Государственный долг Российской Федерации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 24 24 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.02.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации 4
2. Анализ и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации 6
3. Анализ и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации 15
Заключение 21
Список использованных источников 23


Фрагмент для ознакомления

[2, с. 105 - 108]На рисунке 1 представлен график, на котором изображен объем государственного внешнего долга РФ за несколько предшествующих лет.Проводя анализ динамики внешнего долга Российской Федерации с 2010 года по начало 2018 года, можно отметить его общий рост в 2017 году по сравнению с 2010 годом. Темп роста в 2017 году по сравнению с 2010 годом составляет 24,7 % . Наибольшее количество внешних заимствований произошло в начале 2014 года, а затем начало снижаться, а в начале 2018 года внешний долг составил 49 827,3 млн. долларов США. Если учесть долг в рублях, мы можем отметить его рост за последние два года, рост обусловлен значительным снижением курса рубля по отношению к доллару.Рисунок 1 – Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010 - 2017 гг.), млн. долларов СШАВ Федеральном законе от 19 декабря 2016 года № 415 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ установлен в размере 52,8 млрд. долларов США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года - 53,6 млрд. долларов США (48,7 млрд. евро).Несмотря на то, что долговая нагрузка не превышает ее максимально допустимой величины, необходимо быть осторожным, чтобы не превышать верхний предел внешнего долга государства, а также обращать внимание на соотношение внешнего государственного долга России и валового внутреннего продукта. Это соотношение имеет негативнуютенденцию роста в 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015 году. В таблице 6 представлена структура внешнего долга России в стоимостном и процентном выражении по состоянию на 01.01.2018 год.Таблица 6 – Структура государственного внешнего долга РФ на 01.01.2018 годКатегория долгамлн.долларовСШАДоля во внешнем долге, %Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)49 827,3-Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба559,41,12Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами677,61,36Задолженность по внешним облигационным займам38 209,576,68Задолженность по ОВГВЗ3,20,01Прочая задолженность20,40,04Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте10 357,220,75Анализируя структуру государственного внешнего долга России в соответствии с таблицей 6, который на 01.01.2018 года составил 49 827,30 млн. Долларов США, необходимо выделить внешний облигационный займ Российской Федерации, которой принадлежит наибольший удельный вес (76,68 %). Второе место по доле в общем объеме внешнего долга государства занято государственными гарантиями Российской Федерации в иностранной валюте (20,75 % ).Эту тенденцию можно объяснить тем, что государство в докризисный период активно поддерживало отечественных производителей на выходе на международные рынки и повышало конкурентоспособность своей продукции на международной арене. [5, с. 53 - 59]ЗаключениеВ последние два десятилетия долговая политика является одним из стратегических направлений экономической политики государства. Это направление формируется под влиянием социально-экономических и других специфических факторов. Наиболее острым фактором является распад СССР. В результате распада Россия вынуждена была принять бремя союзного долга на себя. Обслуживание данной части долга, как составляющей внешнего долга, в 1990-е годы было под влиянием политики, а также привлекало внимание международной общественности. Другая часть внешнего долга была образована постсоветскими заимствованиями. Это было необходимо, так как образовался дефицит внутренних ресурсов, необходимых для проведения преобразований в административно-хозяйственном механизме. Актуальность проблемы обслуживания второй части внешнего долга повышалась по мере погашения задолженности перед кредиторами бывшего СССР. С 2000 года Министерство финансов РФ начинает вести политику, подразумевавшую наращивание внутреннего долга. Эта политика проводится с целью минимизировать валютные риски, с целью оживления внутреннего финансового рынка, а также для повышения его ликвидности за счет выпуска новых видов государственных бумаг.Методы управления долгом государства следует разделить наследующие группы: нестандартные и стандартные.К стандартным методам управления долгом государства можно отнести рефинансирование, конверсию, унификацию, консолидацию и проч. Нестандартными можно назвать метод уступки прав требования, списания части долга, обмен задолженности, использование внешних финансовых активов и др.Доля внешнего долга в совокупном объеме государственного долга Российской Федерации до 2014г. имела тенденцию к увеличению, что соответствовало увеличению валютных рисков, а к 2016г. наблюдается незначительное снижение данной доли. При этом среднегодовой темп прироста внешних долговых обязательств значительно меньше темпа прироста совокупного объема государственного долга, что составляет 14,95% против 21,1%. Преобладания в долговой структуре Российской Федерации государственного внутреннего долга, а также темп увеличения в структуре долга внешних долговых обязательств позволяют сделать вывод о положительном влиянии на снижение валютных рисков.Государственный долг страны оказывает как положительное влияние на национальную экономику страны, так и отрицательное.Положительные последствия заключаются в следующем:1)большой выгодой для страны является то, что существует возможность привлечения в бюджет государства заемных средств и сохранения относительного размера долга;2)дефицит бюджета в стране приводит к нарастанию объемов государственного долга, а профицит, наоборот, наделяет возможностью погашать наросший долг. Следовательно, если в стране наблюдается продолжительный экономический рост, то возрастает доходная часть бюджета, которая позволяет уплачивать проценты по долгу государства.Негативные последствия заключаются в следующем:-при постоянном увеличении внешнего долга государства, правительству приходиться сдерживать капиталовложения инвестиций в национальное хозяйство страны;-нарастание внешних заимствований ведет к снижению своей политической независимости, а также влечет за собой огромную зависимость отечественных финансов от международных;-государственный внешний долг, как и любой другой долг, необходимо погашать вместе с процентами.Список использованных источниковБабич И.В. Методы управления государственным долгом // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического университета. 2015. № 5. С. 44-49Беляков И.В. О факторах, определяющих спрэды суверенных еврооблигаций России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 200-225. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2004/schpal2004bull09 /schpal812004bull9.htm Вавилов В.Я. Государственный долг. М.: Финансовая акад., 2008Гаврилюк В.В., Буценко И.Н. Прогнозирование государственного долга как составляющей внешней задолженности стран мира // Экономические исследования и разработки. 2017. № 1. С. 26-30. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл; пер. с англ. В. В. Лукашевич и др. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. С. 402-408. Карандин Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 1. С. 118-123. Кулик А.О., Блохина И.М. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 112-117. Николайчук О.А. Внешний долг России: проблемы и перспективы возврата //В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. 2015. С. 557-561Норенков Д.Н., Кирдяшкина А.Ю. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России // Контентус. 2017. № 4 (57). С. 15-22. Пакова О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 87-89. Питенко К.С., Блохина И.М. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Аллея науки. 2017. Т. 4. № -9. С. 126-132. Полякова М.С. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81-2). С. 225-234. Полянская И.К., Хмелева Д.Е. Оценка политики управления государственным внешним долгом Российской Федерации // Калужский экономический вестник. 2017. № 1. С. 11-16. Самсонов Н. Ф. Финансы на макроуровне: учеб. пособие/ Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, Н. И. Строкова. М. : Высш. шк., 2008Токаева С.К., Бизикова Е.Б. Современные аспекты управления государственным долгом Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 124-126. Федулова С.Ф. Финансы: учеб. пособие. М: Кнорус, 2015Финансы капитализма: учеб. для студентов вузов/ Под ред. Б. Г. Болдырева. М.: Финансы и статистика, 2010.Финансы: учеб. для студентов вузов/ Под ред. М. Романовского, О.В. Врублевской. М: Юрайт, 2016.Яруллин Р.Р., Емец О.А. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 12. С. 210-212

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабич И.В. Методы управления государственным долгом // Вестник Саратов¬ского Государственного социально-экономического университета. 2015. № 5. С. 44-49
2. Беляков И.В. О факторах, определяющих спрэды суверенных еврооблигаций России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 200-225.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
4. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2004/schpal2004bull09 /schpal 812004bull9.htm
5. Вавилов В.Я. Государственный долг. М.: Финансовая акад., 2008
6. Гаврилюк В.В., Буценко И.Н. Прогнозирование государственного долга как составляющей внешней задолженности стран мира // Экономические исследования и разработки. 2017. № 1. С. 26-30.
7. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл; пер. с англ. В. В. Лукашевич и др. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994
8. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. С. 402-408.
9. Карандин Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 1. С. 118-123.
10. Кулик А.О., Блохина И.М. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 112-117.
11. Николайчук О.А. Внешний долг России: проблемы и перспективы возврата //В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. 2015. С. 557-561
12. Норенков Д.Н., Кирдяшкина А.Ю. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России // Контентус. 2017. № 4 (57). С. 15-22.
13. Пакова О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 87-89.
14. Питенко К.С., Блохина И.М. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Аллея науки. 2017. Т. 4. № -9. С. 126-132.
15. Полякова М.С. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81-2). С. 225-234.
16. Полянская И.К., Хмелева Д.Е. Оценка политики управления государственным внешним долгом Российской Федерации // Калужский экономический вестник. 2017. № 1. С. 11-16.
17. Самсонов Н. Ф. Финансы на макроуровне: учеб. пособие/ Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, Н. И. Строкова. М. : Высш. шк., 2008
18. Токаева С.К., Бизикова Е.Б. Современные аспекты управления государственным долгом Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 124-126.
19. Федулова С.Ф. Финансы: учеб. пособие. М: Кнорус, 2015
20. Финансы капитализма: учеб. для студентов вузов/ Под ред. Б. Г. Бол¬дырева. М.: Финансы и статистика, 2010.
21. Финансы: учеб. для студентов вузов/ Под ред. М. Романовского, О.В. Врублевской. М: Юрайт, 2016.
22. Яруллин Р.Р., Емец О.А. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 12. С. 210-212

Вопрос-ответ:

Какие причины привели к возникновению государственного долга России?

Один из основных факторов возникновения государственного долга России – это нарушение бюджетной дисциплины, связанное с неправильной финансовой политикой государства. Крупные расходы на внешние инвестиции, социальные программы и оборону также вызвали рост государственного долга.

Каково текущее состояние государственного внутреннего долга России?

Государственный внутренний долг России находится на высоком уровне и продолжает расти. Это связано с дефицитом федерального бюджета, увеличивающимся объемом займов, выпускаемых на внутреннем рынке.

Каково текущее состояние государственного внешнего долга России?

Государственный внешний долг России превышает 30% от ВВП и продолжает увеличиваться. Несмотря на это, Россия активно осуществляет погашение долга и не испытывает проблем со способностью его обслуживать.

Какие источники использованы при написании статьи?

В ходе написания статьи использовались различные источники информации, включая официальную статистику, научные исследования, аналитические отчеты и справочные материалы.

Какие факторы влияют на динамику государственного внешнего долга РФ?

На динамику государственного внешнего долга РФ влияют такие факторы, как курс валют, уровень экономического развития, объемы экспорта и импорта, политическая ситуация в мире, процентные ставки и многое другое.

Каковы причины возникновения государственного долга Российской Федерации?

Существует несколько причин возникновения государственного долга Российской Федерации. Одной из основных причин является нехватка собственных финансовых ресурсов для покрытия расходов государства. Это может быть связано с увеличением социальных программ, строительством инфраструктуры, финансированием обороны и т.д. Второй причиной возникновения государственного долга может стать экономический спад или кризис, когда государство уходит в дефицитный бюджет. Также, государство может брать долги для финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов.

Каково современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации?

Современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации отражает его объем и динамику. По данным на текущий год, объем государственного внутреннего долга составляет X миллиардов рублей. В последние годы, объем долга растет, что может быть связано с увеличением государственных расходов в связи с социальными программами и строительством. Однако, уровень государственного внутреннего долга остается под контролем и не представляет серьезной угрозы для финансовой стабильности страны.

Каково современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации?

Современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется его масштабом и динамикой. По данным на текущий год, объем государственного внешнего долга составляет X миллиардов долларов. В последние годы, объем долга снижается, что свидетельствует о снижении зависимости страны от внешних кредиторов и улучшении финансовой позиции государства. Также, низкий уровень государственного внешнего долга демонстрирует устойчивость экономики России и ее способность возвращать заемные средства.