Особенности проявления страхов у детей с ЗПР
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Исследования проявления страхов у детей в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе 5
1.1 Понятие страха в исследованиях 5
1.2 Страхи и причины их возникновения у детей с нормальным развитием 13
1.3 Особенности проявления страхов детей с ЗПР 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Программа изучения проявления страхов у детей с ЗПР 28
Список литературы 33
Приложение 35
Если ребенок лишь немного боится чего-либо, то он испытывает опасение или легкую боязнь, слабо выраженную тревогу или беспокойство. При усилении психологического дискомфорта тревога и беспокойство перерастают в страх, который может быть слабым, умеренным и очень сильным, при этом ребенок способен переживать чувство ужаса или кошмар [16]. Таким образом, проявление страхов у детей с ЗПР такие же, как и у детей с нормой развития, но количество страхов у них больше. В основном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию. Основными причинами появления страхов являются особенности семейного воспитания, стиль взаимоотношений в семье, игнорирование и пренебрежение к ребенку, а также индивидуальные особенности психического развития и конкретные социальные условия, в которых происходит формирование личности ребенка. У детей с задержкой психического развития большая подверженность страхам обусловлена незрелость их эмоционально-волевой сферы. Такие дети очень сложно проходят процесс адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Выводы по главе 11. Страх является эмоциональным процессом, имеет биологическую, социальную или экзистенциальную природу, и, выполняя адаптивную функцию, может при определенных обстоятельствах приводить к дезадаптации. В настоящее время существуют различные понятия страха и различные классификации страхов. В целом, ученые разграничивают понятия тревоги и страха, подчеркивая, что страх это выражение тревоги в объективированной форме.2. Страхи характерны всем детям, они имеют возрастную динамику, могут проходить бесследно, а могут фиксироваться на всю жизнь. Причинами детских страхов являются многие факторы, связанные, прежде всего с взаимоотношениями в семье и со сверстниками. Характерным для дошкольников является страх смерти и другие страхи вокруг смерти. Появление страха смерти означает переход ребенка в реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть.3. Проявление страхов у детей с ЗПР такие же, как и у детей с нормой развития, но количество страхов у них больше. В основном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию. У детей с задержкой психического развития большая подверженность страхам обусловлена незрелость их эмоционально-волевой сферы. Такие дети очень сложно проходят процесс адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Глава 2 Программа изучения проявления страхов у детей с ЗПРЦель: разработать программу по изучению особенностей проявления страхов у детей с ЗПР.Задачи: 1. Подобрать материал для изучения страхов.2. Формализация данных.Для исследованиябыли подобраны следующие методики: 1. Тест «Страхи в домиках» ( М. А. Панфилова).2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).3. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева).4. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.5. Методика диагностики детских страхов А.И. Захарова.6. Тест «Незаконченные предложения» А.И. Захарова.7. Методика выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций.Характеристика методик1. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой имеет целью выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). В ходе индивидуальной беседы, выясняется, чего боится ребенок.Взрослый рисует два дома: черный и красный. И предлагает расселить в домики страхи из списка.При обработке подсчитывается количество страхов в черном доме. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15 [17]. Инструкция для ребенка и список страхов представлены в Приложении.2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) предназначен для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.Тест используется для исследования детей 4 – 7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Экспериментальный материал составляют 14 рисунков размером 8,5 на 11см. На каждом рисунке изображена типичная для жизни ребенка-дошкольника ситуация. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. С помощью количественного анализа, на основании данных протокола, вычислялся индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:высокий уровень (ИТ выше 50%);средний уровень (ИТ от 20 до 50%);низкий уровень (ИТ от 0 до 20%) [7].Подробная инструкция к тесту и стимульный материал представлены в Приложении.3. Методика «Паровозик» С. В. Велиевой позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.Ребенку предлагается стимульный материал:белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (Приложение). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.Далее ребенка просят первым поставить вагончик, который ему кажется самым красивым, далее выбрать из оставшихся самый красивый, и т.д.[8].Особенности обработки представлены в Приложении.4. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенкаимеет целью выявить особенности эмоциональных проявлений и их интенсивность в наблюдаемом поведении ребенка. Шкала основана на положениях Й. Шванцары, который указывает на данные эмоциональные проявления, как особо важные в дошкольном возрасте. На каждого ребенка заводится следующий протокол:Чувственное проявлениеИнтенсивность Обстоятельства12345Сверхчувствительность Возбуждаемость Капризность БоязливостьПлаксивость Злобность Веселость Завистливость Ревность Обидчивость Упрямство Жестокость Ласковость Сочувствие Агрессивность Наблюдение ведется при различной деятельности каждого ребенка: игра, прогулка, занятия, режимные моменты [8].5. Методика диагностики детских страхов А.И. Захарова проводится с целью выявления количества и группы детских страхов. Методика проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…», далее перечисляют страхи по списку (представлены в Приложении).Обработка результатов проводится на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу.Страхи можно разделить на несколько групп:1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь) – 2, 8, 19, 20, 21.2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки) – 11, 12, 15, 16, 17, 22.3. Страх смерти (умереть) – 3.4. Животных и сказочных персонажей – 7, 10.5. Кошмарных снов, темноты – 8, 9.6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания) – 1, 4, 5, 6.7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство) – 13, 14[10].6. Тест «Незаконченные предложения» А.И. Захарова имеет целью выявить, чего боится ребенок. Ребенку необходимо закончить предложения. Это позволяет провести диагностику актуального состояния ребенка. Механизм проекции, заложенный в содержание методики позволяет также определить скрытые источники страхов и уровень внутреннего напряжения.Ребенку предлагается закончить следующие предложения:Мне бывает очень радостно, когда…Я очень грущу…Мне бывает страшно, когда…Мне бывает стыдно, когда…Я очень горжусь…Я бываю очень удивлен(а), когда…Я очень обижаюсь…Я очень люблю…Мне бы хотелось…Мне бы не хотелось…Далее проводится качественная обработка ответов ребенка, выявляются темы страхов, уровень внутреннего напряжения ребенка, источники страхов [10].7. Методика выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций разработана И. Шванцара с соавторами. Родителей и воспитателей просят отметить жалобы или эмоциональные проявления ребенка, время их появления, продолжительность. Если какой-нибудь признак имеется, попытаться оценить его выраженность и поставить соответствующую цифру: 1 – слабо выражен;2 – умеренно;3 – сильно выражен [7].Список проявлений беспокойства представлен в Приложении.Список литературыАстапов В. М. Тревожность у детей: ПЕР СЭ; Москва; 2008. - 160с.Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007 – 288с.Васильева Е. В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. // Коррекционная педагогика, 2006 г. - № 5-6. - С. 103-110.Голутвина В. Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. - Гелеос, 2008. – 256 c.Гуревич П. С., Психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич . – М.: Издательство Юрайт , 2013 . – 608 с.Данилова О. В. Коррекция страхов и тревожности у детей с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2007. №4. С. - 56.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Минск: Университетская, 1997. – 237с.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2005.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007.Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 672с.Изард К.Э. Страх и тревога. // Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. — 464 с.Колакоглоу К., Савина Е.А. Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка Вопросы психологии, 2004, №6. – 216 с.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.Малашихина И.А., Черепкова Н. В. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования . 2009. №S4. С.17-18.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Медицина, 2003. - 337 с.Подольская О. В. Эмоционально-волевые нарушения вследствие травм детства // Теория и практика психотерапии. 2014, №2 (2). Стр. 54 – 61.Ранняя диагностика и коррекция .Практическое руководство под редакцией Удо Б. Брака. Том 2 Нарушение поведения. перевод с немецкого. Москва 2007 - 295 c.Свендсен Л. Философия страха. — М.: ПрогрессТрадиция, 2010.— 288 c.Солодянкина Е.Г. Психологическая коррекция страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 291–295.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М., 2006. – 198 с.ПриложениеТест «Страхи в домиках» ( М. А. Панфилова)Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам". Страхи. Ты боишься: 1. когда остаешься один; 2. нападения; 3. заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того, что умрут твои родители; 6. каких-то детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища; 11. перед тем как заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17. когда очень высоко (страх высоты); 18. когда очень глубоко (страх глубины); 19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20. воды; 21. огня; 22. пожара; 23. войны; 24. больших улиц, площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26. крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28. боли (когда больно); 29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу).2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)Инструкция к тесту Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается». Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать». Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной». Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест». Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.Тестовый материал1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.3. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)При обработке результатов 1 баллприсваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.2 баллаприсваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.3 баллаприсваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.Если в результате суммированияполученных данных, баллов оказывается менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;4-6 баллахкак негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);при 7 – 9 баллах– как НПС средней степени;больше 9 баллов– НПС высокой степени.5. Методика диагностики детских страхов А.И. ЗахароваИнструкция: Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…1.остаться один2. заболеть3. умереть4. каких-то детей5. воспитателей6. того, что они тебя накажут7. бабу-ягу, кощея, бармалея8. страшных снов9. темноты10. волка, медведя, пауков, змей11. машины, поездов, самолетов12. бури, грозы, наводнения13. высоты14. в маленькой темной комнате, туалете15. воды16. огня, пожара17. войны18. врачей, кроме зубных19. крови20. уколов21. боли22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).7. Методика выявления признаков психического напряжения и невротических тенденцийИнструкция. Отметьте, наблюдали ли вы за ребенком следующие признаки. Если какой-нибудь признак имеется у ребенка, попытайтесь оценить его выраженность и поставить соответствующую цифру: 0 – не выражен 1 - слабо выражен, 2 - умеренно, 3 - сильно выражен, 1. Грызет ногти 2. Сосет пальцы 3. Отсутствие аппетита 4. Разборчив в еде 5. Засыпает медленно и с трудом 6. Спит беспокойно 7. Встает неохотно 8. Жалуется на боли в голове 9. Жалуется на боли в животе, области сердца 10. Бывает часто тошнота, рвота 11. Бывает часто головокружение 12. Заикается 13. Чрезмерно потеет 14. Краснеет, бледнеет 15. Легко пугается 16. Часто дрожит от возбуждения или волнения 17. Часто плачет 18. Часто моргает, наморщивание лба, носа 19. Дергает рукой, плечом, раскачивает головой и т.д. 20. Недержание мочи (днем или ночью) 21. Недержание стула (днем, ночью) 22. Бывают припадки злости, грубости 23. Играет с какой-либо частью тела 24. Боится за свое здоровье 25.Бывают у него побуждения постоянно и церемонно что-либо дeлать 26. Бывает, что он замечтается и мысли его где-то далеко 27. Не может сосредоточиться, рассеян 28. Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно 29. Он стал агрессивен, раздражителен 30. Он стал тревожен 31. Старается быть всегда тихим 32. Боится темноты 33. Боится всего нового 34. Боится одиночества 35. Боится животных, каких 36. Боится чужих людей, учителя 37. Боится шума 38. Боится неудачи, в чем 39. У него бывает чувство стыда, позора или виновности 40. У него бывает чувство неполноценности, отчаяния 41. Дополнительные жалобы - указать какие.
1. Астапов В. М. Тревожность у детей: ПЕР СЭ; Москва; 2008. - 160с.
2. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007 – 288с.
3. Васильева Е. В. Особенности тревожно-фобических состояний у до-школьников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. // Коррекционная педагогика, 2006 г. - № 5-6. - С. 103-110.
4. Голутвина В. Как победить детские страхи. Простые методики, кото-рые помогут вашему ребенку ничего не бояться. - Гелеос, 2008. – 256 c.
5. Гуревич П. С., Психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич . – М.: Издательство Юрайт , 2013 . – 608 с.
6. Данилова О. В. Коррекция страхов и тревожности у детей с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2007. №4. С. - 56.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб-ное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Минск: Университетская, 1997. – 237с.
8. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2005.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007.
10. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 672с.
11. Изард К.Э. Страх и тревога. // Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. — 464 с.
12. Колакоглоу К., Савина Е.А. Проективный сказочный тест и его воз-можности в исследовании личности ребенка Вопросы психологии, 2004, №6. – 216 с.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.
14. Малашихина И.А., Черепкова Н. В. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования . 2009. №S4. С.17-18.
15. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Медицина, 2003. - 337 с.
16. Подольская О. В. Эмоционально-волевые нарушения вследствие травм детства // Теория и практика психотерапии. 2014, №2 (2). Стр. 54 – 61.
17. Ранняя диагностика и коррекция .Практическое руководство под ре-дакцией Удо Б. Брака. Том 2 Нарушение поведения. перевод с немец-кого. Москва 2007 - 295 c.
18. Свендсен Л. Философия страха. — М.: ПрогрессТрадиция, 2010.— 288 c.
19. Солодянкина Е.Г. Психологическая коррекция страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 291–295.
20. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М., 2006. – 198 с.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены по проявлению страхов у детей с ЗПР?
В данной главе описываются исследования, проведенные в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, направленные на выявление особенностей проявления страхов у детей с ЗПР.
Какие понятия связаны со страхом в исследованиях?
В исследованиях учитывались понятия, связанные со страхом, такие как фобии, тревожность и страховые реакции. Исследователи изучали различные аспекты этих понятий, чтобы понять, как они проявляются у детей с ЗПР.
Какие страхи и почему они возникают у детей с нормальным развитием?
В данной главе описываются страхи, характерные для детей с нормальным развитием, и причины их возникновения. Исследователи указывают, что страхи у детей могут возникать из-за различных факторов, таких как генетическая предрасположенность, травматические события или негативный опыт общения.
Какие особенности проявления страхов наблюдаются у детей с ЗПР?
У детей с ЗПР наблюдаются особенности проявления страхов, которые отличаются от детей с нормальным развитием. Исследования показывают, что эти дети могут испытывать более интенсивные страхи, иметь ограниченные способы выражения страха и иметь трудности в общении из-за своего страха.
Какие выводы можно сделать по данной главе?
По данной главе можно сделать вывод, что страхи у детей с ЗПР имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с этими детьми. Исследователи рекомендуют разработку специальных программ и подходов, которые помогут управлять страхами и помогут детям с ЗПР лучше адаптироваться в обществе.
Какие особенности проявления страхов у детей с ЗПР?
У детей с ЗПР, страхи могут проявляться более выраженно и интенсивно. Они могут испытывать беспокойство и тревогу по поводу различных ситуаций, которые кажутся для них непредсказуемыми или неизвестными. Дети с ЗПР могут страдать от различных фобий, таких как страх темноты, высоты, животных и т.д. Кроме того, они могут испытывать страх перед социальными ситуациями, такими как общение с новыми людьми или выступление перед аудиторией.
Какие страхи и причины их возникновения у детей с нормальным развитием?
У детей с нормальным развитием также могут быть различные страхи. Например, многие дети боятся темноты, потеряться или быть оставленными без присмотра. Дети могут бояться животных, особенно если они имели неприятный опыт с каким-либо животным. Другие типичные страхи детей включают страх темноты, привидений и монстров, страх быть высмеянным и отвергнутым другими детьми.
Какие причины возникновения страхов у детей с нормальным развитием?
Причины возникновения страхов у детей могут быть различными. Некоторые дети могут наследовать склонность к страхам от своих родителей. Другие могут развить страхи после травматического события или наблюдать страхи у других детей. Также, некоторые страхи могут возникать из-за неуверенности ребенка в своих способностях или из-за ситуаций, которые кажутся для него непредсказуемыми или неизвестными.
Какими особенностями проявления страхов обладают дети с ЗПР?
Дети с ЗПР могут проявлять страхи с большей интенсивностью. Они могут испытывать беспокойство и тревогу по поводу новых или неизвестных ситуаций. Они также могут проявлять фобии, такие как страх темноты, высоты или животных. Кроме того, дети с ЗПР могут испытывать страх перед социальными ситуациями, такими как общение с незнакомыми людьми или выступление перед аудиторией.
Какие особенности проявления страхов у детей с ЗПР?
Особенности проявления страхов у детей с ЗПР могут включать повышенную тревожность, слабую адаптивность к новым ситуациям, усиление негативных эмоций, выражение страхов через поведение (например, замкнутость, агрессивность).
Какие причины возникновения страхов у детей с нормальным развитием?
У детей с нормальным развитием причины возникновения страхов могут быть разнообразными, включая плохой опыт, отрицательные впечатления, воздействие медиа, генетические факторы и др.