Природа в культуре возрождения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.01.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРИРОДА И КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1 Понятие природы, исторический экскурс 5
1.2. Природа в культуре 10
1.3 Определение эпохи Возрождения. Основные черты культуры Ренессанса 14
ГЛАВА 2. СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА 17
2.1 Природа и человек в культуре Возраждения 17
2.2 Природа в произведениях искусства эпохи Возрождения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Фрагмент для ознакомления

Однако несмотря на столь активный интерес в сторону женщины и ее красоты, поменялся и образ мужчины. Теперь идеальный мужчина – это физически сильный, крепкий, ловкий, способный добиться успеха и занять престижное место в обществе.
Подведя итого, следует отметить, что культура Возрождения совершенно иначе подошла к пониманию человека и его внешней красоты. Для творцов рассматриваемой эпохи, физическое совершенство не воспринималось как противопоставление духовному. Наоборот одно дополняло другое. Они обратили свое внимание на то, что в эпоху Средневековья пренебрегалось и отрицалось и воспели это до идеального образа. Они каждым своим произведением стремились сказать «посмотрите, как прекрасен человек», он неразрывно связан с природой, а духовное и физическое слито в единое целое и неразрывно друг от друга, и друг другу не противостоят.

2.2 Природа в произведениях искусства эпохи Возрождения
Природа в произведениях искусства Ренессанса представляла всегда сосредоточение красоты, была источником сил, искренних светлых чувств для человека, его домом, объектом любви и приклонения.
Природа Возрождения представляет собой оболочку, образ так называемого «внешнего человека». Рассмотрим картину «Весна» Сандро Боттичелли. (Приложение, рис.1). Уже само действие происходит на природе, персонажи идеально вписываются в окружающую среду, создавая единый ансамбль художественного произведения. Главная героиня картины – центральная фигура девушки с венком на голове. Природа словно разговаривает, все время напоминает о себе через венец своего творения. В эпоху Возрождения не было природы отдельной от человека, она всегда показывалась и воспринималась в связи с ним. А язык природы – это одновременно и язык теологии, и поэзии, и изобразительного искусства.
В гуманистическом понимании природа – уникальная составляющая искусства. Об этом говорят знаменитые слова Микеланджело: ««Величайший художник не имеет ни одной идеи, которую одна глыба мрамора не таила бы в себе...».
Природа и искусство тесно связаны друг с другом.
Великий деятель искусства и науки Леонардо да Винчи писал о Земле как о нечто таком, что имеет настоящую душу, ее плоть и кровь – это почва, скелет – это горы, а реки и родники сродни сосудам человеческого тела, по которым течет кровь. Что забавно, у него же встречается описание птицы, работающей по механическим законам. Такое двойственно отношение к природе не помешало воспевать человека и его физическую красоту.
Нельзя не упомянуть о пейзаже в эпоху Ренессанса. Хоть пейзаж и не оформляется пока в самостоятельный жанр, но художники искусство включают его в портреты и композиции.
Особое место пейзажу отводить в искусстве Северного Возрождения. Чаще всего это живописные домики, холмы, приятный глазу, мелодичный ландшафт, все, что создает прекрасный фон для основного изображения, лаконично дополняя и не перегружая его. Цветущая природа в таких произведениях олицетворяет нечто святое и одновременно величественное, олицетворение прекрасного и райского.
Среди художников Северного Возрождения много тех, кто безупречно владел мастерством пейзаж. Ян ванн Эйк, Рогир ван дер Вейден, Хуто ван дер Гус, Ганс Мемлинг. В их манере исполнения пейзажа чувствуется та же тщательность и стремление к достоверности, как и в изображении предметов интерьера. (Приложение, рис. 2,3)
Применение пейзажа подобным образом было распространенным явлением. Отдельные образы природы создавались реже. В этом вопросе нельзя не упомянуть великого Леонардо да Винчи и его маленький набросок долины реки. (Приложение, рис. 4)
На наброске изображено небольшое ущелье, река, с одной стороны мы видим замок, с другой лесистый склон холма. Рисунок сделан быстрыми шрихами и говорит о постоянном интересе Леонардо к атмосферным являениям, о которых он не раз упоминал в своих записях. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения, был обычным приемом для флорентийского искусства. Как свидетельствует история в этом месте проводились работы по отводу реки Арно от города Пизы. Впоследствии Леонардо напишет такие слова «Река, которая должна повернуть из одного места в другое, должна быть завлекаема, а не ожесточаема насильственно…». Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении.
Многие художники обращались к природе в своих произведениях. Мы рассмотрели несколько примеров того, как проявлялся этот интерес. Природные объекты еще не воспринимаются как самостоятельные художественные формы и объекты изобразительных предпочтений художника, но ландшафтные формы, всегда прекрасно дополняли картину, лаконично сочетаясь с человеком. А отдельные зарисовки демонстрировали интерес живописцев я окружающей среде, что в дальнейшем положит основу формированию пейзажа как самостоятельного жанра.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования необходимо отметить, что поставленная нам цель была достигнута, а задачи выполнены. Мы рассмотрели понятие природы, и что оно представляло из себя в разные этапах развития философской мысли. Проанализировали некоторые концепции и трактовки, которые нередко противопоставлялись друг другу.
Определили понятие культуры и проследили е взаимосвязь с природой, перечислили примеры того, как природа влияет на культуру и пришли к выводу, что это две взаимосвязанные составляющие жизни человека. Они влияют друг на друга и определяют многие аспекты человеческой жизни.
Мы рассмотрели основные черты культуры эпохи Возрождения, к которым прежде всего относиться гуманизм, антропоцентризм и интерес к античной культуре. Исследовали как природа проявлялась в культуре в целом, и на конкретных примерах, изучив картины известных художников данного периода.
В целом природа в культуре Возрождения играла одну из определющих ролей и способстовала развитию как культуры в целом, так и отдельных ее составляющших.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев. М.А. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Т. 1 — 2. М., 1980 — 1987
Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с
История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979
Философия природы в античности и в Средние века. М., 1998
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.

Интернет источники

Возрождение (Ренессанс). https://yunc.org/
Головин. С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г. https://vocabulary.ru/termin/kultura.html
Природа и человек – основные объекты художественной культуры Возрождения. https://studref.com/451345/kulturologiya/priroda_osnovnye_obekty_hudozhestvennoy_kultury_vozrozhdeniya
Культура и природа. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-i-priroda.html
Культурология. Культура и природа. https://kultyres.ru/stati2/kultura_i_priroda.html
Леонардо да Винчи. Живопись. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post328836703/
Образ природы в эпоху Возрождения. https://knigi.link/filosofiya-nauki-knigi/obraz-prirodyi-epohu-53498.html
Северное Возрождение. https://design.wikireading.ru/635
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/17622#sel=4:255,4:257
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/631
ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Сандро Боттичелли. «Весна»

Рис. 2. Ян ванн Эйк. «Поклонение Агнцу»

Рис. 3. Рогир Ван дер Вейден. «Благовещение»

Рис. 4. Леонардо да Винчи. Вид реки Арно.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/17622#sel=4:255,4:257
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
Там же.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
Там же.
Там же.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
Головин. С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г. https://vocabulary.ru/termin/kultura.html
Культурология. Культура и природа. https://kultyres.ru/stati2/kultura_i_priroda.html
Культура и природа. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-i-priroda.html
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/631
Культурология. Культура и природа. https://kultyres.ru/stati2/kultura_i_priroda.html
Возрождение (Ренессанс). https://yunc.org/
Природа и человек – основные объекты художественной культуры Возрождения.
https://studref.com/451345/kulturologiya/priroda_osnovnye_obekty_hudozhestvennoy_kultury_vozrozhdeniya
Природа и человек – основные объекты художественной культуры Возрождения.
https://studref.com/451345/kulturologiya/priroda_osnovnye_obekty_hudozhestvennoy_kultury_vozrozhdeniya
Образ природы в эпоху Возрождения. https://knigi.link/filosofiya-nauki-knigi/obraz-prirodyi-epohu-53498.html
Там же
Северное Возрождение. https://design.wikireading.ru/635
Леонардо да Винчи. Живопись. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post328836703/












27

1) Андреев. М.А. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
2) Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988
3) Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Т. 1 — 2. М., 1980 — 1987
4) Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с
5) История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
6) История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988
7) Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979
8) Философия природы в античности и в Средние века. М., 1998
9) Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.

Интернет источники

1) Возрождение (Ренессанс). https://yunc.org/
2) Головин. С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г. https://vocabulary.ru/termin/kultura.html
3) Природа и человек – основные объекты художественной культуры Возрождения. https://studref.com/451345/kulturologiya/priroda_osnovnye_obekty_hudozhestvennoy_kultury_vozrozhdeniya
4) Культура и природа. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-i-priroda.html
5) Культурология. Культура и природа. https://kultyres.ru/stati2/kultura_i_priroda.html
6) Леонардо да Винчи. Живопись. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post328836703/
7) Образ природы в эпоху Возрождения. https://knigi.link/filosofiya-nauki-knigi/obraz-prirodyi-epohu-53498.html
8) Северное Возрождение. https://design.wikireading.ru/635
9) Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/17622#sel=4:255,4:257
10) Энциклопедия эпистемологии и философии науки. https://epistemology_of_science.academic.ru/629
11) Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/631

Вопрос-ответ:

Зачем в статье рассматривается понятие природы в историческом контексте?

Исторический экскурс помогает понять эволюцию восприятия природы в культуре и ее роль в эпоху Возрождения.

Какие основные черты характеризуют культуру Возрождения?

Культура Возрождения отличается гуманизмом, интересом к античности, рациональностью, научным познанием и развитием искусства.

Как в искусстве эпохи Возрождения отражается связь человека с природой?

В произведениях искусства Возрождения природа выступает как источник вдохновения, символ жизни и красоты, а также художественный объект.

Какие примеры произведений искусства эпохи Возрождения можно назвать, где природа играет значимую роль?

Примерами таких произведений могут быть живописные пейзажи, в которых природа изображается во всей своей красоте и гармонии.

Почему природа была так важна для культуры Возрождения?

Природа рассматривалась как источник знаний, вдохновения и красоты, а также как пример гармонии, который хотелось воссоздать в искусстве и обществе.

Какое значение имеет понятие "природа" в историческом контексте и как оно отражается в культуре Возрождения?

Понятие "природа" имеет огромное значение в историческом контексте, так как оно отражает взаимодействие человека с окружающим миром. В эпоху Возрождения природа играла важную роль в культуре, она рассматривалась как символ гармонии и красоты, а также было воспринято как важный источник вдохновения для художников и ученых.

Как можно определить эпоху Возрождения и какие основные черты имеет культура этой эпохи?

Эпоху Возрождения можно определить как период истории, который простирается примерно с XIV по XVI века. Основные черты культуры Ренессанса включают увлечение античным искусством и наукой, гуманизм, развитие новых художественных техник и методов, а также активное изучение природы и ее использование для создания произведений искусства.

Какое влияние понятие природы оказывало на человека и искусство в эпоху Возрождения?

Понятие природы имело огромное влияние на человека и искусство в эпоху Возрождения. Люди того времени видели в природе идеал красоты и гармонии, они изучали ее, рисовали, описывали в своих произведениях искусства. Природа служила источником вдохновения для многих художников и писателей, их работы часто отражали природные мотивы и элементы.

Какие примеры можно привести произведений искусства эпохи Возрождения, в которых природа играет важную роль?

В эпоху Возрождения многие произведения искусства включали природные мотивы и элементы. Например, в живописи можно отметить работы Леонардо да Винчи, в которых природа и ее детали являются важным компонентом. Также знаменитые скульптуры отличались естественностью и гармонией форм, они воспроизводили природные образы. В литературе эпохи Возрождения природа часто использовалась как символический образ или фон для описания событий и эмоций героев.