Германский федерализм
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В ГЕРМАНИИ 5
1.1.Понятие и сущность федерализма 5
1.2.Принципы федерализма 7
Глава 2.ФЕДЕРАЛИЗМ В ГЕРМАНИИ 14
2.1.История германского федерализма 14
2.2. Принцип равноправия объединившихся в ФРГ субъектов 21
2.3.Федеральное устройство Германии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
При этом ни со стороны федерального центра, ни со стороны субъектов не возникало серьезных притязаний на незыблемость принципа равноправия объединившихся в федерацию субъектов. Данный принцип не подрывают и вступающие с ним в противоречие правовые нормы федерального или земельного законодательства.В силу своей монументальности и основополагающего характера принцип равноправия объединившихся в федерацию субъектов не раз использовался Федеральным конституционным судом Федеративной Республики Германия при разрешении конституционно-правовых споров, возникающих при реализации федеративных отношений.В этой связи принцип равноправия субъектов в Федеративной Республике Германия выполняет роль принципа, который главным образом обеспечивает рациональное соотношение черт симметрии и асимметрии в модели немецкого федеративного государства и позволяет обеспечивать равный доступ к решению возникающих вопросов построения федерализма для каждого субъекта федерации.Таким образом, немецкий опыт федеративного строительства дополняет и согласуется с европейским федеративным опытом, свидетельствующим о том, что по-настоящему эффективное и стабильное федеративное государство может строиться лишь на равноправной основе и на равноправном соглашении между его частями, а не на политическом или экономическом принуждении. В этой связи очевидна взаимообусловленность и взаимосвязь принципа равноправия объединившихся в федерацию субъектов и принципа "сильный центр - сильные земли", ставшего формулой всего исторического государственного строительства в Германии. Посему достижение таких несомненных успехов в развитии федерализма, как поступательное развитие региональной политики, организация рационального взаимодействия между частями федеративного государства, преодоление интеграционных проблем и противоречий, возможно лишь при обеспечении равноправия (но не равенства) всех федеральных земель. Подобный опыт, безусловно, представляется ценным и для преодоления негативных последствий асимметрии российской федеративной модели.2.3.Федеральное устройство ГерманииФорма правления Германии - парламентская федеративная республика. Глава государства - президент, выполняющий лишь представительские функции. Он утверждает федерального канцлера. Согласно Конституции, форма правления Германии предусматривает, что законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: верхняя палата - бундесрат, нижняя - бундестаг. Федеральное правительство состоит из канцлера и нескольких министров. В компетенцию первого, согласно форме правления государства Германии, входит продвижение политики в области отношений на международной арене, обороны и связей с общественностью. Центральный банк страны осуществляет надзор над кредитной и денежной политикой и подчиняется Центральному банку Европы.Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:– представление кандидатуры канцлера на заседании бундестага;– роспуск бундестага по решению канцлера, если он не выигрывает голосование;– назначение офицеров вооруженных сил государства;– помилование преступников.Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению, или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:– Ведомство канцлера.– Ведомство по делам прессы и информации.– Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие "федеральный канцлер" по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.Со своей стороны, канцлер может самостоятельно предложить распустить нижнюю палату. В соответствии с Конституцией страны канцлер имеет право поднимать в нижней палате вопрос о наличии доверия к нему. Получив вотум отсутствия доверия от членов бундестага, президент может по желанию канцлера в течение двадцати одного дня разогнать палату. Право на роспуск теряется, как только бундестаг изберет иного канцлера. Между прошением канцлером о выражении доверия и голосованием должно пройти минимум двое суток.Федеральный канцлер фактически олицетворяет собой федеральное правительство государства Германии. Он определяет главные направления политики страны и несет индивидуальную ответственность за деятельность государства на международной арене. Канцлеру предоставлено основное право формировать состав правительства государства. Именно он выдвигает кандидатуры на должности министров президенту, а тот их согласует или не согласует. При этом, если канцлер избран определенными партиями, при подборе кандидатур на должность министров для него являются основополагающими соглашения, достигнутые при создании партийного союза.Специфика работы исполнительной власти Германии заключается в том, что федеральные министерства ведут государственную политику не самостоятельно, а через аналогичные органы исполнительной власти земель Германии на местах. Исключение составляют:– Министерство международных дел.– Министерство обороны.– Частично подразделения Министерств финансов, транспорта.Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.Высшая инстанция суда в Германии - Федеральный конституционный суд. Половина состава избирается нижней палатой парламента, другая половина - верхней. Всего избирается шестнадцать судей. Период их полномочий составляет двенадцать лет. Деятельность Конституционного суда заключается в:– толковании главного закона государства;– проверке федеральных и земельных законов на соответствии Конституции;– вынесении частных решений при возникновении споров между землями, разногласий между правительствами земель и федеральными властями;– принятии постановлений, на основе которых та или иная партия может быть распущена, если судом доказано, что она в своей деятельности преследует недемократические цели.В Германии действует Конституция, принятая в 1949 г. В последующие двадцать семь лет из 146 статей 67 полностью или частично удалены, дополнены или изменены, около тридцати оставлены в неизменном виде. Основные изменения затронули рассмотрения прав федеральной власти, введены системы чрезвычайного законодательства.Главной территориальной единицей самоуправления на местном уровне выступают в стране округа. В пределах нескольких сотен округов работают органы местного самоуправления. Эти органы выбираются гражданами страны на основе пропорционального представительства. Фискальные сборы на недвижимость и производство, равно как и налоги на подоходный доход граждан, идут на различные потребности органов местного уровня, но большая часть муниципалитетов получают субсидии от правительства страны. В настоящее время форма правления в Германии - парламентская республика.ЗАКЛЮЧЕНИЕФедерализм - это форма правления, при которой полномочия и власть распределяются между сильным централизованным правительством и отдельными суверенными государствами, которые существуют под властью этого правительства. Например, здесь, в США, каждый штат имеет полномочия регулировать своих собственных граждан, но они также обязаны соблюдать законы правительства США (в соответствии с ограничениями, перечисленными в Конституции).Принцип правительства, который определяет отношения между центральным правительством на национальном уровне и его составными частями на региональном, штатном или местном уровнях. В соответствии с этим принципом управления власть и полномочия распределяются между национальными и местными правительственными единицами, так что каждой единице делегируется сфера власти и власти, которую могут осуществлять только она, в то время как другие полномочия должны быть разделены.Термин федерализм происходит от латинского корня foedus, что означает «формальное соглашение или завет». Он включает в себя взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.В рамках Федерации территория земель может изменяться, из существующих земель, может возникнуть новая или имеющая иной состав земля, несколько земель могут слиться в одну новую или одна земля может стать составной частью другой. Все подобные изменения территориально-административного устройства могут осуществляться только через федеральный закон, который должен быть одобрен бундесратом, а также референдумом, проводимым в заинтересованных землях или частях земель. Так, например, в мае 1996 г. был проведен референдум по вопросу о возможности слияния федеральных земель Берлин и Бранденбург. Он дал отрицательный результат. Федеральные земли не являются суверенными государствами. Они не обладают правом на отделение. Любое действие, направленное на отделение части федеральной территории, наказуемо по закону. Хотя в принципе вопросы внешней политики относятся к ведению федерации, землям разрешено с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами. Конституционный строй федеральных земель должен отвечать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона. Однако это ограничение ничуть не исключает многообразия форм конституционного устройства земель. В отношениях между Федерацией и землей могут возникать трения. Теоретически земля может воспротивиться выполнению возлагаемых на нее Основным законом или другим федеральным законом обязанностей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Конституция Германии от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru2.Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 380 с.3.Баймаханова Д. М. Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 14-17. 4.Бойко, Н. С. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / Н. С. Бойко, А. В. Иглин, И. А. Чуканов; отв. ред. А. В. Иглин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 424 с.5.История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 720 с.6.Конституционное право: Практикум для бакалавров / Общ. ред. В.И. Фадеев; [отв. ред. М.В. Варлен, И.А. Алебастрова]. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с7.Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А. М. Арбузкин. — 3-е изд. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 560 с.8.Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 976 с.9.Ноева А. В. Сравнительно-правовое исследование организации конституционной юстиции в зарубежных странах // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 257-259. 10.Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для вузов / А. В. Попова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 168 с.11.Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. — М.: Юрайт, 2019. — 422 с.12.Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. — М.: Юрайт, 2019. — 351 с.13.Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 181 с.
2.Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 380 с.
3.Баймаханова Д. М. Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 14-17.
4.Бойко, Н. С. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / Н. С. Бойко, А. В. Иглин, И. А. Чуканов; отв. ред. А. В. Иглин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 424 с.
5.История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 720 с.
6.Конституционное право: Практикум для бакалавров / Общ. ред. В.И. Фадеев; [отв. ред. М.В. Варлен, И.А. Алебастрова]. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с
7.Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А. М. Арбузкин. — 3-е изд. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 560 с.
8.Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 976 с.
9.Ноева А. В. Сравнительно-правовое исследование организации конституционной юстиции в зарубежных странах // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 257-259.
10.Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для вузов / А. В. Попова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 168 с.
11.Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. — М.: Юрайт, 2019. — 422 с.
12.Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. — М.: Юрайт, 2019. — 351 с.
13.Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 181 с.
Вопрос-ответ:
Что такое федерализм?
Федерализм - это политический принцип и система управления, основанная на распределении власти между центральным и региональными единицами. В германском контексте федерализм предусматривает разделение власти между федеральным правительством и правительствами федеральных земель.
Какие принципы лежат в основе германского федерализма?
Германский федерализм основан на принципе равноправия объединившихся в ФРГ субъектов. Это означает, что каждая федеральная земля имеет равные права и привилегии, независимо от размера или населения. Другим важным принципом является принцип субсидиарности, согласно которому власть должна быть делегирована на более низкий уровень управления только в случае, если это необходимо.
Как развивался германский федерализм в истории?
История германского федерализма начинается с формирования ФРГ после Второй мировой войны. Изначально, ФРГ была создана как федеративное государство, объединяющее различные регионы Германии. С течением времени, германский федерализм стал все более сложной системой, с учетом специфических особенностей каждой федеральной земли.
Как устроено федеральное устройство Германии?
Федеральное устройство Германии основано на принципе деления власти между федеральным правительством и правительствами федеральных земель. Федеральное правительство отвечает за общенациональные вопросы, такие как оборона, внешняя политика и экономика, в то время как федеральные земли имеют относительную автономию в управлении своими внутренними делами.
Возникали ли притязания на незыблемость принципа равноправия в германском федерализме?
В германском федерализме не возникало серьезных притязаний со стороны федерального центра или федеральных земель на незыблемость принципа равноправия. Этот принцип считается основополагающим для германского федерализма и служит основой для сбалансированного и равноправного управления Германией.
Что такое федерализм?
Федерализм - это политическая историко-социальная теория, основанная на идее объединения государственных образований в единое государство, в котором каждая составляющая часть (субъект) сохраняет свою внутреннюю автономию и определенные права.
Какие принципы лежат в основе федерализма?
В основе федерализма лежат такие принципы, как принцип субсидиарности (распределение власти между центром и субъектами), принцип равноправия субъектов, принцип отделения властей, принцип децентрализации и др.
Какова история германского федерализма?
История германского федерализма насчитывает несколько этапов. Одним из ключевых событий было создание ФРГ в 1949 году, после окончания Второй мировой войны. С тех пор германский федерализм развивается, совершенствуется и применяется в практике руководства страной.
Какие принципы равноправия действуют в объединившейся ФРГ?
В объединившейся ФРГ действуют принципы равноправия объединившихся субъектов. Это означает, что каждый субъект (федеральная земля) имеет равные полномочия и права, а также гарантируются рычаги влияния на федеральную политику.
Как устроена федерация Германии?
Федерация Германии имеет федеральное устройство. В стране существуют федеральные земли (субъекты), которые имеют определенную степень автономии и обладают полномочиями в определенных областях. Некоторые вопросы регулируются на федеральном уровне, а некоторые - на уровне земель.
Что такое федерализм?
Федерализм – это политический принцип, в соответствии с которым власть делится между центральным государственным органом и региональными единицами, наделенными значительной степенью самостоятельности. Он основан на принципе субсидиарности и стремится обеспечить баланс власти между центром и регионами.