Деятельность учреждений социальной защиты населения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 29.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое понятие органов социальной защиты населения 5
1.1. Понятие социальной защиты населения 5
1.2. Сущность и основные направления социальной политики 10
1.3. Законодательство в сфере социальной защиты населения 14
Глава 2. Практические аспекты социальной защиты населения в РФ 17
2.1. Работа органов ПФР, ФСС, ФОМС 17
2.2. Анализ социально-экономической ситуации в России 21
2.3. Анализ социальной поддержки населения в РФ 30
Глава 3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Фрагмент для ознакомления

руб.56,659,159,6662,7268,76Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.10131096115712411372Таблица 2.2. указывает на значительное повышение объёма субсидий, учитывая сокращение служб субсидий и семей, пользующихся данным видом социальной помощи.Таблица 2.3. – Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской ФедерацииПоказатели201520162017Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб.10786,011986,012391,1Величина прожиточного минимума пенсионера, руб.661779658081в процентах к предыдущему году110,3120,4101,5Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %:   - с величиной прожиточного минимума пенсионера163,0150,5153,3- со средним размером начисленной заработной платы33,235,233,7Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году100,996,296,6В таблице 2.3. наблюдается небольшое увеличение среднего размера назначенных пенсий с 2015 по 2017 год на 1605,1, а также повышение прожиточного минимума пенсионера в тот же период на 1464.Правительством Российской Федерации планируется некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года. Рассмотрим некоторые из них.Первое направление связано с модернизацией рынка труда. По статистическим данным показатель безработицы относительно низок. Однако, требуются задействование более эффективными мерами всех имеющихся трудовых ресурсов, и дальнейшее их распределение по точкам экономического роста. Вторым направлением является дальнейшее развитие отраслей человеческого капитала, путем создания новых возможностей в здравоохранении и образовании.Еще одним направлением является поддержка семей с детьми. Одним изпримером такой поддержки является выплата материнского капитала, который явился одним из инструментом социальной политики государства. Правительством было принято решение о продлении срока реализации данной программы, а также были расширены сферы и направления его применения.Четвертым направлением определено выплата ежемесячных пособий для многодетных семей, в том числе дотации на жилищно-коммунальные услуги.Еще одним направлением для оказания помощи для многодетных семей является последовательная ликвидация очередей на земельные участки, а также предоставление им жилья. Данное направление планируется выполнить Правительством за три года.Не обошло стороной Правительство и пожилых людей. В рамках программы предполагается разработка комплексной программы по следующим направлениям: адекватная медицинская помощь; обновление системы поддержки, которая бы соответствовала запросам и развитию современного общества.Модернизация системы здравоохранения, является седьмым направлением по повышению эффективности социальной помощи населению, так как степень его развития характеризует качество жизни человека. Приоритетными направлениями были выделены такие как: телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.Доступность и качество лекарственных препаратов является девятым направлением повышения эффективности социальной помощи населению. Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на кажущиеся пока незначительными достижения в сфере социальной поддержки, идёт активная работа в этой области. Глава 3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населенияПолитические и экономические реформы в России конца XX – начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие – снижение уровня жизни большей части населения; резкая поляризация между богатыми и бедными; увеличение количества беженцев и вынужденных переселенцев; снижение рождаемости. Поэтому появилась необходимость в повышении эффективности социальной защиты населения, реализуемая через систему социального обслуживания. Это в свою очередь привело к  переосмыслению опыта социального обеспечения населения в советский период, сущность которого заключалась в политике государственного патернализма, ориентированного в основном на решение материальных проблем лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.Очевидно, что социальная политика прошлых лет не отвечала потребностям общества, что на практике не позволяло в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах. Поэтому закономерно возникла необходимость реформирования системы социального обслуживания населения.Важной вехой в реформировании системы социального обслуживание стало принятие в 2013 г. Федерального закона № 442-ФЗ. Новый федеральный закон серьезно меняет систему социального обслуживания. Становление институциональной модели на Западе происходило в 1940-х годах, когда никто не мог быть уверен в сохранности своей жизни и имущества. Тогда и возник принцип так называемого разделенного риска в действии. В 1950 - 1960-е годы эта модель продолжала действовать с определенными изменениями (возврат к программам, связанным с уровнем доходов) прежде всего благодаря стабильному и высокому экономическому росту, обеспечивавшему значительную долю средств, идущих в государственный бюджет и, естественно, на социальные нужды. Однако универсалистский подход этой модели подвергся критике и пересмотру в 1970 - 1980-е и особенно в 1990-е годы по ряду причин, в том числе и из-за неэффективности многих государственных программ, общего сокращения экономического роста во многих странах. Выход из этой ситуации был найден за счет резкого сокращения государственных расходов вообще и в первую очередь - расходов на социальные нужды.Чтобы разобраться в современных российских проблемах, следует обратиться к практике социального государства 1950 - 1960-х годов («государства благосостояния»), т.е. к периоду развития ряда зарубежных стран, близкому по параметрам нынешнему российскому. Выделим наиболее значимые проблемы.1. Универсальный подход в социальной политике, социальный интервенциализм государства в исторической ретроспективе не продемонстрировали способности к эффективному осуществлению функции по перераспределению материальных благ и регулированию. Универсальный подход не имел успеха в выравнивании доходов в рамках социальной иерархии, хотя был достигнут большой прогресс в достижении этой цели между классами и географическими регионами. Часто используемые средства - централизованное регулирование и стандартизированные критерии предоставления услуг и выплат - приходили в конфликт с другими предпочтениями и правами граждан (свободой, местной автономией).2. Увеличение объемов средств и расширение масштабов государственной системы социальной защиты усилили тенденцию к бюрократизации государственного аппарата и его отчуждению от индивидуальных потребностей, интересов и проблем граждан.3. Усиление государственного вмешательства ослабило потенциальные возможности самопомощи и подчинило простого гражданина всевозрастающему контролю бюрократии. В таких условиях создались предпосылки для авторитарных методов контроля.4. В условиях обострения экономических проблем, снижения экономического роста, растущих бюджетных дефицитов, государственного долга и инфляции социальные программы, так же как и государственное вмешательство усилили социальные конфликты внутри и между различными секторами экономики, создав новые линии политического разделения между теми, кто получает социальные выплаты, и теми, кто выгадывает от налоговых скидок; теми, кто постоянно работает, и теми, кто не работает; теми, кто предпочитает универсальные программы, и теми, кто требует введения специфических программ.Все эти проблемы сейчас ощущает на себе российское общество, поэтому реформирование государственной системы социальной защиты становится важнейшей задачей. При этом надо исходить из того, что эта система является важным элементом современного общества, для нее нет эффективных альтернативных эквивалентов. Причина тому - в социальной структуре общества, состоящего главным образом из экономически зависимых от государства рабочих, служащих, пенсионеров.Государство при всех условиях должно выполнять в той или иной мере регулирующую роль в экономической и социальной сферах. При выполнении конкретных социальных программ (в сфере здравоохранения, социального страхования, пенсионного обеспечения, создания рабочих мест и т.д.) необходимо прямое вмешательство государства. К тому же на правительстве лежит прямая ответственность за инфляцию и другие экономические проблемы.Параллельно с этим должно идти реформирование государственной системы социальной защиты в направлении ее децентрализации, передачи многих государственных функций общественным организациям, местным органам власти. Но это возможно лишь при условии существования определенной социальной организации, обеспечивающей всестороннюю защиту прав граждан. Для России это также одна из наиболее сложных проблем, поскольку в условиях монопольной власти КПСС, осуществлявшей контроль за всеми организациями в стране, десятилетиями не развивались самостоятельные общественные силы, способные решать социальные проблемы. На государственном уровне надо создать все условия, в том числе и правовые, для развития действительно независимых профсоюзов и новых социальных движений, т.е. организаций, объединяющих работников, не входящих в профсоюзы и политические партии: женщин, людей, живущих на пособия, безработных, т.е. маргинальные группы населения.Важной целью новых социальных движений должна стать выработка прямых неинституциональных путей защиты интересов граждан. В социальной сфере это означает передачу определенных материальных ресурсов общества небольшим добровольным частным благотворительным объединениям, которые будут на основе личных контактов с нуждающимися определять их потребности в пособиях и пути удовлетворения нужд данных слоев населения. Деятельность таких благотворительных организаций, стоящих ближе к тем проблемам, которые необходимо решать, может внести новую струю в социальные программы, хотя в целом не заменит собой государственных социальных программ.Таким образом, современной организации социальной защиты населения в России нужна как централизация, так и децентрализация. Лишь в сочетании этих двух переменных может быть достигнуто оптимальное удовлетворение потребностей граждан. При этом максимальное участие граждан, общественных структур в поисках путей удовлетворения социальных потребностей должно развиваться лишь в рамках социальной справедливости, а единственный институт, который может обеспечить такую справедливость, - это демократически контролируемое государство.Следовательно, уже сегодня, создавая государственную систему социальной защиты, необходимо придерживаться двойственной стратегии: поддерживать новые формы социального обслуживания на местном уровне и развивать новые формы централизованной политики, с тем чтобы социальные права и перераспределенные блага справедливо реализовывались в обществе и при этом общество учитывало необходимость частного предпринимательства и свободы экономической деятельности, с одной стороны, и потребность граждан в справедливости - с другой.ЗаключениеТолько соответствующая социальна политика, направленная на повышение уровня и качества жизни человека, может служить основанием для признания государства социальным. Под политикой социальной защиты понимается система законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов.Социальная защита населения РФ реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Поддержка предусмотрена для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.Таким образом, социальная защита населения России нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.Создавая государственную систему социальной защиты, необходимо придерживаться двойственной стратегии: поддерживать новые формы социального обслуживания на местном уровне и развивать новые формы централизованной политики, с тем чтобы социальные права и перераспределенные блага справедливо реализовывались в обществе и при этом общество учитывало необходимость частного предпринимательства и свободы экономической деятельности, с одной стороны, и потребность граждан в справедливости - с другой.Список использованных источниковКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г. № 444) [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]: — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.08.2018). Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.Бикалова Н.А. Особенности современной социальной политики // Традиционная инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. М., 2016. С. 109 - 111.Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2016. N 5. С. 699 - 702.Колесникова О.А. Проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Российской Федерации. // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. №27.Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики / О.В. Кузнецова // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. -  №9. - 2013. - С. 23–30.Матраева Л.В. Устойчивый экономический рост России: перспективы и системные вызовы / Л.В. Матраева, Е.С. Васютина // РГСУ. – 2017. – С. 45-51.Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Монография. Екатеринбург, 2013. С. 27.Роик В.Д. Социальное страхование. - М.: Юрайт, 2015. - 510 с.Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.Страхование: учеб. / под ред. Т.А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экономист. – 2015. – 875 с.Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.Сивакова, И. В. Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г. - 1928 г.): моногр. / И.В. Сивакова. - М.: Проспект, 2015. - 204 c.Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Юрайт, 2011. - 560 c.Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. С. 59-61.Павлюк С.В. Социальное обслуживание в России: поиск оптимальных моделей // С.В. Павлюк // РГСУ. – 2017. – С. 14-20.Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 41.Информационное агентство REGNUM // Реальный вариант: Кудрин сокращает пенсионеров и лишает пенсий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://regnum.ru/news/2272036.html Топ рейтинги мира // Рейтинг НПФ России 2017 по надежности и доходности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://basetop.ru/reyting-npf-rossii-2017-po-nadezhnosti-i-dohodnosti-st...Деловая жизнь // Средняя пенсия в 2017 году в России и других странах мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/pensiya/srednyaya-pensiya2017.html Краснощеков А.В. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ЗА 2011-2017 ГОДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18053Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г. № 444) [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]: — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.08.2018). Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
4. Бикалова Н.А. Особенности современной социальной политики // Традиционная инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. М., 2016. С. 109 - 111.
5. Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2016. N 5. С. 699 - 702.
6. Колесникова О.А. Проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Российской Федерации. // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. №27.
7. Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики / О.В. Кузнецова // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - №9. - 2013. - С. 23–30.
8. Матраева Л.В. Устойчивый экономический рост России: перспективы и системные вызовы / Л.В. Матраева, Е.С. Васютина // РГСУ. – 2017. – С. 45-51.
9. Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Монография. Екатеринбург, 2013. С. 27.
10. Роик В.Д. Социальное страхование. - М.: Юрайт, 2015. - 510 с.
11. Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.
12. Страхование: учеб. / под ред. Т.А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экономист. – 2015. – 875 с.
13. Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.
14. Сивакова, И. В. Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г. - 1928 г.): моногр. / И.В. Сивакова. - М.: Проспект, 2015. - 204 c.
15. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Юрайт, 2011. - 560 c.
16. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. С. 59-61.
17. Павлюк С.В. Социальное обслуживание в России: поиск оптимальных моделей // С.В. Павлюк // РГСУ. – 2017. – С. 14-20.
18. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 41.
19. Информационное агентство REGNUM // Реальный вариант: Кудрин сокращает пенсионеров и лишает пенсий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://regnum.ru/news/2272036.html
20. Топ рейтинги мира // Рейтинг НПФ России 2017 по надежности и доходности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://basetop.ru/reyting-npf-rossii-2017-po-nadezhnosti-i-dohodnosti-st...
21. Деловая жизнь // Средняя пенсия в 2017 году в России и других странах мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/pensiya/srednyaya-pensiya2017.html
22. Краснощеков А.В. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ЗА 2011-2017 ГОДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18053
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/