Социально психологические особенности внутриличностных конфликтов в созависимых семьях
Заказать уникальную курсовую работу- 70 70 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 13.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1 Теоретический анализ внутриличностных конфликтов в созависимых семьях 5
1.1 Понятие, виды и классификация внутриличностных конфликтов 5
1.2 Способы преодоления внутриличностных конфликтов 12
1.3 Теоретическое определение понятий созависимость и зависимость 18
1.4 Основные характеристики созависимого человека 23
1.5 Особенности проявления созависимости в поведении человека 26
1.6 Функции, структура и динамика семьи 29
1.7 Особенности протекания внуриличностных конфликтов в созависимых семьях 45
Вывод по 1 главе 54
Глава 2. Исследование особенностей внутриличностных конфликтов в созависимых семьях 56
2.1 Организация и ход проведения эмпирического исследования 56
2.2 Анализ результатов исследования 56
Вывод по 2 главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 63
В таких условиях люди развивают здоровую самооценку, что позволяет им идти на определенный риск при установлении подлинных и искренних взаимоотношений. Взаимоотношения в семье могут являться полем роста идентичности, взаимная поддержка играет особую роль в развитии особенностей личности каждого члена семьи с целью превращения его в гармоничную личность [14, 21, 25].Представители стратегического подхода Дж. Хейли, К. Маданес и другие видят причину появления симптоматического поведения в семье в том, что набор решений, с помощью которых она пытается справиться с новыми проблемами, слишком мал. Стратегический подход предлагает три основные теории, объясняющие, как развиваются проблемы. Согласнокибернетическойтеории, трудности происходят вследствие многократного принятия ложно направленных решений, что способствует позитивной обратной связи, выводящей семейную систему из гомеостатического равновесия. Согласноструктурной теории, проблемы появляются из-за изъянов в семейной иерархии.Функциональная теория связывает возникновение проблем с тем, что, когда люди пытаются косвенным образом защищать друг друга или управлять друг другом, их проблемы начинают участвовать в функционировании системы [21].С точки зрения структурного подхода дисфункция возникает, когда деятельность и существование семьи ограничены устаревшей структурой, которая сложилась и была необходима на предыдущих стадиях цикла развития семейной системы. В этом случае семья неспособна справиться с внешними и внутренними неблагоприятными факторами, что заставляет членов семьи функционировать ниже своих возможностей и перестает обслуживать потребности семьи. Проблема созависимости представляет собой искаженное функционирование семьи как организма с нарушением границ холонов (подсистем) и инверсией ролей членов семьи. Отдельные личности, подсистемы и все семьи целиком разделены интерперсональными границами, невидимыми барьерами, которые регулируют объем их контактов с другими. Интерперсональные границы варьируются от жестких до диффузных. Жесткие границы крайне ограничительны и допускают мало контакта с другими подсистемами, что приводит квыпутанности. Выпутанные подсистемы или индивиды не просто независимы друг от друга, они изолированы. Это имеет и положительную роль, поскольку способствует автономии, росту и мастерству. С другой стороны, выпутанность ограничивает теплоту, привязанность и заботу. Прежде чем такие семьи смогут сплотиться, они вынуждены будут пережить сильный стресс.Спутанные подсистемы предлагают высокое чувство взаимной поддержки, но ценой независимости и автономии. Родители в таких подсистемах являются любящими и заботливыми; они проводят много времени со своими детьми и многое для них делают. Однако дети при этом становятся зависимыми. Им некомфортно оставаться в одиночестве, и у них могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с людьми вне семьи [15, 21].Предвестником созависимых отношений являются незавершенные сепарационные процессы детей от родителей, в результате чего происходит смешение функций и ролей, относящихся к вертикальным и горизонтальным отношениям, подмена их друг другом, что нарушает реальное общение. Опыт взаимодействий, полученный в родительской семье, в дальнейшем используется личностью для организации отношений с другими людьми, как при построении собственной семьи, так и вне семейной системы. В каждый период времени, в конкретной ситуации человек может занимать только одну какую-то позицию в отношениях, которые организованы тем или иным структурным образом. При этом он старается воспроизвести те же вертикальные и горизонтальные отношения, что были в его семье, стремясь сохранить привычную позицию в отношениях с окружающими [14, 28].Согласно теории объектных отношений [1, 5, 6, 10, 11, 24], мы относимся к другим людям частично на основе тех ожиданий, которые сформировались на основании раннего опыта. В результате этих ранних взаимоотношений возникают внутренние объекты - мысленные образы себя и других, рожденные из переживаний и ожиданий. Сохранившиеся в бессознательном следы этих усвоенных объектов формируют сущность человека. Истинные первичные либидозные потребности состоят в установлении удовлетворительных «полных любви отношений с другими».М. Кляйн занималась интериоризированными объектными отношениями и исследовала их детерминирующее влияние на формирование психических структур и на различные типы внутренних конфликтов. По утверждению автора, впечатления младенца о матери не основываются исключительно на реальном опыте, а скорее просеиваются через его уже довольно богатую фантазиями жизнь. Чувства любви и ненависти у ребенка являются врожденными и испытываются еще до того, как появляются сами реальные объекты. С самого рождения восприятие реальных объектов отфильтровывается через искажения уже сформированного внутреннего мира. М. Кляйн говорит о «параноидно-шизоидной позиции», которая характеризуется разделенными и еще не интегрированными образами «совершенно хорошей» и «совершенно плохой» матери, характерной для раннего периода жизни. Такая констелляция позднее, при дальнейшем развитии, сменяется «депрессивной позицией», в которой ребенок узнает, что его ненависть направлена на ту же мать, от которой он получает добро. Ребенок реагирует на это новое восприятие матери чувством вины и стремлением делать что-то хорошее. Обе позиции, параноидно-шизоидная и депрессивная, могут сохранять свою силу как элементарные констелляции и актуализироваться к определенному времени [10].Р. Фербейн разработал концепцию расщепления (сплиттинга), согласно которой Эго («Я») подразделяется на структуры: 1) часть эго, 2) часть объекта, и 3) аффект, связанный с взаимоотношениями. Внешний объект может восприниматься как идеальный объект, приводящий к удовлетворению; как отвергающий объект, который вызывает гнев; или как возбуждающий объект, который вызывает сильное желание. В результате усвоения расщепленных объектов Эго может стать: сознательным, адаптирующимся, удовлетворенным своим идеальным объектом (центральное эго); бессознательным, негибким, фрустрированным (отвергающим эго); бессознательным, негибким, стремящимся к соблазняющему, но не удовлетворяющему объекту (возбуждающее эго).В этом прослеживаются характеристики, присущие созависи-мым людям - стремление к чрезмерному обособлению или развитию зависимых отношений. Сформированный в раннем возрасте образ родителей как «полностью хороших» или «полностью плохих» приводит к тому, что ребенок начинает считать себя «плохим», так как интернализация объектных отношений начинается на относительно примитивном уровне - путеминтроекции. Ребенок воспроизводит и фиксирует свои взаимоотношения с окружающей средой путем создания следов памяти, которые включают образы объекта, собственное взаимодействие с ним и связанный с этим аффект. Если «постоянство объекта» не развивается, человеку трудно уладить противоречия между единством и отделенностью, сложно достичь дифференциации и достаточной автономии. Психологического рождения не происходит, что непосредственно отражается на взаимоотношениях не только с близкими, но и окружающими людьми.Созависимый человек регулирует свою жизнь, разделяя свой опыт на две несовместимые части - на «все плохо» и «все хорошо». В его мышлении преобладают сравнения, себя он считает хуже или лучше других, ему трудно считать себя равным кому бы то ни было. Другой нужен либо как опора, либо он должен поддерживать веру в совершенство созависимого. Партнер временно может идеализироваться, но если окажется, что он не может гарантировать выполнение всех желаний созависимого, он отвергается и обесценивается. Поэтому часто линия поведения созависимых отражает их черно- белое мышление - это движение «от» и движение «к». Тогда как при нормальном развитии человек может позволить себе относиться к другим людям со смешанными чувствами и рассматривать их как существ со своими недостатками и достоинствами. То же самое актуально и в отношении самого себя [21, 24, 27].Центральным понятием концепции М. Балинта является первичная объектная любовь. Объектные отношения с самого начала сопровождают психическое развитие, решающим образом определяют и структурируют его. Особенное значение для патологического развития имеет концептуализированное М. Балинтом понятие «основное нарушение». При этом речь идет не о конфликте, но о «дефекте в психической структуре, разновидности дефицита, который должен быть устранен». Речь идет о фиксации на неблагоприятном исходе стадии развития первичной любви из-за недостатка гармонии между ребенком и теми референтными личностями, которые представляют окружающий его мир. Именно недостаточная забота, а не психический конфликт, предопределяет развитие основного нарушения [1].Каждый из тех людей, кто создает созависимые отношения, испытывал совершенно естественную для ребенка зависимость от отношения к нему родителей или тех, кто их замещал. Каждый из них пережил основной, наиважнейший дефицит - дефицит любви. Слишком холодное и отчужденное, слишком контролирующее и доминирующее, слишком критическое и уничижительное или слишком непоследовательное отношение родителей формирует систему представлений о себе, которая оказывается нарушенной. По словам Емельяновой, развивающийся таким образом человек стремится восстановить и заполнить собственное Я с помощью отношений, предполагающих любовь. Это позволяет ему достичь более или менее комфортного ощущения себя в окружающем мире. Тревожность, неустойчивость, амбивалентность чувств, которые он испытывает благодаря непрерывному внутреннему конфликту между потребностью получить любовь и уверенностью, что он ее не стоит, делает его стремление к получению любви Другого главной и навязчивой целью его существования [8].Выдающийся английский ученый Джон Боулби проблему возникновения невроза и формирования невротического характера также рассматривает с точки зрения влияния обстановки, окружающей ребенка в первые годы его жизни, и тех событий, которые с ним происходят. Он подчеркивал глубокую потребность младенцев и маленьких детей в физической привязанности к одному постоянному объекту. Если эта примитивная потребность не удовлетворяется, наступает анаклитическая депрессия, т.е. уход от мира и переход к апатии. Теория Д. Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определенноеактивное поведение ребенка, и какэмоциональную связь с ней. Привязанность не является просто вторичным явлением, возникающим в результате кормления, а основной потребностью всех живых существ. Ни одна форма поведения не сопровождается более сильными чувствами, чем поведение привязанности. Пока ребёнок уверен в присутствии главного лица, к которому привязан, или его досягаемости, он чувствует себя в безопасности. Угроза его потери вызывает у ребенка тревогу, а действительная потеря - горе; более того, и то, и другое часто вызывают у ребенка гнев [5].По мнению Д. Боулби, не только детям, но и подросткам и взрослым людям свойственна потребность в фигуре привязанности, которая обеспечивает человека безопасной основой, исходя из которой он можетдействовать. У взрослых людей данное требование обычно менее заметно проявляется и в различной степени выражено на различных фазах жизни. Многие формы функционирования нарушенной личности отражают ухудшенную способность индивида узнавать подходящие и желающие контакта фигуры и/или ухудшенную способность сотрудничать с такой фигурой, когда она найдена, во взамно-полезных взаимоотношениях. Такое ухудшение может быть выражено в любой степени и принимает много разных форм: они включают в себя тревожное цепляние, требования, чрезмерные или очень интенсивные для данного возраста и ситуации, отчужденную отстраненность и демонстративную независимость. «Здоровая личность... ни в коей мере не оказывается столь независимой, как это предполагают культурные стереотипы. Существенно важными ингредиентами здоровой личности являются способность доверчиво опираться на других людей, когда этого требует ситуация, и знание, на кого стоит опереться. Человек, функционирующий здоровым образом, способен к изменению ролей, когда изменяется ситуация» [6]. Те, у кого нет опыта надежной и нежной привязанности в детстве, не защищены даже от малейшего недостатка поддержки и могут развить хроническую зависимость или обособленность. Этим объясняется генезис спутанных и выпутанных семей.Основатель нового направления в современном психоанализе, психологии самости, Х. Кохут говорит о том, что определяющими в мире переживаний ребёнка являются не влечения. Формирование прочной, надёжной самости, а также чувства устойчивой идентичности происходит благодаря наличию постоянного градиента напряжения, существующего между двумя главными элементами ядерной самости: самоутверждения и восхищения идеалом. Центральный кризис раннего периода развития ребенка - «безграничный эксгибиционизм», побуждающий его привлекать внимание своих родителей и всего мира. Ребенок стремится получить признание и, если в детстве он усваивает, что его высоко ценят значимые близкие люди, он вырастает сильной и уверенной в себе личностью. Если же родители недостаточно принимали и выражали восхищение, тогда, став взрослым, человек то подавляет жажду внимания, то позволяет ей вырваться наружу всякий раз, когда он оказывается среди чутких слушателей [13].В большинстве психологических теорий и подходов динамика развития движется от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной автономии, внутренней свободе и способности создавать взаимозависимые отношения.В теории М. Боуэна, представителя системного направления в изучении семьи, понятие общего уровня функционирования семьи является производным от понятия дифференциации Я, характеризующего людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования. Теория семейных систем центрируется вокруг двух уравновешивающих жизненных сил: сплоченность и индивидуальность. В идеале эти две силы находятся в равновесии. Нарушение равновесия в сторону сплоченности М. Боуэн называет «недифференциацией». Это понятие является одновременно и интрапсихическим и интерперсональным явлением. Отсутствие дифференциации между мышлением и чувством сопровождается отсутствием дифференциации между собой и другими. Недифференцированность в рамках семейной системы означает, что человек легко попадает в эмоциональную зависимость от других членов семьи, не может отделить друг от друга эмоции и разум, собственные эмоции и эмоции значимых для него людей. Низко дифференцированные люди эмоционально реагируют на предписания членов семьи или других авторитарных фигур и имеют слабую автономную идентичность. Недифференцированность на индивидуальном уровне характеризуется эмоциональной незрелостью, низкой стрессоустойчивостью, зависимостью от мнения окружающих, неадекватной самооценкой. Слиянным людям сложно отделить себя от других, особенно в отношении важных вопросов. По Боуэну, созависимые отношения между взрослыми людьми - это форма проявления проекции в процессе передачи от поколения к поколению, когда недифференцированность родителей формирует у ребенка преимущественное ролевое поведение в форме либо подчиняющейся, либо доминирующей личности. Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями, с которыми вырос человек [7, 9, 20, 22].Вывод по 1 главеТаким образом, анализ разных направлений классической психологии и современных объяснительных моделей позволяет говорить о системной причинности формирования созависимости личности. Нарушение взаимоотношений в семье (структурных, функциональных, коммуникативных, ролевых и т.д.) приводит к нарушениям личностного развития. Созависимость как нарушение развития личности может развиваться и в отсутствие зависимостей у членов семьи. Ее предвестником являются незавершенные сепарационные процессы детей от родителей, а также неудовлетворенность первичных потребностей в раннем возрасте. Ранние объектные отношения интериоризируются и оказывают детерминирующее влияние на формирование психических структур и на различные типы внутренних конфликтов.Значимость изучения генезиса и психологических механизмов развития созависимости личности связана с необходимостью создания программ психологической помощи, поскольку созависимость имеет серьезные негативные последствия как для жизни отдельного индивида, для семейных отношений, так и для общества в целом, поскольку самым серьезным образом отражается на всех уровнях функционирования личности - семейном, профессиональном, социальном, соматическом, психологическом.Созависимость как сложное системное явление, включающее в себя одновременно как внутрипсихическую, так и межличностную динамику, требует комплексного подхода к изучению причин его развития и систематизации представлений об особенностях функционирования созависимой личности.Глава 2. Исследование особенностей внутриличностных конфликтов в созависимых семьях2.1 Организация и ход проведения эмпирического исследованияЦелью нашей экспериментальной работы явилось - исследование особенностей внутриличностных конфликтов в созависимых семьях.В ходе исследования мы проверяли гипотезу: внутриличностные конфликты в созависимых семьях имеют свою специфику.Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие метды:1) Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;2) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Н.Томаса, в России тест адаптирован Н.В. Гришиной; 3) Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;4) Психологическая типология личности (К.Юнг);5) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв).Выборку исследования составили 25 семей, имеющих одного члена семьи с зависимостью: алкогольной или наркотической. Итого выборку составили 50 испытуемых: 25 мужчин и 25 женщин.2.2 Анализ результатов исследованияПроведем анализ полученных результатов по каждой из методик.Результаты по методике «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда представлены на диаграмме 1 в соотношении мужчин и женщин.Рис.1. Результаты в средних стеновых показателях по группам мужчин и женщинИз рисунка видно, что мужчины ответственность перекладывают на внешние обстоятельства по таким сферам как: сфера межличностных отношений, в сфере здоровья. Собственную меру ответственности мужчины признают за события в сфере неудач, в области достижений. Женщины ответственность за события в жизни перекладывают на внешние обстоятельства в сферах здоровья, в сфере производственных отношений. Собственную ответственность женщины видят в таких сферах как: в сфере неудач, в области достижений, в области межличностных отношений. Результаты по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Н.Томаса, в России тест адаптирован Н.В. Гришиной по двум группам испытуемых представлен на диаграмме 2.Рис.2. Результаты в средних баллах по группам мужчин и женщинИз рисунка видно, что для мужчин характерен такой путь решения конфликтов как соперничество, избегание и приспособление. Для женщин характерны: соперничество и компромисс.Результаты по Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарка по двум группам испытуемых представлен на диаграмме 3.Рис.3. Результаты в средних баллах по группам мужчин и женщинИз рисунка видно, что для мужчин характерны такие типы проявления агрессии как: физическая агрессия, негативизм и чувство вины. Женщины агрессию проявляют через такие способы как: негативизм, обида, подозрительность.Результаты по психологической типологии личности (К.Юнг) по двум группам испытуемых представлен на диаграмме 4.Рис.4. Результаты в% по группам мужчин и женщинПо результатам диагностики по типу личности среди мужчин больше интровертов, среди женщин экстравертов.Результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв) по двум группам испытуемых представлен на диаграмме 5.Рис. 5. Результаты в% по группам мужчин и женщинХарактеризуя конфликтность личности в созависимых семьях, можно констатировать, что мужчины характеризуются высокой вспыльчивостью, неуступчивостью, нетерпимостью к мнению других. Женщины же более обидчивы, склонны к компромиссам, в большей степени подозрительны.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.Вывод по 2 главеВ ходе исследования мы проверяли гипотезу: внутриличностные конфликты в созависимых семьях имеют свою специфику.Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы: методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Н.Томаса, в России тест адаптирован Н.В. Гришиной; методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки; психологическая типология личности (К.Юнг); методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв).Результаты исследования показали, что мужчины ответственность перекладывают на внешние обстоятельства по таким сферам как: сфера межличностных отношений, в сфере здоровья. Собственную меру ответственности мужчины признают за события в сфере неудач, в области достижений. Женщины ответственность за события в жизни перекладывают на внешние обстоятельства в сферах здоровья, в сфере производственных отношений. Собственную ответственность женщины видят в таких сферах как: в сфере неудач, в области достижений, в области межличностных отношений.Для мужчин характерен такой путь решения конфликтов как соперничество, избегание и приспособление. Для женщин характерны: соперничество и компромисс.Для мужчин характерны такие типы проявления агрессии как: физическая агрессия, негативизм и чувство вины. Женщины агрессию проявляют через такие способы как: негативизм, обида, подозрительность.По результатам диагностики по типу личности среди мужчин больше интровертов, среди женщин экстравертов.Характеризуя конфликтность личности в созависимых семьях, можно констатировать, что мужчины характеризуются высокой вспыльчивостью, неуступчивостью, нетерпимостью к мнению других. Женщины же более обидчивы, склонны к компромиссам, в большей степени подозрительны.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.ЗаключениеТак, важным условием возникновения конфликта является противостояние субъектов и одновременная взаимосвязанность их противоречий. Конфликты активны. Конфликты должны носить характер «борьбы», соперничества. Это может проявляться через нанесение взаимного ущерба (психологического, материального, морального, физического). Наличие субъекта в конфликте. Роль субъекта будет заключаться в создании конфликтной ситуации, влиянии на исход конфликта в зависимости от своих социальных, духовных, экономических, физиологических или других видов потребностей. Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют: категория противоречия, внутренней борьбы; понятие психологической защиты (преодоления конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.Таким образом, внутренний конфликт — это противоречие, которое возникает между нашими желаниями и возможностью их реализации в жизни. Справиться личности с ее внутренними конфликтами помогают механизмы психологической защиты, которые были приобретены в ходе онтогенетического развития и научения.Таким образом, созависимость понимается как:- феномен, связанный только с алкоголизмом или наркоманией;- состояние, которое формируется в семьях с химически зависимым; в очень ригидных и эмоционально репрессивных семьях, а также у лиц опекающих или работающих с проблемными;- заболевание или базоваяаддикция;- патологическое состояние, сформированная внутриличностная дисфункция.Ряд исследователей считает созависимость самым распространённым заболеванием, которое приводит к нарушениям на всех уровнях: физическом, эмоциональном, поведенческом, социальном и духовном. Они считают, что созависимость лежит в основе всех зависимостей: химической зависимости, зависимости от денег, пищи, работы, секса и т.д.Прогностическими показателями формирования созависимости являются: наличие зависимости в первом поколении, нахождение в продолжительных отношениях (брак либо сожительство) с зависимым от психоактивных веществ (ПАВ), стремление к контролю над зависимой личностью, конформизм и потребность быть принятым внешним окружением.Подводя итог, можно сказать, что для лиц, имеющих зависимых родственников или супругов, характерны следующие личностные особенности: неадекватная самооценка, низкая удовлетворенность собой, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, повышенный уровень тревожности и недоверие к окружающим. Для созависимой личности характерны неустойчивое эмоциональное состояние, трудности в идентификации собственных чувств и склонность к самообвинению. Такие люди характеризуются конформным поведением, личной пассивностью, ориентацией на окружение и стремлением к контролю над зависимым партнером.Можно сделать вывод о том, что воздействие через сознание может быть успешным только при участии других членов семьи, понимании ими правила, согласно которому они должны по-другому относиться и по-другому воспринимать друг друга. Выздоровление от созависимости является долгим процессом. Большую помощь в выздоровлении оказывают терапевтические группы и группы самопомощи, потому как именно идентификация себя с другими созависимыми дает ощущение сопричастности и надежды на выздоровление.Семейный уклад формирует нравственные устои ребенка, помогает ему осознать правила поведения в обществе. Особая роль в окружении ребенка отводится матери. Ценность материнства на протяжении всей истории играла важную роль в создании духовно-нравственных идеалов. Материнство является уникальным механизмом объединения природных и социокультурных начал в человеке. С образом матери ассоциируются такие духовно-нравственные качества как любовь к детям, чуткое и заботливое отношение к миру, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и строгость, терпимость, готовность на самопожертвование во имя детей. По Боуэну, созависимые отношения между взрослыми людьми - это форма проявления проекции в процессе передачи от поколения к поколению, когда недифференцированность родителей формирует у ребенка преимущественное ролевое поведение в форме либо подчиняющейся, либо доминирующей личности. Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями, с которыми вырос человек.Результаты исследования показали, что мужчины ответственность перекладывают на внешние обстоятельства по таким сферам как: сфера межличностных отношений, в сфере здоровья. Собственную меру ответственности мужчины признают за события в сфере неудач, в области достижений. Женщины ответственность за события в жизни перекладывают на внешние обстоятельства в сферах здоровья, в сфере производственных отношений. Собственную ответственность женщины видят в таких сферах как: в сфере неудач, в области достижений, в области межличностных отношений.Для мужчин характерен такой путь решения конфликтов как соперничество, избегание и приспособление. Для женщин характерны: соперничество и компромисс.Для мужчин характерны такие типы проявления агрессии как: физическая агрессия, негативизм и чувство вины. Женщины агрессию проявляют через такие способы как: негативизм, обида, подозрительность.По результатам диагностики по типу личности среди мужчин больше интровертов, среди женщин экстравертов.Характеризуя конфликтность личности в созависимых семьях, можно констатировать, что мужчины характеризуются высокой вспыльчивостью, неуступчивостью, нетерпимостью к мнению других. Женщины же более обидчивы, склонны к компромиссам, в большей степени подозрительны.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.Список использованных источниковАлейников Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2018. – 685 с.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. - Вестник Московского Университета. Психология. 2018. - №2. – С. 60-72.Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. - Вопросы психологии, 2015, № 4. – С. 10-15.Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2015. – 470 с.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2016. – М. – 365 с. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 99 с.Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и Техника, 2016. – 272 с.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2015. – 432 с.Бронсон П.. Меррпиен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции. - М.: Манн. Иване» и Фербер», 2015. – 213с.Волков Б.С. Конфликтология. М.: Академический Проект, 2015. – 302с.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. - М.: ИНФРА - М, 2014. – 245с.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2015. – 240 с.Грей Дж. «Дети с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. - София. 2016. – 341с.Громова, И. А. Социально- психологические предикторы зависимых и созависимых отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / И.А.Громова: БГПУ им.М.Танка, Минск, 2015. - 25 с.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. - Социологические исследования – 2018. - № 11. – С. 108-118.Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей. - Социальная педагогика: новые исследования Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2015. – С. 22-28.Дени М. Родительский авторитет. - Clever. 2015. – 127с.Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2017. - 170 с.Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии.2015. №1. – 10-15Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 201с.Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2014.-211с.Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии,2016, №1.- С. 3-8.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. «Большой психологический словарь»: АСТ; АСТ - Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2017. – 868 с.Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2015. – 485 с.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 2016. – 160 с.Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2017. - 237 с.Козимирова Г.М. Основные направления исследования совместной деятельности в отечественной психологии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39).Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2015. - 360 с.Конфликтология: управление конфликтами: Managementoftheconflicts: учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М. 2016. – 324с.Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. - Психологический журнал. – 2015. - №5 - С. 16-32.Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2015. – 992 с.Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2015. – 351 с.Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М. 2014. – 546с.Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад.школа, 2016. – 120 с.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 2014. — 444 с.Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН, 14-15 февр. 2008 г. [Текст]: сб. материалов. — М.: Институт психологии РАН, 2016. - 232 с.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - Воспитание детей в неполной семье.- М.: Прогресс, 2016. - с. 70-98Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. - Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2015. - с. 6-68Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. М., 2016. – 215с.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2017.-184 с.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Инфра-М, 2016. – 315с.Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 631 с.Нильсен Дж, Лотт Л, Гленн Ст. 1001 совет родителям по воспитанию детей. - Питер. 2015.- 341с.Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов/ Н.И.Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента — СПб.: Речь, 2017. — 360 с.Пукинска, О.В. Триада риска как проявление внутриличностного конфликта [Текст] / О.В. Пукинска // Психологический журнал. - 2017. - №5. - с. 63-72.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2015. – 440 сПсихологический словарь / Р.С. Немов. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 560с. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Независимая фирма «Класс», 2016.-314с.Холлис, Д. Перевал в середине пути: как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни [Текст] / Д.Холлис. - М.: Когито-Центр, 2015. - 208 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д.Зиглер. - СПб. Питер Пресс, 2013. - 608 с.Шарфф, Д.Э. Сексуальные отношения: Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений [Текст] / Д.Э. Шарфф. - М.: Когито-Центр, 2017. - 304 с.Шорохова, О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / /О.А. Шорохова. СПб., 2015. – 248с.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. - Вестник Московского Университета. Психология. 2018. - №2. – С. 60-72.
3. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. - Вопросы психологии, 2015, № 4. – С. 10-15.
4. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2015. – 470 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2016. – М. – 365 с.
6. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 99 с.
7. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и Техника, 2016. – 272 с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2015. – 432 с.
9. Бронсон П.. Меррпиен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции. - М.: Манн. Иване» и Фербер», 2015. – 213с.
10. Волков Б.С. Конфликтология. М.: Академический Проект, 2015. – 302с.
11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. - М.: ИНФРА - М, 2014. – 245с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2015. – 240 с.
13. Грей Дж. «Дети с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. - София. 2016. – 341с.
14. Громова, И. А. Социально- психологические предикторы зависимых и созависимых отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / И.А.Громова: БГПУ им.М.Танка, Минск, 2015. - 25 с.
15. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. - Социологические исследования – 2018. - № 11. – С. 108-118.
16. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей. - Социальная педагогика: новые исследования Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2015. – С. 22-28.
17. Дени М. Родительский авторитет. - Clever. 2015. – 127с.
18. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2017. - 170 с.
19. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии.2015. №1. – 10-15
20. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 201с.
21. Емельянова, Е.В. Кризис в соза¬висимых отношениях. Принципы и алго¬ритмы консультирования / Е.В. Емельяно¬ва. - СПб.: Речь, 2014.-211с.
22. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии,2016, №1.- С. 3-8.
23. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. «Большой психологический словарь»: АСТ; АСТ - Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2017. – 868 с.
24. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2015. – 485 с.
25. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 2016. – 160 с.
26. Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2017. - 237 с.
27. Козимирова Г.М. Основные направления исследования совместной деятельности в отечественной психологии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39).
28. Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2015. - 360 с.
29. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М. 2016. – 324с.
30. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. - Психологический журнал. – 2015. - №5 - С. 16-32.
31. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2015. – 992 с.
32. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2015. – 351 с.
33. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М. 2014. – 546с.
34. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 2016. – 120 с.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 2014. — 444 с.
36. Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН, 14-15 февр. 2008 г. [Текст]: сб. материалов. — М.: Институт психологии РАН, 2016. - 232 с.
37. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - Воспитание детей в неполной семье.- М.: Прогресс, 2016. - с. 70-98
38. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. - Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2015. - с. 6-68
39. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. М., 2016. – 215с.
40. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2017.-184 с.
41. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Инфра-М, 2016. – 315с.
42. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 631 с.
43. Нильсен Дж, Лотт Л, Гленн Ст. 1001 совет родителям по воспитанию детей. - Питер. 2015.- 341с.
44. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов/ Н.И.Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента — СПб.: Речь, 2017. — 360 с.
45. Пукинска, О.В. Триада риска как проявление внутриличностного конфликта [Текст] / О.В. Пукинска // Психологический журнал. - 2017. - №5. - с. 63-72.
46. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2015. – 440 с
47. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 560с.
48. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Осво¬бождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Неза¬висимая фирма «Класс», 2016.-314с.
49. Холлис, Д. Перевал в середине пути: как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни [Текст] / Д. Холлис. - М.: Когито-Центр, 2015. - 208 с.
50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. Питер Пресс, 2013. - 608 с.
51. Шарфф, Д.Э. Сексуальные отношения: Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений [Текст] / Д.Э. Шарфф. - М.: Когито-Центр, 2017. - 304 с.
52. Шорохова, О.А. Жизненные ло¬вушки зависимости и созависимости / /О.А. Шорохова. СПб., 2015. – 248с.
Вопрос-ответ:
Какие виды внутриличностных конфликтов существуют в созависимых семьях?
В созависимых семьях могут возникать различные виды внутриличностных конфликтов, такие как конфликт между желанием удовлетворить собственные потребности и желанием удовлетворить потребности других членов семьи, конфликт между желанием получить поддержку и одобрение от окружающих и страхом быть отвергнутым, конфликт между стремлением к самостоятельности и необходимостью подчиняться и т.д.
Какие способы преодоления внутриличностных конфликтов могут быть использованы в созависимых семьях?
В созависимых семьях можно использовать различные способы преодоления внутриличностных конфликтов, такие как осознание и понимание собственных потребностей и желаний, нахождение компромиссов между своими потребностями и потребностями других, общение и выражение своих эмоций, консультирование и поддержка со стороны специалистов и т.д.
Как определить понятия созависимость и зависимость в контексте семейных отношений?
Созависимость в семейных отношениях - это психологическое состояние, при котором один человек зависит от другого и подавляет свои собственные потребности и желания ради удовлетворения потребностей и желаний другого человека. Зависимость же в семейных отношениях подразумевает такое психологическое состояние, при котором один член семьи полностью полагается на другого члена семьи и неспособен принимать решения и осуществлять самостоятельные действия.
Какие основные характеристики присущи созависимому человеку в семейных отношениях?
Созависимый человек в семейных отношениях характеризуется низкой самооценкой и чувством вины, постоянным стремлением угодить другим и получить их одобрение, потребностью контролировать других людей и ситуации, трудностями в выражении и управлении своими эмоциями, фокусировкой на потребностях других и игнорированием собственных потребностей и т.д.
Что такое внутриличностный конфликт?
Внутриличностный конфликт - это ситуация, когда у человека возникает противоречие между его различными желаниями, ценностями и потребностями.
Какие бывают виды внутриличностных конфликтов в созависимых семьях?
Виды внутриличностных конфликтов в созависимых семьях могут быть разными: конфликт между желанием помочь и потребностью самореализации, конфликт между желанием сказать "нет" и потребностью быть принятым, конфликт между желанием защитить себя и потребностью заботиться о других и т.д.
Какие существуют способы преодоления внутриличностных конфликтов?
Существует несколько способов преодоления внутриличностных конфликтов, включая осознание и принятие своих эмоций, поиск компромиссных решений, обратиться за помощью к специалистам, работа над самооценкой и самопринятием и т.д.
Чем отличается созависимость от зависимости?
Созависимость - это форма зависимости, характеризующаяся чрезмерной заботой о других, отрицанием своих потребностей и эмоций, стремлением контролировать и управлять другими людьми. Зависимость - это более общий термин, описывающий ситуацию, когда человек полностью или частично зависит от кого-то или от чего-то.
Какие особенности проявления созависимости в поведении человека?
Особенности проявления созависимости в поведении человека могут включать: чрезмерную заботу о других, игнорирование собственных потребностей и эмоций, стремление угодить другим, страх быть отвергнутым, неспособность установить границы в отношениях и т.д.