Сравнительный анализ реформ среднего профессионального образования России и Германии
Заказать уникальное эссе- 12 12 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 09.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
По мнению автора, предвестниками реформы стали апробированные опытным путём ещё в 1980-х годах программы и концепции по переходу системы среднего профессионального образования с трёхтипной на двухтипную структуру. Кроме этого, постоянное совершенствование системы образования в Германии происходит ещё и потому, что страна входит в Европейский союз, занимая там одну из ведущих ролей – страна признана одним из лидеров по качеству образования. В 90-х годах, после воссоединения Германии началась активная работа по реформированию среднего профессионального образования в новых федеральных землях – этот процесс был обусловлен внутри-и внешнеполитическими факторами, социально-политическими процессами, которые происходили в стране. На тот момент была организована специальная система управления сферой среднего профессионального образования.В настоящее время власти Германии уделяют большое значение среднему профессиональному образованию, проводя реформу. Стоит отметить, что в Германии в сфере образования наблюдается незначительный процент безработицы среди учителей: власти предпринимают разнообразные меры, целью которых является уменьшение данного негативного для общества явления. Кроме этого, среди очевидных плюсов реформы: постоянное обновление материально-технической базы, закупка необходимого оборудования и новейшей техники для нужд техникумов. Отметим, что отчасти такой большой объём финансирования связан с тем, что обучение учащихся оплачивается самими предприятиями, которые заключают контракты об образовании. В России же, к примеру, государственные колледжи сами готовят кадры для предприятий. Несравненным положительным отличием системы профессионального образования Германии от России выступает так называемое совмещение учёбы на предприятии и в стенах учебного заведения. На мой взгляд, постоянно обучаясь профессии на предприятии и получая заработную плату, учащиеся больше замотивированы, чем получая лишь теоретические знания о профессии и изредка проходя практику, как это организовано в России. Как отмечается в Отчёте федерального министерства образования и науки ФРГ о профессионально-техническом обучении и подготовке кадров за 2002 год, цель кабинета министров состоит в предоставлении молодому поколению возможностей для долговременной занятости через начальное и непрерывное профессиональное образование. В этой связи среднее профессиональное образование трактуется как основа для профессиональной и географической мобильности, в том числе внутри рынка труда объединенной Европы.Анализируя последние реформы среднего профессионального образования в Германии, можно чётко проследить тенденциюк сглаживанию барьеров для интеграции в общеевропейскую систему образования. Именно это ведёт к тому, что признаются новые требования, связанные с рассмотрением и изучением глобальных проблем, наблюдаемых в масштабах государства, континента и всего мира (уменьшающиеся запасы энергии, природных ископаемых, загрязнение окружающей среды, цивилизационные болезни и т. п.).Несмотря на наметившуюся положительную динамику по реформированию системы профессионального образования в России, на мой взгляд, система среднего профессионального образованияпо сравнению с Германией все ещё находится лишь в начале пути преобразований, и это требует обращения как к международным практикам, так и к отечественным достижениям прошлого, которые были взяты на вооружение ведущими странами мира. Правительству страны предстоит большая работа, в первую очередь, по перестройкев сознании граждан России концепции восприятия среднего профессионального образования. Затем, после принятия новых реалий интерес к профессиональному образованию в России будет увеличен. Между тем, актуальность профессионального образования в Германии только возрастает, что, несомненно, связано с постоянным совершенствованием самой реформы образования. Учащиеся совмещают обучение в учебном заведении и на предприятии, что, безусловно, закрепляет их знания и компетенции в большей мере. Кроме этого, у них есть возможность постоянно повышать степень своего образования, что, как уже было сказано выше, ведёт к «непрерывности процесса обучения». Нельзя не отметить и тот факт, что Германия, стремясь соответствовать стратегии «Европа 2020», уделяет большое внимание сфере образования в целом и среднему профессиональному образованию в частности. Готовя профессиональные кадры за рекордно короткий временной отрезок (максимум 3 года), правительство Германии снабжает предприятия готовыми специалистами, обладающими необходимыми компетенциями для работы на благо государства, увеличивая, таким образом, валовой внутренний продукт страны. Предоставляя учащимся возможность для дальнейшего «образовательного роста», министерство образования Германии решает одну из важнейших задач страны – ранний уход учащихся из сферы образования и, как следствие, повышает процент образованности населения. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что реализация образовательной политики в сфере среднего профессионального образованиякак в России, так и в Германии происходит на фоне вызовов, определенных не только миграционно-демографическими факторами, социально-экономическими условиями развития регионов, устойчивостью в системы образования, но и активизацией общественно профессиональных движений. Тем не менее, на мой взгляд, Россия всё ещё уступает Германии в плане реформирования системы профессионального образования, до сих пор ставя во главу угла высшее образование как единственно верную ступень образования.
Вопрос-ответ:
Какие были предвестники реформы среднего профессионального образования в России и Германии?
Автор считает, что предвестниками реформы стали апробированные опытным путем в 1980-х годах программы и концепции по переходу системы среднего профессионального образования с трёхтипной на двухтипную структуру.
Почему система образования в Германии постоянно совершенствуется?
Система образования в Германии постоянно совершенствуется не только из-за перехода на двухтипную структуру, но и потому что страна входит в Европейский союз, занимая там одну из ведущих ролей. Более того, Германия признана одним из лидеров в области образования.
Что представляет из себя двухтипная структура среднего профессионального образования?
Двухтипная структура среднего профессионального образования представляет собой систему, в которой существуют два уровня: один для технических и квалифицированных рабочих профессий, другой для управленческих и профессий, требующих более высокой квалификации.
Какие еще факторы влияют на совершенствование системы образования в России и Германии?
Влияние на совершенствование системы образования в России и Германии оказывает не только апробированный опыт и вступление в ЕС, но и факторы, такие как экономические потребности рынка труда, изменение спроса на профессии и ориентация на инновационное развитие.
В чем преимущества двухтипной структуры среднего профессионального образования?
Преимущества двухтипной структуры среднего профессионального образования заключаются в том, что она позволяет более точно соответствовать потребностям рынка труда, разделять профессии по уровню сложности и квалификации, а также предоставлять более широкие возможности для карьерного роста и развития учащихся.
Какие опытные программы и концепции по переходу системы среднего профессионального образования на двухтипную структуру были апробированы в России и Германии в 1980-х годах?
В России и Германии в 1980-х годах были апробированы различные программы и концепции по переходу системы среднего профессионального образования на двухтипную структуру. Например, в России проводилась апробация программы "Техника-технология-техническое обслуживание" (ТТТО), а в Германии - концепция "Учебная и производственная практика" (UvP).
Почему постоянное совершенствование системы образования происходит в Германии?
Постоянное совершенствование системы образования в Германии происходит не только благодаря программам и концепциям, но и потому, что страна входит в Европейский союз и занимает одну из ведущих ролей там. Более того, Германия признана одной излидеров в области образования в Европе.
Какие преимущества имеет двухтипная структура системы среднего профессионального образования?
Двухтипная структура системы среднего профессионального образования имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет студентам выбрать между профессиональным образованием и высшим образованием после окончания школы. Во-вторых, она обеспечивает большую гибкость и адаптивность системы образования к изменениям на рынке труда. В-третьих, она способствует развитию профессиональных навыков и компетенций у выпускников.
Какую роль играет принадлежность Германии к Европейскому союзу в совершенствовании системы образования?
Принадлежность Германии к Европейскому союзу играет важную роль в совершенствовании системы образования. В рамках Европейского союза ведется активное сотрудничество между странами-участницами, обмен опытом и разработка общих стандартов качества образования. Это позволяет Германии участвовать в международных образовательных проектах и внедрять передовые методики и подходы в своей системе образования.
В чем заключается разница между системой среднего профессионального образования в России и Германии?
В системе среднего профессионального образования России основное внимание уделяется получению специализированного образования в определенной области, как правило, без возможности дальнейшего перехода на высшее образование. В Германии же система среднего профессионального образования основана на концепции двухтипной структуры, где учащиеся могут выбрать между профессиональным образованием и продолжением обучения в вузе.
Каким образом апробированные в 1980-х годах программы и концепции повлияли на реформу среднего профессионального образования в России и Германии?
Апробированный опыт в рамках программ и концепций, осуществленных в 1980-х годах, стал предвестником реформы среднего профессионального образования в обоих странах. Он позволил оценить эффективность и целесообразность перехода от трехтипной структуры среднего профессионального образования к двухтипной, а также выявить преимущества и недостатки такого подхода.