Наименования предметов быта в сказках Пушкина
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 22.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Речевая культура 5
1.1 Понятие речевой культуры 5
1.2 Влияние А.С. Пушкина на культуру речи 12
Глава 2 Сказки А.С. Пушкина 16
2.1 Сказки Пушкина как основа русской литературы 16
2.2 Особенности наименования бытовых предметов в сказках Пушкина 18
Заключение 20
Список используемых источников 21
А.С. Пушкин писал в жанре сказки, опираясь на фольклорный материал. «Сказка о попе и о работнике его Балде» своим сюжетом похожа на «Батрак Шабарша». «Сказка о рыбаке и рыбке» похожа на сказку «Жадная старуха». Она была подарена Пушкину собирателем фольклора В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка по сюжету к сказке «Волшебное зеркальце». Изучая устное народное творчество, А.С. Пушкин видит в нем огромные возможности для обновления литературы.Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересматривает все современные эстетические теории, которые считались неизменными. Интересно, что Пушкин рассматривает сказку как большой эпический литературный жанр в отличие от многих современных ему писателей, которые считали, что этот жанр незначительный. Сказки А.С. Пушкина — сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром.Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Это произведение — не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора...». По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. В сказке отражены различные оттенки человеческих чувств и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми. Сюжет развивается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий. Пейзажные картины в сказках Пушкина всегда яркие и разнообразные. Для писателя важна звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук.Произведения А.С. Пушкина направили детскую литературу на новый путь. Они дали классические образцы детской литературы. Произведения Пушкина пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы. Помимо этого, наполненные грамотным усовершенствованным русским языком произведения развивают детский речевой аппарат. Как известно, в раннем возрасте закладываются основные знания родного языка. Сказки Пушкина, в этом, случае являются отличным материалом для познания.2.2 Особенности наименования бытовых предметов в сказках ПушкинаВ сказках Пушкина отражен определенный уклад жизни простых людей. Это проявляется в особенностях названий тех или иных бытовых предметов. Известно, что русские девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты. Пушкин мастерски сумел передать атмосферу таких вечером с помощью использования именований различных предметов быта.«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»[10]«…на весь крещеный мир приготовила б я пир…»[10]«…то на весь бы мир одна наткала бы полотна…»[10]Пушкин искусно описывает традиционную русскую избу, назвая ее теремом:«…В светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой…»[10]«…Засветила богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась…»[10]«В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха…»[10]Писателю удается создать образ большого, светлого, надежного жилища, традиционно русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы, а стол в доме всегда ставили под святыми.В своих сказках Пушкин описывал традиционный русский город и бытовые предметы, содержащиеся в нем.«…Стены с частыми зубцами и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей»[10]Часто в сказках великого писателя обычные бытовые детали становятся волшебными предметами.«Вот царица, наряжаясь, перед зеркальцем своим…» [10]«Что же зеркальцо в ответ? Ты прекрасна, спору нет…»[10]«…Ах, ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло.»[10]«Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе Чернавку, и наказывает ей…»[10]В сказке « О рыбаке и рыбке» автор описывает бедность людей с помощью дырявого корыта.«Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось»[10]«Воротись, дурачина, ты к рыбке. Поклонись, выпроси уж избу»[10]«Не дождался, к старухе воротился. Глядь: опять перед ним землянка; на пороге его старуха, перед нею разбитое корыто».[10]Быт людей того времени автор точно описывает с помощью слов, характерных для той эпохи:«Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару. Нужен мне работник: повар, конюх и плотник».[10]«До светла у него все пляшет, лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит, яичко испечет да сам и облупит».[10]Многие слова в этих строках, обозначающие бытовые предметы, редко используются в современной речи.Главной особенностью наименования бытовых предметов в сказках Пушкина является способ подачи. Такими словами, обычно, разговариваю простые русские люди. Получается, что Пушкин погружает своих читателей в особую атмосферу. Такой способ изображения действительности сближает читателя с героями. Появляется возможность познать суть всего происходящего в то время.ЗаключениеВо время исследования было рассмотрено понятие речевой культуры, изучено влияние А.С. Пушкина на культуру речи людей и проанализировано несколько сказок писателя.Каждый человек должен помнить, что культура речи складывается не только из технической составляющей соблюдения норм. Необходимо наполнять речь образностью и выразительностью, не забывать об экспрессии и яркости. Вялую и однообразную, но при этом грамотную речь нельзя назвать правильной. По результатам исследования выяснилось, что сказки Пушкина могут быть неплохой основой для развития именно таких качеств в речи человека.Автор сумел соединить язык бытовой с тем, который мы называем литературным, и пользуемся им в повседневной речи. Оказалось, что изучение сказок, а именно анализ бытовых наименований в них, помогает углубиться в способы создания современного нам языка.Произведения писателя являются эталоном русского языка 19 столетия. В них наиболее полно отражены языковые нормы того времени, которые впоследствии стали основой речевой культуры современного человека. По большому счету сбережение языка – это сегодня вопрос национальной безопасности, сохранение идентичности народа.Список используемых источников1.Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э. Фомина, М.И., Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь — М.: Логос, 2002. — 528 с.2.Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи / Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. —№2—321 с.3.Введенская, Л.А., Культура речи / Л.А. Введенская — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. —420 с.4.Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Л.Ю. Русский язык и культура речи/ учебное пособие для ВУЗов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова — Ростов на Дону,2005. —245 с.5. Сидорова, М.Ю., Савельев, В.С. Русский язык и культура речи / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев —М.: Проект, 2002. —134 с.6. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937. С. 154.7. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс //М. Р. Фасмер 1964-1973. С.2758. Учебник // Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.1029. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. // Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.10. А.С. Пушкин. Сказки. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://narodstory.net/pushkin.php. Дата обращения 10.01.19
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э. Фомина, М.И., Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь — М.: Логос, 2002. — 528 с.
2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи / Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. —№2—321 с.
3. Введенская, Л.А., Культура речи / Л.А. Введенская — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. —420 с.
4. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Л.Ю. Русский язык и культура речи/ учебное пособие для ВУЗов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова — Ростов на Дону,2005. —245 с.
5. Сидорова, М.Ю., Савельев, В.С. Русский язык и культура речи / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев —М.: Проект, 2002. —134 с.
6. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937. С. 154.
7. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс //М. Р. Фасмер 1964-1973. С.275
8. Учебник // Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.102
9. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. // Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.
10. А.С. Пушкин. Сказки. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://narodstory.net/pushkin.php. Дата обращения 10.01.19
Вопрос-ответ:
Какой жанр использовал Пушкин при написании сказок?
Пушкин писал в жанре сказки, опираясь на фольклорный материал
О чем сюжет сказки "Сказка о попе и о работнике его Балде"?
Сказка о попе и о работнике его Балде своим сюжетом похожа на сказку "Батрак Шабарша".
Какие особенности можно найти в наименовании бытовых предметов в сказках Пушкина?
Она может использовать термины, связанные с сельским бытом, обычными предметами и именами персонажей.
Какой был вклад Пушкина в культуру речи?
Влияние Пушкина на культуру речи проявляется в его литературных произведениях, включая сказки, которые стали основой для развития русской литературы.
Где можно найти список источников, использованных для написания статьи?
Список используемых источников находится в конце статьи.
Какое влияние оказал А.С. Пушкин на культуру речи?
А.С. Пушкин оказал значительное влияние на культуру речи своими произведениями, в том числе и сказками. Он создал свой уникальный стиль и язык, который стал эталоном для многих поколений писателей и русского литературного языка в целом. Его язык в сказках прост и понятен, но при этом богат и изыскан. Он использовал разнообразные фольклорные элементы, в том числе и наименования бытовых предметов, чтобы дать своим персонажам живой и правдоподобный облик.
Какие особенности наименования бытовых предметов можно найти в сказках Пушкина?
В сказках Пушкина можно найти особенности наименования бытовых предметов, которые делают его тексты еще более живыми и запоминающимися. Например, он часто придает предметам собственные имена, которые отражают их особенности или функционал. Также Пушкин использует аллегорическое и символическое значение некоторых предметов, чтобы передать определенные идеи или эмоции. В сказках Пушкина много игры слов и живых описаний предметов, что делает их еще более интересными для читателя.
Какова роль речевой культуры в сказках А.С. Пушкина?
Речевая культура играет важную роль в сказках А.С. Пушкина. Он создал свой уникальный стиль, который отличается четкостью и ясностью выражения мыслей. В его сказках можно найти разнообразные лексические и синтаксические приемы, которые делают тексты структурированными и легко усваиваемыми читателем. Пушкин также активно использует фольклорные элементы и народные выражения, чтобы передать национальный колорит и характер русского языка.
В чем особенности языка сказок Пушкина?
Особенностью языка сказок Пушкина является его простота и одновременно изящность. Пушкин использовал простые и понятные слова, которые доступны для любого читателя. Однако, при этом его язык богат и красочен. Он использует различные поэтические и ритмические приемы, чтобы сделать тексты чарующими и запоминающимися. В сказках Пушкина также присутствует ирония и юмор, которые делают его язык еще более привлекательным для читателя.
Что изучает статья о наименованиях предметов быта в сказках Пушкина?
Статья исследует особенности наименования предметов быта в сказках А.С. Пушкина.