Внутригрупповые отношения в организации: лидеры и аутсайдеры
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 28.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Общее представление о социальной группе 4
1.1. Социальная группа. Ненаправленное влияние 4
1.2 . Неформальная структура группы 8
1.3. Моббинг в коллективе как проявление групповой динамики 15
2. Взаимоотношения и влияние людей друг на друга в группе 20
2.1. Отношения внутри группы 20
2.2 Информационное влияние и конформизм 23
Заключение 32
Прочитайте кейс и разработайте план разрешения этой ситуации, обоснуйте каждый шаг данного плана. 33
Список использованной литературы 36
Тем не менее, исследования Милграма имели, по крайней мере, одно общее свойство с исследованиями Аша: они произвели сенсацию среди психологов. В действительности его поразительные открытия произвели сенсацию и в более широких слоях общественности.
Подобно Ашу, Милграма интересовало поведение ни о чем не осведомленного испытуемого в управляемой ситуации. Испытуемые думали, что принимают участие в опыте по обучению, где они должны будут сыграть роль учителя, в то время как другой человек (осведомленный о планах Милграма) будет играть роль ученика. «Ученику» предлагали запомнить ряд бессмысленных слогов, а «учителю» предлагалось помочь ему выучить эти слоги, нанося удары разрядами электрического тока каждый раз, когда ученик допускал ошибку. Чем больше ошибок совершал ученик, тем сильнее становилось напряжение тока, которое доходило до 450V, при котором высвечивалось предупреждение: «Опасность! Высокое напряжение!».
На самом деле никаких электрических ударов не было, однако испытуемый думал, что они были. Ситуация была хорошо подстроена. Общение между «учителем» и «учеником» осуществлялось посредством системы двусторонней связи: предполагаемый ученик был предусмотрительно привязан к внушительному электронному аппарату в соседней комнате, и учитель не мог его ви-деть. Ответы ученика, которые получал учитель, были на самом деле магнитофонной записью, куда были записаны и верные, и неверные ответы. По мере увеличения числа ошибок наказание увеличивалось, испытуемый слышал «вопли» ученика, требования отпустить его, и, наконец, в соседней комнате устанавливалась мертвая тишина. Задача эксперимента состояла в том, чтобы проверить, как далеко может зайти испытуемый, повышая напряжение тока, если на это его будет побуждать вышестоящий, в данном случае – экспериментатор.
Когда у людей спрашивали, какое количество испытуемых, по их мнению, будет повышать напряжение до 450V, как правило, они останав-ливались на 1 проценте. В действительности эта цифра доходила до 65 процентов, почти две трети испытуемых дошли до отметки в 450V. Милграм многократно объяснял, что испытуемые в его исследовании не были садистами, которым нравится причинять боль другим. Наоборот, они испытывали большую неловкость по поводу этой ситуации в целом и часто выражали желание завершить эксперимент. И только одна треть испытуемых попыталась не поддаваться власти экспериментатора и отказалась продолжать эксперимент.
Так же, как и в экспериментах Аша, испытуемые, которые не подчинились давлению, чаще имели более высокую самооценку, чем те, кто подчинился. Важнейшим ситуационным фактором оказался объем личной ответственности испытуемого за свои действия. В одной части исследования испытуемый должен был удерживать руку ученика на электрощите, чтобы передать максимальный разряд в 450V. В таких условиях число случаев конформистского поведения уменьшалось более чем в два раза, менее трети испытуемых были готовы зайти так далеко (!).
Другой тип конформизма по отношению к общепринятой норме был описан Элиотом Аронсоном в книге «Общественное животное». Тип поведения, который интересовал Аронсона, также включал подчинение общепринятой норме, однако в этом случае нормой являлось избегание взаимодействия с другими людьми, которое иногда называют «равнодушием наблюдателя». Часто утверждают, что когда в общественном месте на кого-нибудь нападают или происходит несчастный случай, нормой поведения других людей является невмешательство, стремление уйти подальше от этой сцены. Ряд исследований также подтверждают это представление о стороннем наблюдателе, следующем норме невмешательства.
В то же время имеется ряд примеров, когда люди активно вмешивались в ситуацию. Почему же люди вмешиваются в одних ситуациях и не вмешиваются в других? Исследование, проведенное в нью-йоркском метро, может помочь найти ответ на этот вопрос. Эксперимент был спланирован так, чтобы проверить, станут ли люди оказывать помощь человеку, упавшему на пол в вагоне поезда. Человек, конечно, был сообщником экспериментатора; в ряде случаев он прикидывался больным, в других случаях – пьяным.
Результаты эксперимента удивили многих. Когда человек представлялся больным, ему на помощь приходили в 95 процентах случаев. Даже если от него несло спиртным, ему, тем не менее, помогали в 50 процентов случаев. Аронсон утверждает, что в этой ситуации в эксперименте соблюдались два условия, которые привели к изменению социальной нормы от равнодушия к активному участию. Во-первых, все люди в вагоне находились в одинаковой ситуации, одинаково ощущая неудобство создавшегося положения. Во-вторых, они не могли никуда уйти. Они сами были частью ситуации и вынуждены были как-то реагировать на то, что кто-то на их глазах упал. Другими словами, они реагировали, скорее всего, как члены группы, а не как отдельные индивиды.
Другое классическое исследование основывалось на оригинальном использовании оптической иллюзии. Если вы сядете в комнату совершенно темную за исключением крошечной точки света, то вам будет казаться, что свет, в действительности совершенно неподвижный, слегка перемещается. Такая иллюзия движения называется аутокинетическим эффектом. Музафер Шериф обнаружил, что, если в такую комнату одновременно поместить трех человек, их личные оценки того, как далеко переместился свет, постепенно начинали сходиться, пока они, наконец, не приходили к единому мнению, устанавливая таким образом групповую норму.
Затем каждый испытуемый вновь оставался в комнате один и оценивал, как далеко переместился луч света, при этом он не возвращался к своему первоначальному мнению, а предпочитал настаивать на групповой оценке. Таким образом, испытуемый подчинялся групповой норме, хотя, конечно, он и сам принимал участие в ее определении. Это исследование является самым наглядным примером подчинения давлению группы (конформизма), какое только можно вообразить. Внешнему наблюдателю будет казаться, что ничего fie происходит, нет никакого явного давления ни со стороны экспериментатора, ни со стороны других испытуемых, а просто группа людей сидит в темноте и обсуждает, как далеко «переместился» неподвижный луч света. Эти люди занимались только тем, что пытались придать некий смысл тому, что само по себе абсолютно бессмысленно.
Открытие Шерифа можно объяснить и по-другому. Оказывается, что люди организуют воспринимаемые сигналы (маленький луч света на темном фоне с неопределенными очертаниями) двумя различными способами. Сами они оценивают перемещение луча как незначительное, в группе они оценивают перемещение как более значительное. Оценивая перемещение в одиночестве, испытуемые могли полагаться только на свои собственные ощущения (которые, конечно, вводили их в заблуждение), а в группе они получали ряд дополнительных социальных сигналов в форме суждений других людей.
Конформизм по отношению к групповым нормам, таким образом, можно рассматривать как процесс организации человеком социальных сигналов, помогающий ему понять, какую реакцию от него ожидают и какими могут быть последствия, если он поведет себя по-другому. В двусмысленной социальной ситуации, в отсутствии законов или какого-либо физического насилия, способных направить наше поведение, социальные сигналы приобретают первостепенное значение – даже в том случае, когда они совершенно обманчивы.
Заключение
Невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнедеятельности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой являются социальные группы.
К какому бы типу мы не отнесли группу, следует учитывать, что существование группы, ее идеалы, нормы поведения во многом (если не в большинстве) зависят от лидера (формального или неформального), человека, который пользуется авторитетом и готов принимать решения за группу, а с ними и ответственность за ее существование и т.д.
В общем виде, можно резюмировать, что целе-средственный блок нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта играет значимую роль в системной организации данного группового феномена, являясь одновременно и системообразующим, так как прочие блоки и компоненты, очевидно, выстраиваются вокруг основных целей и видов совместной активности, а с другой стороны – преобразующим, так средства реализации норм существенно влияют на реорганизацию как отдельных компонентов, так и общей системы нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта.
В заключение необходимо подчеркнуть, что дальнейшая разработка данной проблематики необходима для более целостного представления о его социально-психологических характеристиках. Перспективой данного исследования является, в первую очередь, более детальный анализ возможного арсенала средств реализации групповых норм, условий и предпосылок формирования определенных видов санкций в группе. Кроме того, необходимо более тщательно исследовать и обосновывать системное влияние видов и целей совместной активности группового субъекта на формирование прочих компонентов его нормативной регуляции.
Прочитайте кейс и разработайте план разрешения этой ситуации, обоснуйте каждый шаг данного плана.
«Мария С., проработала в компании около года в должности менеджера по продажам, была назначена на должность руководителя отдела продаж. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения.
Мария С. имела высокие показатели продаж, была коммуникабельна, энергична, исполнительна. За время работы в компании она очень выросла как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Мария С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил её доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Марии С., которую она адресовала всем сотрудникам, о представлении ей для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее:
«Я работаю в отделе десять лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне, как к специалисту, с вашей стороны меня оскорбляет».
Ответ
Рассмотрим конфликтную ситуацию с различных сторон
Классификация конфликта.
Основание классификации Виды конфликтов Общая суть Сфера проявления конфликта Идеологический
Социально-бытовой
В основе – противоречия во взглядах
В основе – противоречия социальной сферы Степень длительности и напряженности конфликта Слабовыраженный и вялотекущий конфликт
Связаны с не очень глубоким противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Субъекты взаимодействия Межличностный
Субъекты – 2 личности Социальные последствия Деструктивный В основе – субъективные противоречия. Дестабилизируют социальную систему Предмет конфликта Нереалистичный Не имеют четкого предмета, связаны с субъективными представлениями участников Причина конфликта имеет субъективно обусловленный характер. Причинами могут выступать следующие факторы:
Возможно, молодой руководитель хочет придать себе значимость такими действиями
Личная неприязнь между работниками
Неправильное понимание руководителем своей профессиональной роли – то есть она искренне полагает в данной ситуации, что поступает во благо трудового процесса.
Вся эта история – плод воображения самой старой работницы, часть интриги по дискредитации руководителя
Данная история – часть интриги по дискредитации старой сотрудницы.
Ощущение различия в статусах: с одной стороны – заслуженный работник с регалиями и авторитетом, с другой – молодой руководитель с амбициями и желанием продвинуться.
Зависть со стороны сотрудницы со стажем – возможно, у нее самой были амбиции относительно менеджерского кресла
Конфликтогенами в рассматриваемой ситуации выступают:
Частые проверки именно этого педагога
Незначительность претензий
Отсутствие реакции на замечания со стороны заслуженного работника
Сам факт обращения к третьим лицам для разрешения ситуации.
Варианты разрешения:
Оставить конфликт на усмотрение самих участников, не расширяя его границ
Принять волевое решение в пользу заслуженного сотрудника
Принять формальные решения относительно сопротивляющегося сотрудника
Главному менеджеру в данной ситуации можно порекомендовать следующие шаги по управлению конфликтом:
Название Основное содержание Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п. Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения Социально-психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе. Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. Медиация Привлечение в ситуацию компетентного независимого медиатора – как нейтральную сторону, поскольку в ситуации, скорее всего, имеет место недоверие к директору, что и обусловило непосредственное обращение в конфликтную комиссию
Список использованной литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Аронсон Э. Общественное животное. – М., 2008.
Барашева Д.Е. Деформации в структуре социально-психологической идентичности личности и группы // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 1. С. 54-69.
Большой толковый словарь русского языка / под ред, С,А, Кузнецова – СПб: Норинт, 2000.
Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб.: Питер, 2003.
Васильева И.А. Внутригрупповая конформность: понятие, методы, результаты исследования. / Психология в ВУЗе. №2, Обнинск: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005.
Дружилов С.А, Профессионализм человека как условие его выживания в современном мире // Современные наукоемкие технологии, - 2010, - № 11, С. 24-26.
Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование, - 2006, - № 6, С, 56-60.
Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования, - 2011, - № 3(17), С. 34-39.
Кирхлер Э., Хофман Е. и др. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология; т.5. – М.: Гуманитарный центр, 2012.
Крысько В.Г. Конформность и механизмы социального влияния. // Электронный ресурс. Режим доступа: [ http://www.elitarium.ru/2012/01/20/konformnost_mekhanizmy_vlijanija.html]
Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 2008.
Максюшина С., Почтовихина М. Конформизм: результаты экспериментальных исследований и феномены реальной жизнедеятельности группы. Эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма. Факторы, влияющие на проявление конформизма // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://psy.web-box.ru/exam/social/23]
Московичи C. Социальная психология 7-е издание. – СПб.: ПИТЕР, 2007.
Организационная психология / под ред. Г.В. Суходольского – Харьков, 2008.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 2008.
Рекош К.Х. Моббинг и проблема его преодоления во Франции // Труд за рубежом, - 2002. - № 2, С. 97-105.
Роджер Р. Хок. Могущество конформности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.elitarium.ru/2008/01/30/mogushhestvo_konformnosti.html]
Романова Л. Психологический террор на рабочем месте, DeFacto, [Электронный ресурс] - URL: http: //www. Facto.ru/article/06_2011/
Статт Д. Психология и менеджмент – М.: Эксмо, 2012.
Тейлор Д., Пипло Л., Сире Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.
Тернер Дж. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2003.
Тернер Дж. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2003. С.114-115.
Статт Д. Психология и менеджмент – М.: Эксмо, 2012.
Кирхлер Э., Хофман Е. и др. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология; т.5. – М.: Гуманитарный центр, 2012.
Тейлор Д., Пипло Л., Сире Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.
Организационная психология / под ред. Г.В. Суходольского – Харьков, 2008. С. 44-45.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 2008. С. 310-311.
См.: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 2008.
Барашева Д.Е. Деформации в структуре социально-психологической идентичности личности и группы // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 1. С. 54-69.
Барашева Д.Е. Деформации в структуре социально-психологической идентичности личности и группы // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 1. С. 54-69.
Дружилов С,А, Профессионализм человека как условие его выживания в современном мире // Современные наукоемкие технологии, - 2010, - № 11, С. 24-26,
Дружилов С,А, Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования, - 2011, - № 3(17), С. 35.
Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование, - 2006, - № 6, С. 56-60,
Романова Л. Психологический террор на рабочем месте, DeFacto, [Электронный ресурс] - URL: http: //www,facto,ru/article/06_2011/
Рекош К.Х. Моббинг и проблема его преодоления во Франции // Труд за рубежом, - 2002. - № 2, С. 97-105.
Большой толковый словарь русского языка / под ред, С,А, Кузнецова – СПб: Норинт, 2000. С.136.
Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб.: Питер, 2003. С.147.
См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2000.
Аронсон Э. Общественное животное. – М., 2008. С. 56.
Васильева И.А. Внутригрупповая конформность: понятие, методы, результаты исследования. / Психология в ВУЗе. №2, Обнинск: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005.
Крысько В.Г. Конформность и механизмы социального влияния. // Электронный ресурс. Режим доступа: [ http://www.elitarium.ru/2012/01/20/konformnost_mekhanizmy_vlijanija.html]
Максюшина С., Почтовихина М. Конформизм: результаты экспериментальных исследований и феномены реальной жизнедеятельности группы. Эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма. Факторы, влияющие на проявление конформизма // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://psy.web-box.ru/exam/social/23]
Аронсон Э. Указ.соч.
Роджер Р. Хок. Могущество конформности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.elitarium.ru/2008/01/30/mogushhestvo_konformnosti.html]
См.: Московичи C. Социальная психология 7-е издание. – СПб.: ПИТЕР, 2007.
20
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2000.
2. Аронсон Э. Общественное животное. – М., 2008.
3. Барашева Д.Е. Деформации в структуре социально-психологической идентичности личности и группы // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 1. С. 54-69.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред, С,А, Кузнецова – СПб: Норинт, 2000.
5. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб.: Питер, 2003.
6. Васильева И.А. Внутригрупповая конформность: понятие, методы, результаты исследования. / Психология в ВУЗе. №2, Обнинск: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005.
7. Дружилов С.А, Профессионализм человека как условие его выживания в современном мире // Современные наукоемкие технологии, - 2010, - № 11, С. 24-26.
8. Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития челове-ка // Человек и образование, - 2006, - № 6, С, 56-60.
9. Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования, - 2011, - № 3(17), С. 34-39.
10. Кирхлер Э., Хофман Е. и др. Психологические теории организации // Психоло-гия труда и организационная психология; т.5. – М.: Гуманитарный центр, 2012.
11. Крысько В.Г. Конформность и механизмы социального влияния. // Электрон-ный ресурс. Режим доступа: [ http://www.elitarium.ru/2012/01/20/konformnost_mekhanizmy_vlijanija.html]
12. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразую-щее лидерство. – М., 2008.
13. Максюшина С., Почтовихина М. Конформизм: результаты экспериментальных исследований и феномены реальной жизнедеятельности группы. Эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма. Факторы, влияющие на проявление конформизма // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://psy.web-box.ru/exam/social/23]
14. Московичи C. Социальная психология 7-е издание. – СПб.: ПИТЕР, 2007.
15. Организационная психология / под ред. Г.В. Суходольского – Харьков, 2008.
16. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 2008.
17. Рекош К.Х. Моббинг и проблема его преодоления во Франции // Труд за рубежом, - 2002. - № 2, С. 97-105.
18. Роджер Р. Хок. Могущество конформности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.elitarium.ru/2008/01/30/mogushhestvo_konformnosti.html]
19. Романова Л. Психологический террор на рабочем месте, DeFacto, [Электрон-ный ресурс] - URL: http: //www. Facto.ru/article/06_2011/
20. Статт Д. Психология и менеджмент – М.: Эксмо, 2012.
21. Тейлор Д., Пипло Л., Сире Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.
22. Тернер Дж. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2003.
Вопрос-ответ:
Каковы основные характеристики социальной группы?
Социальная группа - это объединение людей, которые имеют схожие ценности, интересы, цели или характеристики. Она может быть формальной или неформальной, открытой или закрытой. Люди в группе взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние на поведение и мнения друг друга.
Что такое неформальная структура группы?
Неформальная структура группы - это набор связей, ролей и норм, которые формируются внутри группы без официального участия руководства. Она основывается на личных отношениях и взаимодействии между участниками группы. Неформальная структура может иметь влияние на принятие решений, распределение ролей и установление групповых норм.
Что такое моббинг в коллективе?
Моббинг в коллективе - это форма психологического насилия, при которой один или несколько участников группы систематически преследуют, унижают и изолируют другого участника. Моббинг может проявляться в форме оскорблений, угроз, шантажа, передачи негативных слухов и т. д. Он может иметь серьезные психологические и эмоциональные последствия для жертвы.
Какие могут быть отношения внутри группы?
Отношения внутри группы могут быть разными. Некоторые участники могут быть лидерами, которые оказывают влияние на других и принимают ключевые решения. Другие могут быть аутсайдерами, которые ощущают себя внешними к группе и не получают поддержку и уважение от других. Есть также конкурентные отношения, сотрудничество или дружеские связи между участниками группы.
Какие внутригрупповые отношения существуют в организации?
В организации существуют различные внутригрупповые отношения, такие как лидерство, сотрудничество, соперничество, конфликты и т. д. Кроме того, внутригрупповые отношения могут быть формальные и неформальные, что означает, что некоторые отношения основаны на официальном положении или роли, а другие - на личной симпатии, доверии или практической пользе.
Какие роли играют лидеры и аутсайдеры в организации?
Лидеры в организации играют важную роль, они обладают властью и влиянием на других членов группы. Они могут направлять и мотивировать коллектив, организовывать работу и принимать стратегические решения. Аутсайдеры, напротив, часто ощущают себя исключенными или неудовлетворенными в группе. Они могут быть непопулярными, неимеющими влияния и не вписывающимися в общепринятые нормы и ценности.
Какая роль моббинга внутри группы?
Моббинг внутри группы может быть проявлением групповой динамики и иметь негативные последствия для всех участников. В результате моббинга один или несколько членов группы становятся объектами агрессии, унижения или изоляции. Это может привести к снижению работоспособности, психологическим проблемам и конфликтам в организации.