Негативные и позитивные последствия выхода Великобритании из ЕС
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 28.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основное содержание понятия Брексит и ретроспективный анализ его развития 5
1.1. Интеграционные процессы в Европе: история возникновения и современные тенденции 5
1.2. Позиция Великобритании в европейском интеграционном процессе 15
1.3. Ретроспективный анализ развития процесса выхода Великобритании из ЕС 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Перспективы развития процесса Брексит 31
2.1. Великобритания после выхода из интеграционного объединения : сценарный анализ 31
2.2. Положительные и негативные последствия для стран-участниц ЕС 44
2.3. Влияние Брексита для стран, не входящих в ЕС 47
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список исполбзованных источников 57
Учрежденное в октябре 2016 г. агентство по защите внешних границ «Frontex» уже начало свою деятельность, возможно расширение полномочий агентства;-создание агентства по инновациям - абсолютно реальный проект. ЕС больше внимания будет уделять вопросам развития инноваций и технологий, чтобы закрепить свое лидерство в данной сфере;-центр противостояния терроризму, ведомство по вопросам беженцев, агентство по противостоянию кибер-атакам, а также некоторые финансовые институты будут созданы на общеевропейском уровне.Макрон в речи в Сорбонне отметил, что видит необходимость в усилении глобальной роли ЕС. Для этого важно укреплять безопасность («Европа должна стать самостоятельным игроком, который может себя защитить»), защищать границы, важно создать общую стратегическую культуру, подразумевающую общие цели и понимание путей их достижения, проводить совместную внешнюю политику, гарантировать европейцам высокое качество жизни (обновление и конвергенция социальных моделей в европейских государствах), быть лидером в области защиты окружающей среды, технологиях и инновациях.2.2. Положительные и негативные последствия для стран-участниц ЕСПобеда на референдуме сторонников Brexit привела к целому комплексу негативных последствий для находящейся в стадии трансформации современной системы международных отношений и всех ее участников. Прежде всего, колоссальной силы репутационный ущерб нанесен Европейскому союзу. Выход из его состава одного из лидеров не только существенно ослабил все объединение как политически, так и экономически, но и создал губительный прецедент. Не секрет, что свое недовольство диктатом европейской бюрократии кроме Великобритании неоднократно высказывали и другие страны, например Италия и Венгрия. В связи с этим вполне может возникнуть «эффект домино» с непредсказуемыми последствиями для будущего всего объединения. Так, например, премьер-министр Чехии Б. Соботка в феврале2015 г. заявил, что в случае выхода Великобритании в его стране также будут инициированы дебаты по этому вопросу. Кроме того, исключение из европейского интеграционного проекта Соединенного Королевства означает существенное укрепление и без того лидерских позиций ФРГ, что вряд ли является целью Лондона.Вместе с тем ряд исследователей, признавая негативные последствия такого развития событий, считают, что их не стоит драматизировать. Выход Великобритании, по мнению профессора Лондонской школы экономики и политических наук Тима Оливера, будет иметь серьезные последствия и издержки для Великобритании, причем гораздо большие, чем для ЕС. Тем не менее остальные государства ЕС окажутся перед фактом такого беспрецедентного события, как выход из союза государства-члена, причем в случае с Великобританией - выхода одного из крупнейших членов. Это приведет к значительным трансформациям в ЕС. Важным представляется и то, что сам факт проведения референдума заставил традиционных союзников Соединенного Королевства, таких как США, Швеция, Нидерланды и Япония, как минимум задуматься о надежности и прагматичности британцев в современных международных отношениях. В результате Великобритания все чаще оценивается как «неудобный партнер», стремящийся получить односторонние выгоды.Для самого Соединенного Королевства потеря членства в ЕС будет означать серьезное снижение авторитета, потерю поддержки со стороны европейских союзников и способности эффективно действовать на международной арене. Кроме того, такое развитие событий приведет к негативным последствиям и для англоамериканских отношений. Президент США Б. Обама еще в июле2015г. высказался по этому вопросу предельно четко. «Присутствие Великобритании в ЕС, - заявил он в интервью Би-би-си, - дает нам гораздо больше уверенности в силе трансатлантического союза и является частью основополагающих институтов, построенных после Второй мировой войны, что сделало мир более безопасным и более процветающим. Мы хотим быть уверенными в том, что Соединенное Королевство и дальше будет играть эту роль». В контексте современных международных проблем и задач Вашингтон опасается, что выход Великобритании из ЕС серьезно осложнит достижение договоренностей о создании трансатлантической зоны свободной торговли, а также ослабит позиции европейских стран в НАТО.Еще одним важным последствием Брекзита для Великобритании и ее внешней политики стало очередное обострение сепаратистских тенденций. В частности, шотландские националисты, придерживающиеся твердых проевропейских позиций, не исключают возможности проведения повторного плебисцита о независимости Шотландии в случае выхода Соединенного Королевства из ЕС. Премьер-министр Ирландской Республики Э. Кенни выразил опасение, что подобное развитие событий нанесет ущерб мирному процессу в Северной Ирландии. «С нашей точки зрения, - заявил он после встречи с Д. Кэмероном 25 января2016г., - это приведет к серьезным осложнениям для Северной Ирландии. Мы работаем для достижения позитивного результата процесса связи Севера и Юга, потенциал которого и будущие выгоды зависят от Ирландии и сильной Великобритании, являющейся частью сильной Европы».Наконец, большинство серьезных экспертов предсказывают серьезные негативные последствия возможного выхода Великобритании из ЕС как для национального хозяйства, так и для мировой экономики. В феврале 2016 г. директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард предупредила, что такое развитие событий самым худшим образом повлияет на выход из кризиса и «обязательно будет негативным на всех направлениях». Практически одновременно и в унисон с К. Лагард министры финансов ведущих экономик мира на встрече G-20 в Шанхае пришли к выводу, что выход Соединенного Королевства из ЕС спровоцирует «шок в мировой экономике». Согласно оценкам Конфедерации британской промышленности, страна в случае разрыва существующих связей с европейскими партнерами за период до 2020 г. потеряет около 100 млрд ф. ст., 5% ВВП и столкнется с ростом уровня безработицы на 2-3%.Таким образом, Для некоторых потеря одного из самых экономически либеральных членов может стать импульсом для поворота к протекционизму, вызвать кризис европейской интеграции, которые приведут к распаду ЕС. Другие же видят в этом потенциал для ЕС, возможность избавиться от самого неудобного члена, что облегчит продвижение вперед, поможет преодолеть кризис в еврозоне и, в свою очередь, укрепит основы более тесного союза между народами Европы».2.3. Влияние Брексита для стран, не входящих в ЕСИтогами референдума не преминули воспользоваться Северная Ирландия и Шотландия, заявившие о желании выйти из состава Соединённого Королевства при сохранении своего членства в Евросоюзе. Позиция североирландских радикалов вызывает опасения по поводу возможного возобновления вооруженной конфронтации с Лондоном. В целом, позиции Северной Ирландии и Шотландии свидетельствуют скорее о желании добиться увеличения объёма финансирования на фоне отказа от обязательных выплат в пользу ЕС, нежели о готовности к открытой конфронтации с Лондоном, чьи средства по предотвращению подобных экономических, социальных и военных кризисов весьма обширны.Неконтролируемая миграция – основная причина разногласий Великобритании и ЕС. С момента открытия тоннеля под Ла-Маншем численность нелегальных мигрантов, прорывающихся на Туманный Альбион, радикально возросла. Французский город Кале стал для них перевалочным пунктом, где возникли целые анклавы нелегалов, жаждущих попасть в Великобританию. Рост преступности в Кале и неконтролируемая миграция в Британию вынудили власти Франции и Великобритании подписать соглашение о совместном патрулировании Кале с целью предотвращения разрастания лагерей мигрантов и их нелегального проникновения на территорию Англии. Ещё одной проблемой стало то, что натурализованные мигранты проникли в государственные органы, продвигая политику потворства своим сообществам.Нежелание делить ответственность с ЕС за надзор над неконтролируемыми волнами мигрантов вылилось в решение жителей и руководства Великобритании выйти из обременяющего их существование союза. Брексит видится реальным выходом из ситуации, поскольку, помимо выдворения нелегалов из страны обратно в ЕС, Британские власти смогут принять репрессивный закон о лишении гражданства террористов, претворение которого в жизнь было бы невозможным в рамках правовой системы Евросоюза.Потворство экономическим нуждам ЕС - ещё одна причина, побудившая британцев проголосовать за Брексит, который, как говорят многие эксперты, повлечёт за собой серьезное ослабление финансовой ситуации в самой Великобритании. Однако экономика Великобритании - одна из крупнейших в мире, кроме того, она не зависит от инвестиций. Брексит ослабит только ЕС. Кроме того, выход Британии из Евросоюза стимулирует перераспределение средств, прежде направляемых на нужды Союза, в пользу исключительно жителей Великобритании. Таким образом, именно Евросоюз вынужден будет тратить дополнительные средства на поддержание жизнеспособности обременяющих экономик отсталых стран Европы.Бремя содержание сразу двух правительств будет снято с Британских налогоплательщиков. Великобритании также не придётся инвестировать в дорогостоящие проекты ЕС. Выход Великобритании из ЕС укрепит её конкурентоспособность, сделает привлекательным партнером, как во внешней политике, так и в экономике. Во многом такая стойкость британской экономики связана с тем, что в стране во время пребывания в ЕС сохранялась национальная валюта - фунт стерлингов.При этом Брексит может создать уникальный прецедент во взаимоотношениях самого ЕС со своими ассоциированными партнерами. Евросоюз может перенять механизмы борьбы с нелегальной миграцией, сепаратизмом и терроризмом, которые, вполне вероятно, будут выработаны в Великобритании, для предотвращения и устранения собственных проблем и угроз, трансформировавшись в стабильное и защищённое наднациональные образование.Прежде всего, Брексит является симптомом ослабления интереса государств к интеграционным процессам. В современном мире страны все больше склоняются к сохранению национальной «самостийности», нежели к удовлетворению общих, пускай и необходимых, нужд. Данная фрагментация служит сигналом для ЕС. Союз, к вступлению в который раньше стремились, сегодня становится тяжким бременем, что говорит о непривлекательности проводимой Евросоюзом политики.Итоги британского референдума, ознаменовавшие последующий выход из ЕС, в известной степени породили некий «кризис идентичности» всего блока. Отныне еврооптимисты должны принять решения, которые определят дальнейший курс ЕС. Особенно остро стоят проблемы будущего евро-интеграции и политического будущего Евросоюза в целом. При этом рассматриваются различные стратегии - от «континентального партнерства», целью которого будет поиск путей принятия решений для единого рынка, до реставрации масштабных евро-проектов прошлого, что предполагает создание постоянной единой европейской армии и общеевропейской службы разведки.Брексит стал невероятным потрясением для ЕС и способен подтолкнуть другие государства к проведению собственных референдумов о независимости. Это событие укрепило и без того нараставшую после мирового финансового кризиса и кризиса еврозоны уверенность евроскептиков в необходимости фрагментации и «разукрупнения» ЕС. Подобная тенденция угрожает подорвать координацию между странами ЕС по целому ряду вопросов региональной и международной безопасности, подрывая авторитет Евросоюза, прежде всего, в глазах России, Ирана и Турции. Слабый ЕС окажется неспособен эффективно справляться со своими проблемами, такими, как способствование укреплению проблемных экономик его ассоциированных членов.Внутри ЕС все явственнее будет проглядываться колоссальная разница между «осью» (Германия, Франция, Италия, страны Бенилюкс) и «периферией» (Центральная и Восточная Европа). И хотя влияние Брексита окажет наиболее губительное для ЕС именно на страны«периферии», и в странах «оси» могут зародиться или прийти к власти движения, способные оказать свое, мощное влияние на процесс ослабления Евросоюза (например, праворадикальное движение в Германии, блок Марин Ле Пен во Франции, новое правое правительство Австрии и т.д.).Еще одним последствием Брексита может стать более тесное сближение Великобритании с США. Отношения этих держав исторически весьма сильно переплетены, и в условиях многополярности международного порядка этот консолидированный полюс силы будет играть огромную роль в международной политике.Брексит крайне нежелателен для Запада еще и с точки зрения того, что выгоду от него может получить Российская Федерация. Британия, вырвавшись из обременительного союза, вполне возможно будет занимать пассивную позицию по отношению к делам на Континенте. В свою очередь, это может подтолкнуть страны израненного ЕС активнее преследовать собственные, реалистические интересы. России данное обстоятельство может быть на руку, ведь вместо антагонистически настроенного единого Евросоюза она получит отдельные страны, как бы блоки внутри блока, с которыми можно будет выстраивать конструктивный диалог и продуктивные отношения. Нещадно критикуемая (впрочем, бездоказательно) за поддержание эскалации сирийского кризиса с целью ухудшения миграционного кризиса в Европе, Россия, с ослаблением роли ЕС как надгосударственного регулятора европейской внешней политики, способна будет не только выстроить лояльные отношения с Германией, Францией и Италией, но и с Венгрией, Словакией и Болгарией, тогда как уменьшение способности ЕС действовать как политико-экономический магнит для таких стран, как Сербия, Черногория, Македония, Молдова и Украина может привести к расширению в них российского влияния.Великобритания, по сути, всегда была обособлена от Европы. Связано это не только с ее географическим островным положением, но и непримиримой позицией поотношению к тому, что ЕС претендует на статус федерального сверхгосударства. По сути, это обезличивало Британию, сводило на нет ее национальную идентичность и суверенитет. На этой почве на протяжении почти всего пребывания страны в составе Евросоюза между Британией и ЕС возникали многочисленные противоречия.Несмотря на накопившийся клубок спорных вопросов, Брексит в самой Британии был воспринят противоречиво. Прежде всего, это связано с тем, что мало кто может с точностью предугадать последствия референдума о выходе из ЕС. С этим перекликается и неопределенность касаемо выбора стратегии дальнейшего взаимодействия Британии с Евросоюзом. К тому же, сама процедура выхода беспрецедентна и длительна по времени.Выводы по главе 2Брексит является жесточайшим ударом по Евросоюзу, как образцовой форме интеграционных процессов. Выбор британцев вновь обнажил проблемы Европы. ЕС необходимо не только максимально безболезненно пережить потерю своего флагмана, но и параллельно ускорить процессы собственной модернизации. Случай с Великобританией показывает, что у ЕС нет эффективных средств решения внутренних проблем и что извлечь уроки из уже существовавших прецедентов (кризис, связанный с Грецией) не удается.Великобритания вынуждена будет переориентировать свою экономику, поскольку лишится всех привилегий единого рынка ЕС. Кроме того Брексит повлечет увеличение таможенных сборов и пошлин. Стране, по сути, придется заново заключать новые торговые договоры со всеми 27 ассоциированными членами Евросоюза, что влечет за собой создание громоздкого бюрократического аппарата. Конечно, существует вариант, при котором договоренности могут быть заключены с ЕС в целом, однако по каждому отдельно взятому пункту структуры торгового договора.Итоги и последствия референдума различны. Все будет зависеть от дипломатических шагов Великобритании, решений ЕС и стран-членов Еврозоны. Но голосование проведено, сторонники за выход из ЕС победили. Теперь только время покажет, к чему это все приведет. В этой связи можно упомянуть выражение Уинстона Черчилля: «Это еще не конец. Это даже не начало конца, но, возможно, это конец начала».заключениеРеферендум о членстве Великобритании в составе Европейского союза стал переломным этапом на пути европейской интеграции на современном этапе. Следует отметить, что Великобритания является членом Европейского Экономического Сообщества (далее - ЕЭС) с 1973 г., его правопреемником с 1992 г. является ЕС, что было юридически закреплено Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды).Последствия данного решения британцев скажутся как на дальнейшем развитии Соединенного Королевства, так и на развитии всего ЕС. Особенно решение о выходе Великобритании из ЕС окажет влияние на бюджет блока, на его последующие колебания, переориентацию без участия в нем Соединенного Королевства.Рассматривая влияние Брексита на бюджет блока, следует отметить, что оно будет оказано с разных сторон. Тем не менее взносы в бюджет для Великобритании рассчитываются при учете механизма «уступки Великобритании» (UKrebate). С 1985 г. Великобритании выплачивается компенсация за вклад, который она осуществила в бюджет блока в предыдущем год. А именно из суммы ее взноса вычитается размер «уступки», который делится между остальными 27 государствами-членами ЕС пропорционально их валовому национальному доходу за исключением Германии, Нидерландов, Австрии и Швеции, доля которых сокращается на 75%.Говоря непосредственно о последствиях для бюджета ЕС, необходимо отметить, во-первых, переговоры по выходу Великобритании из ЕС будут обуславливать то, продлит ли Великобритания выполнение своих финансовых обязательств, взятых, будучи членом ЕС. Во-вторых, брексит вызовет дефицит бюджета ЕС до 10 млн. евро в год, что связано как прекращением осуществления взносов Великобританией, а также непосредственно с затратами на процедуру по выходу Британии из союза. Следовательно, Брюсселю предстоит либо взыскивать данные денежные средства с других государств-членов блока, что может вызвать экономическую напряженность в ряде государств, либо сократить расходную часть бюджета или, с другой стороны, объединить два данных подхода.Выход Великобритании также однозначно скажется и на последующих переговорах относительно бюджета ЕС, так как именно Великобритания была инициатором понижения верхней границы объема взноса в бюджет союза. Брексит также приведет к уменьшению ВНД ЕС на 17%, что равняется вкладу Туманного Альбиона в бюджет. Более того, выход Великобритании из блока будет означать окончание периода «уступки», что дает возможность властям союза отменить остальные уступки другим государствам, тем самым восполнив бюджет объединения.Также ЕС надеется на погашение Великобританией ранее взятых на себя обязательств, которые были утвержденные, но еще не реализованы, например, их общая сумма в 2017 г. составила около 240 млрд. евро. ЕС также ожидает получение выплат со стороны Великобритании относительно ранее запланированных трат, зафиксированных в бюджете блока на 2014-2020 гг. ЕС также просит Великобританию взять на себя расходы относительно процесса выхода, например, траты на перемещения штаб - квартир агентств и служб ЕС из Соединенного Королевства. Более того, бюджету ЕС будет также угрожать не только то, что процедура по Брекситу потребует ряда затрат, но и то, что Великобритания больше не будет участвовать в формировании бюджета блока при том, что она всегда вносила больше, чем тратила.В случае если Великобритания откажется от платежа за Брексит, то можно говорить о наличии явного дефицита бюджета ЕС. Необходимо отметить, что Великобритания ежегодно в период с 2014 по 2016 гг. вносила в бюджет союза в среднем 17,4 млрд. евро, что составляет около 12,5% от всего бюджета объединения. При этом ЕС тратил на реализацию программ внутри Соединенного Королевства коло 7,2 млрд. евро. Следовательно, можно говорить о том, что структурный разрыв в бюджете ЕС после Брексита составит, ориентировочно, 7 млрд. евро.Применяя сценарный подход, логично выделить четыре наиболее вероятных сценария относительно будущего бюджетного формирования ЕС. Первый сценарий заключается в сохранении текущего объема расходов со стороны ЕС. В данном случае, взносы подавляющего большинства государств - членов будут увеличены на 5-8% относительно нынешнего объема валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Более того, особого увеличения подвергнется взносы таких государств-членов блока как Австрия, Германия, Нидерланды и Швеция, так как данные государства участвуют программе «уступки» Великобритании на иных условиях, выплачивая дополнительно не целый платеж, а 75%. Следовательно, при выходе Британии из ЕС правило «уступки» перестанет работать, из этого следует, что нагрузка на данные государства значительно возрастет.Второй сценарий предполагает, что дефицит бюджета блока также может быть разрешен путем сокращения расходов блока. Но, несмотря на это положения государств-членов, получающих наибольшее финансирование, ухудшится. Более того, неизвестно, какие статьи расходов блока будут сокращены, либо трансформированы. Но текущий продолжающийся рост экономики ЕС может нивелировать данное обстоятельство.Третий сценарий подразумевает то, что текущее бюджетное планирование не подразумевает выход государства-члена из блока. Следовательно, ЕС будет необходимо заключить одно или несколько специальных соглашений, относительно переходного периода. Например, Британия и ЕС могут договориться о том, что британцы продолжат осуществлять взносы в бюджет союза в течение двух лет после окончания официальной процедуры по брекситу, но, так или иначе, это не будет соответствовать идеям британских евроскептиков.Другие варианты развития событий, относительно влияния брексита на бюджет союза могут заключаться, например, в сочетании сокращения расходов и одновременном увеличении взносов государств-членов. Также ЕС может ввести дополнительные налоги на всей территории блока с целью получения новой статьи доходов в бюджет, либо повысить размер взноса по ранее существующим налогам и сборам. Также государства, которые вносят основной объем от бюджета объединения, могут согласиться на дальнейшее увеличение взносов при сокращении расходных статей бюджета, которые позволят бюджету стать более гибким и обеспечить долгосрочный экономический рост.Таким образом, подводя итог, можно говорить о том, что выход Великобритании из ЕС однозначно нанесет удар по бюджету Евросоюза. Более того, на сегодняшний день не существует универсального способа, которым можно сбалансировать бюджет, на который будут согласны все участники объединения, так как ни увеличение взносов, ни сокращение бюджета не является приемлемым для государств ЕС. Следовательно, выход Великобритании из ЕС является катализатором долгих переговоров относительно новой бюджетной политики союза и урегулировании сделки по брекситу.Список исполбзованных источниковКошелев Г.А., Попинов И.А., Кириллова Е.Б. Британия в поисках «среднего пути» // Семьдесят первая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Сборник материалов конференции. В 3-х частях. Ярославль, 2018. С. 927-930.Маринина С.В. Брексит: экономические дисбалансы прогнозированного выхода Великобритании из Европейского союза // Формирование рыночных отношений в Украине. 2018. № 2 (201). С. 17-23.Османова С.А. Анализ и прогнозы разрешения экономических проблем в связи с выходом Соединенного Королевства из Европейского союза // Экономика, управление, финансы Материалы VIII Международной научной конференции. 2018. С. 46-49.Россия сегодня. Режим доступа:http://inosmi.ru/politic/20160705/237082471.htmlХесин Е.С. Контуры новой экономической политики // Ход, итоги и последствия всеобщих парламентских выборов 2015 г. в Великобритании – 2015. - С. 15-25. Cameron D. EU speech at Bloomberg / HM Government. Prime Minister's office. - L., 2013. - 23.01. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/eu-speech-at-bloombergCameron D. EU: In or out? [Video] // Youtube.com. 02.06.2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=0BFSJRH1q-A (accessed: 31.03.2017).Cameron D. European Council June 2014 speech / HM Government. Prime Minister's office. - L., 2014. - 27.06. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/european-council-june-2014-david-camerons-speechChepik V.N. Great miscalculation of David Cameron//ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета. История. 2018. Т. 63. № 1. С. 301-310.Conservative Manifesto 2010 // Conservatives.com. April 2010. Available at: https:// www.conservatives.com/~/media/files/activist%20centre/press%20and%20policy/manifestos/manifesto2010Conservative Manifesto for Europe 1994 // Conservative Party Archive: Conservative Party European Election Publications. Available at: http://www.bodley.ox.ac.uk/dept/scwmss/wmss/online/modern/cpa/library/publ.htmlConservative Party General Election Manifesto 2001 // ConservativeManifesto. Available at: http://www.conservativemanifesto.com/2001/2001-conservative-manifesto.shtmlDeutsch K. Nationalism and It’s Alternatives. New York, Basic Books, 1969. 451 pDeutsche blicken optimistischer in die Zukunft als europaische Nachbarn. Bertelsmann Stiftung, 06.09.2017. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/de/themen/aktuelle-meldungen/2017/september/deutsche-blicken-optimistischer-in-die-zukunft-als-euro- paeische-nachbarn/Dobbert S., Stuerzenhofecker, Gatzke M., Voellinger V. Europas Zukunft // Zeit Online, 19.10.2017. URL: http://www.zeit.de/politik/ausland/2017-10/europaeische-umon-zukunft-eu-vorschlaege .Dovere E.-I., McTague T., Spence A. How David Cameron blew it // Politico.25.06.2016 Available at: http://www.politico.eu/article/how-david-cameron-lost-brexit-eu-referendum-prime-minister-campaign-remain-boris-craig-oliver-jim-messina-obama/EU reform deal: What Cameron wanted and what he got // BBC. - L., 2016. - 20.02. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-eu- referendum-35622105Farage/Cameron; Leave/Remain [Video] // Youtube.com. 07.06.2016. Moment – 47:45. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2-s7a2WYP8Future of Europe group plans closer EU integration // BBC. - L., 2012. - 18.09. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/world-europe-19638337Global security: UK-US relations / UK Parliament. House of Commons. Foreign affairs committee. - L., 2010. - 28.03. - 240 p. - Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200910/cmselect/cmfaff/114/114.pdfGoldberg J. The Obama doctrine: The US president talks through his hardest decisions about America's role in the world // The Atlantic. - Wash., 2016. - April. - Mode of access: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/Goldberg J. The Obama doctrine: The US president talks through his hardest decisions about America's role in the world // The Atlantic. - Wash., 2016. - April. - Mode of access: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/Gove M. EU: In or out? [Video] // Youtube.com. 03.06.2016. Minute – 40:15. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=t8D8AoC-5i8Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces 1950-1957. Stanford, Stanford University Press, 1958. 552 p.; Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. Stanford, Stanford University Press, 1963. 367 pHague W. Britain's foreign policy in a networked world / HM Government. Foreign and commonwealth office. - L., 2018. - 01.07. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/britain-s-foreign-policy-in-a-networked-world--2Initiative pour l’Europe - Discours d’Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, democratique. 26 Septembre 2017, Paris. URL: http://www.elysee.fr/declarations/article/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine- unie-democratique/ITV‘s EU Referendum debate – Remain vs Leave (09 June 16) [Part 1/4] [Video] // Youtube.com. 02.10.2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=BbgkKbVG6t4 (accessed: 12.10.2016); См. также: Question time special – Michael Gove – Brexit 156-16 [Video] // Youtube.com. 03.06.2016. Minute – 8:30. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_9-jDRQuTooLindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. Stanford, Stanford University Press, 1963. 367 pMoravcsik A. The Choice for Europe. Social Purpose and State Power From Messina to Maastricht. Ithaca, New York, Cornell University Press, 1998. 528 pNational security strategy and strategic defence and security review 2015: A secure and prosperous United Kingdom / HM Government. Prime Minister's office. - L., 2015. - November. - 96 p.Obama's speech to UK Parliament, in full, with analysis // BBC. - L., 2011. - 25.05. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-13549927Question time special – Michael Gove – Brexit 15-6-16 [Video] // Youtube.com. 15.06.2016 Moment – 8:14. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_9-jDRQuTooSantis De N. Future of Europe: Scenarios 2016/2025. Режим доступа: http://www.brandeu.eu/wp-content/uploads/2016/05/Brexit-and-Future-of-Europe-Scenarios-2025.pdfSyria crisis: Cameron loses Commons vote on Syria action // BBC. - L., 2013. - 30.08. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-23892783The Queen’s Brexit challenge to dinner guests: ‘Give me three good reasons why Britain should be part of Europe’ // The Spectator. 21.06.2016. Available at: http://blogs.spectator.co.uk/2016/06/queens-brexit-challenge-dinner-guests-give-three-good-reasons-britain-part-europe/UKIP Election Manifesto 2015 // UKIP.org. Available at: http://www.ukip.org/manifesto2015UKTI inward investment report 2014 to 2015 / HM Government. UK Trade and investment department. - L., 2015. - 17.06. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/publications/ukti-inward-investment-report-2014-to-2015/ukti-inward-investment-report-2014-to-2015-online-viewingWebb D., Keep M. In brief: UK-EU economic relations / UK Parliament. House of Commons. - L., 2016. - 13.06. - 20 p. - Mode of access: http://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Wiener A., Diez T. European Integration Theory. Oxford - N.Y.: Oxford University Press, 2009. P. 27
1. Кошелев Г.А., Попинов И.А., Кириллова Е.Б. Британия в поисках «среднего пути» // Семьдесят первая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Сборник материалов конференции. В 3-х частях. Ярославль, 2018. С. 927-930.
2. Маринина С.В. Брексит: экономические дисбалансы прогнозированного выхода Великобритании из Европейского союза // Формирование рыночных отношений в Украине. 2018. № 2 (201). С. 17-23.
3. Османова С.А. Анализ и прогнозы разрешения экономических проблем в связи с выходом Соединенного Королевства из Европейского союза // Экономика, управление, финансы Материалы VIII Международной научной конференции. 2018. С. 46-49.
4. Россия сегодня. Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160705/237082471.html
5. Хесин Е.С. Контуры новой экономической политики // Ход, итоги и последствия всеобщих парламентских выборов 2015 г. в Великобритании – 2015. - С. 15-25.
6. Cameron D. EU speech at Bloomberg / HM Government. Prime Minis-ter's office. - L., 2013. - 23.01. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/eu-speech-at-bloomberg
7. Cameron D. EU: In or out? [Video] // Youtube.com. 02.06.2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=0BFSJRH1q-A (accessed: 31.03.2017).
8. Cameron D. European Council June 2014 speech / HM Government. Prime Minister's office. - L., 2014. - 27.06. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/european-council-june-2014-david-camerons-speech
9. Chepik V.N. Great miscalculation of David Cameron//Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. № 1. С. 301-310.
10. Conservative Manifesto 2010 // Conservatives.com. April 2010. Available at: https:// www.conservatives.com/~/media/files/activist%20centre/press%20and%20policy/manifestos/manifesto2010
11. Conservative Manifesto for Europe 1994 // Conservative Party Archive: Conserva¬tive Party European Election Publications. Available at: http://www.bodley.ox.ac.uk/dept/scwmss/wmss/online/modern/cpa/library/publ.html
12. Conservative Party General Election Manifesto 2001 // ConservativeManifesto. Available at: http://www.conservativemanifesto.com/2001/2001-conservative-manifesto.shtml
13. Deutsch K. Nationalism and It’s Alternatives. New York, Basic Books, 1969. 451 p
14. Deutsche blicken optimistischer in die Zukunft als europaische Nachbarn. Bertels¬mann Stiftung, 06.09.2017. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/de/themen/aktuelle-meldungen/2017/september/deutsche-blicken-optimistischer-in-die-zukunft-als-euro- paeische-nachbarn/
15. Dobbert S., Stuerzenhofecker, Gatzke M., Voellinger V. Europas Zukunft // Zeit Online, 19.10.2017. URL: http://www.zeit.de/politik/ausland/2017-10/europaeische-umon-zukunft-eu-vorschlaege .
16. Dovere E.-I., McTague T., Spence A. How David Cameron blew it // Politico.25.06.2016 Available at: http://www.politico.eu/article/how-david-cameron-lost-brexit-eu-referendum-prime-minister-campaign-remain-boris-craig-oliver-jim-messina-obama/
17. EU reform deal: What Cameron wanted and what he got // BBC. - L., 2016. - 20.02. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-eu- referendum-35622105
18. Farage/Cameron; Leave/Remain [Video] // Youtube.com. 07.06.2016. Moment – 47:45. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2-s7a2WYP8
19. Future of Europe group plans closer EU integration // BBC. - L., 2012. - 18.09. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/world-europe-19638337
20. Global security: UK-US relations / UK Parliament. House of Commons. Foreign affairs committee. - L., 2010. - 28.03. - 240 p. - Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200910/cmselect/cmfaff/114/114.pdf
21. Goldberg J. The Obama doctrine: The US president talks through his hardest decisions about America's role in the world // The Atlantic. - Wash., 2016. - April. - Mode of access: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/
22. Goldberg J. The Obama doctrine: The US president talks through his hardest decisions about America's role in the world // The Atlantic. - Wash., 2016. - April. - Mode of access: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/
23. Gove M. EU: In or out? [Video] // Youtube.com. 03.06.2016. Minute – 40:15. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=t8D8AoC-5i8
24. Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces 1950-1957. Stanford, Stanford University Press, 1958. 552 p.; Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. Stanford, Stanford University Press, 1963. 367 p
25. Hague W. Britain's foreign policy in a networked world / HM Govern¬ment. Foreign and commonwealth office. - L., 2018. - 01.07. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/britain-s-foreign-policy-in-a-networked-world--2
26. Initiative pour l’Europe - Discours d’Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, democratique. 26 Septembre 2017, Paris. URL: http://www.elysee.fr/declarations/article/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine- unie-democratique/
27. ITV‘s EU Referendum debate – Remain vs Leave (09 June 16) [Part 1/4] [Video] // Youtube.com. 02.10.2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=BbgkKbVG6t4 (accessed: 12.10.2016); См. также: Question time special – Michael Gove – Brexit 15¬6-16 [Video] // Youtube.com. 03.06.2016. Minute – 8:30. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_9-jDRQuToo
28. Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. Stanford, Stanford University Press, 1963. 367 p
29. Moravcsik A. The Choice for Europe. Social Purpose and State Power From Messina to Maastricht. Ithaca, New York, Cornell University Press, 1998. 528 p
30. National security strategy and strategic defence and security review 2015: A secure and prosperous United Kingdom / HM Government. Prime Minister's office. - L., 2015. - November. - 96 p.
31. Obama's speech to UK Parliament, in full, with analysis // BBC. - L., 2011. - 25.05. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-13549927
32. Question time special – Michael Gove – Brexit 15-6-16 [Video] // Youtube.com. 15.06.2016 Moment – 8:14. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_9-jDRQuToo
33. Santis De N. Future of Europe: Scenarios 2016/2025. Режим доступа: http://www.brandeu.eu/wp-content/uploads/2016/05/Brexit-and-Future-of-Europe-Scenarios-2025.pdf
34. Syria crisis: Cameron loses Commons vote on Syria action // BBC. - L., 2013. - 30.08. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-23892783
35. The Queen’s Brexit challenge to dinner guests: ‘Give me three good reasons why Britain should be part of Europe’ // The Spectator. 21.06.2016. Available at: http://blogs.spectator.co.uk/2016/06/queens-brexit-challenge-dinner-guests-give-three-good-reasons-britain-part-europe/
36. UKIP Election Manifesto 2015 // UKIP.org. Available at: http://www.ukip.org/manifesto2015
37. UKTI inward investment report 2014 to 2015 / HM Government. UK Trade and investment department. - L., 2015. - 17.06. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/publications/ukti-inward-investment-report-2014-to-2015/ukti-inward-investment-report-2014-to-2015-online-viewing
38. Webb D., Keep M. In brief: UK-EU economic relations / UK Parliament. House of Commons. - L., 2016. - 13.06. - 20 p. - Mode of access: http://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/
39. Wiener A., Diez T. European Integration Theory. Oxford - N.Y.: Oxford University Press, 2009. P. 27
Вопрос-ответ:
Что такое Брексит?
Брексит - это процесс выхода Великобритании из Европейского союза.
Какие есть позитивные последствия Брексита для Великобритании?
Одним из позитивных последствий Брексита для Великобритании является возможность контроля над собственными законами, миграцией и торговлей. Также, Великобритания сможет заключать собственные торговые соглашения с другими странами вне ЕС.
Какие есть негативные последствия Брексита для Великобритании?
Одним из негативных последствий Брексита для Великобритании является утрата доступа к единому рынку ЕС, что может негативно сказаться на британской экономике. Также, выход из ЕС может привести к ухудшению политических и экономических отношений с другими европейскими странами.
Какова позиция Великобритании в европейском интеграционном процессе?
Великобритания долгое время занимала особую позицию в европейском интеграционном процессе. Она не входила в еврозону и сохраняла контроль над своей валютой. Однако, Великобритания активно участвовала в других аспектах европейской интеграции, таких, как свободный обмен товарами и персоным внутри ЕС.
Как развивался процесс выхода Великобритании из ЕС?
Процесс выхода Великобритании из ЕС начался с проведения референдума в 2016 году, на котором большинство избирателей проголосовало за выход. После этого были запущены переговоры между Великобританией и ЕС по условиям выхода. Эти переговоры заняли несколько лет, и в итоге было достигнуто соглашение о выходе, которое вступило в силу в 2020 году.
Что такое Брексит и какова история его развития?
Брексит – это выход Великобритании из Европейского союза (ЕС). Идея Брексита возникла после референдума, который состоялся в Великобритании в июне 2016 года. На этом референдуме большинство избирателей проголосовало за выход из ЕС. Великобритания официально вышла из ЕС 31 января 2020 года. Это решение имеет далеко историю развития. В дальнейшем следует ретроспективный анализ этого процесса.
Какова позиция Великобритании в европейском интеграционном процессе?
Великобритания долгое время занимала особую позицию в европейском интеграционном процессе. Она не вошла в еврозону, поэтому не вводила евро как единую валюту. Также Великобритания имела определенные льготы и исключения в некоторых сферах, связанных с европейским законодательством.
Какие перспективы развития процесса Брексита?
Перспективы развития процесса Брексита пока остаются неопределенными. После выхода из ЕС, Великобритания начала переговоры с ЕС о будущем сотрудничестве. Эти переговоры касаются торговых отношений, безопасности и других аспектов. Ожидается, что процесс будет сложным и длительным, и окончательные результаты могут быть достигнуты только после многих лет.