Примениене методов игротерапии, арттерапии для коррекции замкнутости

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 24 24 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ИГРОТЕРАПИИ, АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАМКНУТОСТИ 6
1.1 Сущность и причины замкнутости у детей 6
1.2 Арт-терапия и игротерапия как методы коррекции замкнутости 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ИГРОТЕРАПИИ, АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАМКНУТОСТИ 14
2.1 Диагностика замкнутости дошкольников 14
2.2 Программа коррекции замкнутости дошкольников методами арт-терапии и игротерапии 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24


Фрагмент для ознакомления

Содержание программы.Нами были подобраны различные средства изотерапия (оттиск печатями, рисование сыпучими материалами, марания, изображение методом тычка, пластилиногафия, каракули, монотипия и др.) Любой из этих методов представляет маленькую игру, которая доставляет детям положительные эмоции, радость, восторг. Создавая рисунки, передавая определенный сюжет, дети проявляют свои чувства, индивидуальное понимание ситуации, при этом взаимодействия с другими детьми. Примеры упражнений по изотерапии:Упражнение «Рисуем на спине» (Цель: снятие напряжения, тактильных страхов, физическая и эмоциональная стимуляция) Дети разбиваются на пары. Встают друг за другом. Ребенок, стоящий сзади рисует пальчиком на спине ребенка, стоящего впереди различные образы (человечка, солнышко, лесенку, домик, кораблик, тучку с дождем). Партнер по игре должен отгадать, что нарисовано. Упражнение «Волшебные руки» (Цель: развитие воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния). Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем им предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется. Разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму друг с другом: «Наши руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат». Детям предлагается послушать тихую музыку, закрыть глаза и представить, что их руки стали волшебными и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, птичьи крылья, ветви дерева. Упражнение «Рисование на стекле под музыку» (Цель: Используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных и коммуникативных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит замкнутым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных» замечаниями взрослых, учебными неуспехами, нагрузкой, завышенными требованиями. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, лишенное монументальности и постоянства, можно не нести ответственности за результат. Также в рамках данной программы особое внимание уделялось игротерапии, в связи с чем, были подобраны следующие игры в коррекции замкнутости.1. Игра «Мое настроение». Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии. Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка. 2. Игра «Передача чувств» Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. 3. Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (схожа с представленным изотерапевтическим упражнением). Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты): Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. 4. Игра «Эмоции героев». Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих. Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения (возможно прочтением педагогом) ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста. Ожидаемый результат реализации программы – снижение уровня проявления застенчивости дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:1. Замкнутость ребенка представляет собой паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими. Замкнутость может быть проявлением застенчивости при этом не нужно отождествлять данные понятия, так как застенчивость – это робость, неуверенность, но стремление к общению, а замкнутость – это изолирование, отсутствие потребности в общении.2. В международной и отечественной теории и практике, арт-терапия рассматривается как одна из форм психотерапевтической практики, основанная на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений.Видов арт-терапии невероятное количество, ровно столько же, сколько существует видов творческой деятельности (рисование, лепка, музыка, танцы и т.д.). Педагогическая арт-терапия не имеет каких-либо ограничений или противопоказаний, являясь методом формирования социальных навыков проявлений эмоций и чувств, а так же безопасным для снятия эмоционального и психического напряжения, которое заметно проявляется у замкнутых детей. В настоящей работе особое внимание было уделено музыкотерапии и игротерапии.3. Диагностическое исследования в группе старших дошкольников показало, что большинству дошкольников (56%) свойственна ситуативная замкнутость, которая проявляется не во всех видах деятельности, однако, уже 21% исследуемых старших дошкольников имеют устойчивую замкнутость и только 23% не продемонстрировали н одного симптома замкнутости. Наиболее выраженные поведенческие симптомы замкнутости, уклонение от публичных выступлений (67%), уход от любых конфликтных ситуаций (67%), отсутствие инициативы в общении со сверстниками (67%), а также уклонение от ответственных действий (67%).4. В связи с тем, что по результатам диагностического исследования, нами была выявлена однозначная необходимость коррекции замкнутости в исследуемой группе старших дошкольников, нами была разработана соответствующая программа. Цель программы – положительное воздействие на эмоциональную сферу детей 5-6летнего возраста для коррекции проявлений замкнутости. В работе также представлены разработанные методы работы в рамках программы и некоторые игры и упражнения.Таким образом, на основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, а задачи полностью выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. — 256 c.Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость: Академия развития, 2017. - 224 с. Буторина С.В., Берман Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». 2015. С. 204-206.Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской замкнутости// Вопросы психологии, 2015. - №5. – С. 17-22.Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб: Речь, 2012. – 257 с.Гогоберидзе А.Г., Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость ребенка как маркер уникальности и самоценности дошкольного детства. Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1 (61). - С. 100-107.Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике // В сборнике: Арттерапия как фактор формирования социального здоровья сборник научных статей участников электронной научной конференции с международным участием.научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составитель: Л.Е. Савич, А.С. Нурмухаметова. - 2016. - С. 34-41.Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии - 2012 - №2. – С.114.Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб, 2012. - С.19-28. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Педагогика,2011. – 204 с.Казакова T.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2015. - 324 с.Крыжановская А.А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник педагогической арт-терапии // Печатное издательство InSitu. - 2016. - № 6. - С. 60-62.Кряжева Н. Развитие эмоционального мира у детей / Н.Л. Кряжева. Ярославль 2014. – С. 114Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002. – 108 с. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2013. – С. 81.Набатникова Л.П., Калиш И.В. Исследование тревожных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста методами арт-терапии // Системная психология и социология. - 2015. - № 4 (16). - С. 35-45.Подымова Л.С., Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 140-143.Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980. - №3. – С. 16-18.Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок// Дошкольное воспитание. –2014. - №2. – С. 9. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 154 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. — 256 c.
2. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость: Академия развития, 2017. - 224 с.
3. Буторина С.В., Берман Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». 2015. С. 204-206.
4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской замкнутости// Вопросы психологии, 2015. - №5. – С. 17-22.
5. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб: Речь, 2012. – 257 с.
6. Гогоберидзе А.Г., Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость ребенка как маркер уникальности и самоценности дошкольного детства. Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1 (61). - С. 100-107.
7. Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике // В сборнике: Арттерапия как фактор формирования социального здоровья сборник научных статей участников электронной научной конференции с международным участием. научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составитель: Л.Е. Савич, А.С. Нурмухаметова. - 2016. - С. 34-41.
8. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии - 2012 - №2. – С.114.
9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб, 2012. - С.19-28.
10. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Педагогика,2011. – 204 с.
11. Казакова T.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2015. - 324 с.
12. Крыжановская А.А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник педагогической арт-терапии // Печатное издательство InSitu. - 2016. - № 6. - С. 60-62.
13. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира у детей / Н.Л. Кряжева. Ярославль 2014. – С. 114
14. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002. – 108 с.
15. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2013. – С. 81.
16. Набатникова Л.П., Калиш И.В. Исследование тревожных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста методами арт-терапии // Системная психология и социология. - 2015. - № 4 (16). - С. 35-45.
17. Подымова Л.С., Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 140-143.
18. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980. - №3. – С. 16-18.
19. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок// Дошкольное воспитание. –2014. - №2. – С. 9.
20. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 154 с.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются для коррекции замкнутости у детей?

Для коррекции замкнутости у детей применяются методы игротерапии и арттерапии.

Как можно определить замкнутость дошкольников?

Замкнутость дошкольников можно определить с помощью диагностики, которая включает в себя наблюдение и анализ поведения ребенка.

Чем отличаются игротерапия и арттерапия?

Игротерапия и арттерапия различаются по своей методике: игротерапия использует игры и игровые приемы, а арттерапия - художественные материалы и творческую деятельность.

Какие причины могут быть у замкнутости у детей?

Причины замкнутости у детей могут быть разнообразными: социальная изоляция, негативный опыт, низкая самооценка и другие факторы.

Какие методы применяются в программе коррекции замкнутости дошкольников?

Программа коррекции замкнутости дошкольников включает в себя методы арттерапии и игротерапии, которые помогают развивать коммуникативные и творческие умения у детей.

Какие методы используются для коррекции замкнутости у детей?

Для коррекции замкнутости у детей используются методы игротерапии и арттерапии.

Что такое замкнутость у детей?

Замкнутость у детей — это психологическое состояние, при котором ребенок избегает общения, проявляет скрытность, неразговорчивость и не проявляет интерес к окружающему миру.

Какие причины могут быть у замкнутости у детей?

Причины замкнутости у детей могут быть разные, включая негативный опыт общения, страхи, низкую самооценку, семейные проблемы и т.д.

Какие методы используются для диагностики замкнутости у дошкольников?

Для диагностики замкнутости у дошкольников используются различные методы наблюдения, анкетирования, тестирования.

Какие результаты можно ожидать от программы коррекции замкнутости дошкольников методами арттерапии и игротерапии?

От программы коррекции замкнутости дошкольников методами арттерапии и игротерапии можно ожидать улучшение коммуникативных навыков, расширение сферы интересов, повышение самооценки и самовыражения у детей.

Что такое замкнутость у детей?

Замкнутость у детей – это состояние, когда ребенок проявляет скрытность, необщительность и избегает контакта с окружающими. Обычно такое поведение связано с возникновением чувства страха, тревоги или низкой самооценки.

Чем игротерапия и арттерапия могут помочь в коррекции замкнутости?

Игротерапия и арттерапия – это методы, основанные на использовании игры и творчества как средства для психологической коррекции. Они могут помочь развить у ребенка чувство безопасности, выражение эмоций, улучшить коммуникативные навыки и самооценку, а также снизить уровень тревожности и страха.