Проектирование педагогического сопровождения первоклассников в процессе адаптации к школе
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 25.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Изучение готовности детей к школьному обучению и прогнозирование проблем адаптации первоклассников к школе 5
2. План работы с первоклассниками в адаптационный период 5
3. Содержание и формы педагогического сопровождения первоклассников в процессе адаптации к школе 19
4. Итоги проектной работы по теме исследования 29
Заключение 38
Список литературы 40
Нарушение адаптационного процесса, наличие проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать процесс обучения, такомуребенку нужна психологическая помощьРаботоспособность уровни:1 уровень:Оптимальная работоспособность, ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам, нагрузки соответствуют его возможностям, образ жизни позволяет ему полностью восстанавливать затрачиваемую энергию.2 уровень:Компенсируемое состояние усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности, необходимо оптимизировать рабочий ритм, режима труда и отдыха ребенка.3уровень:Перевозбуждение, которое является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению, требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижения нагрузок.4уровень: Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение, общее ослабление организма.Методика исследования мотивации учения М.Р. ГинзбургВысокий уровень учебной мотивации – преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотиваНормальная школьная мотивация (среднестатистическая норма).Низкий уровень учебной мотивации – преобладание игровых или внешних мотивов, возможно отсутствие оценочного мотива.Виды мотивов и их характеристики:Внешний мотив – это мотивы, которые не имеют отношения к содержанию учебной деятельности, они не оказывают влияния на успешность обучения и освоения знаний. Проявляется когда деятельность осуществляется в силу долга, из-за давления родных, учителей. Велика вероятность формирования негативного отношения к школе, учению.Учебный (познавательный) мотив – высокая учебная активность, ребенок не ограничивается рамками учебной задачи, стремится узнать новое. При выполнении домашних заданий легко и быстро делают то, что нравится и тяжело – то что неинтересно.Игровой мотив – неадекватен учебной деятельности, отрицательно сказывается на успешности обучения. Ребенок учится хорошо только при условии верного понимания поставленной задачи педагогом. Делают чаще то, что хочется самому ребенку, а не то, что задали и требуют, не принимают школьных правил поведения.Позиционный мотив – основа такого мотива – интерес к новой ситуации и новой социальной роли, ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Затруднено формирование мотивов познания нового и учения как такового при явном доминировании позиционного мотива.Социальный мотив – ответственное отношение к учебе, сосредоточены, внимательны, таких детей не нужно заставлять делать дом задание, они их сами выполняют в полном объеме.Оценочный мотив – основан на потребности в социальном признании и одобрении взрослого, ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого для него взрослого. Похвала, одобрение со стороны взрослого – лучший стимул для такого ребенка. Могут развиваться низкий уровень самостоятельности и необходимость в постоянной похвале.Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).Школьная тревожность - норма – причины для беспокойства скорее всего отсутствуют, школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются ими чаще в положительном ключе.Повышенный уровень школьной тревожности – присутствует некоторый беспокоящий ребенка фактор школьной жизни, он может проявляться не часто и ограниченно, но вызывает некоторое напряжение и дискомфорт.Высокий уровень школьной тревожности – ребенок не может справиться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.Уровни школьной адаптацииАдаптация к школьному обучению протекает нормально: ребенку нравится школа, учится с удовольствием и выполняет все, что задает учитель. Ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам и к школе в целом положительное.Уровень адаптации к школьному обучению пониженный: возможно наличие некоторых проблем в настоящем времени либо в перспективе. Может быть не сформирована позиция школьника. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, но в учебной деятельности возможны трудности.Уровень адаптации к школьному обучению низкий: в школе у ребенка преобладают отрицательные эмоции и плохое настроение, часто не выполняет задания учителя, отвлекается на посторонние дела. Ребенок в целом не хочет учиться, отказывается идти в школу, также возможны проблемы с поведением, с принятием школьных правил и норм поведения.Рис.1. Результаты в целом по классу – уровень учебной мотивации, %Таким образом, в 52% случаев учащиеся имеют высокую учебную мотивацию. И только 11% детей имеют низкий мотивационный уровень.Рис.2. Результаты в целом по классу – направленность мотивации, %Таким образом, у 63% учеников присутствует учебная мотивация.Рис.3. Результаты в целом по 1 А классу – уровень школьной тревожности, %Уровень тревожности в норме у 70% учащихся, в 15% случаях отмечается высокая школьная тревожность.Рис.4. Результаты в целом по классу – уровень эмоционального благополучия учащихся, %У 55% учащихся эмоциональное состояние в норме, в 45% случаях дети испытывают негативные эмоциональные переживания.Рис.5. Результаты в целом по классу – уровень школьной адаптации учащихся, %У 70 % детей адаптация протекает нормально. У 30% учащихся отмечается низкий уровень адаптации к школьному обучению.Проведенная диагностика позволяет выделить детей группы риска:1 - Преобладание положительных эмоций, ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории:К. МарияС. ДарьяФ. ЮлияРекомендации: эйфорическое отношение к учебному процессу может выражаться в несерьезном отношении детей, легкомысленном восприятии учебного процесса, что находит свое отражение в низкой успеваемости. Необходимо формирование ответственности и самостоятельности в учебном процессе.2 - Компенсируемое состояние усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности, необходимо оптимизировать рабочий ритм, режима труда и отдыха ребенкаА. КираК. ПавелР. ЛевР. ИванС. КириллФ. ЛеонидРекомендации: консультация родителей у психолога, оптимизация режима дня ребенка, снижение учебной нагрузки.3 - Преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Нарушение адаптационного процесса, наличие проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать процесс обучения, такомуребенку нужна психологическая помощьА. СеменА. АртемБ. МакарК. МихаилК. ТихонМ. ФилиппМ. ЯнаР. ИванШ. МихаилРекомендации: консультация родителей у психолога, оптимизация режима дня ребенка, снижение учебной нагрузки. Психологическая коррекционная работа с психологом.4 - Уровень школьной тревожности высокий:Б. ИванЗ. ЛарисаК. МихаилК. ТихонРекомендации: консультация родителей у психолога, проработка детских страхов посредством рисунков, общения со значимым взрослым, поддержки со стороны педагогов.Низкий уровень адаптации отмечается у следующих учащихся:Богатырев Макар, Костецкий Михаил, Кухарец Тихон, Максимов Филипп, Разумов Лев, Рузанов Иван, Самохвалова Дарья, Фартунин Леонид.Рекомендации: консультация родителей у психолога, педагогу выделить у ребенка сильную сторону (умение, знание) и акцентировать на этом внимание, выделить для ребенка социально-значимое и полезное дело в классе.Учитывая результаты диагностики и описанные рекомендации была проведена следующая работа:1 – проведение тематических занятий по темам: «Я и моя школа», «Правила моей школы», «Зачем я пошел в школу», «Моя будущая профессия» и т.п.2 – проведение рисуночной арт-терапии при помощи заданий для совместного выполнения «родитель-ребенок» - классный руководитель дает домашнее задание: выполнить рисунки на тему….и далее оформляет стенд детских работ. Темы рисунков: «правила моей школы», «школа моей мечты», «мой класс» и т.п. (темы работ могут быть изменены, с сохранением смысловой тематики, количество работ определяется классным руководителем, но не менее трех).3 – выполнение рекомендаций, прописанных у детей группы риска.4 – направить родителей детей группы риска на консультацию к педагогу-психологу.Таким образом, план работы выполнен, результат получен положительный.ЗаключениеПостоянные изменения в системе образования, введение новых стандартов, увеличение учебной нагрузки призваны улучшить условия и качество образования, однако, на мой взгляд, они имеют полностью противоположное значение. Современные школьники так нагружены разнообразными проектами, заданиями и требованиями, что просто не успевают отдыхать, а это приводит к хронической усталости и стрессу. Возникновение данных негативных последствий в совокупности со школьной незрелостью и трудностями освоения школьных навыков может приводить не только к школьной неуспеваемости, но и к соматическим заболеваниям ребенка.Адаптация к школе – очень важный и одновременно сложный процесс, так как каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение перед школой. Во многом успешность обучения будет зависеть именно от того, как войдет в учебный процесс и начнет учиться ребенок. Но повышение интенсивности учебной деятельности, которое можно наблюдать в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере сильно изменили условия жизни детей и определили необходимость углубленного анализа проблемы их адаптации к школе, а именно средств и методов, которые можно использовать с целью облегчения трудностей у первоклассников в начале обучения в школе.Для раскрытия проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников к школе мы будем придерживаться определения Т. Шибутани, который считает, что школьная адаптация выражается в принятии социальных норм и требований и означает гибкость и эффективность при встрече с новыми школьными условиями. Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому у кого-то из первоклассников процесс адаптации благополучно завершается к концу первого полугодия, а у кого-то из детей данный процесс занимает весь учебный год. Успешная адаптация к школьному обучению способствует тому, что ребенок соответствует нормам среды, может полноценно развиваться в новых для него условиях, причем развиваться физически и интеллектуально. Адаптация к школьному обучению является трудным и длительным процессом, и не редко требует помощь специалистов для благоприятного протекания.Успешность адаптации первоклассника к школе есть достижение определенного уровня развития не только в физиологическом, интеллектуальном, эмоциональном, но и в социальном отношении. Чтобы осуществление гармоничного и эффективного процесса адаптации первоклассника к школе не был травмирующим, важно организовывать психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника в адаптационный период.Список литературыАбдуллаева Н.А., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Готовность к духовно-нравственному поведению младшего школьника как компонент структуры воспитания в дагестанской семье // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 23-27. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2017. – 213с.Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе. Издательство «Пеленг». Томск, 2016. – 111с. Алиева С.А., Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А. Методический арсенал духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современных условиях // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 78 – 81. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 96 с. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г.Асеев. - М: Сфера, 2015. - с.158. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. Владос, 2017 – 102с.Букатов, В.А. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения [Текст] / В.А. Букатов. – Изд. 2 - е. – Ростов - н / Д: Феникс, 2016. - 166 с.Вайнер М.Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 96 с. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2016, – 144 с. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаикасинтез, 2016. – 144 с. Веракса Н.Е. Диагностика и развитие дошкольников / Н.Е. Веракса [и др.]. – М.: Рид Групп, 2015. – 80 с. Вильхова О.Г. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста // Синергия. 2016. № 4. С. 7-13. Винокурова О.В. Теоретико-методологические основы субъектно-личностного развития ребенка в междисциплинарном пространстве научных исследований. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. - № 160. - С. 196-203.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос-пресс, 2003. – 264 с. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. [сайт]. URL: http://sibac.info. (Дата обращения: 07.12.2018).Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2016. 208 с.Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2015. №12. - С. 17-20.Загвоздкин В.К. Готовность к школе как объект образовательной политики. // Новые исследования - 2017. - № 1(30). - С. 5-18. Зайцев И.С. Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи // Синергия. 2016. № 1. С. 14-19. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск, 2016. – 312с.Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., МГУ, 2016. - 86 с.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. – М., 2017. – 132с.Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 264 с.Кумарина Г. Школьнаядезадаптация: признаки и способы предупреждения.: Народное образование, 2016. № 1. С. 111.Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы): дис. ... канд. психол. наук. – М., 2016. – 312с.Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование, 2017. № 3. С. 57-79.Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 126с.Мирская Н. Знание и навыки необходимые первокласснику // Здоровье детей: [Прил. к газ.«Первое сентября»]. - 2015. - 1-15 янв. № 19. - с. 36-39.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2017. – 460 с. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Эльконина Д.Б, Венгера А.Л. Москва, «Педагогика», 2010. – 178с. Писарев, К.А. Соотношение семейного и школьного воспитания в отечественной педагогике XVIII – начала XX вв. [Текст] /К.А. Писарев // Образование и общество. – 2009. –№3 (56). – С. 111- 114.Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 54-58.Психологическая готовность ребенка к школе / Ав.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 176 с. Психологическая готовность к обучению в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fusionpiter.ru/articles/readiness-school (дата обращения: 21.12.2018).Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. Нейропедагогика для дошкольников на примере авторской программы «Читайка» // Психология обучения.- 2016.- №11. - С. 4-12. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. Психологические особенности речевого развития дошкольников, обучаемых по авторской программе «Читайка» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 217. - №2. - С. 42-62. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. - М.: ООО «Чистые пруды», 2015. – 32 с. ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»). Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2017. – 319 с. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2017. – 102с. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн для учителей. – М.: Просвещение, 2016., С. 175Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 384 с. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества. URL: http://letidor.ru/article/kharakter_i_stepen_izmeneniy_s_70585/ (Дата обращения: 30.12.2018.)Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. — 320с. — (Серия «Библиотека студента»). Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод.руководство. — СПб: Иматон, 2018. – 102с.
1. Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Готовность к духовно-нравственному поведению младшего школьника как компонент структуры воспитания в дагестанской семье // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 23-27.
2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2017. – 213с.
3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе. Издательство «Пеленг». Томск, 2016. – 111с.
4. Алиева С.А., Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А. Методический арсенал духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современных условиях // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 78 – 81.
5. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 96 с.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г.Асеев. - М: Сфера, 2015. - с.158.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. Владос, 2017 – 102с.
8. Букатов, В.А. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения [Текст] / В.А. Букатов. – Изд. 2 - е. – Ростов - н / Д: Феникс, 2016. - 166 с.
9. Вайнер М.Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
10. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2016, – 144 с.
11. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаикасинтез, 2016. – 144 с.
12. Веракса Н.Е. Диагностика и развитие дошкольников / Н.Е. Веракса [и др.]. – М.: Рид Групп, 2015. – 80 с.
13. Вильхова О.Г. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста // Синергия. 2016. № 4. С. 7-13.
14. Винокурова О.В. Теоретико-методологические основы субъектно-личностного развития ребенка в междисциплинарном пространстве научных исследований. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. - № 160. - С. 196-203.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос-пресс, 2003. – 264 с.
16. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с.
17. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. [сайт]. URL: http://sibac.info. (Дата обращения: 07.12.2018).
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2016. 208 с.
19. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2015. №12. - С. 17-20.
20. Загвоздкин В.К. Готовность к школе как объект образовательной политики. // Новые исследования - 2017. - № 1(30). - С. 5-18.
21. Зайцев И.С. Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи // Синергия. 2016. № 1. С. 14-19.
22. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.
23. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск, 2016. – 312с.
24. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., МГУ, 2016. - 86 с.
25. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. – М., 2017. – 132с.
26. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 264 с.
27. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения.: Народное образование, 2016. № 1. С. 111.
28. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы): дис. ... канд. психол. наук. – М., 2016. – 312с.
29. Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование, 2017. № 3. С. 57-79.
30. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 126с.
31. Мирская Н. Знание и навыки необходимые первокласснику // Здоровье детей: [Прил. к газ. «Первое сентября»]. - 2015. - 1-15 янв. № 19. - с. 36-39.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2017. – 460 с.
33. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Эльконина Д.Б, Венгера А.Л. Москва, «Педагогика», 2010. – 178с.
34. Писарев, К.А. Соотношение семейного и школьного воспитания в отечественной педагогике XVIII – начала XX вв. [Текст] /К.А. Писарев // Образование и общество. – 2009. –№3 (56). – С. 111- 114.
35. Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 54-58.
36. Психологическая готовность ребенка к школе / Ав.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 176 с.
37. Психологическая готовность к обучению в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fusionpiter.ru/articles/readiness-school (дата обращения: 21.12.2018).
38. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. Нейропедагогика для дошкольников на примере авторской программы «Читайка» // Психология обучения.- 2016.- №11. - С. 4-12.
39. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. Психологические особенности речевого развития дошкольников, обучаемых по авторской программе «Читайка» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 217. - №2. - С. 42-62.
40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. - М.: ООО «Чистые пруды», 2015. – 32 с. ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
41. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2017. – 319 с.
42. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2017. – 102с.
43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн для учителей. – М.: Просвещение, 2016., С. 175
44. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
45. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества. URL: http://letidor.ru/article/kharakter_i_stepen_izmeneniy_s_70585/ (Дата обращения: 30.12.2018.)
46. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. — 320с. — (Серия «Библиотека студента»).
47. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. — СПб: Иматон, 2018. – 102с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникнуть у первоклассников в процессе адаптации к школе?
У первоклассников в процессе адаптации к школе могут возникнуть различные проблемы, такие как: страх перед новой средой, непонимание правил и требований, сложности в установлении социальных контактов, трудности в овладении учебной программой и т.д.
Как можно изучить готовность детей к школьному обучению и прогнозировать проблемы их адаптации к школе?
Готовность детей к школьному обучению можно изучить с помощью специальных диагностических методик, которые оценивают развитие различных аспектов (познавательных, эмоциональных, социальных и т.д.). Также важно проводить наблюдение за детьми и общаться с ними, чтобы выявить и предсказать возможные проблемы их адаптации к школе.
Что включает план работы с первоклассниками в адаптационный период?
План работы с первоклассниками в адаптационный период включает различные мероприятия, направленные на помощь детям в преодолении трудностей адаптации. К ним могут относиться знакомство с учителем и окружающими детьми, организация игровых и развлекательных занятий, проведение индивидуальных консультаций и помощь в изучении учебной программы.
Какие формы педагогического сопровождения используются для адаптации первоклассников к школе?
Для адаптации первоклассников к школе используются различные формы педагогического сопровождения, такие как индивидуальные и групповые занятия, консультации для родителей, организация внеклассной работы и многое другое. Важно выбирать формы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и помогают им успешно освоить новую роль ученика.
Какие итоги могут быть получены после проведения проектной работы по исследованию адаптации первоклассников к школе?
После проведения проектной работы по исследованию адаптации первоклассников к школе можно получить различные итоги, такие как анализ проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе адаптации, выявление успешных методов педагогического сопровождения, составление рекомендаций для педагогов и родителей. Это поможет совершенствовать практику работы с первоклассниками и улучшать их адаптацию к школе.
Какими методами можно изучить готовность детей к школьному обучению?
Для изучения готовности детей к школьному обучению можно использовать различные методы и инструменты. К ним относятся тестирование, наблюдение, беседы с ребенком и его родителями, анализ документации (медицинских заключений, развивающих программ и т. д.), а также социометрические методики, позволяющие определить степень вовлеченности ребенка в социальные отношения. Комбинирование этих методов позволяет получить полную картину готовности ребенка к школьному обучению.
Какой план работы с первоклассниками рекомендуется в адаптационный период?
В адаптационный период с первоклассниками рекомендуется проводить индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие социально-коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых навыков. Важными компонентами работы являются занятия по ознакомлению с школой, ее правилами и режимом, тренинги по развитию навыков самоконтроля и самоорганизации, а также игровые и конструктивные занятия, способствующие развитию творческого мышления и фантазии.
Какими формами педагогического сопровождения можно поддержать адаптацию первоклассников к школе?
Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе может осуществляться через различные формы. Это могут быть индивидуальные консультации с психологом или учителем, групповые занятия, встречи с более опытными школьниками или выпускниками, различные тренинги и игры, организация дополнительных занятий по интересам, а также сотрудничество с родителями и создание благоприятной социальной среды в классе.
Какие могут быть проблемы адаптации первоклассников к школе?
У первоклассников могут возникать различные проблемы в процессе адаптации к школе. Это могут быть проблемы социальной адаптации, связанные с установлением отношений со сверстниками или с учителями, а также проблемы познавательного и эмоционально-волевого развития. Ребенок может испытывать трудности с овладением новыми знаниями и умениями, а также справлением с эмоциональным возбуждением и стрессом, связанным с новой средой и требованиями школьной жизни.
Что такое педагогическое сопровождение первоклассников?
Педагогическое сопровождение первоклассников - это система мероприятий, осуществляемых педагогами для помощи детям в процессе адаптации к школьной жизни. Оно включает в себя различные формы работы, направленные на поддержку и развитие первоклассников, помощь им в освоении школьной программы и формировании социально-психологических навыков.
Как изучают готовность детей к школьному обучению?
Готовность детей к школьному обучению изучается с помощью специальных тестов и наблюдений педагогов. В этих тестах оцениваются различные аспекты готовности ребенка: когнитивные способности, речь, мелкую моторику, эмоциональную сферу и др. Также педагоги ведут наблюдение за детьми в детском саду, чтобы оценить их общую готовность к обучению.