Культурно-языковая политика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.01.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. О понятии культурной и языковой политики 4
Глава 2. Особенности культурно-языковой политики Российской Федерации 8
Глава 3. Проблема культурной идентичности в аспекте культурно-языковой политики 10
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Культура локальных сообществ представлена мощным идентификационным ресурсом,сущность которого заключается в том, чтобы дать индивиду базовые, фундаментальные культурные ориентиры, заложенныев социальном опыте его народа и основанные на местных традициях; в том, чтобы реализовать важнейшую потребность человека в состоянии укорененности и принадлежности к традиции посредством сознания и сакрального переживания единства с некой значимойдля него общностью («и я являюсь частицей данной силы»); в том, чтобы дать индивидам самобытные образы идентичности, этнически окрашенные способы манифестации уникальности и самобытности культуры,от имени которой ему свойственно выступать, что в условиях глобализации и стандартизации культуры равнозначно заявлению о собственном существовании.Таким образом, речь идет о поиске стратегий действия в новой социокультурной ситуации, которые, должны быть связаны с непосредственным практическим применением. Согласно позиции В. А. Тишкова, в первую очередь должна быть выработана этика в освещении этнических языковых проблем, особенно в отечественных СМИ, и корректный политический язык относительно представителей разных культур и этносов, как населяющих Россию, так и въезжающих на правах трудовых мигрантов и иммигрантов.Вторая стратегия, на которую нужно обратить внимание, может быть определена как сугубо культурная. Это сфера образования и воспитания будущего поколения, или сфера культурного языкового просвещения. Только если формировать и развивать межкультурную языковую компетентность у нового поколения россиян возможно осуществлять выстраивание положительной культурной идентификации и способствовать неконфликтности процесса языковой идентификации. Таким образом, за счет противоречивого характера государственных правительственных стратегий, тиражирования образа «чужих» в СМИ происходит затруднение процесса интеграции российского общества, а также процесса культурной языковой идентификации россиян. Следовательно, именно в этом аспекте на первый план выходит важность культурной стратегии — правильное воспитаниеи мультикультурноеязыковоеобразование.Если проанализировать научные исследования, то станет очевидно, что основные задачи языковой политики России представлены: 1)нужно сохранять и поддерживать балансовое состояние языковой ситуации: обеспечивать равные условия функционирования и развития языков народов России, с одной стороны, а с другой –речь идет о повсеместном и полноценном функционировании русского языка как государственного на всей территории Российской Федерации;2)необходимо повышать общую грамотность населения и уровень владения русским языком как в центральной России, так и в национальных республиках Российской Федерации;3)регулировать миграционные потоки, обеспечивать безопасность иностранных граждан в России, пребывающих в стране на протяжении длительного времени, через облигаторное требование владения русским языком на определенном уровне для того, чтобы осуществлять бесконфликтную конструктивную коммуникацию в трудовой деятельности и в основных сферах жизни;4)реализовать геополитические интересы государства: расширить зоны влияния, поддержать русскоязычную диаспору за рубежом.Таким образом, речь идет как о сохранении родного языка, так и вливании в общий поток существующих языковых реалий.Повышение грамотности населения – это весьма приоритетное направление языковой политики государства. Можно говорить об ориентированности на решение этой задачи федеральных целевых программ «Русский язык», реализуемых с 2002 г. по настоящее время, и отдельных пунктов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». За последние 20 лет состоялось обновление учебно-методической базы, разработка новых комплексов учебников русского языка и литературы для общеобразовательных школ, проведение трансформации системы контроля знаний, что свидетельствует об интересе государства к вопросу сохранения языка и культуры. Также можно выделить три закона РФ, осуществляющие регулирование процесса функционирования языков: Конституции Российской Федерации, Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 1991 г. и Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 2005 г. ЗаключениеТаким образом, можно говорить об основанности глобальной культуры на аспектах взаимосвязи культур, диалога между культурами, их взаимодействии. Тем не менее, в современном мировом сообществе очень часто происходит столкновение различных языковых культурных систем, что обостряет культурные противоречия. Процесс взаимосвязи культур и языков подчас основан на подчинении. Например, господствует западный тип культуры и английский язык как язык мирового общения. Как результат, утрачивается национальная языковая самобытность и идентичность разных культур и языков, даже само существование многообразия языков оказывается под угрозой. Этот процесс связан с отсутствием эффективных стратегий техники культурного диалога, обогащающего взаимодействие между культурами мира, решение этой проблемы должно быть предусмотрено в рамках культурной языковой политики каждого государства. Формирование и сохранение культурной языковой идентичности – это весьма актуальная задача, которая обязательно должна решаться в условиях господства глобальной культуры и нарастающего процесса глобализации. Список литературыАлпатов В.М. Языковая политика в современном мире // Научный диалог. 2013. № 5(17). С. 8-28. Вербицкая Л.А. Задачи РОПРЯЛ и проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе / Российская академия образования. 2015. URL: http://rusacademedu.ru/ presscentre/doklad-lyudmily-verbickoj-zadachi-ropryal -i -problemy-yazykovogo-i -literaturnogo-obrazovaniya-v-shkole-i-vuze/ Востряков Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели.// Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. [Ресурс локального доступа]Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003.Жукова О.А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России. https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-identichnost-kulturnoe-nasledie-i-kulturnaya-politika-rossiiКлещина А.В. Современная Россия в поиске культурной идентичности. https://refdb.ru/look/1716702.htmlЛалетина А.О. Глобализация и языковая политика в сфере образования: опыт России и США // Политическая лингвистика. 2013. № 1 (43). Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. Мустафина Д.Н. Поддержка и развитие языкового многообразия в современной России // Вестник ЧГПУ. 2010. № 11. URL: http://cyb erleninka. ru/article/n/podderzhka-i -raz vitie-yazykovogo-mnogoobraziya-v-sovremen noy-rossii

1. Алпатов В.М. Языковая политика в современном мире // Научный диалог. 2013. № 5(17). С. 8-28.
2. Вербицкая Л.А. Задачи РОПРЯЛ и проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе / Российская академия образования. 2015. URL: http://rusacademedu.ru/ presscentre/doklad-lyudmily-verbickoj-zadachi-ropryal -i -problemy-yazykovogo-i -literaturnogo-obrazovaniya-v-shkole-i-vuze/
3. Востряков Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели.// Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. [Ресурс локального доступа]
4. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003.
5. Жукова О.А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России. https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-identichnost-kulturnoe-nasledie-i-kulturnaya-politika-rossii
6. Клещина А.В. Современная Россия в поиске культурной идентичности. https://refdb.ru/look/1716702.html
7. Лалетина А.О. Глобализация и языковая политика в сфере образования: опыт России и США // Политическая лингвистика. 2013. № 1 (43).
8. Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4.
9. Мустафина Д.Н. Поддержка и развитие языкового многообразия в современной России // Вестник ЧГПУ. 2010. № 11. URL: http://cyb erleninka. ru/article/n/podderzhka-i -raz vitie-yazykovogo-mnogoobraziya-v-sovremen noy-rossii

Вопрос-ответ:

Что такое культурно-языковая политика?

Культурно-языковая политика - это набор мер, программ и действий, направленных на поддержание и развитие культурного и языкового многообразия в стране или регионе.

Какие особенности имеет культурно-языковая политика Российской Федерации?

Особенности культурно-языковой политики Российской Федерации включают: защиту и поддержку языков малочисленных народов России, развитие национальной культуры и искусства, сохранение и укрепление исторической и культурной памяти, а также стимулирование межкультурного диалога и сотрудничества.

Какая проблема рассматривается в аспекте культурно-языковой политики?

В аспекте культурно-языковой политики рассматривается проблема культурной идентичности. Это вопрос о сохранении и развитии культурного наследия, традиций и ценностей народа, а также о формировании культурного самосознания и идентичности в условиях современного общества.

Какую роль играет культура локальных сообществ в культурно-языковой политике?

Культура локальных сообществ играет роль мощного идентификационного ресурса. Она предоставляет индивиду базовые культурные ориентиры, отражающие социальный опыт народа и основанные на его традициях и ценностях.

Какие меры принимаются в рамках культурно-языковой политики?

В рамках культурно-языковой политики принимаются такие меры, как создание и поддержка культурных центров и музеев, разработка и реализация программ национального развития, поддержка языковых меньшинств, охрана и популяризация культурного наследия, проведение культурных мероприятий и фестивалей, а также развитие межкультурного образования и диалога.

Что такое культурно-языковая политика?

Культурно-языковая политика - это комплекс мер, направленных на охрану и развитие языков и культур различных групп населения в государстве. Она включает в себя создание условий для сохранения и развития национальных культур, поддержку национального языка, защиту прав меньшинств и принятие соответствующих законодательных актов.

Какие особенности культурно-языковой политики в России?

Особенности культурно-языковой политики Российской Федерации включают в себя поддержку и развитие многонациональности и мультикультурализма, охрану и развитие языков и культур различных этносов, защиту языковых прав меньшинств, предоставление межнационального и межкультурного образования и пропаганду толерантности.

В чем заключается проблема культурной идентичности в аспекте культурно-языковой политики?

Проблема культурной идентичности в аспекте культурно-языковой политики заключается в сохранении и развитии культурного наследия народов, населяющих государство. Культурно-языковая политика должна создать условия для заложения базовых культурных ориентиров и социального опыта народа, чтобы быть основой для формирования культурной идентичности каждого индивида.

Как культура локальных сообществ может служить идентификационным ресурсом?

Культура локальных сообществ может служить идентификационным ресурсом, так как она предлагает индивиду базовые фундаментальные культурные ориентиры, основанные на социальном опыте его народа. Локальные сообщества могут помочь формировать культурную идентичность и повышать идентификационный потенциал каждого индивида.

Чему способствует культурно-языковая политика?

Культурно-языковая политика способствует охране и развитию национальных культур, поддержке языков и культур различных этносов, защите языковых прав меньшинств, формированию культурной идентичности и повышению идентификационного потенциала каждого индивида, а также сохранению и развитию мультикультурализма и толерантности в обществе.