грамматического навыка у детей.

Какая проблема рассматривается в статье?

Статья рассматривает проблему формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня.