Развитие речи на примере сочинения-описания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Развитие речи в школе 6
1.1. Уровни развития речи у учащихся 6
1.2. Формы речи 7
1.3. Методы и приемы развития речи у учащихся 10
1.4. Сочинение как один из видов работ по развитию речи у учащихся 5-11 классов 12
1.4.1. Виды сочинений 12
1.4.2. Методика работы над сочинением 13
1.5. Особенности работы над сочинениями разных видов 15
1.5.1. Описание картины 15
1.5.2. Сочинения-описания 16
1.5.3. Сочинения на основе прочитанного 17
1.5.4. Сочинение по данной части 17
1.6. Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Методический комплекс 19
2.1. Задания по развитию культуры речи для учащихся 5-ого класса 20
2.2. Задания по развитию культуры речи для учащихся 6-ого класса 20
2.3. Задания по развитию культуры речи для учащихся 7-ого класса 21
2.4. Задания по развитию культуры речи для учащихся 8-ого класса 22
2.5. Задания по развитию культуры речи для учащихся 9-ого класса 23
2.6. Задания по развитию культуры речи для учащихся 10-11 классов 25
2.7. Выводы по главе 2 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Завтра будет неважная погода. Наверное, будет пасмурно, пойдёт унылый дождик. Очень не хочется ехать за город.Завтра, 5 сентября. Температура воздуха 12-14 градусов, переменная облачность, кратковременные дожди. Ветер слабый.О каких двух формах речи говорится в стихотворении? Приведите примеры, которые раскрывали бы мысль, высказанную в первых двух стихотворных строках.Родная речь – дарованное благо,сложным-сложна, а то простым-проста.Пусть сожжена бесценная бумага,слова живут – текут из уст в уста.2.3. Задания по развитию культуры речи для учащихся 7-ого класса Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Весенний монолог». Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?Всё весеннее:                        намёки и поступки,бездумные шаги по мостовой.Всё весеннее:                      бульвары и простуды,ветер,пахнущий вчерашнею травой.Верю я, что есть улыбка                                       в этом ветре.Верю в ласковость и силусквозняка. <...>И не верютолько в синие снега.Прочитайте диалоги. Назовите речевую задачу каждого из участников. Соотнесите содержание и речевые задачи, стоящие перед участниками диалогов, со схемой в начале параграфа. Определите вид каждого диалога.   1. — Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится занятие секции по волейболу?   — Да, Ваня, приходи в 5 часов.   2.— Аня, исправь на доске допущенные Ваней ошибки.   — А разве там есть ошибки?   — Кто видит ошибки, поднимите руки.   3. — Извините, Елена Николаевна! Я опоздал на урок.   — Проходи, больше не опаздывай.   4. — Понравился ли тебе фильм, Ваня?   — Ничего. Ну, пап, драки хорошие, погони.   — А мне — не очень. Эти драки и погони мы уже не раз видели.Познакомьтесь с высказываниями русских писателей о дружбе. Выскажите свои мысли о дружбе в диалоге друг с другом.   Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.                                                                                        (И. Гончаров)   Чтобы быть истинными друзьями, надо быть уверенными друг в друге.                                                                                         (Л. Толстой)2.4. Задания по развитию культуры речи для учащихся 8-ого классаСовременный исследователь живой русской речи О. Лаптева зафиксировала многочисленные ошибки в словосочетаниях с управлением. Укажите ошибки. Запишите словосочетания в исправленном виде.Заняты над подготовкой установок; 2) делился об этом с товарищем; 3) искать разрешения от каких-то наболевших вопросов; 4) рад за успехи; 5) овладение навыков и умений;6) коснуться по вопросам;7) посадить за столом; 8) велась работа об специальном самолёте; 9 )жалобы о том, что; 10 )достиг до 48 процентов; 11 )находясь с проездом в Москве; 12 )рассчитаны для студентов; 13 )ко мне задавались вопросы; 14 )получил удовлетворение над работой.В книге «Не говори шершавым языком» собраны и проанализированы десятки конкретных примеров современных нарушений норм русского литературного языка, в том числе и ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Авторы книги суть ошибки в употреблении деепричастных оборотов объясняют, приводя пример подобной ошибки из юмористического рассказа А. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Из приведённых ниже предложений назовите те, в которых допущена подобная ошибка. Устраните её, перестроив предложения. Запишите их в исправленном виде.1. Наблюдая за прыжком спортсмена, у вас может возникнуть вопрос. 2. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь. 3. Связавшись с нашим корреспондентом, мы сообщим вам данную информацию. 4. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти. 5. Прочитав работу, у меня сложилось хорошее впечатление. 6. Москвичам будет спокойнее, зная, что их защищает такая влиятельная организация.Представьте себя журналистом. Вам предложили написать статью о первопроходце космоса Юрии Алексеевиче Гагарине. Сравните два заголовка: «Запуск Гагарина в космос» и «Полёт в космос». Что лучше в семантическом (смысловом) плане применительно к ситуации? Обоснуйте письменно свой ответ.2.5. Задания по развитию культуры речи для учащихся 9-ого классаПрочитайте высказывания выдающегося судебного оратора Анатолия Фёдоровича Кони. Какие три требования (условия), по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично? Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи? Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана. Поставьте пропущенные знаки препинания.1. Умение говорить публично достигается выполнением ряда требований лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий по моим наблюдениям и личному опыту три нужно знать предмет о котором говоришь в точности и подробности выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью богатством и своеобразными оборотами, причём конечно к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы.2. Говорить следует громко отчётливо (дикция) немонотонно по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность убеждённость сила.…Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.1.Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.2.Темнело быстро. Пламя костра разгоралось всё ярче и освещало лужайку.3.Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.4.Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.5.Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.2.6. Задания по развитию культуры речи для учащихся 10-11 классовПо данной выше схеме определите стиль речи. Укажите синтаксические и лексические средства языка, характерные для данного стиля.Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;свобода и плюрализм в образовании;демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.2.7. Выводы по главе 2Работа по развитию речи может быть успешной только в том случае, если она происходит регулярно. Поэтому и необходимы планирование упражнения по развитию речи. Постепенно формируемые речевые умения выступают в качестве связующего элемента. Опираясь на то, что уже изучено, учащиеся получают новые знания, формируют умения и навыки. Все виды упражнений взаимосвязаны и формы работы зависят от уровня развития и подготовленности учащихся.Работа по развитию речи на уроках предусмотрена программой по русскому языку, поэтому проведение данных упражнений приводит в систему умения, которые постепенно формируются, а не является дополнительной нагрузкой для учащихся. Таким образом, на примере упражнений из рабочих тетрадей и учебников, мы видим, что из года в год задания для учеников усложняются, появляются новые термины и грамматические конструкции, благодаря которым речь становится более содержательной и красочной.Важно заметить, что воспитание культуры речевого общения занимает особое место в системе работы по развитию речи. Цель упражнений такого рода заключается в том, чтобы показать, как нужноиспользовать различные средства речевого этикета и как себя вести в разных ситуациях речевого общения.В результате изучения русского языка ученику необходимо уметь:- создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания,- создавать в устной и письменной форме несложные текстына интересующуюученикатему,- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения».ЗаключениеТаким образом, важнейшее место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения, развивая речь.Наиболее актуальна работа по развитию речи непосредственно в начальных классах. Школьники усваивают много новых специальных слов благодаря тому, что они начинают постигать основы наук, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. И чем раньше начать развитие у детей дара слова, тем скорее можно будет добиться желаемых результатов. А для этого очень важно развитие речиучеников начальных классов. Ведь дети именно в этом периоде обладаютспособностями "впитывать" речь и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи. Именно с этим «багажом» они отправляются в старшие классы, в которых учатся совершенствовать свои навыки, как в письменной, так и в устной речи.Навык написания сочинений необходим для развития речи у школьников. Сочинение является одним из лучших тренажеров, благодаря которому происходит культурный рост ученика, его дальновидность и умение красноречиво и точно изъясняться. Список использованной литературыАзимов Э. Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).СПб.: Златоуст, 1999.Власенков А. И.. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учеб.для 10—11 кл. общеобразоват. учреждении / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,— 14-е изд. - М. : Просвещение,2008.- 383 с. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.-М.:НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т., Комиссарова Л. Ю., Ладыженская Н. В.. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс : Р89 пособие для учителей общеобразоват. организаций /. [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия.-2002. 248 с.Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975.Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская О.В.-М.: «Академия»,2004.-464 с.Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8Русский язык. Учебник 5 класс 2 ч.  /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2014,2016,201Русский язык. Учебник 6 класс /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016Русский язык. Учебник 7 класс /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение,2016Русский язык. Учебник 8 класс /Тростенцова Л.А., Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016Русский язык. Учебник 9 класс /Тростенцова Л.А., Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе// Общие вопросы методики, М., 1974Сёмушкина Л. Культура русской устной речи. Словарь-справочник. - М.: Айрис-Пресс,2006

1. Азимов Э. Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).СПб.: Златоуст, 1999.
2. Власенков А. И.. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждении / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,— 14-е изд. - М. : Просвещение,2008.- 383 с.
3. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.-М.:НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.
4. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
5. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
6. Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.
7. Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т., Комиссарова Л. Ю., Ладыженская Н. В.. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс : Р89 пособие для учителей общеобразоват. организаций /. [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
8. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия.-2002. 248 с.
9. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975.
10. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
11. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971
12. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская О.В.-М.: «Академия»,2004.-464 с.
13. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.
14. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8
15. Русский язык. Учебник 5 класс 2 ч. /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2014,2016,201
16. Русский язык. Учебник 6 класс /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016
17. Русский язык. Учебник 7 класс /Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение,2016
18. Русский язык. Учебник 8 класс /Тростенцова Л.А., Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016
19. Русский язык. Учебник 9 класс /Тростенцова Л.А., Баранов М.Т Ладыженская Т.А. – М., Просвещение, 2016
20. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе// Общие вопросы методики, М., 1974
21. Сёмушкина Л. Культура русской устной речи. Словарь-справочник. - М.: Айрис-Пресс, 2006

Вопрос-ответ:

Какие уровни развития речи учащихся рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются два уровня развития речи учащихся: 6-летние и 11-летние.

Какие формы речи рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные формы речи, такие как описание, сочинение на основе прочитанного.

Какие методы и приемы используются для развития речи учащихся?

Для развития речи учащихся используются различные методы и приемы, такие как чтение книг, обсуждение прочитанного, использование разных типов сочинений.

Какие виды сочинений рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды сочинений, такие как описание картины, сочинения описания, сочинения на основе прочитанного.

Какие особенности работы над сочинениями разных видов рассматриваются в статье?

В статье рассматривается, какие особенности важно учитывать при работе над сочинениями разных видов, такие как использование ярких и живых деталей при описании картины, развитие воображения и логического мышления при написании сочинений на основе прочитанного.

Какие уровни развития речи учащихся рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются два уровня развития речи учащихся: уровень начальной школы (1-4 классы) и уровень средней школы (5-11 классы).

Какие формы речи рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются две формы речи: устная и письменная.

Какие методы и приемы развития речи учащихся предлагаются в статье?

В статье предлагаются различные методы и приемы развития речи учащихся, такие как чтение художественной литературы, анализ литературных произведений, обсуждение прочитанного, проведение дискуссий и дебатов, написание сочинений и другие.

Какие виды сочинений рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды сочинений, такие как описание картины, сочинения описания, сочинения на основе прочитанного и другие.

Какова методика работы над сочинением?

Методика работы над сочинением включает несколько этапов: подготовка к написанию (изучение предмета сочинения, определение темы и плана), написание самого сочинения (соблюдение логической структуры, использование языковых средств), проверка и исправление ошибок, а также обсуждение и анализ готового сочинения.