Художественная критика об абстракционизме

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 23.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Абстракционизм в искусстве 5
Глава 2. Художественная критика об абстракционизме 16
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Эти смежные тенденции свидетельствуют об общей направленности художественной критики в СССР в этот период. Эта тенденция будет изменена только в 1990-ые годы, со сменой политического режима.Существенно позднее возникновения нового течения в художественном искусстве – абстракционизма – появляется достойная критика. Именно в этот период становится очевидным, что для трактовки полотен современных художников недостаточно быть компетентным в живописи, но также необходимо в полной мере осознавать специфику манеры письму и знать особенность метода художника, чтобы постичь его искусство в полной мере.Эта непростая задача не всегда оказывается по силам не только обывателям, но и критикам. При этом еще в 1960-х годах было положено начало критическому осмыслению современного искусства за рубежом. Именно в это время появляется работа ArsandCultureКлемента Гринберга, под влиянием его взглядов находилось целое поколение американских критиков.Трактовка картины как личного пространства художника, как воплощение его художественного видения окружающего мира, рожденная в критике Гринберга, имеет достаточно глубокие искусствоведческие обоснования. Критика не только оценивает и не всегда с политической объективностью, но и в состоянии сделать обобщения искусствоведческого уровня. Именно такая критика абстракционизма является художественной. Она сама по себе рождает новые смыслы.Одновременно появляется необходимость обобщить новые стилевые искания XXвека в области живописи. В русскоязычных статьях и исследованиях в качестве такого термина чаще всего выступает «авангард», в зарубежных – «модернизм». В искусстве XXвека авангард – это различные школы и направления (кубизм, супрематизм, отчасти экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм и т.п.), в различных видах искусства, которые объединены поиском новых форм и средств выражения в искусстве, порывающим с рациональным его восприятием. По словам исследователей, для описания авангарда как целостной художественной системы «еще не настало время». Искусствоведы не так давно начали исследование этого явления в искусстве. Осмысление авангарда прошло несколько этапов. этап. В зарубежных изданиях и в России – это статьи и манифесты самих художников, поэтов, музыкантов, представителей авангардного искусства. этап. В 1960-х годах за рубежом начинаются первые попытки критического осмысления авангардного искусства (ArsandCultureКлемента Гринберга).этап. Начало критического пересмотра традиционного подхода к авангарду. В Америке – это работа РозалиндыКраус «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы», в России – «По лабиринтам авангарда» В. Турчина и многие другие. Одновременно, особенно в нашей стране, продолжается этап отношения к авангарду, как к «выворачиванию наизнанку абстрактно-метафизических истин и былых символов веры буржуазной демократии».этап. Осмысление специфики авангарда, его связи с семиотикой Барта и т.п. Одна из обширнейших и глубоко научных работ в этой области – «Семиотика и авангард» Ю.С. Степанова.Интересная попытка философского осмысления авангарда – работа Ф. Серса «Тоталитаризм и авангард». Обращаясь к полемике критиков и защитников образцов «нового искусства», он формулирует свой взгляд на истоки авангардных явлений в современном искусстве. Радикальный авангард начала века, по мнению Ф. Серса, напрямую взаимосвязан с тоталитаризмом в следующих своих стилевых проявлениях:Абстракция против фигуративности в живописи,Вдохновение против профессионализма в словесном творчестве,Внутреннее против стиля в архитектуре,Метафизический театр против психологического.Авангардисты строят свои концепции на стыке искусства и не-искусства, строя универсальную программу новой культуры во всех ее проявлениях. Они не создают новые модели мира, они ищут новый взгляд на привычные вещи, иногда шокируя привычного обывателя, особенно это касалось первых опытов авангардного искусства, среди которых – абстракционизм. ЗаключениеБолее ста лет прошло с тех пор, как в искусстве родилось новое стилевое направление – абстракционизм. Его идеи и художественные проемы родили множество ярких и интересных полотен, а многие картины сегодня ценятся во всех смыслах выше традиционной живописи.В то же время, в оценке явлений абстракционизма, его критике не утихает полемика. В настоящее время она простирается от кардинального неприятия (это вообще не искусство! Эти художники не умеют рисовать, не владеют техникой! Это не является прекрасным, красивым, эстетичным! В этих картинах отсутствует предметность, а значит отсутствует смысл), до стремления глубоко проникнуть в новый стиль, учесть его эстетические приоритеты и индивидуальность художника. Особое влияние на художественную критику в нашей стране оказывал политический режим. В советское время современное искусство считалось буржуазным, и запрещалось. Одним из важнейших канонов, который защищали советские критики, был реализм. Этот параметр был важен для идеологии той эпохи, и совершенно не состыковывался с манифестами абстракционистов, их ведущими идеями и их стилем в целом. Можно говорить о том, что абстракционизм ярко противостоял тому, за что боролись в советское время. Отсюда неразрешимое противоречие, благодаря которому многим талантливым художникам пришлось покинуть родину, чтобы найти себя в творчестве.В целом необходимо заметить, что и сегодня перед художественной критикой при оценке полотен абстракционистов встают определенные вопросы:Как трактовать содержание картины.С какой позиции оценивать формальные признаки.С какой эстетической позиции оценивать общий художественный результат, эффект, который картина производит на зрителя.Представляется, что предстоит выработать методологию оценки беспредметной живописи, которая поможет избежать радикальных суждений, а также выработать платформу, с которой возможно оценить талант и мастерство художника – абстракциониста.Список литературыАдминистрация русского музея и кураторы выставки В. Кандинского «Комментарий к статье в газете “Коммерсант”» Электронный ресурс, режим доступа: http://rusmuseum.ru/news/comment-on-the-article-in-the-newspaper-kommersant/ (Дата обращения 20.12.2018)Азизян, И.А.Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века / Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. Сб. науч. Тр. под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.Борисова, А.Г. Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XXвека. Автореф. канд. дис. – Спб., 2006.Долинина, К. Выставка В. Кандинского в Русском музее // Коммерсант. – 2016. - № 9. Дюхтинг, Х. Василий Кандинский, 1866-1944. Революция в живописи. – М.: Арт-Родник, 2002.Искусство. От культуры аборигенов до американского поп-арта и от мастеров Возрождения до постмодернизма. – М.: Арт-родник, 2004.Кандинский, В. О духовном искусстве. – М.: Архимед, 1992.Кандинский, В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2003.Кандинский: Альбом. Авт. вступ. ст. и сост. Н.Б. Автономова. - М.: Изобразительное искусство, 1993.Каргаполова, Н.А. Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В.В. Кандинского. Автореф. канд. дис. - Барнаул, 2003.Кеменов, В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. – М.: Художник РСФСР, 1969.Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М.: Художественный журнал, 2003. Лакост, М.К. Кандинский. – М.: Слово, 1995.Марк Ротко. К столетию со дня рождения. Материалы международной конференции. - Спб.: ПРО АРТЕ, 2004.Матисс, А. Заметки живописца. – Спб.: Азбука, 2001.Мириманов, В. Абстракционизм. Истоки и современная практика. Электронный ресурс, режим доступа: http://art.1september.ru/article.php?ID=200101701 (Дата обращения: 21.12.2018).Можнягун, С. Абстракционизм – разрушение эстетики. – М.: государственное социально-экономическое издание, 1961. Петрова К., «Я тоже так могу»: как понять и полюбить современное искусство. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/223965-abstract-art (Дата обращения: 21.12.2018).Рассел, Б. Человеческое познание, его сферы и границы. – М.: Наука, 1965.Серс, Ф. Тоталитаризм и авангардизм. – М.: Прогресс традиция, 2004.Степанов, Ю.С. Семиотика и авангард. - М.: Академический Проект; Культура, 2006. Стойков, А. Критика абстрактного искусства и его теорий. – М.: Искусство, 1964.Турчин, В.С. Кандинский в России. – М.: Художник и книга, 2005.Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993.Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Звегинцев В.А.. История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. - М.: Наука, 1960.Фетисов, И.В. Западноевропейская живопись XXвека. – М.: Изобразительное искусство, 1999.Шехтер, Т.Е. Иной взгляд или художественный эксперимент: теоретические вопросы искусства современности // Искусство как реальность. - СПб., 2005.

1. Администрация русского музея и кураторы выставки В. Кандинского «Комментарий к статье в газете “Коммерсант”» Электронный ресурс, режим доступа: http://rusmuseum.ru/news/comment-on-the-article-in-the-newspaper-kommersant/ (Дата обращения 20.12.2018)
2. Азизян, И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века / Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. Сб. науч. Тр. под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.
3. Борисова, А.Г. Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века. Автореф. канд. дис. – Спб., 2006.
4. Долинина, К. Выставка В. Кандинского в Русском музее // Коммерсант. – 2016. - № 9.
5. Дюхтинг, Х. Василий Кандинский, 1866-1944. Революция в живописи. – М.: Арт-Родник, 2002.
6. Искусство. От культуры аборигенов до американского поп-арта и от мастеров Возрождения до постмодернизма. – М.: Арт-родник, 2004.
7. Кандинский, В. О духовном искусстве. – М.: Архимед, 1992.
8. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2003.
9. Кандинский: Альбом. Авт. вступ. ст. и сост. Н.Б. Автономова. - М.: Изобразительное искусство, 1993.
10. Каргаполова, Н.А. Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В.В. Кандинского. Автореф. канд. дис. - Барнаул, 2003.
11. Кеменов, В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. – М.: Художник РСФСР, 1969.
12. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М.: Художественный журнал, 2003.
13. Лакост, М.К. Кандинский. – М.: Слово, 1995.
14. Марк Ротко. К столетию со дня рождения. Материалы международной конференции. - Спб.: ПРО АРТЕ, 2004.
15. Матисс, А. Заметки живописца. – Спб.: Азбука, 2001.
16. Мириманов, В. Абстракционизм. Истоки и современная практика. Электронный ресурс, режим доступа: http://art.1september.ru/article.php?ID=200101701 (Дата обращения: 21.12.2018).
17. Можнягун, С. Абстракционизм – разрушение эстетики. – М.: государственное социально-экономическое издание, 1961.
18. Петрова К., «Я тоже так могу»: как понять и полюбить современное искусство. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/223965-abstract-art (Дата обращения: 21.12.2018).
19. Рассел, Б. Человеческое познание, его сферы и границы. – М.: Наука, 1965.
20. Серс, Ф. Тоталитаризм и авангардизм. – М.: Прогресс традиция, 2004.
21. Степанов, Ю.С. Семиотика и авангард. - М.: Академический Проект; Культура, 2006.
22. Стойков, А. Критика абстрактного искусства и его теорий. – М.: Искусство, 1964.
23. Турчин, В.С. Кандинский в России. – М.: Художник и книга, 2005.
24. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993.
25. Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Звегинцев В.А.. История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. - М.: Наука, 1960.
26. Фетисов, И.В. Западноевропейская живопись XX века. – М.: Изобразительное искусство, 1999.
27. Шехтер, Т.Е. Иной взгляд или художественный эксперимент: теоретические вопросы искусства современности // Искусство как реальность. - СПб., 2005.

Вопрос-ответ:

Какие тенденции следует отметить в художественной критике в СССР в отношении абстракционизма?

Существовала общая направленность художественной критики в СССР в отношении абстракционизма, свидетельствующая о смежных тенденциях. Однако эта тенденция изменилась только в 1990-х годах со сменой политического режима.

Когда появилась достойная критика абстракционизма в СССР?

Достойная критика абстракционизма появилась в СССР существенно позднее его возникновения - в период, когда уже стало известно о новом течении в художественном искусстве.

Какие изменения произошли в художественной критике в СССР в 1990-х годах?

В 1990-х годах произошла смена политического режима, что привело к изменению направленности художественной критики в СССР. Отношение к абстракционизму и другим художественным течениям стало иным.

Что такое абстракционизм в искусстве?

Абстракционизм - это художественное направление, в котором формы и цвета представлены без конкретного изображения реального объекта или существа. Художники абстракционисты стремятся выразить эмоции, идеи и абстрактные понятия через абстрактные формы и цвета.

Какими смежными тенденциями свидетельствует художественная критика в СССР в период абстракционизма?

Смежные тенденции включают в себя реалистическое искусство и социалистический реализм. Художественная критика в СССР была направлена на поддержку этих стилей, которые соответствовали политическому режиму.

Какая критика возникла в период абстракционизма в СССР?

Критика абстракционизма в СССР возникла существенно позднее появления этого течения в художественном искусстве. Эта критика была достойной и обвиняла абстракционизм в отсутствии связи с реальностью и непонятности для широкой публики.

Когда произошло изменение тенденции художественной критики в СССР?

Изменение тенденции художественной критики в СССР произошло только в 1990-х годах, со сменой политического режима. После этого абстракционизм и другие неореалистические направления получили больше признания и поддержки.

Что позволило художественной критике в СССР высказывать критику абстракционизма?

Художественная критика в СССР могла высказывать критику абстракционизма благодаря политическому режиму и контролю над искусством. Абстракционизм считался несовместимым с социалистическими идеалами и потому подвергался негативной оценке.

Что такое абстракционизм в искусстве?

Абстракционизм в искусстве - это художественное направление, которое отказывается от изображения реальных объектов и фигур и стремится к созданию абстрактных форм и композиций.