Особенности речи дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 39 + 39 источников
- Добавлена 04.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Психологические особенности ребенка дошкольного возраста 5
1.2 Сущность понятия «связная речь» 16
1.3 Психологические и лингвистические основы развития речи детей дошкольного возраста 19
1.4 Методы развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1: 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Сама по себе, детское общение детей является сложным, многогранным процессом, включающим в себя целый ряд различных нюансов и аспектов.В психолого‐педагогической теоретической и практической литературе нет единого подхода к определению критериев развития коммуникативной деятельности. Одни исследователи данного вопроса в качестве критериев предлагают использовать степень развития умений и навыков, исходя из трех сторон общения:- перцептивной - умение слушать и умениеуслышать, умение правильно интерпретировать информацию и понимать подтексты;- интерактивной - умение увлечь товарищей за собой, умение проводить беседу с одним человеком, коллективный разговор;- коммуникационной (анализировать высказывания, умение четко излагать мысли и аргументировать их.Другие в качестве критерия оценки предлагают выбрать понятие отношения,возникающие в детской группе:- эмоционально‐оценочные;- личностно‐смысловые;- функционально‐ролевые.Третьи для оценки соответствия развития качества общения возрасту ребенка предлагают такой критерий, как доминирующая форма общения:- познавательная;- деловая;- личностная.Т. А. Репина с целью исследования межличностных процессов в детской группе ориентируется на три основных понятия: общение, взаимодействие и межличностные отношения. Исходя из анализа она определила три основные структуры в межличностных процессах дошкольной группы: - социометрическая структура –желаемый круг сверстников ребенка для общения.Изучение осуществляется в ходе социометрической игры;- актометрическая структура – это возникающие связи детей, при общении в совместной деятельности и при не регламентированном общении. Для изучения была использована методикаразовых срезов свободного общения детей в группе детского сада;- перцептивная структура – это взаимное оценивание детей друг друга в группе. Для анализабыла использована методика получения и изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент).Я. Л. Коломинский за основу оценкиразвития межличностных отношений в группе детского сада берет принимает понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя общение, взаимоотношения и взаимооценивание.Социально‐психологическое исследование группы дошкольников он предлагает проводить в четыре этапа:1. Наблюдение за особенностями проявлений ребенка в контактах с другими детьми и совместно проводимых играх: характером и степенью выраженности личностной направленности, уровнем развития его коммуникативных умений; 2. Определение статусной структуры группы с использованием социометрических методик;3. Проведение контрольного оценочного эксперимента и других несоциометрических процедур;4. Разработка социально‐психологических характеристик и каждого ребенка и группы в целом, а также системы межличностных отношений.А. М. Щетинина утверждает, что диагностику коммуникативной сферы ребенка можно проводить, используя несколько методик, предназначенных как для исследования особенности взаимоотношений ребенка с другими людьми, так и для определения особенностей его личности, самооценки и эмоциональной сферы. Данные методики могут быть объедены в три группы:1. Раздел «Я – другие» – содержит методики, которые предназначеныдля исследования вопросов сформированности у ребенка социокультурных методов общения, а также бесконфликтного поведения ребенка и свободного взаимодействия сосверстниками и взрослыми людьми;2. «Я – сам» – содержит методики, с помощью которых, можно изучить особенности развития у детей детского сада представлений о самом себе (самооценка ребенка), а также их личностные и деятельностные характеристики;2. «Диагностика эмоциональной сферы» - содержит методики, которые предназначена для изучения эмоциональных особенностей ребенка, являющихсяосновным факторомсамооценки ребенка, взаимных оценок и взаимных отношений.Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская,А. П. Воронова, Т. А. Нилова, так же приводятряд методик для исследования ряда личностных характеристик и межличностных отношений детей, с помощью которых возможно диагностика особенностей эмоциональной сферы ребенка и его поведения при взаимодействиис другими людьми, а также межличностных отношений с ровесниками, родителями и другими взрослыми людьми.Наличие такого множества мнений, различных методик диагностики, исследований и анализа говорит о том, что детская коммуникативная сфера сложна и многогранна. Однозначных и эффективных методов нет и не будет. Поэтому комплексное исследование всех факторов общения в их взаимосвязи являетсяважнейшим принципом диагностики детской группы является. Наверно поэтому А.А. Когут считает необходимым уточнить понятие коммуникативной деятельности и определить наиболее значимые ее составляющие характеристики. Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, взаимодействие личностей.В процессе этого взаимодействия происходит восприятие, понимание и оценивание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов, участвующих в общении.В итоге возникают образования материального и духовного характера, атакже отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.Такое взаимодействие осуществляется с помощью разных коммуникативных средствами (вербальными и невербальными), в разных формах (подражание, управление,диалог), с применением разныхтактики поведения и типов взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление).Основываясь на данное определение коммуникативной деятельности как «взаимодействия», для проведения диагностики уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возрастаА. А. Когутпредложил следующие критерии и показатели:Уровень развития сотрудничества. Оптимальный тип взаимодействия включает в себя характеристики: - способность видеть действия партнера; - согласованность действий партнеров; - осуществление взаимного контроля; - взаимопомощь; - отношение к результату деятельности.2. Уровень развития партнерского диалогав детском коллективе. Оптимальная форма взаимодействия включает в себя: - способность слушать партнера; - способность договариваться с партнером; - способность к эмпатии.3. Отношение ребенка к себе и другим, которое возникает в ходе общения.По мнению автора, указанные критериинаиболее полно определить уровень развития коммуникативной деятельности у детей, по причине того, позволяют увидеть, как протекает коммуникативная деятельность в группе и какие в итоге складываются отношения в ней.Выводы по главе 1:- вопросами изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, исследователи и педагоги - психологикак А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. С. Каган, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др.;- проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период как «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования деятельности организма»;- вдошкольном возрасте ребенку доступно огромное множество новых слов, значение большинства из них уже знакомы детям, известны словосочетания, множество грамматических форм, а также конструкций, также познаются основные формы для употребления слов, речевых оборотов, грамматических средств и прочего.- связная речь – непосредственное объединение определенных фрагментов, которые могут обозначать какую-то конкретную тему, а также несут в себе одну единую смысловую нагрузку.То есть, можно констатировать, что связная речь является основой для формирования успешного развития личности ребенка. Итак, связная речь – способность формулирования, а также четкого и логичного изложения своих мыслей.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗанятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводится беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах. Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логическипоследовательно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 374 – 380.Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2012. - 184 c.Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 184 c.Базовый учебный план для начальных классов 2011 г. / [Електронний ресурс]. - Режим доступа к документу: http://osvita.ua/doc/files/news/179/17911/Dod_1_2.docБобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа № 4. - К. :Освіта, 2010. - С. 47 - 51.Бодалев А. А. Психология общения: Избр. психол. Труды. Воронеж: Изд-во МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006.Бойко. Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2013. - 176 c.Большой энциклопедический словарь. Академик: словари и энциклопедии. Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762 (дата обращения: 12.11.2016 г.).Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 2. Развитие навыков чтения и связной речи. 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2013. - 299 c.Давидович, Л. Р. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. М.: Гном и Д., 2001Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2003Ермакова С. Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? Начальная школа: плюс До и После. № 4, 2003Забровская, О. В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника. М:Начальная школа: плюс До и После. №10, 2003Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Зикеев. - М. : Педагогика, 2005. - 200 с.Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие. Череповец: ЧГУ, 2002Ивановская, О. Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. - М.: Каро, 2014. - 527 c.Кобазева, Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка. Психолог в детском саду № 3. 2003Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. Человек и образование № 4. 2012.Козлов Н.И. Коммуникация. М: Психологос: энциклопедия практической психологии, 2009.Кондратьева Г.В. Мастер-класс для родителей. Тема «Пересказ как одна из форм развития связной речи». – краснокаменск.-2016 - 6с.Леонтьев, А. А. Деятельность и общение. Вопросы философии № 2, 2001.Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358 – 369.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Источник: www.koob. ru/lisina_m_i/psyche_child (дата обращения 09.12.2016г.)Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271(дата обращения 15.12.2016г.).Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/lol-2021.htm(дата обращения 25.11.2016г.)Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх . М: Начальная школа: плюс До и После № 2, 2005.Никонова А.М. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. М: Детская психология, 2008.Осипова О.А. Формирование коммуникативных навыков у подростков. Изучение межличностных отношений. Источник: http://www.scienceforum.ru /2013/304/5572 (дата обращения: 10.12.2016 г.)Парамонова, Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Л.Г. Парамонова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 184 c.Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.Сенситивный период. Психология личности. Психология и психиатрия: Источник http://psihomed.com/sensitivnyiy-period (дата обращения 11.12.2016 г.).Теленченко Т.А. пересказ как способ формирования связной речи.[электронный документ].- 2015. Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/pereskaz-kak-sposob-formirovaniya-svyaznoy-rechi-831345Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 136 cФормирование коммуникативных навыков у младших школьников. Источник: http://psinovo.ru (дата обращения: 15.11.2016 г.).Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс: Издательский центр «Школа развития», 2005Шипицина Л. М., Защиринская О. В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство‐Пресс, 2000Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.‐методич. пособие. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.S., V. ShevtsovaModernReading / Пособие по развитию устной речи / S. V. Shevtsova. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2015. - 238 c.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005
3. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2012. - 184 c.
4. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 184 c.
5. Базовый учебный план для начальных классов 2011 г. / [Електронний ресурс]. - Режим доступа к документу: http://osvita.ua/doc/files/news/179/17911/Dod_1_2.doc
6. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа № 4. - К. :Освіта, 2010. - С. 47 - 51.
7. Бодалев А. А. Психология общения: Избр. психол. Труды. Воронеж: Изд-во МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006.
8. Бойко. Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005
9. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2013. - 176 c.
10. Большой энциклопедический словарь. Академик: словари и энциклопедии. Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762 (дата обращения: 12.11.2016 г.).
11. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 2. Развитие навыков чтения и связной речи. 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2013. - 299 c.
12. Давидович, Л. Р. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. М.: Гном и Д., 2001
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2003
14. Ермакова С. Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? Начальная школа: плюс До и После. № 4, 2003
15. Забровская, О. В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника. М:Начальная школа: плюс До и После. №10, 2003
16. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Зикеев. - М. : Педагогика, 2005. - 200 с.
17. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие. Череповец: ЧГУ, 2002
18. Ивановская, О. Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. - М.: Каро, 2014. - 527 c.
19. Кобазева, Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка. Психолог в детском саду № 3. 2003
20. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. Человек и образование № 4. 2012.
21. Козлов Н.И. Коммуникация. М: Психологос: энциклопедия практической психологии, 2009.
22. Кондратьева Г.В. Мастер-класс для родителей. Тема «Пересказ как одна из форм развития связной речи». – краснокаменск.-2016 - 6с.
23. Леонтьев, А. А. Деятельность и общение. Вопросы философии № 2, 2001.
24. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358 – 369.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Источник: www.koob. ru/lisina_m_i/psyche_child (дата обращения 09.12.2016г.)
26. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271 (дата обращения 15.12.2016г.).
27. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/lol-2021.htm (дата обращения 25.11.2016г.)
28. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх . М: Начальная школа: плюс До и После № 2, 2005.
29. Никонова А.М. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. М: Детская психология, 2008.
30. Осипова О.А. Формирование коммуникативных навыков у подростков. Изучение межличностных отношений. Источник: http://www.scienceforum.ru /2013/304/5572 (дата обращения: 10.12.2016 г.)
31. Парамонова, Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Л.Г. Парамонова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 184 c.
32. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛА¬ДОС, 2002.
33. Сенситивный период. Психология личности. Психология и психиатрия: Источник http://psihomed.com/sensitivnyiy-period (дата обращения 11.12.2016 г.).
34. Теленченко Т.А. пересказ как способ формирования связной речи.[электронный документ].- 2015. Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/pereskaz-kak-sposob-formirovaniya-svyaznoy-rechi-831345
35. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 136 c
36. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников. Источник: http://psinovo.ru (дата обращения: 15.11.2016 г.).
37. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс: Издательский центр «Школа развития», 2005
38. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство‐Пресс, 2000
39. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.‐методич. пособие. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
Вопрос-ответ:
Что такое связная речь?
Связная речь – это способность ребенка строить грамматически правильные, цельные и логически связные высказывания. Она включает в себя элементы грамматической правильности, логической связности, смысловой цельности и выразительности.
Какие психологические особенности характерны для дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте наблюдаются такие психологические особенности, как быстрое развитие познавательных функций, активное воображение, повышенная пластичность мышления, эмоциональная нестабильность и повышенная возбудимость.
Что такое связная речь у дошкольников?
Связная речь у дошкольников - это способность строить речевые высказывания, связывая их по смысловым связям. Она включает в себя логическую последовательность мыслей, использование связующих слов и выражений, а также умение выражать свои мысли таким образом, чтобы их было понятно другим людям.
Какие психологические и лингвистические основы влияют на развитие речи дошкольников?
Психологические основы развития речи дошкольников связаны с формированием познавательных функций, развитием памяти, внимания и воображения. Лингвистические основы включают в себя знание грамматических правил, словарного запаса и навыков правильного произношения звуков.
Какие методы развития коммуникативной деятельности применяются у детей дошкольного возраста?
Для развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста применяются различные методы, такие как игровые занятия, чтение сказок, обсуждение и рассуждение, моделирование речевых ситуаций и многое другое. Эти методы способствуют развитию речи, активизации коммуникативных навыков и обогащению словарного запаса.
Какое значение имеет детское общение для развития речи?
Детское общение является очень важным фактором в развитии речи у детей. Оно позволяет детям учиться выражать свои мысли, слушать и понимать других людей, использовать различные языковые средства. Общение с взрослыми и сверстниками помогает развивать коммуникативные навыки, расширять словарный запас и совершенствовать произношение.