Исследование коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 48 48 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 21.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава I Содержание проблемы особенностей формирования и реализации коммуникативной функции речи у дошкольников с дизартрией
1.1. Теоретические основы речевой коммуникации 8
1.2. Современные представления о дизартрии 13
1.3. Особенности коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией 18
Глава II Исследование особенностей коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией
2.1. Цель, задачи, содержание методики исследования 23
2.2. Анализ результатов эксперимента 29
2.3. Игра как средство формирования навыков общения у дошкольников с дизартрией 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 56

Фрагмент для ознакомления

Детям с дизартрией свойственно нарушение общей и речевой моторики, что вызывает быстрое утомление ребенка в игре, трудности при переключении динамического стереотипа, которые обусловлены с инертностью при переходе с одного вида деятельности на другой.С учетом теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, игра носит обучающий характер, является эффективным источникомформирования правильной речи, лексического запаса, навыков социального общения [5]. Кроме того, игра является источником овладения и формирования довербальными навыками общения, которые включают умение соблюдать очередность, подчиняться правилам игры, проявление подражательных способностей, умение брать на себя роль. Способность концентрировать внимание развивается после того, как ребенок научится имитировать действия взрослых, выполнять действия с предметами, брать на себя роль. Также игра создает эффективные условия для формирования новых образцовразговорной речи. Игра дает ребенку возможность и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. В исследованиях отечественных ученых подчеркивается развивающая роль игры. Игра вызывает желание общаться, во время игры возникает потребность попросить игрушку, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечатлениями, тем самым происходит непроизвольное построение диалога [14].Главная задача, которая стоит перед педагогом, найти такую форму педагогического воздействия в игру или организации игры, чтобы достичь эффективного результата в развитии способностей ребенка.Исследование Л.Г. Соловьевой показало, что систематическая, поэтапная, специально организованная работа по формированию лексических норм с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет изменить уровень лексического развития и речевого общения в целом покачественным и количественным показателям. Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные сценарии, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизациювербальных средств, эмоциональной лексики [28].В отечественной дошкольной педагогике существует классификация детских игр по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально такую классификацию детских игр предложил П.Ф. Лесгафт, позже его идеи были продолжены в работах Н.К. Крупской. Так детские игры делятся на две группы: - творческие игры и игры с правилами. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою фантазию, инициативу, самостоятельность. Творческие игры делятся на: – режиссерские; – сюжетно-ролевые; – театрализованные; – игры со строительным материалом. В творческих играх между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению [11].В творческих играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего происходит формирование личностных качеств (выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, регуляция, контроль). По мнениюМарковой Т.А. в процессе игры также развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. Так как большинство игр носит коллективный характер, игра способствует формированию навыков общения [20].Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию взрослым: учителем-логопедом и воспитателем. Причем, чем младше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. При организации и проведении игр с детьми с нарушениями речинеобходимо постоянно побуждать детей к активному общению и комментированию своих действий. При такой организации игра носит обучающий, развивающий, коррегирующий характер и оказывает специфическое воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. В игре закрепляются навыки активного использования речи, совершенствуется разговорная речь, обогащается словарь, формируются грамматические категории, закрепляется правильное произношение. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-инсценировки – театрализованные игры. Они направлены на обогащение выразительности, интонационной окрашенности игры. Хороводные игры и игры с пением также способствуют развитию выразительной стороны речи и координации речи с движениями. Подобные игры способствуют формированию психических процессов: произвольного запоминания текстов и движений [20]. Обучающие задачи игры реализуются через игровые действия, выполнение правил игры, передачи выбранной роли. А.А. Леонтьев отметил влияние правил игры на развитие эмоционально-волевых качеств ребенка, владеть правилами игры означает овладеть своим поведением. Умение управлять своим поведением в процессе игр с правилами указывает на воспитательный характер игры[17].Игры с правилами делятся на две группы: - дидактические игры и подвижные игры.Дидактические игры используются для решения основных задач речевого развития: обогащение, закрепление и уточнение словаря, формирования норм словоизменения и словообразования, конструирования связного высказывания, развития связной (диалогической) речи. Словарные дидактические игры помогают формированию и развитию видовых и родовых понятий, обобщающих значений. Игровая ситуация вынуждает ребенка использовать приобретенные речевые знания и словарный запас в новых условиях, реализовать пассивный словарь, перевести его в активное использование. Ребенок сам непроизвольно становиться участником диалога, получая навыки общения.Значение подвижных игр в развитии навыков общения заключается в создании условий для реализации радостных эмоциональных переживаний детей, в воспитании у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, в умении действовать в коллективе сверстников [17].В традиционной классификации коммуникативные игры не выделяют в отдельный вид, их относят к играм с правилами. Однако, В.М. Минаева, В.В. Петрусинский, Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова, Л.Ф. Чернецкая предлагают выделить коммуникативные игры как самостоятельный вид игр. Коммуникативные игры – это игры, способствующие развитию коммуникативных навыков, основ взаимной коммуникации. Основная обучающая задача коммуникативных игр: формирование и развитие навыков общения в процессе игры. Содержание коммуникативной игры заключается в сочетании неречевых и речевых действий, совершаемых в обыгрываемой ситуации общения участниками, взявшими на себя определенную игровую роль. Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог формирует доброжелательные отношения между участниками, дает образец правильного поведения в игре [25].Анализ теоретических источников и данных практических исследований по проблеме формирования навыков общения дошкольников с дизартрией позволяет сформулировать следующие выводы.Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. В разнообразных видах игр совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, развиваются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а именно коммуникативная функция речи. Игра формирует у ребенка возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. В игре реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи дошкольного образования.Как отмечает Л. С. Выготский, игра – эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения. Игра оказывает большое влияние на положительные взаимоотношения детей, на культуру поведения, на проявление инициативы, самоорганизацию, помогает преодолеть неуверенность в общении [5].Для дошкольников с дизартрией игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, как средство обучения и воспитания личностных качеств, преодоления речевых нарушений и общения. Особенно значимыми для формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста являются ролевые игры и игры с правилами.Однако без специально организованного обучения игра, направленная на формирование навыков общения детей с дизартрией, самостоятельно не возникает. Роль педагога в процессе организации игры детей с дизартриейприобретает большое значение в плане достижения эффективности решения намеченных целей и задач. Задача педагога заключается в организации и руководстве игрой, обеспечивающем максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей (зона актуального развития) и формирование уровня его потенциального развития (зона ближайшего развития), что повышает коррекционную ценность игры.ЗаключениеИзучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволил сделать следующие выводы по исследуемой проблеме.Раскрыто содержание понятие «общение». Общение – это процесс особого взаимодействия, которое направлено на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимная оценка, сопереживание, психологическое воздействие [24, С.312].У дошкольников с нормальным речевым развитием овладение связной речью осуществляется последовательно и поэтапно. К шести годам речь ребенка становится все более точной, структурированной, развернутой, логически последовательной. У дошкольников с дизартрией формирование связной (диалогической и монологической) речи отличается своеобразием, и без специально организованного обучения к концу дошкольного возраста не соответствует возрастной норме. Результаты исследования сформированности коммуникативной стороны речи у детей с дизартрией выявил ряд особенностей: низкий уровень сформированности коммуникативных, преобладание ситуативно-деловой формы общения, отсутствие мотивации к взаимодействию со сверстниками, предпочтение игры с игрушками, чем коммуникация со сверстниками или взрослыми. Наличие данных особенностей связной речи у детей с дизартрией диктует необходимость проведения специальной систематической работы по формированию навыков общения.Сюжетно-ролевая игра, как выявлено из литературных источников, имеет все предпосылки положительного влияния на формирование навыков общения у ребенка дошкольного возраста с дизартрией. В ходе театрализованной игры развивается диалогическая речь ребенка. Ребенок, принимая роль, говорит и за себя, и за игрушку, подражая и имитируя действия героя. Воспитатель побуждает детей к общению через игрушку. В играх совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Однако, следует понимать, что без специальной организации и руководства игрой, эффективность решения обучающий, развивающий, воспитательной и коррекционной задач в работе с детьми с дизартрией будет мало результативной.Список использованной литературыАрхипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.Буева Л.П. Человеческая деятельность и общение – М., 1978.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.6. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Дефектология. 1988. №3. – С. 80-84.7. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982.8. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.9. Зимняя И. А. Педагогическая психология – 2007.Золотнякова А.С.  Проблемы психологии общения : (Социальный и личностный типы общения. Их профессиональные, познавательные и генетические аспекты). Учеб. пособие по спецкурсу / Золотнякова А.С. - Ростов н/Д: Б. И., 1976 .10. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период): Учебное пособие. – Иваново: ИвГУ, 1983. – 78 с.11.Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.12. ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах   дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб., 1994.13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.14. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с. 15.Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2.детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.16.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников-  Издательство «Феникс» 2004. 224 с..17.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.18.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.19.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – С. 3-23.20.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1984. – 240 с.21.Прыгин Б.Д. Социальная психология – СПб.,200322.Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь детей двух-семи лет в общении со взрослым и сверстником // Генетические проблемы социальной психологии. Сб. статей / Под ред. Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985. – С. 88-96.23.Рыбалко Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольный период // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 142-143.24.Рыбкина В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – СПб., 2003. – 17 с. 25.Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников                                                                со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. — Л., 1989. 26.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений. — Л., 1976.27.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 197428.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000-151 с.29.Смирнова Е.О. Взаимосвязь между развитием ролевой игры и общением со сверстниками у дошкольников // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 148-149.30.Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Вопросы психологии. 1961. №2. – С. 97-106.31.Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №4. – С. 153-156.32.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. №1. – С. 3633.Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. №6. – С. 2134.Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №135.Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 304 с.36.Эйдинова М.Б. и Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М. 1959Приложение 1аТаблица №1а. Показатели определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми в совместной игре№Показатели поведенияБаллы, полученные каждым испытуемым122334455IПорядок выбора ситуаций: Игры, занятияЧтение книгиБеседа на личные темы11230301123031230112301230IIОсновной объект внимания в первые минуты опыта:Игрушки, книгиВзрослый 12312121212IIIХарактер активности по отношению к объекту внимания:Не смотритБеглый взглядПриближение Прикосновение Речевые высказывания012343333322222IVУровень комфортности во время экспериментаНапряжен, скованОзабочен СмущенСпокоен Раскованвесел111234504434422332VАнализ речевых высказываний детей:По форме:СитуативныеВнеситуативныеПо теме:Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.)Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)По функции:Просьба о помощиВопросыВысказывания По содержанию:Констатирующие высказыванияВысказывания о принадлежностиОценка мнения12111212123123111111111111212222232222111VIПродолжительность деятельности:Минимальная: до 3 минутСредняя: до 5 минутМаксимальная: до 10 минут122313332Всего баллов227335441443338Приложение 1бТаблица №1б. Показатели определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми в совместном чтении№Показатели поведенияБаллы, полученные каждым испытуемым122334455IПорядок выбора ситуаций: Игры, занятияЧтение книгиБеседа на личные темы1303013033013030IIОсновной объект внимания в первые минуты опыта:Игрушки, книгиВзрослый 12312121212IIIХарактер активности по отношению к объекту внимания:Не смотритБеглый взглядПриближение Прикосновение Речевые высказывания012343131221IVУровень комфортности во время экспериментаНапряжен, скованОзабочен СмущенСпокоен Раскованвесел11123450424231VАнализ речевых высказываний детей:По форме:СитуативныеВнеситуативныеПо теме:Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.)Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)По функции:Просьба о помощиВопросыВысказывания По содержанию:Констатирующие высказыванияВысказывания о принадлежностиОценка мнения12111212123123111111112121222211VIПродолжительность деятельности:Минимальная: до 3 минутСредняя: до 5 минутМаксимальная: до 10 минут12231122Всего баллов225321424428325Приложение 1вТаблица №1в. Показатели определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми в процессе беседы№Показатели поведенияБаллы, полученные каждым испытуемым122334455IПорядок выбора ситуаций: Игры, занятияЧтение книгиБеседа на личные темы10301030100IIОсновной объект внимания в первые минуты опыта:Игрушки, книгиВзрослый 333333IIIХарактер активности по отношению к объекту внимания:Не смотритБеглый взглядПриближение Прикосновение Речевые высказывания0134313100IVУровень комфортности во время экспериментаНапряжен, скованОзабочен СмущенСпокоен Раскованвесел11123450424231VАнализ речевых высказываний детей:По форме:СитуативныеВнеситуативныеПо теме:Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.)Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)По функции:Просьба о помощиВопросыВысказывания По содержанию:Констатирующие высказыванияВысказывания о принадлежностиОценка мнения12111212123123111221112121222211VIПродолжительность деятельности:Минимальная: до 3 минутСредняя: до 5 минутМаксимальная: до 10 минут1231122Всего баллов210311412414312Приложение 2Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми (к методикевыявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)№Показатели поведенияБаллыIПорядок выбора ситуаций: Игры, занятияЧтение книгиБеседа на личные темы1230IIОсновной объект внимания в первые минуты опыта:Игрушки, книгиВзрослый 123IIIХарактер активности по отношению к объекту внимания:Не смотритБеглый взглядПриближение Прикосновение Речевые высказывания01234IVУровень комфортности во время экспериментаНапряжен, скованОзабочен СмущенСпокоен Раскованвесел012345VАнализ речевых высказываний детей:По форме:СитуативныеВнеситуативныеПо теме:Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.)Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)По функции:Просьба о помощиВопросыВысказывания По содержанию:Констатирующие высказыванияВысказывания о принадлежностиОценка мнения1212123123VIПродолжительность деятельности:Минимальная: до 3 минутСредняя: до 5 минутМаксимальная: до 10 минут123

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.
4. Буева Л.П. Человеческая деятельность и общение – М., 1978.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
6. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Дефектология. 1988. №3. – С. 80-84.
7. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982.
8. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология – 2007.Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения : (Социальный и личностный типы общения. Их профессиональные, познавательные и генетические аспекты). Учеб. пособие по спецкурсу / Золотнякова А.С. - Ростов н/Д: Б. И., 1976 .
10. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период): Учебное пособие. – Иваново: ИвГУ, 1983. – 78 с.
11. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
12. ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб., 1994.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
14. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с.
15. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2. детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
16. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников- Издательство «Феникс» 2004. 224 с..
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
19.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – С. 3-23.
20. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1984. – 240 с.
21. Прыгин Б.Д. Социальная психология – СПб.,2003
22. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь детей двух-семи лет в общении со взрослым и сверстником // Генетические проблемы социальной психологии. Сб. статей / Под ред. Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985. – С. 88-96.
23. Рыбалко Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольный период // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 142-143.
24. Рыбкина В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – СПб., 2003. – 17 с.
25. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. — Л., 1989.
26. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений. — Л., 1976.
27.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974
28. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000-151 с.
29. Смирнова Е.О. Взаимосвязь между развитием ролевой игры и общением со сверстниками у дошкольников // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 148-149.
30. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Вопросы психологии. 1961. №2. – С. 97-106.
31. Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №4. – С. 153-156.
32. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. №1. – С. 36
33. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. №6. – С. 21
34. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1
35. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 304 с.
36. Эйдинова М.Б. и Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М. 1959

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают при формировании коммуникативной функции речи у дошкольников с дизартрией?

Проблемы возникают в основном из-за нарушения моторики артикуляционного аппарата, что затрудняет правильное произношение звуков и сложных звукосочетаний. Это в свою очередь влияет на способность ребенка к пониманию и выражению смысла слов, фраз и предложений. Кроме того, такие дети могут испытывать сложности восстановления перехода от произношения к пониманию и наоборот, что затрудняет их коммуникацию с окружающими.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это проблема, связанная с нарушением моторной функции речи из-за поражения нервных структур, ответственных за артикуляцию. В результате этого нарушения дети испытывают сложности с произношением звуков, слов и фраз, а также с пониманием речи других людей.

Какие особенности коммуникативной стороны речи наблюдаются у дошкольников с дизартрией?

У дошкольников с дизартрией наблюдаются основные проблемы с произношением звуков и сложных звукосочетаний. Это влияет на их возможность понимать и выражать смысл слов, фраз и предложений. Такие дети также могут испытывать трудности воспроизведения различных интонаций и ритмов речи, что затрудняет их способность передавать эмоциональное состояние и устанавливать социальные контакты.

Какие цели и задачи ставятся перед исследованием коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией?

Целью исследования является выявление особенностей формирования и реализации коммуникативной функции речи у дошкольников с дизартрией. Задачи включают разработку и применение методики исследования, анализ данных и выявление основных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются такие дети в общении и коммуникации.

Какие проблемы могут возникать у дошкольников с дизартрией при формировании и реализации коммуникативной функции речи?

У дошкольников с дизартрией могут возникать проблемы с произношением звуков, артикуляцией и речевой интонацией, что затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими.

Какие особенности характерны для дизартрии у дошкольников?

Дизартрия у дошкольников проявляется в нарушении артикуляции звуков, интонации и ритма речи. Они часто используют выразительные средства жестов и мимики для общения.

Какие теоретические основы лежат в основе исследования коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией?

Исследование базируется на теориях коммуникации и развития речи. Изучаются особенности развития коммуникативных навыков у детей с дизартрией.

Какие представления о дизартрии существуют в современной медицине?

В современной медицине дизартрия рассматривается как нарушение моторных функций, отвечающих за артикуляцию и произношение звуков речи.

Какими методиками исследования были выявлены особенности коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией?

Особенности коммуникативной стороны речи у дошкольников с дизартрией были выявлены с помощью анкетирования родителей и педагогов, наблюдения за коммуникативными играми и речевыми активностями, а также анализа речевых записей.

Какие проблемы могут возникать у дошкольников с дизартрией в формировании и реализации коммуникативной функции речи?

У дошкольников с дизартрией могут возникать проблемы с артикуляцией и произношением звуков, что затрудняет их коммуникативную способность. Они могут испытывать трудности в формировании и понимании речи, восприятии речи других людей и передаче своих мыслей и желаний с помощью речи.