Фрейдизм в творчестве Сальвадора Дали
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность теории классического психоанализа (Фрейдизма) 6
1.1. Представления Зигмунда Фрейда о психике и психических процессах 6
1.2. Основные компоненты структуры психики 7
1.3. Теория личности Зигмунда Фрейда 11
Выводы по Главе 1 16
Глава 2. Влияние теории фрейдизма на творчество Сальвадора Дали 18
2.1. Важнейшие идеи Фрейдизма в работах Сальвадора Дали 18
2.2. Символы Фрейдизма в картинах Сальвадора Дали 20
Выводы по Главе 2 26
Заключение 28
Список используемых источников 30
Когда фрейдист плюёт, то он подразумевает при этом сексуальный акт, а в данном случае ещё и нарушение одного из основных табу: запрет на кровосмешение.Фрейдистские символы можно обнаружить почти в любом произведении художника. Так, на картине «Загадка Вильгельма Телля», несмотря на название, изображён В.И. Ленин, которого несложно узнать даже в том монструозном виде, который придал ему Дали, гипертрофировавший, во-первых, размеры козырька знаменитой кепки вождя, а во-вторых, размеры и анатомию его обнажённых ягодиц, превращённых в мясистый отросток, вытягивающийся в горизонтальном направлении,противоположном козырьку. Кепка тянется вперёд, а ягодицы увеличиваются кзади (фото 2. 3) [6].Фото 2.3. Изображение картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля» [6]«Загадка Вильгельма Телля» имеет еще и второй вариант толкования фигур-символов. Эта картина вызвала в памяти художника «один из наиболее опасных моментов» в его жизни. Главным героем картины является отец Дали. Малыш на его руках – это маленький Сальвадор, которого отец-каннибал намеревается съесть. Вместо яблока на голове ребёнка – сырая котлета. Если приглядеться внимательнее, то можно заметить около левой ступни Вильгельма Телля крошечный орех: это колыбель Галы, которую чудовище могло раздавить. Таким образом, отец предстаёт здесь как угроза не только для жизни собственного сына, но и как источник опасности для Галы.[15] Дали был большим поклонником фрейдизма, еще в юности познакомившись с пpоизведением «Толкования сновидений» и свято верил в освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после пробуждения, когда мозг ещё полностью не освободился от образов бессознательного. «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности» - пишет в своих дневниках художник [16].Экстремальные психологические состояния, которые проявляются во сне, в припадке безумия, находят отражение в картинах С. Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов, где таинственные превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой, неотразимой форме. Художник сделал следующий комментарий к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжание пчелы здесь вызывает укус жалом, который разбудит Гала. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы» (фото 2.4). Фото 2.4. Изображение картины Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» [6]«Жизнетворящая биология» граната выплёскивает из своего чрева наружу рыбу, как бы изрыгающую тигра, из оскаленной пасти которого появляется еще один, устремлённый в прыжке за винтовкой, направленной штыком на безмятежно спящую обнаженную женщину. А над всем этим медленно движется на паукообразных конечностях слон, который несёт нечто подобное обелиску, упирающемуся в поднебесье. На первом плане, на каменной плите, где лежит женская фигура, словно завис плод граната, над которым парит пчела. Противоположность идеальной живописи и напряжённой сюжетной ситуации создаёт остроту ощущения, которая так необходима художнику. Литературная развёрнутость содержания произведения, подробность повествования стимулирует творческую фантазию зрителя, предоставляя ему свободу выбора, возможность собственной трактовки. Это своего рода вариант интеллектуальной игры, состязания в способностях воображения автора картины и созерцающих ее людей, толчок к акту сотворчества, без которого живописец не мыслит жизни искусства.[15]Таким образом,Сальвадор Дали посpедством своих работ вывел подсознательное, существующее в человеке, на всеобщее обозрение, сделал его образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приёмы в самом художественном методе. С данной целью Дали обратился к мастерам изобразительных метафор – к Босху и Гойе [6]. Дали берёт у поэзии такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то есть сочетание противоположных по значению слов. Подобная парадоксальная поэтическая фигура – излюбленный образец метафоры для Дали. У него рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код, который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла. Для этого необходимо знакомство со многими его работами. Безупречное владение рисунком, высококлассная техника, знание мирового искусства – всёэто было использовано Дали для воплощения его творческих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира.Реализм Дали сочетается с фантастическим изображением во многом безумного, взбаламученного мира. В целом в своих произведениях Сальвадор Дали создаёт своеобразный мифический мир, полный бесконечных символов жизни человечества, которые являются отражением теории классического психоанализа.Выводы по Главе 2Участники сообщества сюрреалистов, к которым принадлежал и Сальвадор Дали, считали необходимым «не верить обществу и человеку». То, о чём думаютлюди, что они считают самым важным и истинным, во что они верят, - всё это только прикрытие чего-то другого, какпоказано в концепции подсознания у Фрейда.«Второй манифест сюрреализма» (1929) предполагает необходимость преодоления бессмысленного разделения предполагаемых противоположностей (красивого и безобразного, подлинного и ложного и др.). Здесь же находит отражение и логика сновидений, которая красной нитью проходит в творчестве Дали.В различных картинах Сальвадора Дали прослеживаются многочисленные символы, присущие теории классического психоанализа.ЗаключениеНа протяжении длительного времени теория психоанализа Зигмунда Фрейда находится во внимании психологов, социологов, психоаналитиков, философов, педагогов и других специалистов. Не обходит стороной она и представителей искусства, главным образом, творчества художников-сюрреалистов, основоположником которого является Сальвадор Дали. В основе многих работ Дали лежит динамическая модель человеческой психики, разработанная Фрейдом. Её основными компонентами явились три системы, которые тесно взаимодействуют друг с другом: бессознательное, предсознание и сознание.В качестве основы психической деятельности Фрейд выдвинул мысль о постоянной борьбе бессознательного с сознательным, что и является причиной нестабильности человеческой психики. Данное явление нельзя не заметить в работах Сальвадора Дали, где часто посредством изображения даётся описание борьбы разума и эмоций.Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет всё человеческое существование. Именно реализация сексуальных инстинктов служит фактором реализованности различных аспектов человеческой жизни. В творчестве Сальвадора Дали реализация сексуальных инстинктов предстаёт как прямо, так и абстрактно. Определённые символы половой жизни являются непременными элементами большинства его картин. Сальвадор Дали в своём творчестве фактически протестовал против безумного мира, в котором он жил, посредством креативного абсурда ратовал за торжество Разума, упорно искал путь к Истине, разглядев в искусстве божественное начало Веры и Любви. Его творчество, по мнению Баурона, порождало дерзаниеиз ужаса. Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет восхищать и удивлять, вдохновлять ираздражать следующие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её».Подводя итог анализуроли фрейдизма в творчестве Дали, следует отметить, что концепция бессознательного в работах художника находит своё полное отражение. В глубины творчества Дали, в сферу его могучего воображения, нельзя проникнуть, не учитывая особенности его мышления, позволяющие ему придать цельность и связность самым невероятным и нелогичным совмещениям.Список используемых источниковАнтилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих.наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.Кетько, С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.Куликов, Л.В.Психологическое исследование: методические рекомендации / Л.В. Куликов. – Санкт-Петербург : Наука, 1994. – 119 с.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.Лебедянский, М. Сальвадор Дали. Серия ХХ в.: страны, мастера / М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000. – 288 с.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.Рохас, К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М, «Республика», 1998г. – 324 с.Сальвадор Дали «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К», 1998г.Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности / Шиховцова, Н.Н. // Человек и общество: на рубеже тысячелетии. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 34. – Воронеж, 2006. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова //Новые исследования в педагогико-психологических науках. Приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Выпуск 2. – Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Якимович, К."Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья. "Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с.5-41.Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002
1. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих.наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.
2. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.
3. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
4. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
5. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
6. Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.
7. Кетько, С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
9. Куликов, Л.В.Психологическое исследование: методические рекомендации / Л.В. Куликов. – Санкт-Петербург : Наука, 1994. – 119 с.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
12. Лебедянский, М. Сальвадор Дали. Серия ХХ в.: страны, мастера / М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000. – 288 с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
15. Рохас, К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М, «Республика», 1998г. – 324 с.
16. Сальвадор Дали «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К», 1998г.
17. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности / Шиховцова, Н.Н. // Человек и общество: на рубеже тысячелетии. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 34. – Воронеж, 2006. – С. 136-140.
20. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова //Новые исследования в педагогико-психологических науках. Приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Выпуск 2. – Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
21. Якимович, К."Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья. "Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с.5-41.
22. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
23. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
24. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002
Вопрос-ответ:
Какие были основные идеи теории классического психоанализа Фрейдизма?
Основные идеи теории классического психоанализа Фрейдизма включают представления Зигмунда Фрейда о психике и психических процессах, компоненты структуры психики, а также его теорию личности.
Какие представления о психике и психических процессах были у Зигмунда Фрейда?
Зигмунд Фрейд разработал представление о том, что психика разделяется на сознательную, предсознательную и бессознательную части. Он также выделил такие психические процессы, как сновидения, отрицание и сдвиг.
Какие компоненты структуры психики выделял Фрейд?
Фрейд выделял три компонента структуры психики: это ид, эго и суперэго. Ид отвечает за безусловное удовлетворение желаний, эго представляет собой "я", которое ответственно за построение реалистичных стратегий, а суперэго - это инстанция морали и запретов.
Какие были основные идеи Фрейдизма, которые нашли свое отражение в творчестве Сальвадора Дали?
В творчестве Сальвадора Дали важнейшие идеи Фрейдизма о проявлении бессознательного, подавленных желаний, сексуальных фантазий и сновидений. Он использовал символы и мотивы, связанные с различными аспектами психоанализа Фрейда, в своих картинах.
Какие символы Фрейдизма можно найти в картинах Сальвадора Дали?
В картинах Сальвадора Дали можно найти такие символы Фрейдизма, как часы, ключи, сурикаты, фаллические символы, а также изображения разделенных тел и подавленных желаний.
Какие представления о психике и психических процессах были у Зигмунда Фрейда?
Зигмунд Фрейд верил в существование бессознательного в нашей психике, а также влияние детского сексуального развития на формирование личности.
Какие основные компоненты структуры психики предлагал Фрейд?
Фрейд выделял три основных компонента структуры психики: это "это", "я" и "над-я".
Какие важнейшие идеи Фрейдизма можно найти в творчестве Сальвадора Дали?
Сальвадор Дали в своих работах эксплуатировал концепцию бессознательного, сны, сексуальность и символы, которые являлись важными элементами фрейдистского учения.