Влияние школьной успеваемости на социальную жизнь детей в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 19.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей в условиях современного школьного образования 5
1.1. Роль школы в социализации ребенка 5
1.2. Роль и функции учителя в социализации школьника 17
1.3. Проблемы социализации детей в современной школе. 20
Глава 2. Влияние успеваемости на социальную жизнь детей в начальной школе 24
2.1. Влияние семьи на успеваемость ребенка в школе 24
2.2. Влияние школы на успеваемость ребенка 29
2.3. Причины неуспеваемости и условия успешной социализации ребенка в школе 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.Итак, что на школьные успехи ребенка влияют родители. Если для родителей важна ценность семейных отношений, то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация. Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.56 % родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20 % родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.Об этом рассказали 91% родителей отличников и хорошистов и только 62% родителей троечников. Думаю, что многие читатели могут счесть это заявлением либо обманом, либо – самообманом.Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети. Это – закономерность. 23% родителей троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а 9 % заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. На всех уровнях образования (от начальной до старшей школы) недовольные жизнью родители, как правило, не удовлетворены и учебными достижениями собственного ребенка.Любому педагогу известен этот персонаж – «ребенок неудовлетворенных родителей». Его родителям всегда кажется, что главный ресурс развития их чада – это не собственная семья, а общение с одноклассниками из семей с более высоким социальным статусом.Если же таких одноклассников нет, семья снова и снова ищет для отпрыска другую школу. Но «ребенок неудовлетворенных родителей» и в новой школе продолжает учиться неудовлетворительно. Ведь его проблемы – не в школе и не в одноклассниках. Его проблемы – в семье.И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей.На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи. Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей.В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.Но самое интересное, что даже при более высоких доходах (превышающих 20000 рублей в месяц на человека) родители троечников все равно не могут купить дачу или автомобиль. Значит, речь идет, в первую очередь, об экономической некомпетентности этих семей, об их неспособности управлять семейными финансами.Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.Итак, не влияет на успеваемость ребенка в школе:Жилищно-бытовые условия. Коммунальная квартира, отсутствие отдельной комнаты у ребёнка или даже отсутствие собственного стола для выполнения домашних уроков не влияют на успешность ребёнка в школе.Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.Наличие или отсутствие в семье большой домашней библиотеки тоже не является фактором того, что ребёнок будет хорошо учиться;Проблемы в семейных отношениях между родителями не повлияют на успеваемость ребёнка в школе при условии, что родители осознают наличие этих проблем и стремятся их как-то решать, начинают реально что-то делать в этом направлении. Социологи приводят такой пример: некоторые родители учащихся 5 – 9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. И если верить общепризнанным схемам, то мы должны предположить, что дети этих родителей учатся плохо. А на самом деле, у 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5. Почему? Потому что эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем, это видно из их анкет.Пьянство одного из родителей само по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для успеваемости ребенка.2.2. Влияние школы на успеваемость ребенкаДля огромного количества детей школа становится вторым домом. Чаще всего это фраза применительно к школе. Именно в школе дети приобретают знания, а также многие чувства, к которым относится дружба и любовь, прощение и обиды, понимание и злость и многие другие.При обучении в школе важно не только получение различных знаний по многочисленным предметам, а также получение жизненные мудрости, которую дети будут впитывать от учителя. Именно учитель прожил долгую жизнь и, причём многие из учителей на сегодняшний день даже старше родителей учеников начальных классов, в большинстве школ состав учителей подбирается таким образом, что именно учитель учит ребёнка доброте и толерантности, мужественности и честь, помощи и патриотизму.Конечно, в школе дети, как в детском садике, находятся под тщательным присмотром. Учитель следит за успехами и неудачами каждого ученика, составляет отчёты, методики, помогает справиться с проблемами и трудностями, уделяет внимание каждому ребенку, ругают и хвалят. Всё это представляет собой Воспитательный процесс в его сущности.Любое чувство, которое может появиться в школе, обязательно нужно объяснить ребенку, причём сделать это сразу, как только она возникнет. Важно объяснить не только саму проявление этого чувства, но это, Каким образом она может повлиять на него самого или на одноклассника, родителя или учителя, какая будет правильная реакция на то или иное чувство, какая будет реакция неправильно, Какой вред может принести то или иное реакция на определенные чувства. Всему этому должен учить ребёнка младшего школьного возраста учитель и родитель.Во многих школах существует форма и устав учебного заведения, также хорошо подобран состав учителей, который демонстрирует именно такое воспитание. В таких школах ребёнку объяснят и не один раз повторят. Ребёнку буду давать не только знания по предметам, а также жизненные уроки, которые для ребёнка младшего школьного возраста в процессе его социализации очень важны.Конечно, бывают такие семьи, где ребёнок не может дома получить каких-либо эмоций. В таких случаях школа заменяет ребёнку дом, сюда приятно приходить, Здесь удобно и комфортно.Школьное образование является неотъемлемой частью любого ребёнка, рождённого на территории России, при этом важность получение знаний в школе на сегодняшний день явно недооценена. Многочисленные ситуации и примеры, происходящие в процессе в школьной жизни, будут постоянно встречаться в дальнейшей жизни ребенка. Информация, полученная ребёнком младшего школьного возраста и не только, является ценной информацией для дальнейшей его жизни.Школа является важным институтом в процессе социализации личности ребенка младшего школьного возраста. Именно от того, какие отношения сложатся у ребёнка с одноклассниками и с учителем, будет зависеть его будущие отношения с начальником и коллегами. Отношения детей, связанные с симпатией по отношению друг к другу напрямую связывается с отношениями в супружеской жизни. Отсюда следует, что институт школьного образования является просто неотъемлемой частью жизни любого человека. Его детского возраста, а также времени школьного обучения. Чаще всего такие ситуации могут развиваться у одного и того же человека однотипно. Например, в детском саду малыш мало с кем дружил, закрывался, скрывался от общества, любил находиться в одиночестве, такая же ситуация повторилась и в школе в начальных классах, тоже самое отразилось в старших классах, дали в студенческом возрасте и, соответственно, наложилось на всю дальнейшую взрослую жизнь. Это в свою очередь еще раз подтверждает важность в школьной социализации для личности.Причины неуспеваемости и условия успешной социализации ребенка в школеСферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, ощутить их эмоциональную поддержку.Существует большое количество причин, которые мешают школьникам в необходимой степени усваивать знания. При этом все причины низкой успеваемости в учебе будут иметь происхождения различного характера.Среди причин, которые в первую очередь могут привести ребенка к неуспеваемости в школе относятся следующие:1. Социальные причины, ведущие к неуспеваемостиСильное влияние на ребенка во время обучения в школе оказывает его социальное окружение. Психологические причины, ведущие к неуспеваемостиНа успеваемость могут влиять личностные характеристики обучающегося, особенности его психических процессов. Педагогические причины, ведущие к неуспеваемостиВажным человеком в жизни большинства людей является его первый учитель. Однако педагог не всегда может влиять на личность учащегося. В настоящее время существует термин педагогическая запущенность, что означает трудновоспитуемость ребенка. При этом школьник здоров физически и психически, но он в принципе не обладает необходимыми знаниями и умениями. Изначально признаки педагогической запущенности могут встречаться в виде низкого уровня коммуникации, агрессивности. В дальнейшем это может перерасти в девиантное или делинквентное поведение.Социальное положение родителей влияет на качество образования ребенка гораздо больше, чем характеристики учебного заведения. При этом успеваемость учеников практически не зависит от кадровых, материальных или финансовых ресурсов школы.Итак, в качестве целей и задач социального становления в школе можно принять условий для:- широкого поля знакомства учащихся начальной школы с разнообразными видами деятельности,- самореализации учащихся,удовлетворения их интересов и потребностей в рамках социального заказа, с учетом их индивидуального интеллектуального, творческого и личностного развития. развития- организация социально позитивного досуга.В качестве личностных задач социального становления принятысоздание оптимальных условий индивидуального развития для детей разного уровня способностейформирование социальной устойчивости, грамотности и компетентности,социальная самостоятельность и независимость,социальная активность, мобильность личности,ее социальная коммуникативность и оптимизм, вариативностьмногообразие социальных ролей и отношенийадекватная самооценка.ЗаключениеСовременное российское общество характеризуется неравным доступом к качественному образованию, что в свою очередь является самой очевидной и наиболее значимые проблемы современного времени. Стоит отметить, Что именно не равные возможности в стандартном образовании способны блокировать социальные лифты, при этом школа постепенно превращается механизм воспроизводства социального неравенства среди детей. Некоторые разрыв, который заметен в сфере среднего образования в свою очередь приводит к серьёзному расхождению жизненных траектории уже во взрослой жизни.Последнее время особенное внимание исследователи уделяют вопросам, которые изучают проблемы социального воспитания, а также вопросы социализации личности детей начиная с младшего школьного возраста.Социализация представляет собой процесс усвоения личностью образцов определенного поведения, а также социальных норм и социальных общечеловеческих ценностей, которые важны для успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации способен охватывать абсолютно все процессы по приобщению личности к культуре, к обучению, воспитанию. Школьное образование сегодня играет огромную роль в процессе социализации личности современного ребёнка. Согласно законодательству Российской Федерации, каждый ребёнок, родившийся на территории, в обязательном порядке должен пройти обучение в школе Согласно базового курса. Конечно, роль школы будет заключаться не только в получении базового знания или налога. Помимо всего школа важна тем, что она выступает в качестве довольно мощного инструмента в процессе социализации личности ребенка, и именно ему общество сможет получить такого члена, который будет уметь жить в современном обществе.Нематериальные ресурсы семьи, в частности уровень образования родителей, культура общения, знание языка, способны активизироваться детьми в процессе обучения в школе. Следовательно, культурный капитал выступает неким катализатором для материальных возможностей семьи.Анализируя деятельность современных школ по отношению к социальному установлению личности можно говорить о том, что современные учителя сейчас направляют деятельность школы только на интеллектуальное развитие ученика, но при этом абсолютно упускает из виду социальное становление его личности. Многие специалисты считают, что процесс усвоения социального опыта может быть сформирован в процессе обучения и интеллектуального развития ребёнка, которая будет производиться по отношению детей к самим знаниям к определенным действиям, а также к людям, но при этом никогда не будет сформировано только в процессе школьного обучения. Отсюда следует вывод, что в современном образовании преобладают стихийные факторы, которые наблюдаются в процессе социализации современной молодёжи, при этом данный процесс очень сильно отклоняется от нормы социализации, которые приняты в обществе.Список использованных источниковАлоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. 1-2 классы / М.А. Алоева. - М.: Феникс, 2008. - 595 c.Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. — М.: Институтсоциологии РАН, 2010. — 184 с. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 cВульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей. – М.: СоцИс, 2011. – 99-108 с. Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIмеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — 253-255 с. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.Семья и воспитание // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/16/semya-i-vospitanie Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».Казанская, В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе / В.Г. Казанская. - М.: Каро, 2004. - 208 cТатусь К. Ю., Кузьмина С. В. Влияние родительской семьи на успеваемость студентов // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 69-72. Чэнь М. , Ноговицына Н. М. Характеристика современной системы образования в Китае (на примере начальной школы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 222–227. 1-2кл. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Огни, 2014. - 294 c.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2013. - 152 c.Материалы цикла Всероссийских телемостов по вопросам Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Выпуск 2. Начальная школа. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 583 c.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c
6. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
7. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей. – М.: СоцИс, 2011. – 99-108 с.
8. Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIмеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — 253-255 с.
9. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.
10. Семья и воспитание // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/16/semya-i-vospitanie
11. Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
12. Казанская, В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе / В.Г. Казанская. - М.: Каро, 2004. - 208 c
13. Татусь К. Ю., Кузьмина С. В. Влияние родительской семьи на успеваемость студентов // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 69-72.
14. Чэнь М. , Ноговицына Н. М. Характеристика современной системы образования в Китае (на примере начальной школы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 222–227.
15. 1-2кл. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Огни, 2014. - 294 c.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2013. - 152 c.
17. Материалы цикла Всероссийских телемостов по вопросам Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Выпуск 2. Начальная школа. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 583 c.
Вопрос-ответ:
Какое влияние имеет школьная успеваемость на социальную жизнь детей в начальной школе?
Школьная успеваемость может оказывать существенное влияние на социальную жизнь детей в начальной школе. Успех или неуспех в учении может влиять на самооценку ребенка, его отношения со сверстниками и взрослыми, а также определять его статус в глазах окружающих.
Какую роль играет школа в социализации ребенка?
Школа играет важную роль в социализации ребенка. Она предоставляет ему возможность взаимодействовать со сверстниками, развивать социальные навыки, участвовать в коллективных занятиях и проектах. Школьная среда также формирует социальные ценности и нормы поведения, которые влияют на социальную жизнь ребенка.
Какова роль и функции учителя в социализации школьника?
Учитель играет ключевую роль в социализации школьника. Он не только обеспечивает передачу знаний, но и помогает развивать социальные навыки, учиться сотрудничеству, регулированию конфликтов, адаптироваться к школьной среде. Учитель также является моделью поведения и ценностей для учеников.
Какие проблемы социализации детей возникают в современной школе?
В современной школе возникают различные проблемы социализации детей. Некоторые из них связаны с недостаточным вниманием к индивидуальным потребностям учеников, негативным межличностным взаимодействием в классе, недостаточной поддержкой со стороны учителей и администрации школы. Также проблемой может быть отсутствие содействия в развитии социальных навыков и адаптации к изменяющемуся обществу.
Как семья влияет на успеваемость ребенка в школе?
Семья играет важную роль в формировании успеваемости ребенка в школе. Качество семейных отношений, интерес родителей к образованию ребенка, их поддержка и участие в его учебных делах оказывают положительное влияние на школьную успеваемость. Здоровье ребенка, его питание и общий комфорт в семье также могут влиять на его успех в учении.
Какое влияние оказывает школьная успеваемость на социальную жизнь детей в начальной школе?
Школьная успеваемость имеет значительное влияние на социальную жизнь детей в начальной школе. Ученики с высокой успеваемостью обычно пользуются большим уважением и признанием со стороны своих сверстников и учителей. Они часто становятся лидерами в классе и активно участвуют в различных социальных мероприятиях. С другой стороны, ученики с низкой успеваемостью могут испытывать проблемы в общении со сверстниками и чувствовать себя исключенными из социальной среды начальной школы.
Какую роль играет школа в социализации ребенка?
Школа играет важную роль в социализации ребенка. Она становится местом, где дети учатся общаться друг с другом, соблюдать правила и нормы поведения, развивать социальные навыки и нравственные ценности. Школа также помогает детям учиться работать в коллективе и принимать решения совместно. Социализация в школе формирует у детей основы для успешной адаптации в обществе и на будущем рабочем месте.
Какова роль и функции учителя в социализации школьника?
Учитель играет ключевую роль в социализации школьника. Он должен создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Учитель помогает детям развивать социальную ответственность, учиться работать в группе и справедливо оценивать свои достижения. Он также помогает детям учиться решать конфликты конструктивно, укрепляет их самооценку и стимулирует активное участие в социальной жизни школьного коллектива.
Какие проблемы могут возникнуть в социализации детей в современной школе?
В современной школе возникает ряд проблем, которые могут затруднять социализацию детей. Некоторые из них включают недостаточную поддержку социализации со стороны учителей, проблемы социальной адаптации учеников из разных социальных и культурных сред, наличие конфликтов и общего недоверия внутри класса. Также большое влияние на социализацию детей может оказывать отсутствие родительской поддержки и неблагоприятная семейная обстановка.
Какое влияние имеет школьная успеваемость на социальную жизнь детей в начальной школе?
Школьная успеваемость имеет существенное влияние на социальную жизнь детей в начальной школе. Если ребенок хорошо успевает, это может повысить его самооценку, уверенность в себе и статус среди сверстников. Успешные ученики могут быть признаны лидерами класса и привлекать внимание своих одноклассников. Они также могут получать больше возможностей для участия в различных школьных мероприятиях, что способствует их интеграции в социальную среду школы.