Правовой статус религиозных объединений в Российской федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 25 25 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты религиозных объединений в Российской федерации 5
1.1. Религиозные объединения как институт гражданского общества 5
1.2.Формирование правовых основ создания и деятельности религиозных объединений 6
2. Особенности правового статуса религиозных объединений в Российской федерации 13
2.1. Понятие религиозной свободы в рамках международного права 13
2.2. Конфессиональное многообразие России как фактор развития общества и государства 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Сегодня все мировое сообщество осознает, что не может быть идеальной конституционной модели поощрения и защиты свободы религии. Каждая государственно-конфессиональная модель является продуктом истории, традиций, общественного согласия, соответственно строительство взаимоотношений между государством и церковью происходит по-своему. Но это не означает, что мы должны полностью исключить минимальную защиту этой свободы, которая позволяет каждому человеку жить «религиозно свободно» в любой точке мира.2.2. Конфессиональное многообразие России как фактор развитияобщества и государстваНа современном этапе усилия Российского государства и здоровых сил общества направлены на развитие культурного своеобразия народов страны, сохранение и воспроизводство религиозных и этнополитических традиций, укрепление духовного единства и одновременно на формирование единой политической нации (единство в многообразии). Важным мобилизационным ресурсом сборки общероссийской идентичности и необходимым условием развития государства является этническое и конфессиональное многообразие российского общества.В первой декаде XXI века политическим руководством страны было заявлено о необходимости говорить «о российском народе как о единой нации». Обсуждая в 2004 г. в Чебоксарах вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, президент В.В. Путин отметил: «Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство».Действительно, когда макросоциальная общность ценностно интегрируется в политическую нацию, важным консолидирующим фактором становятся этнокультурные традиции и религиозные ценности. Однако насколько применима в условиях реализации стратегии нациестроительства в России концепция «конфессионального государства» и в каких отношениях оказывается ментальная карта религиозной солидарности и чуждости с конструированием воображаемого пространства политической (гражданской) нации, а также какие религиозные организации сегодня содействуют развитию современного общества – вопросы, все чаще обозначаемые в научной литературе.«Если в обществе присутствуют влиятельные инстанции, прямо претендующие на особуюинтенсивность собственной связи с областями сакрального особенно же не стесняющиеся определения этой связи как религиозной, то они никак не могут быть обойдены в процессе nation-building», – пишет С.И. Каспэ. Как далее развивает он свою мысль, создание основополагающей ценностной системы политической нации невозможно без их участия и учета того влияния, которое они имеют в российском обществе – «просто потому, что они уже "играют" на том поле, на котором еще только предстоит выстраивать нацию; на поле ценностей».Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозной группы и организации. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.По данным Минюста России, на начало 2018 г. в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций содержатся сведения о 30283 религиозных организациях. Самыми «насыщенными» территориями по числу РО в ЮФО оказываются Краснодарский край и Республика Крым – суммарно на них приходится более половины всех зарегистрированных РО (1531). В соседнем СКФО по этому показателю равных нет Республике Дагестан, более чем в 1,7 раза оставившей позади ближайшего конкурента в округе – Ставропольский край. Причем подавляющую часть РО с государственной регистрацией в дагестанских городских и сельских поселениях составляют мусульманские. В разряд своего рода «аутсайдеров» формально попадают Ингушетия и Чечня. В последней действует вертикально интегрированная структура Духовного управления мусульман Чеченской Республики, объединяющая все мусульманские общины.Из 29840 РО, подробные сведения о которых на конец 2016 г. (с учетом обновления данных в 2017 г.) представлены на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, 575 являлись ЦРО, 28 108 – МРО, 170 – ДОО, 483 – монастырями, 504 – иными РО. Они существуют в 57 конфессиях: христианстве – православии, протестантизме и католицизме, а также в исламе, иудаизме, буддизме, индуизме, шаманизме, языческих верованиях и других религиях.Согласно российского законодательства, РО являются также созданное ЦРО в соответствии со своим уставом учреждение или организация: монастырь, руководящий либо координирующий орган и учреждение, духовная образовательная организация (ДОО), исключительное право создавать последние принадлежит ЦРО в соответствии со своими уставами. Предназначение ДОО – подготовка служителей и религиозного персонала РО посредством реализации образовательных программ.По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, накопленный церковью капитал в сфере образования значительно превышает возможности любой общественной организации, а, может быть, и государства. «Воспитательная функция Церкви существует уже 2 000 лет, и на протяжении веков эта воспитательная функция реализовывалось в различных политических, социальных, культурных контекстах», – заявляет глава РПЦ. Без широкого, всеохватывающего мусульманского просвещения среди российских приверженцев ислама – второй после православия по числу последователей и значимости для страны религии, «не может решаться ни одна из задач современной социализации мусульман в соответствии с императивами XXI века», подчеркивает председатель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Т.С. Таджуддин.Можно выделить три основных направления: взаимодействие государства и религиозных объединений, религиозных объединений и общества, конфессий. Взаимодействие государства и религиозных объединений включает государственную регистрацию РО, подпрограмму «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве» государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики», действующей с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2025 г., работу Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, установление государством уголовной и административной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.Последние инициативы специалистов по этноконфессиональным отношениям, одобренные и президентом РФ В. Путиным, переложить стратегию государственной национальной политики на язык закона вызывают поддержку руководителей основных религиозных конфессий на территории Российской Федерации. Так, главный раввин России Б. Лазар считает, что этот путь предстоит проделать стране по примеру многих государств – «от национализма, разгонявшего народы по разным "квартирам", к принципу гражданской нации, объединяющей всех жителей страны, вне зависимости от их национальности, цвета кожи или веры». Как духовный глава одной из традиционных религий России, раввин Лазар находит подобный принцип крайне важным для страны, где живут около 200 различных народностей и представлены все основные мировые религии.Таким образом, можно констатировать наличие в современном российском обществе необходимых условий для поддержания конфессионального разнообразия и деятельности организаций, представляющих интересы традиционных религий России, что также отвечает базовым требованиям и условиям, выражаясь словами национального лидера В.В. Путина, «сохранения нашей государственности, независимости и самого существования России как единого общего родного дома для всех народов, которые ее населяют».ЗаключениеВажным показателем демократического характера государства является провозглашение и реализация принципа свободы совести и свободы вероисповедания, что особенно важно для России в условиях перехода от идеологического принципа построения государства к демократическому. Импульсом для изменения государственно-межконфессиональных отношений послужили международные правовые акты в этой сфере.В российском государстве признаются в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере вероисповедания и свободомыслия. Вместе с тем никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной, не обладает государственной монополией и атеизм. Религиозные конфессии отделены от государства, равны перед законом. Независимо от отношения к религии или принадлежности к какой-либо конфессии для всех индивидов (граждан, иностранцев, лиц без гражданства) обеспечиваются равные права и свободы (ст. 19). Конституция РФ запрещает пропаганду и агитацию религиозной вражды или религиозного превосходства (ст. 29).Предусмотрено конституционное право верующего гражданина России на альтернативную гражданскую службу, если его религиозным убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется Федеральным законом от 25.07.2000 № 113-ФЗ.Сегодня все мировое сообщество осознает, что не может быть идеальной конституционной модели поощрения и защиты свободы религии. Каждая государственно-конфессиональная модель является продуктом истории, традиций, общественного согласия, соответственно строительство взаимоотношений между государством и церковью происходит по-своему. Но это не означает, что мы должны полностью исключить минимальную защиту этой свободы, которая позволяет каждому человеку жить «религиозно свободно» в любой точке мира.Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10135532/#ixzz5YtZKbE00
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz5Yta2JkOc
3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. N 36/55 "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2565457/#ixzz5YtZdCNWV
5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018) // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями от 05.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 39 ст. 4465
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 2 (ч. I), ст. 361; № 52 (ч. I), ст. 8152.
9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеоче¬редной седьмой сессии Верховного Совета СССР де¬вятого созыва 7 октября 1977 года) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41, ст. 617
10. О свободе совести и о религиозных организациях: Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 41, ст. 813
11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.06.1975 «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 «О религиозных объединениях» // Ведомости ВС РСФСР. 1975. № 27, ст. 572
12. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в Рос¬сии. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М-Норма, 2013. С. 203
13. Димитров Н.Н., Заикина И.В. Государственно-рели¬гиозные отношения в зарубежных странах и в Рос¬сии: история и современность: учеб. пособие. М.: Изд-во РТА, 2015. С. 168
14. Димитров Н.Н., Ловинюков А.С. Российское госу¬дарство и религия: правовые основы взаимоотноше¬ний: монография. М.: Изд-во РТА, 2014. С. 109.
15. Каспэ С.И. Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай. М.: РОССПЭН, 2014. С. 102-103.
16. Конфессия. Империя. Нация : религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства / ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М.: Новое изд-во, 2014. С. 48.
17. Королева Э.В. Социальная роль религии в миграционных процессах // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 2. С. 42-44
18. Лобазова О.Ф. Исследование религиозности в рамках интегративного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-4 (43). С. 76-78
19. Сгибнева О.И. Религиозная ситуация: основные параметры исследования // Социология религии в обществе позднего модерна: материалы международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород», 2014. С. 89-93
20. Таджуддин Т.С. Приветствие // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Мат-лы Межд. науч.-практич. конф., посвящ-й 110-летию медресе «Галия» (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Г.В. Балягова, З.Л. Сизоненко, В.С. Хазиев. Уфа: «Мир печати», 2016. С. 14-16.
21. Унрау В. Религиозность в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 40. С. 62-68.
22. Главный раввин России поддержал закон о российской нации // Интерфакс: сайт. 2016. URL: http://www.interfax.ru/russia/535158
23. Духовное управление мусульман Чеченской Республики: официальный сайт // URL: http://www.dumchr.ru
24. Министерство юстиции Российской Федерации: официальный сайт. // URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx#.
25. Основы социальной концепции Русской Право¬славной Церкви // Официальный сайт Московско¬го Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.htm
26. Основы учения Русской Православной церкви о до¬стоинстве, свободе и правах человека // Официаль¬ный сайт Московского Патриархата. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/428616.html
27. Политическая ошибка руководства страны. Интервью с адвокатом, членом Совета по правам человека при Президенте РФ Владимиром Ряховским о запрете Свидетелей Иеговы // Религия и право // URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=474&ELEMENT_ID=7570
28. Президент России: официальный сайт. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22349
29. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на втором заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви // Patriarchia.ru: официальный сайт Московского патриархата. 2011 // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1546793.html.
30. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#.

Вопрос-ответ:

Какие основы правового статуса имеют религиозные объединения в Российской Федерации?

Религиозные объединения в Российской Федерации имеют правовой статус на основе закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и других соответствующих нормативных актов. Они признаются юридическими лицами и могут осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными правилами.

Каким образом формируется правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в России?

Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в России формируется на основе конституционных и законодательных норм, которые гарантируют свободу совести и религиозных объединений. Нормы законодательства определяют процедуру регистрации религиозного объединения, его права и обязанности, а также устанавливают ограничения и требования к его деятельности.

Что такое религиозная свобода в рамках международного права и как она применяется в России?

Религиозная свобода в рамках международного права означает право каждого человека свободно выбирать, исповедовать и распространять свою религию или убеждения. В России это право гарантировано Конституцией и законами, которые запрещают дискриминацию на религиозной почве и обеспечивают свободу вероисповедания для всех граждан.

Какое место занимает конфессиональное многообразие России в развитии религиозных объединений?

Конфессиональное многообразие России является важным фактором развития религиозных объединений. Разнообразие религиозных традиций и конфессий способствует свободе выбора вероисповедания и способствует развитию религиозной сферы в стране. Каждая религиозная организация имеет право на свободное проявление своей веры и активное участие в общественной жизни.

Какие основы правового статуса имеют религиозные объединения в Российской Федерации?

Религиозные объединения в России имеют основу правового статуса в Конституции РФ, а также в законодательных актах, таких как Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Они также должны соответствовать нормам международного права в области прав человека.

Какие принципы лежат в основе создания и деятельности религиозных объединений в России?

Основными принципами, которыми должны руководствоваться религиозные объединения в России, являются свобода вероисповедания, недопустимость пропаганды насилия и экстремизма, соблюдение прав и свобод других граждан, соблюдение законов Российской Федерации и т. д.

Что такое религиозная свобода и как она регулируется в России?

Религиозная свобода - это право каждого человека выбирать, исповедовать и распространять свою религию или убеждения. В России религиозная свобода защищается Конституцией РФ и законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Однако существуют определенные ограничения, например, в отношении экстремистских религиозных организаций.

Какое значение имеет конфессиональное многообразие для развития России?

Конфессиональное многообразие - это наличие различных религиозных объединений и конфессий в стране. Оно имеет важное значение для развития России, так как способствует сохранению и разностороннему развитию духовной культуры и традиций народов, а также укреплению гражданского общества и духовного единства страны.

Какие условия должно соблюдать религиозное объединение, чтобы получить правовой статус в России?

Для получения правового статуса религиозное объединение должно соответствовать определенным критериям, таким как наличие определенной численности участников, наличие устава, не противоречащего законам РФ, доказательство проповедования религиозных убеждений и др. Оно также должно быть зарегистрировано в установленном порядке и соблюдать законы и требования государства.