Ризаэтдин Фахретдин Джавамигуль калям шэрхе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Религиоведение
  • 70 70 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 10.02.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Ризаэтдин Фахретдин как богослов, просветитель, историк и педагог, писатель, журналист, муфтий 8
1.1 Жизнь и труды Ризаэтдина Фахретдина 8
1.2 Хадисы 12
Глава 2. Ислам и определение нравственности 15
2.1 Ахляк 15
2.2 Определение достоверности хадисов согласно двум сборникам аль-Бухари и Муслима 22
Глава 3. Взгляд на хадисы с точки зрения фикха 38
3.1 Определение фикха 38
Глава 4. Комментарий к хадисам 60
4.1 Фрагменты из сочинения «Джавамигуль калям шархи» 60
Глава 5. Хадисы про женщин 64
Заключение 68


Фрагмент для ознакомления

.. Все они ложны». [...]Некоторые говорили: Абу Ханифа жил до того, как хадисы собрали в книги, если бы он жил после этого, он бы бросил кыяс и поступал лишь по хадисам. Однако его ученики Абу Юсуф, Зуфар, Мухаммад, Ибн аль-Мубарак дожили до эпохи сборников хадисов. Но несмотря на это, они не отрицали его кыяс, хотя в некоторых вопросах расходились с ним. И они последователи Абу Ханифы, и они основатели ханафитского мазхаба.Никто не может быть уверен в том, что он предпринимает свои действия согласно со всеми хадисами. Ахль аль-хадис не поступали согласно хадисам, которые были приняты за руководство. Они выбирали другие хадисы для себя, поступали так все люди, поступали соответственно одним хадисам, а другие хадисы отвергали по разнообразным причинам: полагали тот или иной хадис слабым; противоречащим известному или мутаватир хадису; полагали его отмененным; считали, что он шазз (передан надежным передатчиком, но противоречит хадису еще более авторитетных и приемлемых передатчиков);полагали, что он толкуется очень сложно, непонятным образом для простыхлюдей.Люди считали, что все передатчики хадисов в сборниках Муслима и Бухари несомненно честны добропорядочны, и справедливы. Ахль аль-хадис считают, что передача хадиса при помощи слов «анна» (..., что...) и «ан» (от ...) значит разрыв (цепочки передатчиков). Таких хадисов много у Муслима и Бухари. Однако, несмотря на это, если такие хадисы можновстретить в других сборниках, они говорят, что цепочка разорвана, а если в этих двух - то они полагают цепь передатчиков неразрывной. Каким Кораном и какой Сунной они могут объяснить свою эту логику?!Данную проблему подробно рассматривают в «Ила ас-сунан» имама ат-Таханави. Интересующиеся наукой хадиса смогут обратиться к этому сочинению.Некоторые методы ханафитов по отношению к хадисам.Хадисы Посланника Аллаха можно поделить на следующие категории: 1) несомненные (хадисы мутаватир - общеизвестные); 2) с сомнительной передачей (хадисы машхур - известные); 3) с сомнительными смыслом и передачей (хадисы ахад). Относится к первому виду.Например, такие хадисы о Коране, об обязательных молитвах и их составляющих. При помощи таких Хадисов образуютнастоящие истинные знания, то есть такое, будто бы человек все увидел своими глазами. Ко второму виду в частности, можно отнести хадисы о забивании прелюбодеев камнями, хадисы о протирании обуви.Поскольку данные хадисы в целом выступают хадисами ахад (были таковыми на опреденном этапе), то по отношению к ним существуетопределенное сомнение, поэтому они не составляют явного знания, а являются скорее знанием о безопасности и предосторожности. К третьему виду относятся хадисы, не вошедшие в две первые категории, то есть неизвестные хадисы ахад. У ханафитов такие хадисы не образуют настоящего истинное знания, однако поступать согласно им - обязательно (ваджиб). Хадисы ахад значат истинное знание или предположительное? На данный вопрос отвечали по-разному и на основе различного подхода к данной проблеме течения обвиняли друг друга в неверии. Ведь если сообщение ахад значит несомненное знание, то их отрицание будет куфром (неверием). Некоторыеиз ахль аль-хадис согласились с такой мыслью. Однако все остальные ученые говорили, что хадис ахад никак не значитдостоверное и истинное знание. Поскольку хадисы ахад не несомненны, они содержат долю вероятности, а там, где есть вероятность, не может быть глубокого убеждения и достоверного знания.Хадисы ахад, в зависимости от того, кто их передал, делятся на два вида: 1) неизвестные (маджхул); 2) известные (маруф). Известные также делятся на два типа: 1) передатчик - человек, известный в иджтихаде и фикхе (знающий их); 2) передатчик - человек, известный своей передачей хадиса, вне фикха и фетв. Передатчики, известные как люди фикха и иджтихада: четыре праведных халифа, Абу Муса аль-Ашари, Зайд ибн Сабит, Муаз ибн Джабал, Аиша, Убай ибн Каб, Абдуррахман ибн Ауф, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Хузайфа ибн аль-Йаман и другие. Их хадисы выступают несомненным доводом, безотносительно того, соответствуют они кыясу или противоречат ему. Передатчики, которых не признали в фикхе и иджтихаде, но известныдобропорядочностью, справедливостью, точностью: ибн Малик , Абу Хурайра, Анас и другие. Их риваяты принимаются, если соответствуют кыясу. А если они противоречат кыясу, то их не принимают и оставляют. Потому что среди сахабов было принято передавать хадисы Пророка (с.а.с.) не дословно, а при сохранении смысла. Если у передатчика слабые познания в фикхе, то он не может полностью постичь весь смысл хадисов. В его передаче хадис может утерять один из своих смыслов, и сомнительность хадиса ахад вырастет. Кыяс же свободен от таких дополнительных сомнений. Пусть не обманываются те, кто возводил хулу на ханафитов, эта неуверенность не в точности и надежности передатчиков, а в точной передаче смысла хадиса, его так называемого фикха! Не все ученые ханафиты полагают, что для того, чтобы сообщение передатчика было предпочтительнее кыяса, он обязательно должен быть факихом. К примеру, Абу аль-Хасан аль-Кархи и его ученики не ставили таких условий. Они говорили, достаточно того, чтобы передатчик был точен и надежен. Поэтому они придерживались переданного от Абу Хурайры хадиса о том, кто неосознанно попил или поел и в месяц рамадан. Хотя он противоречил кыясу. Абу Ханифа сказал по этому поводу: «Если бы не было риваята, то я действовал бы согласну кыясу». И только поздние ханафитские ученые поставили условие, чтобы передатчик был факихом.Неизвестные хадисы (маджхул) бывают четырех видов (в зависимости от положения передатчика, которого считают «неизвестным» звеном в цепи): 1) надежные люди передают далее полученный от него хадис, действуют согласно ему, не осуждают этого передатчика и свидетельствуют о правильности этого хадиса; 2) они выступают против него, его осуждают, отрицают его риваяты; 3) придерживаются разных мнений о переданном от него хадисе и о нем; 4) его риваяты вообще не были известны среди салафов. Первый тип у нас равен известному (маруф), он принимается. Третий тип также принимается, если не находится в противоречии с кыясом. А если противоречит, то не принимается, потому что именно так поступали сахабы. Второй тип не принимается. Четвертый тип может являться руководством к действию, если не противоречит кыясу. Приведем только один пример того, как сподвижники Пророка (с.а.с.) не принимали некоторые из хадисов ахад. Фатима бинт Кайс, полностью разведена с мужем (трижды сказанным словом «талак»), передала хадис, по которому в период идда муж не должен ее обеспечивать. Однако халиф Умар ее слова опроверг и сказал: «Мы не оставим книгу Аллаха и Сунну Пророка (с.а.с.), подчиняясь словам женщины, которая или честна/или обманывает, или запомнила/или забыла».Хадис, в цепочке предатчиков которого существует разрыв, называется хадис мурсал (отпущенный). Это хадис, который передан одним из табийнов без упоминания имени сподвижника Пророка (с.а.с.) (через которого до него пришлоданное сообщение). Таким образом, он ссылается сразу на Пророка (с.а.с.): «Посланник Аллаха сказал...». Хадисы мурсал передавали, в частности, Саид ибн аль-Мусаййиб, Макхул ад-Димашки, Ибрахим ан-Нахаи, Хасан аль-Басри и другие. Хадисы мурсал бывают четырех видов: 1) переданные сподвижником Пророка; 2) переданные табиунами, или теми, кто их видел; 3) переданные надежными передатчиками своего времени; 4) сообщения, которые с одной стороны прерваны, а с другой непрерывны.Нет расхождений в том, что первый вид хадисов мурсал принимается. По поводу третьего и четвертого вида есть разные точки зрения. Второй вид принимается, считается доводом у маликитов и ханафитов. Некоторые имамы мухаддисы совсем не принимали сообщения мурсал. А у шафиитов мурсал принимали только, если существуют какие-то подтверждающие его доводы (аят Корана, известная Сунна). Довод ханафитов: сподвижники поступалисогласно хадисам мурсал и никто из них не отвергал этого. Аль-Бара ибн Азиб сказал: «Мы не слышали каждый передаваемый нами хадис от самого Посланника Аллаха, некоторые нам просто рассказывали, однако мы не обманываем». Сподвижники принимали сообщения от Ибн Аббаса, а он был маленьким (родился за три года до хиджры) и слышал совсем немного хадисов от самого Пророка (с.а.с.). Большинство хадисов он передавал, услышав от других сподвижников. И вот такие сообщения принимали знатные, уважаемые сахабы, и это, конечно более значимо, чем попытки последующих ахль аль-хадис не принимать подобные хадисы. Потому что в нашей религии мы должны следовать в первую очередь за сподвижниками - истинными салафами, а не теми, кто пришел после них. Некоторые люди, которые считали себя ахл ал-хадис, отрицали хадисы мурсал, тем самым отвергли большую часть Сунны. Как видим, не названия и имена, а поступки показывают, кто следует Сунне и истинно выполняет ее!Слово «фикх» с арабского языка переводится, как «знать, понимать ситуацию, понимать». Терминологическое значение данного слова - знать положения, которые «за» или «против». Существует и иное определение, по которому фикх – это подробное знание религиозных положений, которые касаются ритуалов поклонения, «муамала» (взаимоотношений) и системы наказаний.В Коране употребляются разные слова, производные от слова «фикх». Они обладают значением«понимать», «знать», «постигать». Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:«Если Аллах пожелал добра для кого-либо, Он сделает его факихом в религии (то есть, человеком, который понимает все тонкости религиозных положений)».В период, когда правили четыре праведных халифа, под словом «фикх» подразумевали знания. Термин «аль-фикху Акбар» вбирал в себя знания акаида и таухида; «аль-фикхуль виждани» – нравственное воспитание. А отдельное слово «фикх» касалось практических, культовых вопросов. Определение Абу Ханифы: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против», имеет общее значение. В то время «калям» (вероучение), «иман» (основы веры), «ахляк» (нравственность) и «тасаввуф» (система воспитания высших духовных качеств) еще не оформились как отдельные ветви науки, поэтому произведение Абу Ханифы «аль-Фикху Акбар» включило в себе вопросы вероучения. Но прошло время, когда стали развиваться отдельные отрасли науки, фикх стали разъяснять (с точки зрения практических действий) как раздел науки, включающей в себя только вопросы «муамала» «ибады», и «укуба» (наказания).Совсем недавно введенное понятие «хукукуль-исламия», кроме «ибады», содержит в себе положения «муамала», «укуба» и «мирас» (наследование).В науке фикх предметом изучения выступают действия людей, которая была обязана выполнять все требования Ислама, как запрещающего, так и повелительного характера. Данное действие можно переформулировать таким образом: в отношении намазов - их нужно совершать, в вопросах питания предоставление свободы выбора.Обязанностью людей, достигших совершеннолетия и здравомыслящих является следование требованиям шариата. Это является возможным при соблюдении законов.Данный термин используют в значении религии. Религия содержит в себе как культовые действия, так и вопросы вероучения. Но по большому счёту термин шариат применяют в тех вопросах, касающихся религиозных культовых действий. Шариат с данной точки зрения является внешней практически стороной духовной системы.Человека, который знает науку фикх, называют факихом. Множественная форма «фукаха». Это же слово в усулуль фикх имеет значение «муджтахид», Иными словами, учёный, который обладает полномочиями и знаниями, опирается на религиозные источники Ислама, принимает новые решения, или выводит новые религиозные суждения. Муфтием является должностное лицо в системе религиозного суда, выносящий решения по различным юридическим и религиозным вопросам, опираясь на положение Сунны и Коран, на общие прецеденты из практики и суждения учёных.Факиха, который не является муджтахидом, но при возникновении вопросов передающего суждения и мнения других муджтахидов, называют муфтием, а ответ на вопрос называется «фетвой». Относительно иджтихада, фетва носит узко-специфический характер.В тех вопросах, которые четко и ясно освещены положениями сунны и Корана, в тех проблемах, по которым между учеными-правоведами нет никаких разногласий, необходимости в иджтихаде не возникает. Но в некоторых практических делах необходимо найти правильное решение, применяя истихсан, маслахат, урф-адат и шару ман кабляна. Иджтихад и фетва нужны именно в этих случаях.Глава 4. Комментарий к хадисам4.1 Фрагменты из сочинения «Джавамигуль калям шархи»Нижеуказаный перевод является комментарием к двум хадисам из двух известных сводов. Автором комментария затронут широкий спектр проблем, которые обычно обсуждаются в богословских произведениях, в особенности у татарских учёных. В данном случае анализируется загробный мир, легкость в религии, качества выносливости и терпение, понятие горе и радости, правила гигиены, вопросы одежды, благотворительное общество, отношения супругов и мусульманское образование.В представленных фрагментах можно наблюдать, насколько Ризаэтдин Фахретдин старается оставаться преданным традициям ислама времен праведных предков (саляф), и в то же время идущим в ногу со временем, выражая мнение сторонников джадидизма. В оригинале книга была завершена в 1917 году и издана в Оренбурге. Большинство хадисов в ней были выбраны из сборника «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля и также из т.н. сводов «аль-Кутуб ас-ситта» («Шесть книг»). Как предусматривалось, данный сборник будет использован в качестве учебников татарских школах по дисциплине хадисов. Существовавшие сборники Хадисов в медресе в те времена с переводами и без него, были недостаточными для понимания и требовали подобного толкования. С помощью своего комментария Р. Фахретдинов показывает, что исламская религия не выступает как помеха для достижения счастья человека, а напротив, оказывает помощь в деле усовершенствования нравственности и при поискуметодовосвобождения от социальных болезней в обществе.167. "Научите других тому, что сами знаете, стремитесь к облегчению, не делайте тяжело, обрадуйте, не злите учащихся и других, если кто рассердится, то пусть стоит спокойно..." (Бухари, ч. 1, с 25).Это высокостепенное изречение должно являтьсяглавным законом в деле воспитания и обучения. Хотя со слов «стремитесь к облегчению» и получилось выражение «не делайте тяжело», для того, чтобы заострить внимание и не оставить без должного внимания, Пророк Мухаммад открыто сказал: «Не делайте тяжело!».Как говорил Пророк: «Учите знаниям», но не как-нибудь, но радуя учеников, не тяжело, легким способом, поднимайте их настроение, не вызывать отвращения к знаниям и не глушите их усердие.Как известно, преподаватели наук могут злиться, у них могут быть душевные потрясения и напряжения. Считается общеизвестным, что самые дурные и нервные по характеру люди это учителя, это является известным из жизненного опыта. По причине того, что из-за злобы можно совершить ненужный поступок или сказать дурное слово пророк Мухаммад рекомендует терпеть, стиснув зубы. В данный момент признанные у культурных народов основы воспитания и обучения является ничем иным как этими правилами. Хотя в начале было сказано по поводу воспитания и обучения, намёки сделаны и для иных случаях в жизни. По этой причине мусульманам указано найти пути облегчения труда, изобрести новые вещи и сделать машину.Свой хлеб обработай при помощи машины, сено коси машиной и убирай машиной, молоти и косихлеб машиной!.. Так как эти дела сделать машинамилегче, чем вручную. Печатай книги в типографии и письмо пиши на машинке. Если есть возможность, для передвижения купи автомобиль или велосипед,;если сможешь, эти вещи сделайсам! Поставь в доме телефон, если много дел в городе, если расход не окажется большим, проведи в дом электричество, так как все это легче.Волосы сыновей стриги машиной, шей одежду машиной, мясо измельчай на мясорубке, суп вари на машине, если нет препятствий. Форму одежды выбирай, чтобы было легко снимать и одевать,согласно твоей работе. Вообще, если есть выбор между тяжелым и легким, ты выбирай легкое при условии полного удовлетворения, к тяжелому не подходи.299. "Если один человек похож на одно племя, то будет считаться членом этого племени". (Сунан Абу-Дауд, ч. 2, с. 203.)Комментаторы изречений в последнее времяутверждали,что человек похож по одежде; или некоторые говорят, что человек должен быть похожим по привычкам в быту, по поведению.Некоторыеговорят: «Если пожелает быть похожим на кяфиров,и станет им похожим». По даннымвопросам крайне много противоречивых мыслей о понятии «похоже», поэтому мы остановимся, и от этого не будет вреда:Говорят, что учить писать и читать по новому методу, вводить в школы черную доску и парты, учителям - обучать и давать уроки стоя - все это от европейцев введено насильно, поэтому запрещается. Об этом очень много написано. Казалось, что горячие споры по данному вопросу немного остыли. Ноеще не совсем потухли. Когда уже издавалась эта книга (примерно 1915-1916 годы - М.Р.), одна из казанских газет писала следующее: в деревне Айбаш Коеге (Татарстан, Большой Куюк, Высокогорский р-н,) один из богатых людей хочет основать и содержать новометодную школу для девочек и мальчиков и спросил согласия у местных жителей. Как, вы думаете, что ответили на это старики, которые посещают мечеть? Конечно! Они согласятся со слезами умиления на глазах, подумаете вы. Но старожили из деревни Айбаш Коеге ответили свои отказом на это мероприятие богатого мусульманина, сказали: «Не беспокойся, открывать новометодную школу мы - молодые и старики - не согласны».Основываясь на таких доказательствах (не быть похожим на кяфиров), говорили, что покойников нельзя привозить на телегах на кладбища. В изречениях Пророка Мухаммада что об этом не встречено запретов. Если стать похожим запрещено категорически, то ведь в похоронах в могилу также есть сходство.Запретили ставить в благотворительных обществах и в мечетях ящики для добровольных пожертвований. В наше время в Уфе Хайрулла хазрат не смог в первой мечети поставить ящик (речь идет о том времени, до 1906 года, когда Риза Фахретдинов в Духовном собрании служил казыем - М.Р.) на протяжении четырех лет. Смог ли поставить позже – неизвестно.Категорически запрещено надевать пальто, шляпу, сюртук, фуражку. Из этого ясно, что такиелюди уверены в том, что их шапка, чапан,валенки, тулуп,рубашка и рукавицы чулки и лапти, зипун, шапка-ушанка, казакин и камзол, - являются подходящей одеждой для мусульман, что эти одежды имеют сходство с одеждойсовременников и приверженцев Пророка Мухаммада. В противном случае они не стали бы настолькосильно противиться одежде,которая не похожа на их одежды. Дело в том, что было известным, как Пророк Мухаммад совершал богослужение в иранском головном уборе и римской одежде,(Сахих Бухари, ч. 1. с. 95-96. Сахих Муслим,ж. 2, с. 152). Ибн-Аббас говорил: «Если не будет особого приказания, то Пророк любил одеваться похожим ученым людям, то есть к тем, которые занимаются с книгами» (Сахих Бухари, ч. 4, с. 166-169). Из слов «ученым людям» стало ясно, что не обязательно мусульманин.Глава 5. Хадисы про женщин1.Посланник Аллаха сказал: Та женщина, которая умрет, будучи беременной,будет в числе шахидов (т.е. в числе людей, павших смертью на пути Аллаха)(Рассказал 'Убайда бин ас-Самнт, передал иен Са'ат).2.К посланнику Аллаха пришла одна женщина с сыном, и посланник Аллахасказал:'Беременные, рожающие, милосердные к детям женщины, если будутподчиняться мужу и выполнять молитву, то обязательно войдут в Рай.(Рассказал Абу Амака, передал Ахмед, ибн Маджа, аль-Байхаки).3.Посланник Аллаха, обращаясь к женщинам, сказал: Разве не будет каждаяиз вас рада, когда забеременеет от мужа, и он будет ею доволен, тогда как ей за каждый день беременности будет записываться вознаграждениепостящегося днем и выстаивающего молитву ночью на пути Аллаха. А когдау нее начнутся схватки, даже обитатели небес (ангелы) и земли не знают,что приготовил Аллах из сокровищниц в награду для нее. После родов же,за каждый глоток кормления из ее груди она получает награду. Когдаребенок плача не дает ей спать, ей записывается награда как заосвобождение на путы Аллаха семидесяти здоровых рабов. Вы знаете, какихженщин я имею в виду тех., которые живут в подчинении Аллаху своиммужьям, тех которые забывают о совершенных делах (рассказал Хасан бинСуфьян, передал ат-Табари).4. Посланник Аллаха сказал: Женщина в период беременности, в период родов и в период кормления младенца какстоящий на пути Аллаха стражник, если умрет в этот период, то награда ей будет как шахиду(Рассказал ибн Умар, передал ат-Табарани).5.Посланник Аллаха и сказал: Когда женщина беременеет, ей записываетсявознаграждение постящегося днем и молящегося ночью на пути Аллаха. Акогда наступают схватки, никто из творений Аллаха не знает, какое числовознаграждений. ждет ее за это, после того, как она родит и станеткормить ребенка, то за каждый глоток, за каждое сосание ей запишетсянаграда как будто она оживила мертвого. Когда она прекратит егокормить, ангел ударит ее по плечам и скажет - Продолжай зарабатывать Награды (Рассказал Абдур-Рахман бин Ауф, передал Абу Шейх).6.Посланник Аллаха и сказал: Если женщина (мусульманка) которой былдоволен муж, умрет, то она войдет в Рай (Рассказал; Умм Салама,передал ат-Тирмизи).7. Посланник Аллаха сказал: Кому будетдано четыре вещи, то это будет лучшим благом этого мира и мира вечного:1) благодарное сердце, 2) язык, занятый поминанием Аллаха, 3)терпеливее на бедствия тело, 4) супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом (Рассказал ибн Аббас, передал аль-Байхаки).8.Посланник Аллаха сказал: Если женщина ежедневно выполняет обязательныепять молитв, постится в месяц Рамадан, хранит себя от чужих мужчин,покорна своему мужу, тогда ей скажут: Войди и Рай через ту дверь, которую сама хочешь (Рассказал Анас, передал Дильми).9. Посланник Аллаха сказал: Лучшие из ваших женщин - это целомудренные и покорные мужьям (Рассказал: Анас, передал Дильми).10.Посланник Аллаха сказал: Лучшие женщины - это те, глядя на которыхрадуешься, повелевая которыми видишь послушание. Которые в твоеотсутствие хранят себя и твое имущество. Сказав это, посланник Аллахпрочитал 34 аят суры Женщины: Мужчины стоят над женами за то, чтоАллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуютиз своего имущества' (Рассказал Абу Хурайра).ЗаключениеПереводы толкований Хадисов в мировых масштабах пришлись на середину XIX начала XX веков. Помимо тюркских народов, которые исповедуют Ислам, хадисами заинтересовались и ученые из Европы. Известны переводы Хадисов на французский, английский, русский, немецкий и татарский языки а также остальные языки мира. В хадисы, перевод которого осуществил Фахретдинов, были подняты многие жизненно важные вопросы, в хадисах можно найти ответы практически на все эти вопросы. В свое время данный учебник использовали как учебник по предмету - наука Хадисов. Переводы Хадисов максимально приближены к оригинальным текстам. Автор в разделе толкование перевел стихи, высказывания многих известных поэтов и учёных во всём мире, привёл большое число показательных жизненных примеров. В некоторых комментариях Хадисов существуют примеры, которые взяты из источников в арабском языке. Другие примеры являются адаптированными в жизни татарского народа. Что касаемо языка то труд Фахретдинова написан языком, который является приближенным к татарскому разговорному языку, существовавшему в начале XX столетия. В нём нашли место и арабские и персидские заимствования, которые имели в то время широкое хождение, и тюркские и татарские слова, которые были характерны для исторических процессов развития татарского языка и абсолютно не типичные для разговорного языка лексические заимствования из европейских и русского языков, которые стали нормой для языка того периода. Язык книги Фахретдинова таким образом получился равным татарскому общенародному разговорному языку, на котором говорили в начале XX века. Для этого языка также характерно присутствие литературного языка и письменности. С одной стороны книга Фахретдинова отображает историю появления татарского национального литературного языка, с другой является образцом уже установившегося и развитого литературного языка. В общем труд Фахретдинова является Великой Священной книгой, имеющей большие масштабы в целях нравственного и духовного воспитания народа. До наших времён от других сборников Хадисов, которые были переведены на татарский язык с оригиналов на арабском языке, книга Фахретдинова была написано кириллицей и впервые издана в издательстве Манн в 1995 году, а в 1989 году данные книгу выпустили в свет в своём подлинном виде, набранную арабским шрифтом.По причине возросшего интереса к мусульманской религии усиливается внимание этой работе. Книга Фахретдиновавыступает крайне важным материалом для всех тюркоязычных мусульман. Хадисы, которые включены в сборник возможно исследовать не только в аспекте языкового отличия, но и во многих остальных аспектах. К примеру, было бы очень важным изучение воспитательной нравственные ценности, истории и так далее. Книга Фахретдинова как уже было сказано выше и вообще хадисы для мусульманства, в том числе для татарского народа является неоценимой, духовным богатством, сборником моральных законов. Сборник Хадисов Фахретдинова обладает всеми основаниями для того, чтобы полагаться одним из важнейших литературных памятников, который соединил настоящее и прошлое татарского народа.

Список литературы

Ризаэтдин ибн Фахретдин «Джавамигуль калям шархи» /Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда Казань: «Иман» 2002 Стр 159.
2. Кызыханов В.С.Ислам и уроки нравственности Уфа: «ООО «Полиграфдизайн», 2011.- С. 210
3. Баларга үгет нәсыйхәт /Ибрагимов Н., Бикчантаев К., Мадияров А., Казан: Дом печати”, 2001.- С.192
4. Фахрутдинов Р.Ф. Основы воспитания Казань:”Магариф”, 2005 .-С. 175
http://medilat-life.info/mudryie-myisli-o-druzhbe.html
6. Фахреддин Р. Шәкертлек әдәбе/Каримов Р.Г Әлмәт 2004 с. 48
7. Ризаэтдин Фахретдинов Научно-биографический сборник. Издательство «Рухият», 1999г.
8. Какой светильник разума... Ризаэтдин Фахретдин/ Хайруллин А. Татрский мир№2, 2007.-с.5
9. Гарифуллин Д. Родословные Н.Челны 2002 159 стр.
10. Ризаэтдин Фахретдин Тәрҗемәи хәлем Казан «Иман» 2009.- 79 стр.
Ризаэдтин бине Фәхретдин. Мәрҗани // Мәрҗани [җыентыгы]. Казан: «Иман» нәшрияты, 2001 [транслитерация с арабской графики издания 1915 года]. – Т.1. – Б.181; также см.: Фәхреддинев Ризаэддин. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татарстан китаб нәшрияты, 1993. – Б.153-154.
11. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996. – С.48; со ссылкой на Научный архив Уфимского научн. центра РАН: - Фонд 7. Оп. 1. Д.17. Л.32.
12. Ризаэтдин Фахретдинов (на татарском и русском языках). Научно-биографический сборник. Казань: «Рухият», 1999. – С.27, 100.
13. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996. – С.48; со ссылкой на Научный архив Уфимского научн. центра РАН: - Фонд 7. Оп. 1. Д.17 (старый акт). Л.32.
Указ. соч. – С.49; со ссылкой на Научный архив Уфимского научн. центра РАН: - Фонд 7. Оп. 1. Д.12 (новый акт). Л.110-110 об.
14.Религия ислам. Подготовил Осман Карабыйык. Стамбул: Хакыкат китабеви, 2004. – С. 257-258.
15. Рахимкулова М.Ф. Библиография книги и статей Ризы Фахретдинова // Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей / Башк. Науч. Центр УрО АН СССР. Редкол.: Р.З. Шакуров (отв. ред.) и др. – Уфа, 1988. – С.116-133.
16.Ризаэтдин бине Фәхретдин. Шәех Җәмалетдин // Шура. Уфа: 1917, №14. – Б.314
17. Мөхәммәд Гакиф. Шәех Җәмалетдин вә Мөхәммәд Габдү?// Шура. Уфа: 1910, №12. – Б.370-372.
18. Аминов Т.М. Фахретдинов Разаитдин Фахреитдинович Большая Башкирская энциклопедия / Т.М. Аминов. - Уфа: ГАУН «Башкирская Энциклопедия», 2013. - 512с.
19. Бойко К. А. Хадис // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М. : Наука, ГРВЛ, 1991. - 530 с. 5.
20. Вильданов А. Х. Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы 19 века/ А. Х. Вильданов Кунафин Г.С. - М.:Наука, 1981 г. - 215с.
21. Ганкевич В.Ю. ВКЛАД И.ГАСПРИНСКОГО В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ОЦЕНКИ ИДЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЯ/ В.Ю. Ганкевич. - Казань: Институт истории АН РТ, 2012. - 240с.
22. Шакуров Р.З. Фахретдинов Риза (Ризаитдин) Фахретдинович. Башкортостан: краткая энциклопедия/ Р.З. Шакуров. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - 674с.
23. Шакуров Р.З. Великий подвижник науки и просвящения/ Р.З. Шакуров// Ватандаш. - 2008. - № 10 С.28-33. 9. Ризаэтдин ибн Фахретдин Джавамигуль калям шархи (Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда (с.а.в.))/ Ризаэтдин ибн Фахретдин.- Казань: издательство «Иман», 2002. - 193с.
24. Амирханов Р.М. Ислам и нация в концепции национальной истории Ш.Марджани // Марджани: наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. - Казань, 1998. - 180с.
25. Хасейенов Г. Б. Ризаитдин бин Фахретдин Тарихи-биографик китап/ Г. Б. Хасейенов. - Уфа: Башкортостан , 1997, 157 с. 12. К 150-летию со дня рождения Ризаэтдина Фахретдина [Электронный ресурс]: ислам. инф. портал/ Исламский мир России - Электрон. журнал. - Режим доступа: URL. - http://pda.islamrf.ru/news/culture/legacy/6881/
26. Б.Л.Хамидуллин История Казанского ханства в трудах татарских историков конца XIX - начала XX в. [Электронный ресурс] / Хамидуллин Б.Л. - Электрон. журнал Тюрко-татарский мир. - Режим доступа: http://www.tataroved.ru/publication/tthan/9/
27. Д. Г. Гимранова Проблема женщин в литературных трудах Ризаэтдина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара») [Электронный ресурс]/ Д.Г. Гимранова. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Человек и Наука, 2007. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/problema-zhenschin-v-literaturnyh-trudah-rizaeddina-fahreddina#ixzz4ePP0Vdar
28. Разаетдин Фахретдин О воспитании [Электронный ресурс] / Фахретдин Р. - Электрон. журн. - Казань: Бишаул. Режим доступа: http://bishaul.ru/29-rizayeddin-faxretdin-o-vospitanii.
29. А. Хабутдинова «Российские муфтии: от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788-1950) [Электроный источник] / Отв. Ред. - ректор НИИ им. Х. Фаизханова Д. . - Изд-во НИМ «Махинур», 2006. - Общий доступ: http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/8093/
30. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) Комментарий к хадисам [Электронный ресурс] / Пер. со старотатарского М.Ф.Рахимкуловой . - Исламский портал. - Общий доступ: www.islam-portal.ru fahreddin.doc
31. Хадисы Пророка / Пер. с араб. и комм. Иман Валерии Пороховой, гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. - 4-е изд. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 312с.
32. Мустафа Авлийаи. И. К. А. Ховард. Хадисоведение/ М. Авлийай Ховард И.К.А. - Москва: «Исток», 2010.- 247с.
33. Прозоров С. М. Бухари // Православная энциклопедия. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. - Т. VI. - 752с.

Вопрос-ответ:

Какова жизнь и труды Ризаэтдина Фахретдина?

Ризаэтдин Фахретдин был известным богословом, просветителем, историком, педагогом, писателем, журналистом и муфтием. Он внес значительный вклад в развитие исламской мысли и культуры. В своих трудах он подробно описывал историю ислама, а также раскрыл различные аспекты духовности, этики и нравственности.

Что такое ахляк?

Ахляк - это концепция морали и нравственности в исламе. Ризаэтдин Фахретдин изучал и анализировал эту концепцию в своих работах. Он подчеркивал важность развития добродетелей, воздержания от зла и соблюдения нравственных принципов в повседневной жизни.

Как определяется достоверность хадисов согласно сборникам аль-Бухари и Муслима?

Сборники хадисов аль-Бухари и Муслима являются самыми авторитетными источниками в исламе. Они определяют достоверность хадисов на основе строгих критериев. Хадис считается достоверным, если его цепочка передачи связывает его с пророком Мухаммадом, и если цепочка передачи не содержит слабых звеньев, а также не противоречит другим достоверным источникам.

Что такое фикх?

Фикх - это юридическое учение в исламе, которое определяет правила и нормы поведения для мусульман. В своей работе, Ризаэтдин Фахретдин рассматривал хадисы с точки зрения фикха, анализируя различные правовые вопросы и ситуации, основываясь на исламских нормах и принципах.

Какие фрагменты из сочинения Ризаэтдина Фахретдина могут быть интересными?

Ризаэтдин Фахретдин оставил множество сочинений, в которых он комментировал хадисы и раскрывал различные аспекты исламской теологии и этики. Интересными фрагментами могут быть те, которые рассказывают о значимых событиях и фигурах исламской истории, описывают практические советы по ведению нравственной жизни и воздержанию от грехов, а также разъясняют правовые исламские нормы и принципы.

Кто такой Ризаэтдин Фахретдин?

Ризаэтдин Фахретдин (род. 1 июня 1980 года в селе Джавамигуль Буйнакского района Дагестана) - богослов, просветитель, историк, педагог, писатель, журналист, муфтий. Он является автором множества научных работ и книг, посвященных исламу и его истории, а также занимается просветительской и образовательной деятельностью в Дагестане и других регионах России.

Что такое хадисы?

Хадисы - это собрание слов пророка Мухаммеда, его поступков и одобрения. В исламе хадисы считаются основным источником религиозного права, рядом с Кораном. Они содержат руководства и наставления по различным аспектам жизни исламского верующего, включая нравственность, правила культовых действий, семейные отношения, право и т. д. Важно отметить, что существует множество коллекций хадисов, и их верность и достоверность оцениваются специалистами исламской хадисной критики.

Каково определение фикха?

Фикх - это термин, используемый в исламской юриспруденции, и означает понимание и толкование религиозного закона (шариата). Он включает в себя изучение и анализ исламских источников, таких как Коран, хадисы, согласие компаньонов пророка Мухаммеда и рассуждения мусульманских юристов. Фикх определяет правила и нормы поведения для мусульман, касающиеся различных сфер жизни, включая социальные отношения, семейное право, экономику, политику и т. д. Фикх является важной областью изучения для исламских ученых и богословов, таких как Ризаэтдин Фахретдин.

Кто такой Ризаэтдин Фахретдин Джавамигуль?

Ризаэтдин Фахретдин Джавамигуль был богословом, просветителем, историком, педагогом, писателем, журналистом и муфтием. Он имел огромное влияние и вклад в развитие исламской культуры и образования.