Интернет как проблема 21 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 24 24 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 31.01.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 5
1.1 Становление информационного общества и его потенциальные риски 5
1.2 Особенности становления информационного общества в России 9
2. ИНТЕРНЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 15
2.1 Интернет как коммуникативное пространство 15
2.2 Интернет как структурный компонент динамики культуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

По мысли Г.П. Бакулева, с позиции структурно-функционального анализа распространение и стабильное применение получают только те технологии, которые способны удовлетворить потребности общества в интеграции,стабильностии эффективном производстве. С позиции эволюционной парадигмы среди новейших медиасистембольше возможностейразвиться у тех технологий, которые наилучшим образомотвечают сложившимся в обществе потребностям к адаптации. Так как общество по мере развития становится более сложно организованным, все труднее сохранять его монолитность посредством традиционных форм межличностной и массовой коммуникации. Поэтому возникает необходимость в таких системах СМК, которые могут утвердиться, в частности, благодаря оказанию содействия решению вопросов и проблем, проявляющихся во время перехода к экономике информационного обслуживания или из-за столь же значимых перемен в мировой экономическойорганизации. В итоге могут возникнуть системы международной коммуникации и обмена, необходимые для развития динамичного и усложняющегося мира, в котором выживание является проблематичным из-за существования угрозы истощения природных ресурсов, оружия массового уничтожения, сокращения коммуникаций между людьми.К. Мартынов полагает, что увеличение доли информационных сообщений серьезно обостряет их внутривидовое соперничество: «Человеческий вид столкнулся с новым очень активным вирусом, носящим не генетическую, а меметическую природу». Поэтому закономерным ответом на информационные вирусы является дальнейший прогресс культуры, формирование человека нового типа –цифрового человека или Homodigitus.Проблема описания современной социокультурной ситуации заключается в том, что формирование моделей дальнейшего существования национальной культуры вступает в противоречие с практикой конкретного социального бытия, обусловленнымсуществованием сложных связей между отдельными этническими или социальными группами, общностью и различием их исторического развития, разнообразием ценностных ориентаций.С одной стороны, можно заключить, что культура как творение человека, сегодня развивается быстрыми темпами: «...человек расширил рамки своих интересов и стал заниматься вопросами удовлетворения более сложных, духовных потребностей. Он совершает меньше ошибок, затрачивает меньше ресурсов при достижении цели».Однакотакже приходится констатировать деструкцию «экологии» человека, обусловленную нарушением установленных человеком отношений с его машинным окружением. В итоге машины начинают превосходить человека, определяя образ его жизни и задавая его потребности. Современные технологии все более усложняются, требуя от пользователя точного оперирования. Это, в свою очередь, позволяет предполагать, что активное использование Интернета в быту приводит к существенным структурным трансформациям не только психики индивида, но и направлений развития его способностей.Помимо этого, информация, воспринимаемая из Интернета и информация, черпаемая из физического мира имеют различную природу. Технологии преобразовывают коммуникативную среду индивида, максимально расширяя ее и открывая возможности получения нового опыта, прежде недоступного. Поскольку информация – это основной ресурс современности, с которым постоянно сталкивается человек, то под его влиянием происходит трансформация шкалы ценностей, иерархии норм и идеалов – формируется потребность в готовых и быстрых результатах, на смену глубине восприятия аспектов действительности приходит поверхностная широта охвата информации.О.В. Красноярова определяет факторы, проецирующие широкие возможности для коммуникации посредствоммедийных средств следующим образом: пространственное сжатие/расширение;трансцендентирование опыта;временная трансгрессия.Исходя из этого,Интернет можно интерпретировать как самостоятельное онтологическое условие существования современного человека. Временная трансгрессия фиксирует переход от «всегда уже»/«вот-вот, еще только» к «всегда сейчас». Трансцендентирование расширяет опыт человека вовне, инструмент коммуникации делает доступным выход за пределы ограничений.Например, скорость, с которой подавалась информация еще несколько десятилетий назад, сейчас существенно возросла. Мозг человека далеко не всегда успевает соответствоватьтемпам ускорения. Складывается модель человека информационного общества, которую всегда необходимо обновлять.В зависимости от направления эволюции Интернета, он будет выхватыватьценности объективного мира и оказывать влияние на них. В конечном итоге, Интернет, будучи структурным компонентом духовной культуры, выступает инструментом и фактором социальных трансформаций. Соответственно, как структурный компонент духовной культуры он вызывает культурные трансформации и выступает причиной изменения таких культурных феноменов, как наука, образование, техника. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что Интернет является как источником возникновения проблем социального и культурного характера, так и полем для их решения. Это обусловлено тем, что Интернет «создается» и содержательно «наполняется» самими людьми, поэтому и решения проблем, порождаемых широким внедрением Интернета, должны быть ориентированы именно на личность человека, а не на коммуникативные характеристики виртуального пространства. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе было рассмотрен феномен Интернета, как проблемы XXI в., а также представлен обзор потенциальных угроз, которое несет активное внедрение киберпространство природе и сущности человека.В первойглаве были рассмотрены генезис, предпосылки и этапы становления информационного общества.Формирование информационного общества определено процессом новой социально-технической революцией общества. Первая социально-техническая революция произошла, когда возникла письменность. Вторая революция была обусловлена изобретением книгопечатания. Третья революция связана с изобретением электричества и появившимися техническими новинками. Четвертую революцию связывают с появлением персонального компьютера.Информатизация общества связана не только с материальным производством, но и с социальной сферой, включая интеллектуальную деятельность и образование.Понятие «информационное общество» впервые сложилось в Японии, где японский ученый Й. Масуда попытался сформулировать концепцию информационного общества.Таким образом, информационное общество представляет собой общество, где все средства информационных технологий направлены на обеспечение широкой доступности информации и её активное внедрение в жизнь и производство.В России за последнее время сформировался ряд факторов, которые во многом предопределяют её переход к информационному обществу. К этим факторам можно отнести увеличение объема информации, развитие рынка информационных технологий и пр. В общественной сфере формируется понимание важности задачи перехода к информационному обществу.В сфере формирования информационного общества можно выделить следующие направления: технологический, социальный, экономический, политический, культурный.Несмотря на то, что на данный момент в России сложились определенные условия для становления информационного общества, этот процесс затруднен отставанием в развитии информационной инфраструктуры страны в целом.Во второйглаве был представлен анализ феномена Интернета, как структурного компонента духовной культуры, выделены ключевые направления его исследования, как культурологического явления и охарактеризованы основные тенденции в его развитии и сопряженные с этим проблемы.Повсеместное внедрение Интернета, его включение в сферу межличностной коммуникации, позволяет заключить, что положение человека в современном мире определяется не только его пребыванием в социальном, материальном и духовном бытии, но и в информационном. Это, в свою очередь, дает основание ряду ученых обозначить современность, как время становления человека нового типа – цифрового человека.Закономерно, что новые способы обработки информации, а также все возрастающий информационный поток, трансформируют не только восприятие человеком мира, но и сами основы природы человека. В современном мире можно наблюдать тенденцию к разрастанию объективного, внешнего по отношению к человеку миру при резком сокращении мира субъективного, как пространства, в котором находятся внутренние личностные переживания человека. Происходит это благодаря расширению информационной реальности, характеристики которой предъявляют определенные требования к своим участникам – максимальную открытость и внешнюю ориентированность человека. Таким образом, Интернет трансформирует социальные и духовные основы бытия человека: в современном мире положение индивида в прямом смысле двойственно, если не тройственно. К традиционному статусному определению человека через его положение в социальной действительности добавились статусы и положения в информационной среде. Характеристики же информационной среды таковы, что они требуют от человека максимальной ориентации на внешний мир порой в ущерб миру субъективному. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмиржан, К. Ж. Становление теории информационного общества / К.Ж. Амиржан // Вестник Омского университета. 2014. № 3 (40). Бакулев, Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс]/ Г.П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/.Загл. с экрана.Гухман, В. Б. Проблемы становления информационного общества в России / В.Б. Гухман.Тверь: Изд-во ТГТУ, 2014. Игнатьева, Э. А., Софронова, Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова. М.: Спутник +, 2014. Калимуллин, Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики/ Д.Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 1 (24). Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. Красноярова, О. В. Медиа как среда современного человека / О.В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6 (74). Кучерявый, М. М. Глобальное информационное общество и проблемы безопасности / М.М. Кучерявый // Власть. 2013. № 9. Ращупкина, М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М.Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 2 (24).Селезнев, Р. С., Скрипак, Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54). Силаева, В. Л. Интернет, как социальный феномен / В.Л. Силаева // Социс. 2008. № 11.Филатов, С. Идеальный шторм[Электронный ресурс] / С. Филатов // Журнал Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/664. Загл. с экрана.Homodigitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение.Режим доступа: http://fom.ru/science/10025.Загл. с экрана.Чернова, Е. Н. Информационное общество и модернизация в России / Е.Н. Чернова [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obschestvo-i-modernizatsiya-v-rossii.Загл. с экрана.Ярославцева, Е.И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е.И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. 2008. № 1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амиржан, К. Ж. Становление теории информационного общества / К. Ж. Амиржан // Вестник Омского университета. 2014. № 3 (40).
2. Бакулев, Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс] / Г. П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/. Загл. с экрана.
3. Гухман, В. Б. Проблемы становления информационного общества в России / В. Б. Гухман. Тверь: Изд-во ТГТУ, 2014.
4. Игнатьева, Э. А., Софронова, Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э. А. Игнатьева, Н. В. Софронова. М.: Спутник +, 2014.
5. Калимуллин, Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики / Д. Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 1 (24).
6. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
7. Красноярова, О. В. Медиа как среда современного человека / О. В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6 (74).
8. Кучерявый, М. М. Глобальное информационное общество и проблемы безопасности / М. М. Кучерявый // Власть. 2013. № 9.
9. Ращупкина, М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М. Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 2 (24).
10. Селезнев, Р. С., Скрипак, Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде / Р. С. Селезнев, Е. И. Скрипак // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54).
11. Силаева, В. Л. Интернет, как социальный феномен / В. Л. Силаева // Социс. 2008. № 11.
12. Филатов, С. Идеальный шторм [Электронный ресурс] / С. Филатов // Журнал Международная жизнь. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/664. Загл. с экрана.
13. Homo digitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение. Режим доступа: http://fom.ru/science/10025. Загл. с экрана.
14. Чернова, Е. Н. Информационное общество и модернизация в России / Е. Н. Чернова [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obschestvo-i-modernizatsiya-v-rossii. Загл. с экрана.
15. Ярославцева, Е. И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е. И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. 2008. № 1.



Вопрос-ответ:

Какова концепция информационного общества?

Концепция информационного общества предполагает полное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества. В таком обществе информация становится основным ресурсом, и она используется для принятия решений, организации производства, обмена информацией и коммуникации между людьми.

Какие риски сопряжены со становлением информационного общества?

Со становлением информационного общества возникает ряд потенциальных рисков, включающих угрозу конфиденциальности и безопасности информации, потерю приватности, угрозу информационной власти и манипуляцию общественным мнением, усиление социальных неравенств и отсечение некоторых групп населения от доступа к информационным ресурсам.

Как интернет влияет на социокультурный ландшафт?

Интернет является мощным коммуникативным пространством, которое меняет способы общения и взаимодействия людей, а также структуру и содержание культуры. Он способствует глобализации культуры, распространению информации и идей, созданию новых форм самовыражения и самореализации.

Какую роль играет интернет в динамике культуры?

Интернет является структурным компонентом динамики культуры. Он способствует появлению новых культурных явлений, расширению культурных возможностей, изменению способов производства и потребления культурных товаров. Он также влияет на формирование коллективной памяти и образование новых культурных идентичностей.

Какие возможности и проблемы представляет использование интернета в современном обществе?

Интернет предоставляет широкий доступ к информации, образованию, коммуникации и развлечениям. Он позволяет упростить и ускорить многие процессы, повысить эффективность работы, создать новые формы бизнеса и организации общества. Однако, с ростом использования интернета, появляются новые проблемы, такие как угрозы информационной безопасности, зависимость от виртуальной реальности и нарушение личной приватности.

Какова концепция информационного общества?

Концепция информационного общества предполагает развитие современного общества, основанного на использовании информационных технологий и быстром доступе к информации.

Какие риски связаны со становлением информационного общества?

Одним из потенциальных рисков становления информационного общества является угроза приватности и безопасности данных, возможность распространения недостоверной информации, а также негативное влияние на психическое здоровье людей из-за постоянного подключения к сети и зависимости от интернета.

Как интернет влияет на развитие культуры?

Интернет играет важную роль в развитии культуры, предоставляя доступ к разнообразным информационным ресурсам, возможность общения и обмена опытом, расширение кругозора. Однако популяризация интернета также может приводить к снижению внимания к традиционным культурным ценностям и упрощению культурных процессов.