Судебные решения как источник конституционного права россии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судебный процесс
  • 35 35 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 23.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Судебное решение в системе источников конституционного права 5
1.1 Понятие и классификация источников конституционного права 5
1.2 Источники конституционного права 12
Глава 2. Особенности судебного решения как источника конституционного права 18
2.1 Роль судебных решений в практике Конституционного Суда Российской Федерации 18
2.2 Значение судебных решений в системе источников конституционного права 25
Заключение 30
Список использованных источников 32



Фрагмент для ознакомления

В литературе встречаются противоположные мнения относительно названных проблем. Одни исследователи отталкиваются от особенностей романо-германской правовой традиции, которой соответствует российская правовая система. На этом основании данные исследователи считают, что решения КС РФ не могут, как и другие судебные решения, считаться источником права.В России отсутствует судебный прецедент и судебное правотворчество, так как в противном случае произошло бы смешение функций законодательной и судебной власти, что, в свою очередь, противоречит конституционному принципу разделения властей.Другими авторами отмечается специфика и переходное состояние российской правовой системы, они в судебных решениях видят источник права, выраженный в форме прецедента. Даже среди судей Конституционного Суда РФ отсутствует единство мнений по этому вопросу. В то же время следует отметить, что правовая наука на современном этапе добилась единства понимания судебной практики. Частью такой практики является деятельность КС РФ. В настоящее время отрицание значения судебной практики в качестве источника права в связи с тем, что иное не согласуется с характерными особенностями правовой системы, является достаточно условным. Нельзя назвать бесспорным само мнение о том, что правовая система РФ принадлежит к романо-германской правовой системе. В литературе имеется утверждение, что правовые традиции здесь сближены, а не отождествлены. Кроме того, некоторыми исследователями утверждается, что в романо-германской правовой семье судебная практика применяется в качестве источника права. Достаточно распространенной является позиция, в соответствии с которой российская правовая система наделена относительной самостоятельностью, которая присуща только ей. Она имеет много схожего с романо-германским правом, однако не исключается приверженность опыту любой другой правовой системы.В России на конституционном уровне установлено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это не создает непреодолимых преград для становления юрисдикционный практики в качестве источника права. Разделение властной деятельности нельзя назвать механической, оно не требует размежевания правотворческих и правоохранительных полномочий. В современном законодательстве, а также в практике, утвердилось признание обоснование сочетания полномочий каждой ветви власти. При этом функциональное предназначение определенной ветви власти не умаляется. Оно определяется тем аспектом, который преобладает в ее деятельности.Так как суть разделения властей не исключает, а наоборот, предполагает взаимодействие ее направлений, или ветвей, конституционный судебный контроль является одним из наиболее важных элементов данной системы. Это один из конституционно-правовых гарантов, направленных на обеспечение баланса и равновесия властей.Пересечение функций различных ветвей власти при этом в любой сфере не означает, что они являются идентичными по объему, а также направленности и результатам.Таким образом, судебные решения, особенно решения КС РФ в качестве результата правоприменительной деятельности, можно сопоставить с пониманием источника права. При этом в правовой литературе судебная практика именно в виде решений Конституционного Суда РФ получает признание в качестве источника права. Здесь следует обратить внимание на отношение Конституционного Суда РФ к принимаемым им же решениям относительно их конституционно-правового значения. Каждый раз при рассмотрении конкретных вопросов КС РФ констатирует положения Конституции РФ, а также закона о КС РФ, которым в отношении разных решений определены отдельные юридические свойства.В то же время правовая позиция, которая КС РФ излагалась по делу о толковании ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, заслуживает внимания. Позиция КС РФ строится на том, что среди характеристик своих решений, имеющих юридическое значение, КС РФ выделяет общеобязательность, непреодолимость, окончательность и непосредственное действие. Кроме того, обязательным является официальное опубликование. Решения КС РФ признаются в качестве единственно действенного средства для исправления и лишения юридической силы нормативных актов, которые указаны в ст. 125 Конституции РФ, в связи с их несоответствие Конституции РФ, так как решения КС РФ имеют такое же значение, как решение законодательного органа, поэтому, имеют общее значение, также, как и нормативные акты. Актам других судов по их правовой природе такие характеристики не присущи.Юридические свойства, определенные КС РФ, распространяются на все его итоговые решения по делам как о толковании конституционных норм, а также на акты о проверке конституционности определенных норм или целых нормативных актов, международных договоров России, не вступивших в силу. Для законодателя являются обязательными оценка КС РФ проверяемой правовой нормы, также как и конституционный смысл правовых норм, выявленный КС РФ. Позиция Конституционного Суда РФ в законодательной или правоприменительной практике не может быть отвергнута или преодолена, а также истолкована иначе.Однако КС РФ уточняет, что из его исключительных правомочий относительно толкования Конституции РФ следует, что подходы к оценке конституционности нормативных актов, обозначенные в актах КС РФ, имеют обязательное значение в части, в которой они непосредственно связаны с конституционными положениями.Кроме того, в своих актах КС РФ вносит ясность относительно содержания императивности его решений и их пределов. КС РФ указывает на то, что положения, которые содержатся в резолютивной и мотивировочной частях решений, где осуществляется толкование конституционных норм или выявление конституционного смысла закона, выводы КС РФ, основанные на этом, имеют обязательный характер. Это связано с отражением существа правовой позиции конституционного Суда РФ. Таким образом, судебное решение в современной правовой системе России можно отнести к источникам права. В конституционном праве важную роль играют решения Конституционного Суда РФ, которые придают конституционное значение основным правам и свободам личности, и призваны на отражение их приоритета в нормативных актах органов государственной власти. Прежде всего, это относится к законам. Конституционный Суд РФ имеет назначение проверять нормативное качество законов, устранять недостатки с той целью, чтобы закон можно было назвать соответствующим праву. Данная функция КС РФ выполняется путем устранения из законов неконституционных положений. При этом меняется нормативно-правовое содержание закона, в отдельных случаях закон полностью исключается из правовой системы, поскольку не является соответствующим Конституции РФ, неправомерен.Конституционный контроль за законностью строится на том, что осуществляется указание на необходимое конституционно-правовое содержание определенных спорных положений закона путем выявления конституционно-правового смысла или путем подтверждения качества закона в том случае, когда он признается соответствующим нормам Конституции РФ. Таким образом,Конституционный Суд РФ придает правовым нормам, которые включены в нормативные акты, наделенные меньшей юридической силой, нежели Конституция, выявление подлинного смысла. Тем самым КС РФ формулирует веления государственно-властного характера. При этом степень новизны данных велений, а также их конкретизирующее значение не влияют на нормативную сущность правовой информации, содержащейся в актах Конституционного Суда РФ. ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что система источников российского права построена на принципе иерархии нормативных актов. Это значит, что каждый нормативный акт не может противоречить нормативному акту в области гражданского права, обладающему большей юридической силой. При этом все нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны соответствовать Конституции РФ, а в случае противоречия национальных и международных источников права должны применяться первые.В системе источников конституционного права имеется строгая иерархия нормативных и ненормативных актов в РФ, обусловленная принципами соответствия высшим по юридической силе актам. На вершине данной иерархии законодательства находится Конституция РФ, являясь общеобязательным для соблюдения нормативным актом.Судебное решение в современной правовой системе России можно отнести к источникам права. В конституционном праве важную роль играют решения Конституционного Суда РФ, которые придают конституционное значение основным правам и свободам личности, и призваны на отражение их приоритета в нормативных актах органов государственной власти. Прежде всего, это относится к законам. Конституционный Суд РФ имеет назначение проверять нормативное качество законов, устранять недостатки с той целью, чтобы закон можно было назвать соответствующим праву. Данная функция КС РФ выполняется путем устранения из законов неконституционных положений. При этом меняется нормативно-правовое содержание закона, в отдельных случаях закон полностью исключается из правовой системы, поскольку не является соответствующим Конституции РФ, неправомерен.Конституционный контроль за законностью строится на том, что осуществляется указание на необходимое конституционно-правовое содержание определенных спорных положений закона путем выявления конституционно-правового смысла или путем подтверждения качества закона в том случае, когда он признается соответствующим нормам Конституции РФ. Конституционный Суд РФ придает правовым нормам, которые включены в нормативные акты, наделенные меньшей юридической силой, нежели Конституция, выявление подлинного смысла. Тем самым КС РФ формулирует веления государственно-властного характера. При этом степень новизны данных велений, а также их конкретизирующее значение не влияют на нормативную сущность правовой информации, содержащейся в актах Конституционного Суда РФ. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Российская газета, № 138 - 139, 23.07.1994.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета, № 43-44, 04.03.1997.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 17. 27.01.1996.Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 3. - 11.01.2013.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» // Российская газета. - № 275. - 05.12.2016.Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. – № 25. – Ст. 3004.Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 № 7-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года «О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 года)» // СЗ РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2017 год // документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Богданова О.М. Полномочия конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Марийский юридический вестник, № 3 (14), 2015, С. 76-78.Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем / В.В. Гаврилов. – Владивосток, 2005. – С. 75.Зимненко Б.Л. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Б.Л. Зимненко. М., 1999. 30 с.Зуев В.И. Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 3 (152). - 2013. - С. 73-76.Карнаушенко Л.В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) // Вестник Краснодарского университета МВД России, № 1 (23), 2014, С. 15-18.Карданова А.К. О роли сравнительного правоведения в современной правовой жизни России // Ленинградский юридический журнал, № 2 (32), 2013, С. 16-23.Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. - № 12 (204). - 2013. - С. 5-13.Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк, 1997.Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. – С. 3.Нестерова Т.Ю. Право на судебную защиту в системе конституционных гарантий правосудия // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 11. - С. 32 – 35.Поперина Е.Н. Пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни // Правопорядок: история, теория, практика. - № 1 (2). - 2014. - С. 41-46. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 3 - 6.Сурменев С.А. Правовые позиции Конституционного суда РФ по конкретизации статуса избирательных комиссий РФ // Власть, № 7, 2013, С. 147-151.Тихомиров Ю.А. Государство : монография – М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. – 319 с.Федоров И.В. Гражданское и арбитражное судопроизводство как предмет совместного международно-правового и внутригосударственного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Федоров. Казань, 2002. 32 с.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Российская газета, № 138 - 139, 23.07.1994.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета, № 43-44, 04.03.1997.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 17. 27.01.1996.
8. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 3. - 11.01.2013.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» // Российская газета. - № 275. - 05.12.2016.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. – № 25. – Ст. 3004.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 № 7-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года «О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 года)» // СЗ РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.
12. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2017 год // документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
13. Богданова О.М. Полномочия конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Марийский юридический вестник, № 3 (14), 2015, С. 76-78.
14. Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем / В.В. Гаврилов. – Владивосток, 2005. – С. 75.
15. Зимненко Б.Л. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Б.Л. Зимненко. М., 1999. 30 с.
16. Зуев В.И. Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 3 (152). - 2013. - С. 73-76.
17. Карнаушенко Л.В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) // Вестник Краснодарского университета МВД России, № 1 (23), 2014, С. 15-18.
18. Карданова А.К. О роли сравнительного правоведения в современной правовой жизни России // Ленинградский юридический журнал, № 2 (32), 2013, С. 16-23.
19. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. - № 12 (204). - 2013. - С. 5-13.
20. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк, 1997.
21. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
22. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. – С. 3.
23. Нестерова Т.Ю. Право на судебную защиту в системе конституционных гарантий правосудия // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 11. - С. 32 – 35.
24. Поперина Е.Н. Пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни // Правопорядок: история, теория, практика. - № 1 (2). - 2014. - С. 41-46.
25. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 3 - 6.
26. Сурменев С.А. Правовые позиции Конституционного суда РФ по конкретизации статуса избирательных комиссий РФ // Власть, № 7, 2013, С. 147-151.
27. Тихомиров Ю.А. Государство : монография – М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. – 319 с.
28. Федоров И.В. Гражданское и арбитражное судопроизводство как предмет совместного международно-правового и внутригосударственного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Федоров. Казань, 2002. 32 с.



Вопрос-ответ:

В чем заключается роль судебных решений в практике Конституционного Суда Российской Федерации?

Судебные решения играют важную роль в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Они являются основным источником конституционного права и используются для разрешения конституционных споров и толкования Конституции. Конституционные принципы, закрепленные в судебных решениях, определяют смысл и содержание Конституции и имеют юридическую силу.

Какое значение имеют судебные решения в системе источников конституционного права?

Судебные решения имеют большое значение в системе источников конституционного права. Они являются источником нормативного права, поскольку содержат юридически обязательные положения. Судебные решения также выполняют функцию толкования и применения конституционных норм, определяют смысл и содержание Конституции.

Какие классификации источников конституционного права существуют?

Существует несколько классификаций источников конституционного права. В одной из них выделяют нормативные и фактические источники, включая судебные решения как нормативные источники. Также можно выделить источники по правоохранительной функции, например, нормативные акты правоохранительных органов и судебные акты. У разных авторов могут быть свои классификации источников конституционного права.

Что включается в понятие "источники конституционного права"?

Понятие "источники конституционного права" включает в себя различные акты и документы, которые являются основой формирования и применения конституционного права. Сюда входят Конституция, законы, судебные решения, указы президента и другие нормативные акты. Источники конституционного права определяют смысл и содержание конституционных норм и служат основой для разрешения конституционных споров.

Какие судебные решения являются источниками конституционного права России?

Судебные решения, которые являются источниками конституционного права России, включают решения Конституционного Суда Российской Федерации, решения высших судебных органов, таких как Верховный Суд и Верховный Арбитражный Суд, а также решения других судов, имеющих конституционное значение.

Какие функции выполняют судебные решения в системе источников конституционного права?

Судебные решения выполняют несколько функций в системе источников конституционного права. Во-первых, они являются источником официальной интерпретации конституции и дополняют ее положения. Во-вторых, судебные решения устанавливают правовую практику, которая является обязательной для исполнения другими судами и органами государственной власти. В-третьих, судебные решения создают прецеденты, которые влияют на разрешение последующих конституционных споров и формирование конституционного правоприменения.

Какова роль судебных решений в практике Конституционного Суда Российской Федерации?

Судебные решения играют важную роль в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд принимает решения по конкретным конституционным спорам и dоходит до выводов о согласии или несоответствии законов или иных нормативных актов России Конституции. Такие решения обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, они имеют общее обязательство и применяются вправеохранительной деятельности.

Какое значение имеют судебные решения в системе источников конституционного права?

Судебные решения имеют большое значение в системе источников конституционного права. Они являются одним из основных источников конституционного права, так как дополняют и конкретизируют положения конституции. Судебные решения также создают правовую практику и прецеденты, которые влияют на дальнейшую интерпретацию и применение конституционных норм. Они обязательны для исполнения всеми органами государственной власти и служат основой для защиты конституционных прав и свобод граждан.