Формирование готовности старших дошкольников к обучению математике в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 28 28 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 19.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы условий развития математического мышления дошкольников 7
1.1. Понятие мышления, его виды 7
1.2. Характеристика математического мышления и его структура 12
1.3. Особенности развития элементов математического мышления у старших дошкольников 17
Глава 2. Практическая деятельность педагога по формированию готовности старших дошкольников к обучению математике в начальной школе 21
2.1. Применение различных подходов к развитию математического мышления дошкольников 21
2.2. Анализ вариантов диагностики уровня сформированности элементов математического мышления дошкольников 23
Заключение 26
Список литературы 27


Фрагмент для ознакомления

Однако их многообразие сводится к формированию разнонаправленных логических действий и операций, связанных с анализом и синтезом, сравнением, классификацией и обобщением изучаемых предметов и объектов окружающей действительности в целом. Н.В.Григорян отводит математике привилегированное местоположение в процессе формирования мышления детей дошкольного возраста и сводит её обучение к следующему:1. Целое и части. Смысл практически всех математических действий и операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного поиска, например, интуитивно: сложить — это значит собрать вместе, соединить в целое. Итогом такого подхода является логическо-действенная схема, позволяющая свернуть ряд математических правил освоение принципа действий сложения, умножения, деления, вычитания.2. Единство противоположностей. Принцип построения математических знаний, как ни одного другого предмета, базируется на представленной закономерностисложение-вычитание, прямые и обратные задачи, знаки больше и меньше. Так, изучая какие-либо действия и явления, предлагая ребёнку найти противоположность, в поисковый процесс включается логический компонент, посколькуприходится иметь действие с абстракцией, опираясь на конкретный материал [7, С. 56].Взаимосвязь формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования их логической сферы является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. Многое в данном аспекте зависит от методики работы с дошкольниками. Это проявляется в том, что формирование мыслительных действий и операций включает в себя разнонаправленные компоненты, развитие которых зависит как от работы с дошкольниками воспитателя и педагога в условиях ДОУ, так и формированием мыслительных основ в семейной ситуации. К сожалению, не все дети дошкольного возраста своевременно овладевают мыслительными действиями и операциями математического логического характера, но при своевременной работе, связанной с вовлечением в обучающую деятельность, данная проблема постепенно решается, а во главу всех выделяемых психолого-педагогических подходов изучения вопроса формирования математических действий и операций встаёт вопрос о формировании зрелой детской личности, важным элементом которой становится зрелость психических познавательных процессов.Мы полагаем, что подходы к развитию математического мышления у дошкольников следует выбирать, исходя из знаний об индивидуальных особенностях детей. При этом большое значение имеет работа психолога в ДОУ, который может своевременно выявить проблемы развития ребёнка, связанные с интеллектуальной, волевой или эмоциональной сферой, и совместно с воспитателем определить оптимальные условия, в которых конкретный ребёнок сможет развивать свои математические способности.2.2. Анализ вариантов диагностики уровня сформированности элементов математического мышления дошкольниковДиагностика уровня сформированности математического мышления и его элементов у детей дошкольного возраста может проводиться в двух основных вариантах. В их структуру входят экспресс-диагностика и системная диагностика. Каждый из выделенных вариантов диагностического обследования имеет свои функции и особенности [23, С. 144].Экспресс-диагностика – это разовое обследование, которое проводится обычно автономно от педагогического процесса обучения. Функции этого вида диагностики связаны с тем, чтобы дать достаточно актуальную картину уровня математического развития ребёнка на сегодня, а так же «зону ближайшего развития». Экспресс-диагностика определяет комплекс внутренних психических и внешних средовых факторов. Не менее важная функция экспресс-диагностики сводится к определению актуального уровня математического развитияребёнка, поступающего в первый класс [12, С. 150].Системная диагностика – это систематическое «отслеживание» ребёнка педагогом в процессе систематической же работы с ним. Функции системной диагностики в возможности на основании её результатов построить перспективный прогноз развития математических способностей ребёнка. Системная диагностика имеет существенное значение для отбора дошкольников в классы по критерию сложности программы последующего обучения. В процессе подобного отбора происходит своевременное отслеживание уровня развития математических операций у ребёнка дошкольника: на момент начала проводимых занятий, на момент прохождения половины обучающего курса и на момент завершения проводимой работы [5, С. 13].Таким образом, Системная диагностика составляет неотъемлемую частьсамого процесса обучения и развития ребёнка. Диагностическая направленность проводимого исследования уровня выраженности математических приёмов и операций позволяет развивать различные стороны психической жизни детей дошкольного возраста. При этом особое значение имеет функция отслеживания динамики развития ребёнка, что в свое основе является предупреждающим механизмом возникновения школьной дезадаптации в последующем.Педагогическая диагностика – это механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Задача диагностики: получить более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обученияна этапе начального общего образования.В целом, исходя из разнонаправленности процесса формирования основных математических действий, целесообразность применения диагностического инструментария объясняется тем, что для развития дошкольника особую значимость и актуальность приобретает выявление его психологического потенциала, направленного на отслеживание зоны ближайшего и актуального развития в целом. Диагностические методики могут иметь различную направленность, но их объединяющим началом является учёт уровня сформированности математических знаний и направленности будущего ученика к усвоению той или иной учебной информации.ЗаключениеПроблема развития основ математического мышления детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач развития познавательной сферы будущих школьников. Именно от того, насколько грамотно построена работа с дошкольниками, во многом зависит их последующая адаптация к школьной ситуации в целом.Многие авторы уделяли особое внимание изучению закономерностей формирования математических мыслительных действий и операций. Впоследствии этого были выделены подходы к изучению данного аспекта формирования мыслительной деятельности дошкольников. Опираясь на полученные в ходе всестороннего развития дошкольников наблюдения, можно сделать вывод о том, что чем ранее начата работа по формированию уровня сформированности математического мышления, тем более ребёнок будет успешен в последующем в процессе усвоения школьного материала.Основу формирования математических действий составляют логические операции, возникающие задолго до формирования самих зачатков математического мышления в дошкольном возрасте. На основе логических операций дети учатся соотносить предметы и явления, устанавливают законы единства и тождества, формируют свой взгляд на мир вещей и явлений. Важно отметить, что диагностика уровня сформированности математического мышления является средством отслеживания и выявления детей группы риска, находящихся на более низком уровне психического познавательного развития. Именно проведение диагностических мероприятий с последующей коррекционной работой по формированию математических действий и операций способствует повышению уровня обучаемости будущих школьников в дальнейшем.Список литературы1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.17. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.18. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.19. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.20. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / НищеваНаталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.21. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.22. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.24. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.25. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.26. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.27. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.28. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.29. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.30. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.31. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296с.32. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. - 311 с.33. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академмия», 2008- 352 с.34. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.35. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с.

1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.
4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.
7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.
12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.
13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.
14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.
16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.
17. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.
18. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
19. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.
20. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / НищеваНаталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
21. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.
22. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
24. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
25. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.
26. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.
27. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.
28. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.
29. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.
30. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.
31. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296с.
32. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. - 311 с.
33. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академмия», 2008- 352 с.
34. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
35. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с.

Вопрос-ответ:

Зачем старшим дошкольникам нужна готовность к обучению математике?

Старшим дошкольникам нужна готовность к обучению математике, чтобы успешно осваивать математические концепции, навыки и умения в начальной школе. Готовность к обучению математике помогает им быстрее адаптироваться к новой среде обучения и учиться более эффективно.

В чем заключаются особенности развития элементов математического мышления у старших дошкольников?

Особенности развития элементов математического мышления у старших дошкольников связаны с формированием представлений о числах, операциях, пространстве и форме. Они начинают понимать понятия больше и меньше, научатся считать, сравнивать предметы и решать простые задачи. Также старшие дошкольники развивают способность абстрагироваться и применять математические понятия в реальных ситуациях.

Какую роль играет педагог в формировании готовности старших дошкольников к обучению математике?

Педагог играет важную роль в формировании готовности старших дошкольников к обучению математике. Он создает условия для развития математического мышления, предлагает интересные игры, упражнения и задания, которые способствуют усвоению математических понятий и навыков. Педагог также обеспечивает дифференциацию обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Какие виды мышления существуют у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста существуют различные виды мышления. Важными видами мышления являются образное, речевое и логическое мышление. Образное мышление позволяет детям представлять объекты и явления в своем воображении. Речевое мышление связано с использованием слов и языка для формулирования мыслей. Логическое мышление позволяет детям анализировать, сравнивать, классифицировать и решать проблемы.

Какие условия способствуют развитию математического мышления у старших дошкольников?

Для развития математического мышления у старших дошкольников необходимо создание определенных условий, таких как игровая обстановка, наличие материалов для игры, использование разных видов деятельности с использованием чисел и геометрических фигур, а также поддержание мотивации и интереса ребенка к математике.

Каковы особенности развития математического мышления у старших дошкольников?

У старших дошкольников формируются разные элементы математического мышления, такие, как счет, определение отношений, пространственное мышление и т. д. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально и в своем темпе, поэтому необходимо учитывать эту особенность и создавать разнообразные задания и игры для развития каждого аспекта мышления.

Какая роль педагога в формировании готовности старших дошкольников к обучению математике?

Педагог играет важную роль в формировании готовности старших дошкольников к обучению математике. Он должен создавать условия для развития математического мышления через игровую деятельность, использование разных материалов и методов обучения. Педагог также должен внимательно следить за развитием каждого ребенка и адаптировать задания и игры под его индивидуальные потребности.

Какие виды мышления существуют и как они связаны с математикой?

Существуют разные виды мышления, такие, как образное, вербальное, логическое, пространственное и другие. Все они связаны с математикой, так как в процессе решения математических задач необходимо использовать логические мыслительные операции, абстрактное мышление, а также представлять числа и фигуры в пространстве.

Какие материалы и игры помогают развивать математическое мышление у старших дошкольников?

Для развития математического мышления у старших дошкольников можно использовать различные материалы, такие как счетные палочки, кубики, геометрические фигуры и др. Игры, такие как "Собери пирамиду", "Расположи по возрастанию числа", "Составь картинку из геометрических фигур" и другие, также способствуют развитию математического мышления у детей.