Платежный баланс: структура и методы регулирования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 33 33 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Платежный баланс: ключевые характеристики 5
1.1. Платежный баланс страны: сущность понятия 5
1.2. Структура платежного баланса России 7
2. Особенности регулирования платежным балансом и перспективы развития 12
2.1. Методы оценки платежного баланса 12
2.2. Регулирование платежного баланса страны и его влияние на развитие экономики РФ 17
2.3. Перспективы эволюции платежного баланса и его регулирование 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

Наращивание экспорта услуг является более сложной задачей и в условиях западных санкций возможно в основном за счет увеличения транзита между Китаем и Европой в рамках китайской программы «Один пояс - один путь». Что касается положительного сальдо в во внешней торговле продовольствием, то отметим, что если в 2013г. отрицательное сальдо в торговле продовольствием и сельхозсырьем составляло 27 млрд.долл., то в 2016г. оно сократилось до 9 млрд.долл., а в 2017г. из-за увеличения экспортных поставок до 20.7 млрд.долл. уменьшилось еще больше. По расчетам Центра стратегических разработок, основными регионами для наращивания экспорта указанных товаров и услуг могут быть в первую очередь СНГ (прежде всего ЕАЭС), ЕС, Китай и Северная Африка.
Но в целом надо отдавать себе отчет, что при росте нормы валового накопления вышеуказанное наращивание альтернативного экспорта является лишь способом компенсации роста инвестиционного импорта и поэтому способно обеспечить рост указанной нормы лишь за счет его импортного компонента.
Могут ли резервные активы (международные резервы) быть заметным источником роста нормы валового накопления? Достаточность международных резервов определяется Банком России по ряду показателей, в том числе по такому наиболее консервативному, как критерий Редди (сумма трехмесячного импорта и платежей по внешнему долгу в предстоящие 12 месяцев) и отслеживается Банком с 2009г. За этот период достаточность международных резервов России по критерию Редди колебалась от 201% в начале 2011г. до 136% в начале 2015г. и 182% в октябре 2017г. (Банк России, 2018). Если судить по более простому, но распространенному в компаративистике показателю, как достаточность международных резервов для покрытия импорта товаров и услуг, то в начале 2017г. он исчислялся для России 17 месяцами, Китая -19 месяцами, Индии – 9 месяцами, ЮАР – 6 месяцами, а для таких крупных стран-нефтеэкспортеров, как Саудовская Аравия – 34 месяцами, Бразилия – 22 месяцами, Мексика – 5 месяцами (Банк России, 2017 c). Исходя из сильных колебаний достаточности российских резервов по критерию Редди и сравнивая Россию с другими нефтеэкспортирующими странами, можно придти к выводу, что российские международные резервы адекватны ее экономическому положению. Весной 2018г. они составляли около 460 млрд.долл. и имели шансы к концу года выйти на запланированный уровень в 500 млрд. долл. Вероятно, в условиях нарастающих финансовых санкций со стороны Запада активно использовать эти резервы для наращивания инвестиций внутри страны было бы преждевременно.
Главным резервом в ПБ для роста отечественных инвестиций может быть вывозимый за рубеж капитал. В России вывоз капитала систематически превышает его ввоз (кроме 2003, 2007 гг.), что видно из сальдо финансового счета, если из него исключить движение резервных активов (см. табл.1). Образующееся за счет превышения вывоза капитала над его ввозом, оно поглощало от 0.7% (2005г.) до 6.4% (2014г.) ВВП. Расчеты Банка России по чистому ввозу/вывозу частного капитала, включая чистые ошибки и пропуски (так рекомендует МВФ для учета незарегистрированного движения капитала), демонстрируют ту же тенденцию (см. табл.4).
Таблица 4
Россия: вывоз и ввоз частного капитала, млрд. долл.


Таким образом, значительная часть потенциальных внутренних инвестиций уходит за рубеж (в основном в офшоры), не будучи компенсирована притоком иностранного капитала. И после 2014г., т.е. в период низких мировых цен на нефть, западных санкций, экономического кризиса и стагнации, экспорт капитала превышал его импорт. Даже в 2015г. частичная репатриация накопленных за рубежом российских активов была намного меньше репатриации иностранных активов из России, что статистически означает превышение ввоза капитала над его ввозом.
Ограничения на трансграничное движение капитала (capital controls) достаточно широко распространены в мире, особенно в развивающихся странах. Исследования показали, что после 2007г. в 78 странах с высоким и средним уровнем дохода происходило усиление контроля над движением капитала, особенно над его вывозом. Другое исследование подтвердило, что этот контроль существенно влияет на движение капитала. Руководство МВФ еще несколько лет назад пришло к выводу, что из-за кризисной ситуации или из-за преждевременной экономической либерализации страны могут регулировать движение капитала, правда, преимущественно не административными, а мерами макроэкономической, финансовой и структурной политики. В современных российских условиях это могли бы быть меры, предложенные, например, С.Ю.Глазьевым – введение налога (налога Тобина) на вывоз капитала; прекращение сомнительных операций, особенно с офшорами, и введение контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования в отношении сомнительных операций; введение льгот в российской экономике для национальных компаний, не имеющих аффилированности с нерезидентам; установление разрешительного порядка офшорных операций для российских компаний с государственным участием; введение обязательной регистрации конечных владельцев акций российских системообразующих предприятий в российских регистраторах (а не в офшорах) и расширение обмена налоговой информацией с оффшорами.
Суммируя данные Банка России о вывозе и ввозе капитала частным сектором за 1994-2017гг., можно подсчитать, что за эти 24 года из страны было вывезено капитала на 1535 млрд., а ввезено на 841 млрд. долл. (в том числе в 2001-2017гг. – 1369 млрд. и 791 млрд. долл. соответственно). Основными экспортерами капитала были не столько банки (259 млрд. долл.), сколько остальные секторы экономики (1276 млрд. долл.) (Банк России, 2018с). Причем это была сравнительно узкая группа активно экспортирующих и вследствие этого высокодоходных отраслей - добывающая промышленность, химия и металлургия, что косвенно подтверждается их очень высокой рентабельностью (22-27% в 2016г.) (Росстат, 2001-2017) и, соответственно, большим весом указанных отраслей в получаемой всеми российскими организациями прибыли (около 40% за первые четыре месяца 2018г.) (Росстат, 2018). Сильные монополистические барьеры для входа в остальные российские отрасли, низкая доходность этих отраслей (в 2016г. рентабельность по проданным товарам, работам и услугам составляла в целом по России всего 8%), неопределенные перспективы российской экономики и, конечно, либеральное валютное законодательство подталкивали предприятия-экспортеров сырья, материалов и полуфабрикатов к вывозу значительной части их прибыли за рубеж в виде экспорта капитала. Так, от 40 до 60% поступлений от нефтегазового экспорта использовалось для вывоза капитала и оплаты доходов иностранных инвесторов.
По расчетам автора, объем вывоза капитала из России за 1994-2017гг. составил 6,3% по отношению к суммарному объему ВВП за этот период (24,3 трлн долл. по обменному курсу), в т.ч. за период 2001-2017гг. он равнялся 6,2%. Гипотетически этот капитал мог бы увеличить норму валового накопления в 2001-2017гг. на четверть и даже больше (см. табл. 4). Расчеты показывают, что даже в 2017г. с его сравнительно небольшим экспортом частного капитала его приостановка увеличила бы норму валового накопления почти на 1 п.п., доведя ее до 25%. Если сделать более реалистичное допущение – что в 2001-2017гг. вывоз капитала в результате ограничительных мер мог хотя бы не превышать его ввоз, то и в этом случае норма валового накопления могла возрасти за 2001-2017гг. значительно – на 3,6 п.п., т.е. на одну седьмую - одну шестую.
С этой точки зрения недавнее предложение ЦСР об отмене требования репатриации валютной выручки российских экспортеров может обернуться наращиванием экспорта капитала из России и сокращением нормы валового накопления в нашей стране. Более рациональными выглядят меры по усилению налогового контроля за российскими инвестициями за рубежом и амнистия нелегально вывезенного и возвращаемого в Россию капитала, предпринимаемые правительством в рамках законов №376-ФЗ и №140-ФЗ с 2012-2013гг. Однако и эти фискальные меры не смогли заметно увеличить доходы российского бюджета от ранее вывезенного капитала – за 2015-2017гг. накопленные за рубежом прямые российские инвестиции выросли на 14%, а отражаемые в ПБ доходы от них – лишь на 18%, по-прежнему формально оставаясь на очень низком уровне – 6,2% (для сравнения, в 2017г. доходность прямых иностранных инвестиций в России была, по расчетам автора, на уровне 10,2%). Невелики и результаты налоговой амнистии, хотя с 2013-2014гг. объемы сомнительных операций в ПБ стали сокращаться, а традиционно отрицательный показатель чистых ошибок и пропусков все чаще стал сводиться с положительным значением, что может говорить о статистически неотраженных операциях по репатриации капитала в Россию. Указанные меры – это движение в правильном направлении, но они позволяют пока лишь смягчить, но не решить проблему вывоза капитала из России.
Что касается плавающего курса рубля и его будущего воздействия на ПБ, то можно высказать следующие соображения. Невмешательство ЦБ в курсообразование во многом вынуждено в нынешних условиях. Опыт 2008-2009гг. и 2014-2015гг. показал, что попытки сдержать резкое падение рубля валютными интервенциями оборачивались сильным сокращением международных резервов (до уровня в 356-384 млрд.долл.), что приближало их к опасному рубежу по критерию Редди. С другой стороны, как было показано выше, плавающий (правда, в основном в сторону снижения) курс обеспечивал гибкость импорта. Однако слишком сильная волатильность рубля в последние годы усиливает предпринимательские риски в нашей стране. В 2017г. около 20% опрошенных российских предпринимателей считали стабилизацию курса рубля важной проблемой (в 2006г. -5%, 2015- 28%).
Тактическим выходом из этой ситуации мог бы быть возврат к управляемому валютному курсу, пусть и с большим, чем ранее, диапазоном, после достижения запланированного рубежа в 500 млрд. долл. международных резервов. Это облегчило бы российским предпринимателям планирование выпуска продукции и инвестиций. В тоже время надо отдавать себе отчет в том, что стратегическим выходом может быть структурная перестройка отечественной экономики и экспорта на готовые изделия и услуги, мировые цены на которые меньше подвержены колебаниям и, соответственно, вызывают меньшие колебания курса национальной валюты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя, подытожим – в данной работе были рассмотрены различные аспекты платежного баланса страны. Так, например, причину того, почему счет текущих операций у нашей нефтеэкспортирующей страны не только положителен, но и сравнительно устойчив. Или какое регулирование платежного баланса осуществляется для поддержки положительного сальдо и как это регулирование воздействует на экономическое развитие России. А также - каковы перспективы эволюции платежного баланса, исходя из задач модернизации отечественной экономики.
С целью этого был проведен анализ структуры платежного баланса и основные инструменты его регулирования со стороны ЦБ, а также противоречивое воздействие этого регулирования на хозяйственное развитие. При анализе перспектив изменения платежного баланса за основу был взят сценарий активной модернизации национальной экономики.
В заключение отметим, что структура ПБ России отражает энергетическую и сырьевую ориентацию отечественной экономики. Режим плавающего курса позволяет сохранять положительно сальдо СТО даже в условиях падения мировых цен на энергетические и сырьевые товары, однако это оборачивается сильными колебаниями курса рубля и частым сокращением объемов импорта, что препятствует стабильному экономическому развитию нашей страны. Возможное ускорение роста российской экономики на основе ее структурной перестройки потребует более высокой нормы инвестиций, что приведет к росту импорта инвестиционных товаров и сокращению положительного сальдо СТО, чему может препятствовать наращивание неэнергетического несырьевого экспорта. Внутри самого ПБ главным резервом для наращивания отечественной нормы инвестиции могут быть ограничения на вывоз отечественного капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник /А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана , 2015 - 703 с .
Бездворных М.В. Генезис правового регулирования институтов дефицита бюджета и государственного долга // Бизнес в законе, № 2, 2014 – с. 209-213.
Борисов С.М. Платежный баланс России. М.: Магистр, 20017. с.59-91.
Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? - М.: Книжный мир, 2016.
с.385-390.
Навой А.В. Адаптация платежного баланса Российской Федерации к внешним
шокам в 2014-2017 годах //Деньги и кредит, 2017. №11.с.8-13.
Моисеев С.Р. Центральный банк и политика валютного курса. - М.: Дело, 2017. с.352-368.
Шуляк П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 352 с.
Шесть драйверов экономического роста в России. Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 года. ACRA(2018).
Маневич В. Альтернативные стратегии преодоления стагнации и «новая модель роста» российской экономики // Вопросы экономики. 2017. №8.с.135.
Синяков А., Юдаева К. Политика центрального банка в условиях значительных шоков платежного баланса и структурных сдвигов // Вопросы экономики. 2016, №9. С.34


Поливач А.Б. (2017).Фактор валютного курса во внешней торговле ведущих стран. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. 2017. с.22
Банк России (2017с). Достаточность международных резервов отдельных стран для покрытия импорта товаров и услуг по состоянию на 1 января 2017 г. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/res_import.htm&pid=svs&sid=ITM_18612
Официальный сайт, информационно-аналитический раздел: [Электронный ресурс] // Минфин РФ, 2009-2015 URL: http://info.minfin.ru/.
Перспективы наращивания несырьевого экспорта. Апрель 2018г. URL: http://docplayer.ru/76662659-Perspektivy-narashchivaniya-rossiyskogo-nesyrevogo-eksporta.html.
Послание Президента Федеральному Собранию (2018). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. Март 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/03/Doklad_valyutnyi-_kontrol_Web.pdf
Росстат (2018). Социально-экономическое положение России. Январь-апрель 2018 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-04-2018.pdf.
Росстат (2001-2017b). Россия в цифрах. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087050375


*Ранжированы по величине ВВП по обменному курсу (не менее 500 млрд.долл. в 2016г.)
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации (стандартные компоненты). URL: http://cbr.ru/Eng/statistics/?PrtId=svs.
Росстат. Национальные счета. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/.









33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник /А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана , 2015 - 703 с .
2) Бездворных М.В. Генезис правового регулирования институтов дефицита бюджета и государственного долга // Бизнес в законе, № 2, 2014 – с. 209-213.
3) Борисов С.М. Платежный баланс России. М.: Магистр, 20017. с.59-91.
4) Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? - М.: Книжный мир, 2016.
с.385-390.
5) Навой А.В. Адаптация платежного баланса Российской Федерации к внешним
6) шокам в 2014-2017 годах //Деньги и кредит, 2017. №11.с.8-13.
7) Моисеев С.Р. Центральный банк и политика валютного курса. - М.: Дело, 2017. с.352-368.
8) Шуляк П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 352 с.
9) Шесть драйверов экономического роста в России. Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 года. ACRA(2018).
10) Маневич В. Альтернативные стратегии преодоления стагнации и «новая модель роста» российской экономики // Вопросы экономики. 2017. №8.с.135.
11) Синяков А., Юдаева К. Политика центрального банка в условиях значительных шоков платежного баланса и структурных сдвигов // Вопросы экономики. 2016, №9. С.34


12) Поливач А.Б. (2017).Фактор валютного курса во внешней торговле ведущих стран. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. 2017. с.22
13) Банк России (2017с). Достаточность международных резервов отдельных стран для покрытия импорта товаров и услуг по состоянию на 1 января 2017 г. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/res_import.htm&pid=svs&sid=ITM_18612
14) Официальный сайт, информационно-аналитический раздел: [Электронный ресурс] // Минфин РФ, 2009-2015 URL: http://info.minfin.ru/.
15) Перспективы наращивания несырьевого экспорта. Апрель 2018г. URL: http://docplayer.ru/76662659-Perspektivy-narashchivaniya-rossiyskogo-nesyrevogo-eksporta.html.
16) Послание Президента Федеральному Собранию (2018). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
17) Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. Март 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/03/Doklad_valyutnyi-_kontrol_Web.pdf
18) Росстат (2018). Социально-экономическое положение России. Январь-апрель 2018 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-04-2018.pdf.
19) Росстат (2001-2017b). Россия в цифрах. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087050375

Вопрос-ответ:

Какие ключевые характеристики имеет платежный баланс?

Платежный баланс является статистическим отчётом о всех экономических трансакциях между резидентами и нерезидентами страны за определённый период времени. Он включает в себя данные о экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала, передаче государственных средств, а также о любых других денежных потоках между страной и остальным миром.

Какова структура платежного баланса России?

Структура платежного баланса России включает следующие составляющие: счет текущих операций, счет капитала и финансового аккаунта, счет ошибок и упущений. Счет текущих операций включает данные о торговле товарами и услугами, доходах от иностранных инвестиций и трансферах между странами. Счет капитала и финансового аккаунта отображает движение капитала и финансовых активов, в том числе инвестиций и займов. А счет ошибок и упущений предназначен для исправления любых возможных аномалий и ошибок в данных.

Как оценивается платежный баланс?

Платежный баланс может оцениваться различными методами. Один из основных методов - это метод двойной записи, когда каждая транзакция фиксируется как дебетовая и кредитовая операция. Также используется метод сравнения источников и использования средств, когда анализируются все потоки денежных средств в страну и из нее. Другие методы включают прямой сбор данных со статистических и административных источников, моделирование и прогнозирование на основе экономических моделей и т.д.

Как регулируется платежный баланс страны и как это влияет на развитие экономики России?

Регулирование платежного баланса страны происходит через использование различных монетарных и валютных политик. Например, государство может вводить квоты на импорт товаров и услуг для снижения дефицита платежного баланса, или устанавливать валютные курсовые политики для привлечения или отталкивания иностранных инвесторов. Регулирование платежного баланса может оказывать влияние на развитие экономики России, так как он отражает состояние внешнеэкономических связей страны и может влиять на приток или отток капитала, инвестиций и торговлю с другими странами.

Что такое платежный баланс и какие основные характеристики этого показателя?

Платежный баланс - это статистическая запись всех экономических операций между резидентами и нерезидентами страны за определенный период времени. Основные характеристики платежного баланса включают текущий счет, капитальный счет и финансовый счет, которые отражают экспорт и импорт товаров и услуг, инвестиции, привлечение иностранного капитала и другие финансовые операции.

Какова структура платежного баланса России?

Структура платежного баланса России включает такие составляющие, как торговый баланс, баланс услуг, доходы от инвестиций, текущие трансферты и капитальные операции. Торговый баланс отражает разницу между экспортом и импортом товаров, баланс услуг отражает разницу между экспортом и импортом услуг, доходы от инвестиций отражают прибыль и проценты от зарубежных инвестиций, текущие трансферты отражают платежи, не связанные с торговлей и инвестициями, а капитальные операции отражают движение капитала в стране.

Какими методами осуществляется оценка платежного баланса?

Оценка платежного баланса осуществляется с помощью различных методов, включая декларативный метод, метод скорректированного баланса платежного баланса, метод дополнительных отчетов и метод структурного сравнения. Декларативный метод основан на данных, предоставляемых участниками экономических операций, метод скорректированного баланса позволяет учесть недостающие или завышенные данные, метод дополнительных отчетов используется для контроля и проверки информации, а метод структурного сравнения позволяет сравнить платежный баланс с другими экономическими показателями.

Как регулируется платежный баланс и какое влияние оно оказывает на развитие экономики РФ?

Платежный баланс регулируется с помощью различных инструментов, таких как монетарная и фискальная политика, валютный курс, тарифы и квоты на импорт и экспорт, контроль капитальных операций и другие меры. Регулирование платежного баланса может влиять на развитие экономики РФ путем поддержки экспорта, стимулирования инвестиций, контроля инфляции и поддержки финансовой стабильности.

Что такое платежный баланс и какие у него ключевые характеристики?

Платежный баланс - это статистическая информация о всех экономических операциях между резидентами и нерезидентами страны за определенный период времени. Он включает в себя данные о торговле товарами и услугами, доходах от капитала, текущих и капитальных трансферах. Ключевыми характеристиками платежного баланса являются его сбалансированность, внешнее равновесие и уровень платежеспособности страны.

Какова структура платежного баланса России?

Структура платежного баланса России включает несколько основных составляющих. Это торговый баланс, который отражает разницу между экспортом и импортом товаров и услуг, баланс текущих переводов, который включает доходы от капитала и текущие трансферы, и баланс капитальных переводов, который отражает движение капитала между странами. Также в структуру платежного баланса могут входить валютные резервы и долговые обязательства страны.

Какими методами можно оценить платежный баланс?

Оценка платежного баланса производится с помощью нескольких методов. Один из основных методов - это использование статистической информации о торговле товарами и услугами, которая собирается таможенными службами и статистическими органами. Также можно использовать данные о финансовых операциях и движении капитала. Дополнительно, для оценки платежного баланса могут применяться экономико-математические модели и прогнозы.

Какое влияние на развитие экономики РФ оказывает регулирование платежного баланса?

Регулирование платежного баланса имеет существенное влияние на развитие экономики РФ. Например, если стране не удается достичь внешнего равновесия и имеется дефицит в платежном балансе, это может привести к ухудшению макроэкономических показателей, таких как инфляция и безработица. В таком случае, правительство может принять меры по стимулированию экспорта, сокращению импорта или привлечению иностранных инвестиций, чтобы улучшить платежный баланс и поддержать экономический рост.