Диагностика эмоционального развития младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 04.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Диагностики, использующиеся для изучения эмоционального развития младших школьников 6
2. Исследования эмоционального развитие учеников начальной школы. 10
3. Рекомендации по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте 14
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 26
Они и выступают теми социально-психологическими факторами, которые оказывают максимальное влияние на развитие этого негативного чувства. Формированию и дальнейшему закреплению уровня школьной тревожности способствуют: учебные перегрузки; неадекватные ожидания родителей; неспособность ребенка освоить учебную программу; неблагоприятные отношения с учителями; постоянный повтор оценочно-экзаменационных ситуаций; смена детского коллектива или неприятие ребенка сверстниками [9, с. 211]. Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Лесенка» (В.Г. Щур), «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич). Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня развития эмоциональной сферы у младших школьников с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что у младших школьников имеются нарушения эмоционального развития.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с. Большая психологическая энциклопедия: более 5000 психологических терминов и понятий. – М.: Эксмо, 2017. – 542 с. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.Воспитание детей в игре (Спецкурс). М., 1994. 400 с.Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб.: Детсво-Пресс, 2014. 64 с.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2013. – 461 с.Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2002. 208 с.Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У- Фактория, 2006. 208 с.Методика игры с коррекционными занятиями. /Под ред. Л.Степановой. М.: Владос, 2006. 500 с.Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. Минск: Харвест, 2009. 192 с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. М.: Владос, 2001. 640 с.Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М.: Совершенство, 1998. 80 с.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005. 176 с.Шило Т. В., Редкова Ю. Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар: Новация, 2017. С. 48-51. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.ПриложениеПриложение А.Таблица 1. – Результаты по методике «Лесенка» (В.Г. Щур).Уровеньзавышенная самооценкаадекватная самооценка заниженная самооценка низкая самооценка резко заниженная самооценкаНизкий15%70%10%80%70%Средний15%15%10%10%15%Высокий70%15%80%10%15%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Лесенка» (В.Г. Щур).Таблица 2. – Результаты по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).УровеньУровень психоэмоционального состоянияНизкий70%Средний15%Высокий15%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).Таблица 3. – Результаты по методике«Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич).УровеньУровень эмоционального развитияНизкий70%Средний15%Высокий15%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ показателей по методике «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич).Приложение Б. В качестве примера приведем несколько занятий Занятие 1. Знакомство со страной чарЦель: Познакомиться с детьми. Настроить на совместную работу. Заинтересовать в дальнейшем сотрудничестве.Для настройки детей на очарование нашей работы, мы использовали мягкую игрушку Дюдюку, которая будет сопровождать детей на протяжении всех занятий.Ритуал вхождения в сказку. Под звуки музыки "В гостях у сказки" ведущий показывает детям игрушку Дюдюку:Добрый день, дети. Сегодня мы с вами начинаем путешествие по волшебным странам сказок. В дороге нам понадобится смелость, решительность, и еще много разных очень важных качеств. В путешествии нас будет сопровождать один сказочный герой (ведущий достает Дюдюку) - вот это Дюдюка! Для того, чтобы узнать, кто это такой, мы должны рассказать ему о себе.Упражнение 1. Знакомство. Цель: создать доверительную атмосферу, снять напряжение. Диагностическая цель: увидеть, кто из детей легко входит в игру, а кто очень стесняется и требует осторожного внимания.Ход упражнения. Дети по кругу передают Дюдюку и рассказывают о себе: имя, и что-то интересное о себе. Ведущий: Для того, чтобы Дюдюка нас лучше всего запомнила, давайте создадим себе бейджики в виде облачков, и украсим их по собственному желанию.Упражнение 2. Создание бейджика. Цель: снятие напряжения, развитие воображения. Диагностическая цель: цветное изображение собственного бейджика расскажет о внутреннее эмоциональное состояние каждого ребенка.Ход упражнения. Детям раздают заранее приготовленные бейджики в виде облачка и предлагают написать имя и украсить по собственному желанию.Ведущий: Очень красивые у нас получились облачка, теперь Дюдюка легко нас запомнит, и ей будет с нами очень уютно. Однако, мы еще не знаем, кто такая Дюдюка? Давайте попробуем угадать, откуда она к нам попала, и где жила до встречи с нами.Упражнение 3. Откуда Я ? Цель: определить уровень словарного запаса каждого ребенка, умение фантазировать. Ход упражнения: Дети по кругу выкрикивают свои варианты жизни Дюдюки. Например: - Она жила в волшебном лесу с мамой и папой, а потом потерялась...Ведущий: Дети, в нашей Дюдюки есть мешочек, в котором лежит какая-то вещь, возможно она поможет нам выяснить что-то о ее прошлом?Ведущий достает из мешочка свернутый лист бумаги и читает детям следующее: - Привет. Меня зовут Дюдюка. Я совсем одинока в этом мире. Когда было совсем все по - другому, я жила вместе с папой и мамой и с тремя братьями и сестрой в небольшой избушке у ручья. В нашем доме всегда было весело и хорошо. Я с братьями и сестрой очень любила читать сказки и слушать, как их нам читала мама. Но потом мой старший брат сказал, что сказки не интересны и бросил книжку на пол. Я не знаю, что потом случилось, но, когда мы взяли книгу в руки, все ее страницы были чистые. Вот я и отправилась в путешествие в поиске детей, которые знают много сказок, и смогут мне помочь.Ведущий: Ну что же дети, нужно помочь Дюдюке?Дети: Да, мы поможем, но как?Ведущий: Для начала давайте вспомним, каких сказочных героев мы знаем, которые могут нам помочь?Упражнение 4. Все герои сказок. Цель: Выяснить предпочтения детей о героях сказок и самих сказок.Ход упражнения: Дети по очереди называют героев сказок, а ведущий записывает их на ватмане. В результате на ватмане было записано около 30 названий героев.Ведущий: Вот сколько героев сказок мы вспомнили. Теперь мы должны выбрать среди них тех, кто соответствует требованиям настоящего волшебного героя.Упражнение 5. Качества героев сказок. Цель: Активизация качеств ребенка. Выяснить, какие из качеств в героях сказок кажутся ребенку наиболее нужными.Ход упражнения: Ведущий на ватмане пишет имя героя сказки, и дети провозглашают его качества.Занятие 2. СозвездиеЦель: Создание условия для сплочения коллектива; предоставить детям возможность начать внутригрупповое взаимодействие, ощутить все преимущества взаимодействия, взаимопомощи. На втором занятии мы считали необходимым выяснить, насколько запомнилось им прошлое занятие, готовы ли они продолжать работать дальше в тренинговой группе.Упражнение "Мое имя". Цель упражнения; заинтересовать в изучении себя, и собственных возможностях изменений. Диагностическая цель: Выяснить, кому из детей не нравится собственное имя, что может свидетельствовать о внутреннем конфликте ребенка.Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают.Тебе нравится твое имя?Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?Кто выбирал имя твое?Упражнение "Волшебные имена". Цель: анализировать сказочных персонажей с помощью их имен.Ход упражнения. Каждому ребенку раздаются карточки с именами героев (Красная шапочка, Дюймовочка, Шрек, Ивасик-Телесик, Снегурочка, Супермен, Иван-дурак, Микки Маус, Красавица, Золушка, Маугли, Бармалей, Айболит), и предлагается представить своего героя при помощи имени героя.Ведущий. Хорошо, дети, а теперь давайте с вами попробуем назвать хорошие качества каждого из нас.Упражнение "Наши качества". Цель: научиться детям замечать хорошее в других детях, повысить самооценку застенчивых детей. Диагностическая цель: увидеть, есть ли дети, которые не могут видеть в других хорошее, что может свидетельствовать о заниженной самооценке ребенка.Ход упражнения: дети по кругу, возвращаясь друг к другу называют качество друг друга.Во время упражнения нашлись дети, которые не смогли назвать качество другого ребенка, поэтому ведущий предложил следующее упражнение.Упражнение "Вот ты какой!" Цель: повышение самооценки детей, снятие эмоционального напряжения.Ход упражнения. Один ребенок выходит за дверь, а тем временем все остальные дети перечисляют ее лучшие качества. Потом ребенок заходит и у нее спрашивают: Какой ты? Чаще всего застенчивые дети говорят - не знаю. Тогда ведущий говорит: - тогда слушай про себя! И зачитывает все качества (не менее 10).Релаксация "Ковер-самолет".Дети усаживаются как удобнее, закрывают глаза."Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает заморены тела, все отдыхают...Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)...Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и осторожно садимся".Таким образом, результаты эксперимента показали, что эмоционально - волевая сфера первоклассников в период адаптации характеризуется излишней тревожностью, преобладанием страхов перед проверкой домашнего задания, выражением своего мнения. Наблюдения за деятельностью детей на уроках и во внеурочное время показали, что большинство учащихся скованны, на их лице тревога и печаль, многие трудно переключаются с жизни в садике на жизнь в школе. Степень волевого развития у большинства участников исследования находится на низком уровне, дети не могут справиться с повышенной раздражительностью, стрессом, тревожностью. С целью коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, нами предлагается применять программу коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.Цель программы – коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Большая психологическая энциклопедия: более 5000 психологических терминов и понятий. – М.: Эксмо, 2017. – 542 с.
3. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11
4. Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.
5. Воспитание детей в игре (Спецкурс). М., 1994. 400 с.
6. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб.: Детсво-Пресс, 2014. 64 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
8. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
9. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2013. – 461 с.
11. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2002. 208 с.
15. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У- Фактория, 2006. 208 с.
16. Методика игры с коррекционными занятиями. /Под ред. Л.Степановой. М.: Владос, 2006. 500 с.
17. Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. Минск: Харвест, 2009. 192 с.
18. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. М.: Владос, 2001. 640 с.
19. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.
20. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
21. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М.: Совершенство, 1998. 80 с.
22. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005. 176 с.
23. Шило Т. В., Редкова Ю. Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар: Новация, 2017. С. 48-51.
24. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы диагностики используются для изучения эмоционального развития младших школьников?
В статье описываются различные методы диагностики эмоционального развития младших школьников, включая наблюдение, анкетирование, тестирование и проектные методы. Также упоминается использование интервью и самоотчетных методик для получения детализированной информации о эмоциональном состоянии и развитии школьников.
Какие исследования были проведены по эмоциональному развитию учеников начальной школы?
В статье упоминаются несколько исследований, проведенных в области эмоционального развития учеников начальной школы. Одно из исследований было посвящено изучению эмоциональных состояний первоклассников в процессе обучения математике. Другое исследование было посвящено изучению эмоциональной адаптации школьников в новой социальной среде. Все эти исследования помогли получить новые знания о развитии эмоций у младших школьников и выработать рекомендации для педагогов и родителей.
Есть ли в статье рекомендации по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте?
Да, в статье приводятся рекомендации по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте. Некоторые из рекомендаций включают создание благоприятной и поддерживающей образовательной среды, разработку программы по укреплению эмоциональной стабильности, использование практик саморегуляции и другие подходы, направленные на развитие эмоциональной компетенции у детей.
Какие социально-психологические факторы оказывают максимальное влияние на развитие тревожности у младших школьников?
Согласно статье, социально-психологические факторы, оказывающие максимальное влияние на развитие тревожности у младших школьников, включают взаимодействие с родителями, уровень образования и поддержка со стороны учителей, взаимоотношения со сверстниками, общение в классе и внешние условия, такие как переход в новую школу или изменение социальной среды детей.
Какие методы диагностики используются для изучения эмоционального развития младших школьников?
Применяются различные методы диагностики, включая наблюдение, анкетирование, психологические тесты и интервью. В процессе наблюдения педагоги и родители могут обращать внимание на эмоциональные реакции ребенка в различных ситуациях. Анкетирование позволяет получить информацию о эмоциональной сфере ребенка, его чувствах и переживаниях. Психологические тесты помогают оценить уровень эмоционального развития и выявить возможные проблемы. Интервью позволяют получить более глубокое понимание эмоционального состояния ребенка и выявить его потребности и трудности.
Какие исследования проводятся для изучения эмоционального развития учеников начальной школы?
Для изучения эмоционального развития учеников начальной школы проводятся различные исследования. Например, исследуются особенности проявления эмоций у детей этого возраста, а также влияние различных факторов на их эмоциональное состояние. Исследования также могут быть направлены на разработку программ и методов работы с эмоциями учеников начальной школы.
Какие рекомендации могут быть даны по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте?
Для преодоления тревожности у младших школьников могут быть даны следующие рекомендации: создание поддерживающей и безопасной среды, где ребенок может выражать свои чувства и переживания; развитие навыков саморегуляции эмоций через тренировки и практику; помощь в осознании и понимании эмоций; обучение стратегиям справления с тревожностью, например, через дыхательные упражнения и релаксацию; содействие развитию социальных навыков, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее в общении с другими людьми.
Какие методики используются для диагностики эмоционального развития младших школьников?
В статье рассматриваются различные методики, такие как Методика диагностики эмоционального развития младших школьников (МДЕР), Анкета для диагностики эмоционального развития учащихся начальной школы, Методика «Преодоление тревожности» и др. Каждая методика направлена на выявление уровня эмоционального развития учащихся и дает возможность оценить их эмоциональное состояние.
Какие исследования проводятся по эмоциональному развитию учеников начальной школы?
Большое количество исследований посвящено эмоциональному развитию учеников начальной школы. Одно из таких исследований предложило алгоритм определения эмоциональных состояний учащихся в процессе обучения. Другое исследование исследует влияние эмоциональной тревожности на качество обучения у младших школьников.