Церковь и государство
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 13.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИП СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЦЕРКОВЬ» И «ГОСУДАРСТВО» 5
1.2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ 10
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 21
2.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 21
2.2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
В Киевскую эпоху византинизм во всех смыслах еще не мог воплотиться в формирующемся общерусском народном сознании, где и церковь, и общество обладали определенной свободой. Но отсутствие последующего юридического закрепления личных и политических свобод в хаосе междоусобиц татарских набегов подготовило почву для дальнейшего вживания византизма в московскую среду. Исчезают последние надежды на свободу, изменяется и статус человеческой личности в государстве — теперь это практически раб под неограниченной монаршей волей и властью, не регламентируемой никаким законом.
На современном этапе развития правовое регулирование свободы совести во многом зависит от церковно-государственных отношений, а именно: будет ли государство использовать Церковь (религиозные объединения) в политических целях, в качестве государственной идеологии? И станет ли Церковь (религиозные объединения) за определенные льготы, идеологическим обеспечением государства, пренебрегая высшими общечеловеческими ценностями и своим предназначением? Именно взаимоотношения этих двух социальных институтов определяют не только состояние свободы совести в государстве, но и во многом — будущее России.
В целом, можно сделать вывод, что российская государственная политика в сфере свободы совести, несмотря на трагические уроки ушедшего тысячелетия, не претерпела серьезных позитивных изменений и Россия, как уже не раз было, вступила в очередной темный период своей истории.
2.2. Проблемы реализации принципа светскости государства в современной России и пути их решения
Мы полагаем, что светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора. Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), не идентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равная удаленность от мировоззренческих организаций.
Принцип мировоззренческого нейтралитета государства не совместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо не правовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» – «нетрадиционные религии (религиозные организации)» – «секты», а применительно к исламу: «традиционный ислам»-«нетрадиционный ислам»-«ваххабизм».
Принцип мировоззренческого нейтралитета государства не совместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.
Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства не совместим со специальным правовым регулированием «религиозной», в т.ч. «миссионерской» деятельности. Деятельность соответствующих объединений должна регламентироваться на общих с общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.
Соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций находятся вне правового поля и должны быть отменены, поскольку противоречат конституционному принципу светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14), а нередко непосредственно направлены на неправомерное ограничение свободы совести (ст.28).
Принцип светскости государства распространяется на государственную (муниципальную) систему образования, которая в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством России должна быть мировоззренчески нейтральной.
Это значит, что религиозное (конфессионально ориентированное) образование, как в стенах государственной (муниципальной) школы, так и вне ее, должно быть добровольным и финансироваться за счет самих верующих и религиозных организаций.
Рассмотрение вопроса введения в российской армии института военного духовенства также представляется крайне актуальным. Напомним, что еще в далеком 2009 году, 21 июля, невзирая на общественную дискуссию и мнение экспертов, президент РФ Д.А. Медведев на встрече с лояльными религиозными лидерами принял решение о введении в Вооруженных силах РФ института армейских и флотских священнослужителей. В качестве обоснования введения антиконституционного института армейских священнослужителей послужил тот факт, что министерство обороны РФ, по словам президента, «уже давно и плодотворно сотрудничает с основными религиозными объединениями России».
Автор солидаризуется с сопредседателем Института свободы совести С.А. Мозговым, который еще до появления законопроекта «О военных священниках» разъяснил причины, по которым он не может стать законом, а сама идея введения института войсковых священников не приемлемой для современной России.
Представляется актуальным сформулировать ряд первоочередных мер, явно недостаточных, но необходимых для прекращения имеющих место в Российской Федерации массовых системных нарушений конституционных принципов светскости государства и свободы совести.
Итак, в современной России необходимо следующее:
- полностью отменить «анти экстремистское» законодательство: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», изменения в законодательство всех уровней, внесенные в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также списки «экстремистских» организаций и литературы;
- отменить соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций;
- остановить процесс, направленный на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации;
- остановить процесс, направленный на введение института войсковых священников в Вооруженных Силах России;
- отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;
- отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Церковь – это союз верующих, то есть союз религиозных, и ее важнейшая цель состоит в установлении отношений человека с Богом, поскольку разумное существо человек не должен быть ограничен познанием частных, окружающих его предметов.
Государство представляет собой союз народа, который связан законом в одно юридическое целое, руководимое верховною властью для общего блага. Все необходимые элементы - закон, власть, свобода и единая цель - включаются в состав иного союза - церкви. Он основывается на нравственно-религиозном законе, объединяющем верующих в одно религиозное общество.
В сегодняшнем мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, атеистические и клерикальные государства. Различиями этих государств выступают отличия церковно-государственных отношений и отношения государства к религии в целом.
Модернизация церкви в современных условиях стала возможной благодаря критическому пересмотру методов и форм работы священнослужителей с верующими. Патриарх приблизил к себе людей одаренных, тем самым обеспечивая интеллектуальное сопровождение церковной политики. Одновременно с тем церковь хранит лояльность по отношению к государству, уделяя внимание воспитанию нравственности и формированию в социуме моральных ценностей, свойственных Православию. Опираясь в определенных вопросах на государство, церковь следует принципу, который не позволяет государственным структурам проникнуть в церковные дела, в то же время оставаясь одним из важнейших субъектов публичной сферы.
Россия является светским государством. Важнейшей гарантией реализации свободы вероисповедания выступает конституционный принцип светскости государства. Несоблюдение принципа светскости государства дезавуирует как определенные разновидности гарантий свободы вероисповедания, так и совокупность гарантий в целом.
Кроме того, несоблюдение принципа светскости государства подрывает основы конституционного устройства России и формирует предпосылки для массовых нарушений человеческих прав.
Видится целесообразным развернутое понимание и толкование принципа светскости государства, утверждаемого в Конституции России, в качестве мировоззренческого нейтралитета, в Конституции и федеральном законе.
Теоретические противоречия по проблемам свободы вероисповедания, которые существуют между юристами и религиоведами различных государств, сформированные в связи с историческими традициями и объективными закономерностями, обрели юридическое оформление в разных системах права, каждая из которых разрешает данную проблему согласно целевым установкам, потребностям и интересам конкретного общества, утверждениям объемом демократических свобод и прав. Такова действительность настоящего времени.
Любые попытки перенести идеологические и теоретические противоречия в сферу политики, межгосударственных отношений уничтожают доверие между государствами и существующими общественными системами, разъединяют людей согласно религиозным признакам, сужают сферы взаимопонимания и сотрудничества. Терпимость к другим мировоззренческим представлениям и ценностям является важным компонентом нового формирующегося мышления.
Принцип свободы религии и свободы вероисповедания характеризуется как фундаментальная правовая, социальная и политическая норма, которая распространяется на все области социальных отношений. Потому, с точки зрения западных юристов и религиоведов, нормы права, регламентирую осуществление данного права, должны в то же время гарантировать защиту от вмешательства государства и его учреждений в область личной свободы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Официальные документы, правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1. М., 2009.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М., 2008.
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. – М., 2011. С. 340.
Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2010. С. 248.
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421718.html (дата обращения: 09.01.2018).
Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008. Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2016.
Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2010.
Кураев А. Церковь в мире людей. М., 2015. С.89-90.
Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2013.
Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2010.
Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2010.
Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2013. С. 83-84.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 70 - 73.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2014.
Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.
Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2006. С. 8.
Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2012. С. 47
Церковь и государство: Лекции по социальной концепции РПЦ кандидата богословских наук, протоиерея Геннадия Фаста. [Электронный ресурс] М.: Издательство «Начало», б/г. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III, 1894.
Практические материалы
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - С.84.
Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III, 1894. – С. 203
Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 . - С. 174.
Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2016. - С.61.
Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикон. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. – Ростов н/Д: «NB», 2016. С. 70-73.
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. – М., 2011. С. 340.
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2014. С. 49.
Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2013. С. 83-84.
Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2009. С. 8.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС Консультант Плюс
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
Там же.
Церковь и государство: Лекции по социальной концепции РПЦ кандидата богословских наук, протоиерея Геннадия Фаста. [Электронный ресурс] М.: Издательство «Начало», б/г. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421718.html (дата обращения: 09.01.2018).
Кураев А. Церковь в мире людей. М., 2015. С.89-90.
Там же. – С. 98.
Понкин И. В. Указ. соч. С. 68.
Куницын И. А. Указ. соч. С. 128 - 129.
Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
Мозговой С.А. Комиссары в рясах // Портал-Credo.ru. 29 ноября, 1 декабря 2005.
3
Официальные документы, правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
4. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1. М., 2009.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М., 2008.
6. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. – М., 2011. С. 340.
7. Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2010. С. 248.
8. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
9. Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421718.html (дата обращения: 09.01.2018).
10. Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008. Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2016.
11. Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
12. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2010.
13. Кураев А. Церковь в мире людей. М., 2015. С.89-90.
14. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2013.
15. Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2010.
16. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2010.
17. Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
18. Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2013. С. 83-84.
19. Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 70 - 73.
20. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
21. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2014.
22. Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.
23. Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2006. С. 8.
24. Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2012. С. 47
25. Церковь и государство: Лекции по социальной концепции РПЦ кандидата богословских наук, протоиерея Геннадия Фаста. [Электронный ресурс] М.: Издательство «Начало», б/г. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
26. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III, 1894.
Практические материалы
27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
Вопрос-ответ:
Какой принцип является основой конституционного строя России?
Основой конституционного строя России является принцип светского государства.
Какова сущность понятий "церковь" и "государство"?
"Церковь" - это религиозная организация, исповедующая определенную веру, предоставляющая услуги богослужения и религиозного обучения. "Государство" - это организация политической власти, обладающая суверенитетом на определенной территории и осуществляющая правление и управление этой территорией и ее населением.
Какие формы взаимодействия существуют между государством и церковью?
Существуют различные формы взаимодействия между государством и церковью, включая установление правового статуса церкви, финансовую поддержку церкви, включение религиозных организаций в социальные и образовательные программы, консультации и сотрудничество в вопросах общественной морали, этики и культуры и т. д.
Какие проблемы связаны с реализацией гарантий свободы вероисповедания в России?
В России существуют проблемы связанные с реализацией гарантий свободы вероисповедания, такие как ограничения прав и свобод религиозных меньшинств, недостаточная защита от религиозной нетерпимости, сложности при регистрации и строительстве религиозных сооружений и др.
Какие пути решения проблем связанных с реализацией принципа светскости государства в современной России?
Для решения проблем связанных с реализацией принципа светскости государства в современной России можно использовать такие пути, как совершенствование законодательства в сфере свободы вероисповедания, обеспечение равных возможностей для всех религиозных и нерелигиозных организаций, создание диалога и сотрудничества между государством и религиозными организациями, пропаганда толерантности и уважения к разным религиям и богослужениям и т. д.
Что такое принцип светского государства и как он является основой конституционного строя России?
Принцип светского государства означает отделение церкви от государства и независимость государственной власти от религиозного влияния. В России он закреплен в Конституции, а именно в статье 14. Этот принцип является основой конституционного строя России, гарантирует равенство всех религий перед законом и защищает граждан от принудительного воздействия со стороны церкви или других религиозных организаций.
Что означают понятия "церковь" и "государство"?
Церковь - это религиозная организация, занимающаяся исповеданием и распространением религии, проведением религиозных обрядов и служб. Государство - это организация политической власти, осуществляющая управление территорией и населением, регулирующая отношения между людьми и обеспечивающая правопорядок.
Какие формы взаимодействия возможны между государством и церковью?
Существуют различные формы взаимодействия государства и церкви. Одна из них - конкордат, который представляет собой договор между государством и церковью, определяющий правовой статус религиозной организации, ее права и обязанности перед государством. Также возможно сотрудничество между государственными органами и церковью в области образования, культуры, благотворительности и других сферах.
Какие актуальные проблемы существуют во взаимодействии церкви и государства в современной России?
В современной России существуют проблемы реализации гарантий свободы вероисповедания. Некоторые религиозные меньшинства могут сталкиваться с дискриминацией и ограничениями в своей деятельности. Также возникают проблемы с реализацией принципа светскости государства, когда церковь влияет на политические и социальные процессы.
В чем состоит сущность понятий "Церковь" и "государство"?
Церковь - это религиозная организация, объединяющая верующих. Государство - это политическое образование, управляющее территорией и населением.