Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения монологической речи на иностранном языке на средней ступени основной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика на иностранном языке
  • 27 27 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 15.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения монологической речи на иностранном языке 6
1.1. Психологическая особенность учащихся на средней ступени основной школы 6
1.2. Содержание обучения монологической речи в основной школе 9
Глава II. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе 14
2.1. Этапы работы по обучению монологической речи в школе 14
2.2. Новое в системе упражнений по обучению монологической речи в основной школе 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение 27


Фрагмент для ознакомления

Построена на совместном обсуждении проблемы и принятии ее решения в малой группе. Происходит распределение ролей среди обучающихся. Ответственность не только за свою работу, но и за работу и результат всей группы в целом [2, с. 63].– технология развития критического мышления. Направлена на формирование навыков и умений работы с информацией благодаря активному использованию когнитивных стратегий.Состоит из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия.– технология развития множественности интеллекта. Согласно ей человек обладает несколькими типами интеллекта: лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинестетическим, внутриличностным и межличностным. Создавая специальные условия для развития каждого, можно влиять на их формирование и совершенствование. Вместе они представляют некий пространственный интеллект, который выражается в том, каким «путем» идет обучающийся в достижении своей цели [16, с. 41–42].– технология театральной педагогики.В основе принцип игры и подлинное продуктивное действие. Осуществляете черезпогружение и проживание в образах.Применительно к технологии «Метод проектов в системе школьного образования» можно предложить следующий алгоритм работы:- на подготовительном этапе определяется тема, уточняются цели и круг проблем, происходит выбор рабочих групп; при дальнейшем планировании происходит выдвижение гипотез, дается их обоснование, определяются источники информации и способы ее сбора и анализа;- на основном этапе осуществляется поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающий гипотезу, выполнение проекта;- заключительный этап проекта предусматривает защиту проекта, а также проверку и оценку результатов.Очень важно в проектной деятельности ученика среднего звена предусмотреть этап рефлексии, т. е. аргументированной оценки собственной деятельности и деятельности своих партнеров. Это дает возможность вдуматься в причины успеха и неуспеха творческой группы и свои собственные, делая соответствующие выводы на будущее. Для успешного использования технологии проектной деятельности необходимо учитывать, что проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: использование иностранного языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент на самостоятельной работе ученика среднего звена (индивидуальной и групповой); отбор языкового и речевого материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта.ЗаключениеОбучение монологической речи учеников среднего звена в иноязычном образовании с использованием современных образовательных технологий представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение ею связано с наибольшими трудностями для обучающихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и самих учеников среднего звена.На этом пути активно используется технология проектов и технология сотрудничества, которые являют собой новое течение в методике преподавания иностранных языков. Это особое направление в педагогической науке представляет технологизация процесса обучения иностранному языку. Анализируя влияние процесса обучения монологической речи на познавательный интерес школьника, следует выделить два источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и сам процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. В свою очередь, важными показателями проявления познавательного интереса в речевой деятельности (монологической речи) выступают учебная мотивация, познавательные и социальные мотивы, заинтересованность успехами других и отношения между учителем и учеником; в процессе обучения имеет место стимуляция трех видов познавательных интересов школьников, среди них - организация учебной деятельности учеников среднего звена, которая включает в себя и современные образовательные технологии. Использование приемов и моделей современных образовательных технологий повышает уровень выполнения заданий учениками среднего звена и тем самым ведет к развитию интереса к изучаемого языку.Список использованной литературыРоссийская Федерация. Закон. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.05.2018).Азимов Э.Г., А.Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. – С. 63Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. М. : Просвещение, 2005. 85 с. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1999. С. 278. Бим И. Л., Поляков О.Г. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения // ИЯШ. – 1995. – № 5. – С.2-8.Блох М.Я. Фактор слушающего в диалогической и монологической речи // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2008. С. 3.Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. №8. С. 130Бояринцева С. Л. Обучение в малых группах сотрудничества (cooperative learning) на уроке иностранного языка: учеб. пособие для студ. фак. лингвистики, спец. "Иностр. язык". - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 72Варзанова С.И. Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию [Электронный ресурс] // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - Режим доступа: https://cyberlenirLka.ni/article/n/ ispolzovanie-uslovno-rechevyh-situatsiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-protsesse- formirovaniya-umeniya-formulirovat-sobstvennoe-mnenie. - (Дата обращения: 05.05.2018).Вдовичина А.А. Диалогизированное доказательное монологическое высказывание в ситуациях речевого общения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. С. 98.Верещагин Е. М., Костомаров Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1976 – 248 с. – С. 85Вязовова Н.В., Севидова Н.А. Обучение монологической речи на основе текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. С. 93.Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. – С. 145Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с. – С. 41–42Гейко И. Интерактивные формы и методы обучения // Свет. – 2002. – № 3. – С. 51–53.Гулая Т. М., Романова С. А. Социальные сетевые сервисы в изучении иностранных языков // Филологические науки: вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 2 (32): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 64-67.Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. – М., 2015. №12. С. 726–729.Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. –2-е изд. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 384 с.Иванова Т.Н., Чистякова В.В. Организация эффективного обучения монологу-убеждению в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. С. 225.Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2005. 19 с.– C.7Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - М.: «Просвещение», 1985. 208 с. Попова Е.И, Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Ленинград, 1985. - 135 с. – С. 74.Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2011. – 144 с. – С. 15–16Рыбалко Т. Г. Формирование лингво-информационной компетентности учеников специальности «Прикладная информатика в экономике» [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08; Нижегород. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – 288 с.Салехова Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей школе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02; Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Казань, 2008. – 447 с.Соловова,Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. – М.: Просвещение, 2003. – С. 165.Солтанбекова О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия ВГПУ. 2008. №6. С. 41.Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М. – С. 55Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. – С. 246–247Швецова М. Г. Современные образовательные технологии при обучении монологической речи старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2016. С. 224–232. – С. 230–232 Эльконин Д.Б. Педагогика развития: содержание образования как проблема / Под ред. И. Д. Фруминаидр. Красноярск, 1999. – 180 с.– С. 72–75Coyle D. Meaning-making, Language Learning and Language Using: An integrated approach. Inclusive Pedagogy Across the Curriculum // International Perspectives on Inclusive Education / eds by J.M. Deppeler, T. Loreman, R. Smith, L. Florian. 2015. Vol. 7. P. 12.ПриложениеFuture Robots What role will robots have in our future? Will they only be functional, or will they be our personal companions? Computer scientists in Japan and the USA now believe that robots will be friends and helpers like C-3PO and R2-D2 in the film Star Wars. Helen Greiner, of the company robot, says they are good for jobs that are «dull, dirty, and dangerous». Others believe robots will some day be a part of everyday life. Katsumi Muto of Sony thinks that elderly Japanese people might need mechanicals careers. His company has develop Aibo, a robot dog, and Qrio a humanoid, which can walk and play music. Robots like this will help make people’s lives easier, by cleaning the house or delivering the mail, but they will not require care like the family pet. Scientists see the next step is making robots that can feel and show emotion. The Massachusetts Institute of Technology has built a robot called Kimset, which can move its eyes and show emotional expressions. One day, people are likely to accept robots into daily life, as helpers and companions like the family dog, which they can love.

1. Российская Федерация. Закон. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.05.2018).
2. Азимов Э.Г., А.Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. – С. 63
3. Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. М. : Просвещение, 2005. 85 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1999. С. 278.
5. Бим И. Л., Поляков О.Г. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения // ИЯШ. – 1995. – № 5. – С.2-8.
6. Блох М.Я. Фактор слушающего в диалогической и монологической речи // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2008. С. 3.
7. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. №8. С. 130
8. Бояринцева С. Л. Обучение в малых группах сотрудничества (cooperative learning) на уроке иностранного языка: учеб. пособие для студ. фак. лингвистики, спец. "Иностр. язык". - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 72
9. Варзанова С.И. Использование условно-речевых ситуаций на уроках ан¬глийского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию [Электронный ресурс] // Пермский педаго¬гический журнал. - 2014. - №5. - Режим доступа: https://cyberlenirLka.ni/article/n/ ispolzovanie-uslovno-rechevyh-situatsiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-protsesse- formirovaniya-umeniya-formulirovat-sobstvennoe-mnenie. - (Дата обращения: 05.05.2018).
10. Вдовичина А.А. Диалогизированное доказательное монологическое высказывание в ситуациях речевого общения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. С. 98.
11. Верещагин Е. М., Костомаров Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1976 – 248 с. – С. 85
12. Вязовова Н.В., Севидова Н.А. Обучение монологической речи на основе текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. С. 93.
13. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. – С. 145
15. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
16. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с. – С. 41–42
17. Гейко И. Интерактивные формы и методы обучения // Свет. – 2002. – № 3. – С. 51–53.
18. Гулая Т. М., Романова С. А. Социальные сетевые сервисы в изучении иностранных языков // Филологические науки: вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 2 (32): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 64-67.
19. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. – М., 2015. №12. С. 726–729.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. –2-е изд. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 384 с.
21. Иванова Т.Н., Чистякова В.В. Организация эффективного обучения монологу-убеждению в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. С. 225.
22. Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2005. 19 с. – C.7
23. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
24. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - М.: «Просвещение», 1985. 208 с.
25. Попова Е.И, Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Ленинград, 1985. - 135 с. – С. 74.
26. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2011. – 144 с. – С. 15–16
27. Рыбалко Т. Г. Формирование лингво-информационной компетентности учеников специальности «Прикладная информатика в экономике» [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08; Нижегород. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – 288 с.
28. Салехова Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей школе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02; Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Казань, 2008. – 447 с.
29. Соловова,Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. – М.: Просвещение, 2003. – С. 165.
30. Солтанбекова О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия ВГПУ. 2008. №6. С. 41.
31. Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М. – С. 55
32. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. – С. 246–247
33. Швецова М. Г. Современные образовательные технологии при обучении монологической речи старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2016. С. 224–232. – С. 230–232
34. Эльконин Д.Б. Педагогика развития: содержание образования как проблема / Под ред. И. Д. Фрумина и др. Красноярск, 1999. – 180 с. – С. 72–75
35. Coyle D. Meaning-making, Language Learning and Language Using: An integrated approach. Inclusive Pedagogy Across the Curriculum // International Perspectives on Inclusive Education / eds by J.M. Deppeler, T. Loreman, R. Smith, L. Florian. 2015. Vol. 7. P. 12.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности учащихся на средней ступени основной школы влияют на развитие их иноязычной коммуникативной компетенции?

Учащиеся на средней ступени основной школы находятся в периоде подросткового развития, что оказывает влияние на их психологические особенности. Они проходят через фазу самоидентификации, и, следовательно, могут проявлять некоторую дезорганизацию в своей коммуникативной компетенции. Они также могут проявлять неуверенность и нерешительность в использовании иностранного языка, что требует специального внимания при обучении.

Каким образом происходит обучение монологической речи на иностранном языке в основной школе?

Обучение монологической речи на иностранном языке в основной школе осуществляется с помощью различных методов и техник. Учащимся предлагается обширный словарный запас, правильное произношение, грамматические структуры, навыки чтения и письма. Они также осваивают навыки аудирования и развивают свою речь через устные упражнения и диалоги.

Какова цель развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе?

Целью развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе является формирование у них умения свободно и грамотно выражать свои мысли и идеи на иностранном языке. Это также помогает им развить навыки самовыражения и самоутверждения, а также повысить уровень коммуникативной компетенции в целом.

Какая технология используется для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе?

Для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе используется технология, основанная на интеграции различных средств обучения. Это включает в себя работу с учебниками, аудиоприложениями, видеоматериалами, интерактивными упражнениями и игровыми формами. Также проводятся уроки и работы в парах и группах для развития навыков общения.

Какая роль имеет развитие иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения монологической речи на иностранном языке?

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции играет важную роль в процессе обучения монологической речи на иностранном языке. Оно позволяет учащимся развивать навыки говорения, понимания и выражения своих мыслей на иностранном языке. Это помогает им стать более свободными и уверенными в общении на иностранном языке.

Какие психологические особенности учащихся на средней ступени основной школы влияют на обучение монологической речи на иностранном языке?

На средней ступени основной школы учащиеся находятся в периоде формирования своей идентичности и самосознания. Это может влиять на их мотивацию и интерес к изучению иностранного языка. Также учащиеся на этом этапе формируют свои когнитивные способности, что влияет на их способность к анализу и синтезу информации в монологической речи на иностранном языке.

Какие технологии можно использовать для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе?

Для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении монологической речи на иностранном языке в основной школе можно использовать различные технологии, такие как ролевые игры, дискуссии, презентации, проектная деятельность и др. Эти технологии позволяют учащимся активно участвовать в обучении и использовать изучаемый язык на практике, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Какой возрастной категории учащихся соответствует средняя ступень основной школы?

Средняя ступень основной школы предназначена для учащихся возрастом около 11-14 лет.

Какие психологические особенности учащихся на средней ступени основной школы могут влиять на развитие иноязычной коммуникативной компетенции?

На средней ступени основной школы учащиеся находятся в переходном периоде от детства к юности, их познавательные способности и память развиваются. Также в этом возрасте учащиеся начинают строить свое социальное окружение и активно взаимодействуют с одноклассниками и другими людьми. Все эти психологические особенности могут влиять на развитие иноязычной коммуникативной компетенции.