Использование изобразительно-выразительных средств языка в произведениях Александра Блока".
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Специфика лирики А. Блока 5
1.1.Теория по изобразительно-выразительным средствам 5
1.2.Символика в лирике А. Блока 10
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства в лирике А. Блока 17
2.1.Метафора в лирике А. Блока 17
2.2.Роль цветовых эпитетов в создании символического образа 20
2.3.Средства создания звукообраза в лирике А. Блока 32
Заключение 37
Список литературы 39
Напротив, преобладающим черный цвет становится в таких циклах, как «Страшный мир» и «Фаина».5. ЛСГ с доминантой «серый».В лирике А. Блока этот эпитет чаще имеет прямое значение (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), однако присутствует также и переносное значение (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).Когда над рябью рек свинцовой В сырой и серой высоте... (Осенняя любовь) Серый цвет в поэтическом мире Блока символизирует тоску, безысходность, душевную опустошенность. Это неизменный спутник «железно-серого города с его «серыми оградами», «серыми лужами», «сизыми окнами (цикл «Город»). «Серо-каменное» тело города расположено под «серым небом», в «дымно-сизом тумане».6. ЛСГ с доминантой «зеленый»Что касается зеленого цвета, то в поэзии Блока он не занимает господствующего положения. Чаще это прямое значение, сочетание с понятиями, обозначающими объекты природы: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.Наиболее ярко атмосфера зеленого цвета – спокойная, манящая - представлена у Блока в поэме «Ночная фиалка. Сон»:Сквозь лилово-зеленые сумерки В сон, и в дрему, и в лень… Эпитет «Зеленый» сочетается с существительным «звезда» - это очень нетрадиционный, яркий образ, создающий ощущение иллюзорности: И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну. (Свирель запела на мосту…) Зеленой звездою С востока блесну. (Мой милый, будь смелым…) 7. ЛСГ с доминантой «желтый»По признанию современников А. Блока, а также исследователей его творчества, эпитет «желтый» не занимает особого места в поэтике А. Блока. В частности, показательны слова критика и знакомой Блока Е.Ф.Книпович: «Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства».В лирике А. Блока эпитет «желтый» используется также в аспекте ближайшего цветового значения (желтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), однако здесь присутствует эмоционально-сниженный контекст. Посредством эпитета «желтый» Блок может передавать оттенки, присущие вечернему небу, солнечному дню, электрическому свету, к примеру: В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком). (Унижение) Также следует сказать о приближении к ЛСГ желтого цвета таких прилагательных, как «ржавый и «рыжий». Они употребляются Блоком достаточно оригинально, например: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Часто поэт может называть «рыжими» не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), предметы одежды (грязно-рыжее пальто).Таким образом, каждый цвет у Блока является определенным символом, средством его создания. Традиционная символика цвета используется Блоком ради создания собственного, неповторимого образа-символа. Здесь обязательно следует акцентировать внимание на насыщенности всех стихотворений А. Блока цветом, цветовыми эпитетами. Цветовые прилагательные в его поэзии являются не только красочными, но и символичными, порождающими множество ассоциаций. В целом, многим поэтам-символистам было свойственно наполнять цвет посредством оценочных коннотаций. Достаточно часто положительный идеал создавался ими в качестве воспринимаемого сенсорно. Например, мир Прекрасной Дамы в лирике Блока является поистине ярким, ослепляющим, речь идет о мире, который наполнен цветом и звуком, радостью и гармонией («бездонная лазурь», «синие окна румянцем зажглись», «сумрак алый», «белой ночью месяц красный», «колокольные звоны», «крики и звон вдалеке»). Особенность такого содержания положительного идеала связана с традициями искусства Ренессанса, с его идеалом полнокровного, счастливого человека. На самом деле, символика Блока и других поэтов Серебряного века уходит в мистицизм Средневековья и Возрождения. Привычные смыслы для Блока были лишь средством, которое позволяло создавать новые поэтические реальности. Специфика его «синих одежд», «лиловых миров» такова, что тут полностью отсутствует однозначность, привязка к определенным ситуациям. Напротив, цветовое определение в лирике А. Блока не имеет таких черт , как бытовая конкретизация, смысловая однозначность. «Синий плащ» его героини неправомерно рассматривать просто как предмет одежды, то же касается и лиловых миров – пространственное значение им не присуще. Данные словесные образы обладают совершенно новыми контекстными значениями, смысл которых не в том, чтобы детализировать создаваемую картину, а придать ей качество некоего устойчивого знака, иными словами, Блок создает и называет новое поэтическое качество. Создаваемый им поэтический образ не цветовой, а именно интуитивный, эмоционально-чувственный, он пребывает как бы вне реальности и конкретной ситуации. Цветопись – это как раз прием создания такой новой поэтической реальности. Например, в разных случаях он прибегал к использованию различных написаний одного и того же слова: «желтый» и «жолтый». В понятие «жолтый» А. Блок, как это видно из его дневников и писем, вкладывал особый идейно-психологический смысл: «жолтый» связан с душевной сытостью, мещанским самодовольством, всяческим хамством, в отличие от «желтый», который как раз и обозначал цвет. То есть, поэтический образ в художественной системе А. Блока способен в полной мере вовлечь читателя-слушателя в свою динамику, он не сообщает готовые выводы, умозаключения, истины, а лишь намечает пути к их реализации. В этом случае можно согласиться с Ницше, который заметил однажды: символисты не говорят; «они молча кивают» своему читателю, идущему в верном направлении.Цветопись Блока является во многом отражением двойственности его поэтического мира. 2.3.Средства создания звукообраза в лирике А. БлокаСредства создания звукообраза в произведениях А. А. Блока можно классифицировать следующим образом:1) звукоподражание, основанное на ассонансе;2) звукосимволизм, основанный па ассонансе;3) звукосимволизм, основанный на ассонансе и эвфонии;4) звукоподражание, основанное на аллитерации;5) звукосимволизм, основанный на аллитерации;6) звукосимволизм, основанный на аллитерации и эвфонии;7) звукосимволизм, основанный на аллитерации и какофонии.Звукоподражание в поэзии А. А. Блока нередко стоится на ассонансе. Например, в стихотворении «В ресторане» звуки скрипки сначала названы поющими («где-то пели смычки о любви»), но в конце произведения, когда нарастает напряженность, они же вместе с пением цыганки воспринимаются лирическим героем как визг, что подчеркивается ассонансом на и:Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...» наблюдаем ассонансы гласных о, у, а.Вхожу я в темные храмы, (а, у, а, о, а) Совершаю бедный обряд. (я, а, у, а, а) Там жду я Прекрасной Дамы (у, а, а, а) В мерцаньи красных лампад, (я, а, а, а).Повтор звуков о — у — а является звукоподражанием гулкому эху в храме.Часто у А. А. Блока присутствует звукосимволизм, основанный на ассонансе.Ассонанс на у - о можно наблюдать в стихотворении «Фабрика»:В соседнем доме окна жолты. (о, о, о) По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, (у, о) Подходят люди к воротам, (о, у) И глухо заперты ворота, (у, о).Употребление гласных о, у создает звукообраз фабрики, которой словно управляют злые, темные силы, мучающие людей. Можно предположить, что инструментовка нау и о символизирует звуки плача и страданий, которые издают воющие под гнетом непосильного труда, плачущие от бессилия люди.То же самое наблюдаем в стихотворении«Работай, работай, работай...»:Работай, работай, работай: Ты будешь с уродским горбом За долгой и честной работой, За долгим и честным трудом...Здесь ассонанс формирует гнетущее настроение, звуки у, о являются звуковыми символами тоски, боли.Звукосимволизм, строящийся на ассонансах, у Блока нередко сочетается с эвфонией.Исследователи творчества поэта не перестают удивляться музыкальности его лирики, создаваемой за счет использования ассонанса как инструмента благозвучия. Именно он придает поэтическому тексту особую напевность, сообщает ему эвфоническое звучание и, кроме того, позволяет, при этом решить звукоизобразительные задачи.Звуковые переливы ударных гласных а, о, у, е, и в стихотворении «Утихает светлый ветер» создают эвфоническое ощущение легкости. Ассонансы делают это произведение благозвучным, свободным от затруднений в произношении и слушании:Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер, Ворон канул на сосну, Тронул сонную струну. В стороне чужой И ТОМНОЙ Как ты ВСПОМНИШЬ обо мне?О моей Любови скромной Закручинишься ль во сне?Пусть душа твоя мгновенна — Над тобою неизменнаГордость юная твоя, Верность женская моя.В первой строфе ударные гласные даже как будто рифмуются:а - - е - - еа - - с - - ео - - а - - Уо - - о - - УЗвук гласных в этом произведении удивительно легкий, танцующий, его можно сравнить со звуками скрипки, когда на ней играют не смычком, а задевая струны пальцами (такой прием называется пиццикато). Эта волшебная музыка обусловливает звукосимволизм, создавая звукообразы, нашедшие выражение и в лексических средствах. Каждый из них поддерживает другие по семантике и по символическому значению: ветер, сом, душа, призрак легкий и простой, быстрый лёт касаток.Для поэзии А. А. Блока, на наш взгляд, аллитерация более характерна, чем ассонанс. Она обладает огромным звукоизобразительным потенциалом, и именно на ней часто основано звукоподражание.Приведем в пример стихотворение «Незнакомка»:...И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.Повтор щелевых согласных ш, х, с позволяет здесь передать шорох «упругих шелков», в которые одета героиня.Стихотворение «В ресторане» дает нам похожий материал:...Ты рванулась движеньем испуганнойптицы,Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.Аллитерации на ж, ад, с, х здесь снова передают шелест шелка; кроме того, метафорическое сравнение с птицей усиливает звукообраз, словно позволяя нам услышать шорох крыльев, свист воздуха от резкого их взмаха.Звуковой символизм, основанный на аллитерации, — сильное средство создания звукообраза в произведениях А. А. Блока.Нередко звукосимволизм, основанный на аллитерации, в поэзии А. А. Блока совмещается с эвфонией, которая не создает звукообраза, но подчинена целям звукописи. В стихотворении «Светлый сон, ты не обманешь...» особенно примечательны строки:Милый сон, вечерний лучик... Тени бархатных ресниц. В золотистых перьях тучек Танец нежных вечерниц...Здесь перекличка слогов те — ти — ты — ту — та и ни — ни — ны — ни — не ([н'ъ]) — не — ны — ни не только создает эвфоническое звучание, но и символически изображает легкость перьев тучек, танца вечерниц, очарование летнего вечера, звукообраз которого так искусно создает автор. (Нужно, однако, отметить, что здесь мы видим не аллитерацию в чистом виде: эвфония создается за счет сочетания аллитерации и ассонанса.)Звукосимволизм, строящийся на аллитерации с использованием неблагозвучия (какофонии), также свойствен творчеству А. А. Блока. Ярким примером служит поэма «Двенадцать».ЗаключениеТаким образом, изобразительно-выразительные средства языка, используемые А. Блоком, поистине многообразны.В первую очередь, огромную роль в лирике А. Блока играет метафора. Будучи поэтом-символистом, А. Блок в каждом стихотворении создавал уникальные поэтические образы, новые поэтические реальности, которые подчас не имеют общего с контекстом реальности. Каждая деталь у А. Блока глубоко символична. И метафора как средство языковой выразительности как раз помогает поэту придать поэтическим образам глубокую символичность. В лирике А. Блока встречается много метафор, олицетворений, преобладают метафоры, имеющие отношение к характеристике мира и образа Прекрасной Дамы. Благодаря метафорам поэт добивается создания особого мира Прекрасной Дамы и Незнакомки – ослепительного, яркого, совершенно ирреального.Кроме того, значимы в лирике А. Блока цветовые эпитеты. Цвет у Блока наполнен символическим содержанием. Причем, Блок не только использует традиционные значения цветов, но разрабатывает собственный язык – каждый цвет у Блока обладает собственной семантикой. Поэт использует цветовые эпитеты как в прямом, так и в переносном значении. Средства создания звукообраза у А. Блока также многообразны. В частности, мы выделили следующие: 1) звукоподражание, основанное на ассонансе;2) звукосимволизм, основанный на ассонансе;3) звукосимволизм, основанный на ассонансе и эвфонии;4) звукоподражание, основанное на аллитерации;5) звукосимволизм, основанный на аллитерации;6) звукосимволизм, основанный на аллитерации и эвфонии;7) звукосимволизм, основанный на аллитерации и какофонии.Посредством использования различных языковых средств выразительности А. Блок разрывает все привычные представления о предметах повествования. В частности, его эпитеты неожиданно могут сталкиваться с обозначаемым явлением, обнаруживая родство различных областей восприятия, их некоетайное соответствие. Также именно Блок смог добиться совершенства в переведении понятий духовного и морального порядка в иную плоскость — в сложную цветовую гамму. Список литературыАракчеева О.В., Рёбрушкина И.А. Средства создания звукообраза в поэзии А. Блока.// https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-sozdaniya-zvukoobraza-v-poezii-a-a-bloka (дата обращения 05.01.19)Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А. Блока. // Русская речь. - 1990. - №6. - С.23-28.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.Бескровная Е.Н. Библейская тема в творчестве Александра Блока.// http://sci-article.ru/stat.php?i=1483882695 (дата обращения 05.01.19)Благой Д. История русской литературы 20 века. - М.: Детская литература, 1999.Блок А. Избранные произведения. – Л.: Лениздат, 1969. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htmГромов П.А. Блок, его предшественники и современники: Монография. – Л.: Лениздат, 1986. «И крест свой бережно несу…» (о библейских мотивах творчества А. Блока) // V научная конференция. Краткие тезисы докладов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.Лавров А.В.: Этюды о Блоке. - СПб.: Иван Лимбах, 2000.Литература серебряного века. / Под ред. Воропаевой Л.Ю. – СПб.: Речь, 2005.Мазуренко О.В. Цветосюжет в лирике А. Блока.// www.science.vsu.ru (дата обращения 05.01.19)Минц З.Г. Блок и русский символизм. //Литературное наследство. – М., 1980. Кн. 1Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство-СПБ, 1999. Нарышкина М. С. Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХ – XX веков. – М.: Азбука-Классика, 2008.Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. – М.: Правда, 1998.Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX вв. – М.: Высшая школа, 1999. Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока.– Воронеж: Издательство ВГУ, 1984.Туранина Н.А.: Словарь образных средств Александра Блока, Сергея Есенина и Владимира Маяковского. - М. ; Белгород: Белгородская областная типография, 2009Туранина Н.А.: Словарь метафор Александра Блока. - Белгород: БелГУ, 2000Храброва Е.С. Роль и функции метафоры в создании портрета политического деятеля в российском и американском политическом дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. – Курск, 2010.Христос и Иуда (о библейских образах в поэзии А. Блока) // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции (декабрь 2000 года). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.Христос в художественно-философской системе А. Блока // Художественное слово в современном мире: Сборник статей. / Под общ. ред. И. М. Поповой. – М.: Просвещение, 2001.Чудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006. Щеблыкин И.П. История русской литературы. – М.: Высшая школа, 1985.
1. Аракчеева О.В., Рёбрушкина И.А. Средства создания звукообраза в поэзии А. Блока.// https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-sozdaniya-zvukoobraza-v-poezii-a-a-bloka (дата обращения 05.01.19)
2. Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А. Блока. // Русская речь. - 1990. - №6. - С.23-28.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
4. Бескровная Е.Н. Библейская тема в творчестве Александра Блока.// http://sci-article.ru/stat.php?i=1483882695 (дата обращения 05.01.19)
5. Благой Д. История русской литературы 20 века. - М.: Детская литература, 1999.
6. Блок А. Избранные произведения. – Л.: Лениздат, 1969.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htm
8. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники: Монография. – Л.: Лениздат, 1986.
9. «И крест свой бережно несу…» (о библейских мотивах творчества А. Блока) // V научная конференция. Краткие тезисы докладов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
10. Лавров А.В.: Этюды о Блоке. - СПб.: Иван Лимбах, 2000.
11. Литература серебряного века. / Под ред. Воропаевой Л.Ю. – СПб.: Речь, 2005.
12. Мазуренко О.В. Цветосюжет в лирике А. Блока.// www.science.vsu.ru (дата обращения 05.01.19)
13. Минц З.Г. Блок и русский символизм. //Литературное наследство. – М., 1980. Кн. 1
14. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство-СПБ, 1999.
15. Нарышкина М. С. Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХ – XX веков. – М.: Азбука-Классика, 2008.
16. Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. – М.: Правда, 1998.
17. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX вв. – М.: Высшая школа, 1999.
18. Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока. – Воронеж: Издательство ВГУ, 1984.
19. Туранина Н.А.: Словарь образных средств Александра Блока, Сергея Есенина и Владимира Маяковского. - М. ; Белгород: Белгородская областная типография, 2009
20. Туранина Н.А.: Словарь метафор Александра Блока. - Белгород: БелГУ, 2000
21. Храброва Е.С. Роль и функции метафоры в создании портрета политического деятеля в российском и американском политическом дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. – Курск, 2010.
22. Христос и Иуда (о библейских образах в поэзии А. Блока) // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции (декабрь 2000 года). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.
23. Христос в художественно-философской системе А. Блока // Художественное слово в современном мире: Сборник статей. / Под общ. ред. И. М. Поповой. – М.: Просвещение, 2001.
24. Чудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006.
25. Щеблыкин И.П. История русской литературы. – М.: Высшая школа, 1985.
Вопрос-ответ:
Какие изобразительно-выразительные средства использовал Александр Блок в своих произведениях?
Александр Блок использовал в своих произведениях разнообразные изобразительно-выразительные средства, такие как метафора, символика и средства создания звукообраза.
Какова специфика лирики Александра Блока?
Специфика лирики Александра Блока заключается в использовании изобразительно-выразительных средств для передачи сложных эмоциональных состояний и философских идей.
Какую роль играет символика в лирике Александра Блока?
Символика является важным элементом лирики Александра Блока. Он использовал символы для передачи глубокого смысла и создания атмосферы в своих произведениях.
Какую роль играют цветовые эпитеты в создании символического образа в лирике Александра Блока?
Цветовые эпитеты используются Александром Блоком для создания символических образов и передачи определенных эмоций. Они помогают читателю глубже понять и воспринять смысл произведения.
Какие средства создания звукообраза использовал Александр Блок в своей лирике?
Александр Блок активно использовал средства создания звукообраза, такие как аллитерация, ассонанс, ритмические повторы и другие, чтобы передать особую музыкальность и ритмичность своих произведений.
Какие изобразительно-выразительные средства использовал Александр Блок в своих произведениях?
Александр Блок использовал различные изобразительно-выразительные средства в своих произведениях, такие как метафоры, символы, цветовые эпитеты и звукообраз. Они помогали ему создавать глубокие и эмоциональные образы и передавать свои мысли и чувства читателю.
Что такое метафора и какое место она занимает в лирике Александра Блока?
Метафора - это риторическое украшение, основанное на переносе значения слова, когда одно слово или выражение заменяется другим, которое имеет с ним общее значение. В лирике Александра Блока метафоры играют важную роль, они помогают создавать образы и передавать глубинные чувства и мысли поэта.
Какая роль цветовых эпитетов в создании символического образа в лирике Александра Блока?
Цветовые эпитеты в лирике Александра Блока играют большую роль в создании символического образа. Блок использовал цвета, чтобы выразить различные эмоции, настроения и символы. Например, красный цвет может олицетворять страсть или кровь, белый цвет может символизировать чистоту и невинность, а черный цвет может означать темноту и смерть.
Какие средства создания звукообраза использовал Александр Блок в своей лирике?
Александр Блок активно использовал различные средства создания звукообраза в своей лирике. Он играл с ритмом и рифмой, создавая музыкальность в стихах. Также Блок использовал звукоподражания, ассонансы и аллитерацию, чтобы усилить эмоциональное воздействие своих произведений на читателя.
Какая символика присутствует в лирике Александра Блока?
В лирике Александра Блока присутствует разнообразная символика. Он использует символы, чтобы передать глубокие и философские мысли и чувства. Некоторые из наиболее известных символов в его произведениях - это ангелы, маски, птицы, кровь и цветы. Каждый из этих символов имеет свое особое значение и помогает создавать атмосферу и передавать эмоции читателю.