Изучение темы
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 16.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Место темы “Способы выражения подлежащего” в школьном и вузовском курсе синтаксиса 6
1.1 Особенности изучения синтаксиса в школе и вузе 6
1.2 Принципы изучения синтаксиса в школе и вузе 13
2 Особенности изучения темы «Способы выражения подлежащего» в школе и вузе 16
2.1 Подходы к изучению темы «Способы выражения подлежащего» в школе и вузе (на материале различных учебных пособий) 16
2.2 Приёмы изучения подлежащего 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Список источников практического материала 31
— какая форма глагола может выступать в роли подлежащего? Почему именно эта форма?— приведите примеры субстантивированных прилагательных и причастий в роли подлежащего.— при каком условии служебные части речи могут выступать в роли подлежащего?Метод проблемной ситуации представляется перспективным для изучения данной темы в школе и вузе. Для создания проблемной ситуации можно использовать наблюдение над языковым материалом: например, сопоставив разные способы выражения подлежащего при помощи сочетаний слов, ученик или студент может сделать вывод об особенностях этих сочетаний слов (что это не словосочетания, а несвободные сочетания типа фразеологизмов).На этапе закрепления знаний и выработки умений и навыков самым эффективным методом работы является упражнения на определение подлежащего, причём упражнения могут быть разных типов. Так, для базового закрепления знаний можно использовать упражнения на выявление подлежащего как такового, причём предлагаемые предложения в упражнении должны располагаться от простого к сложному. Например:Не без интереса смотрели мы на новенького.Аудитория, затаив дыхание, слушала лектора.Мы с другом решили принять участие в соревнованиях.Стреляный воробей не попался бы на такую наивную уловку, но здесь она сработала.При анализе данных предложений на уроке школьного синтаксиса можно также обратить внимание на то, что подлежащее согласуется в роде и числе со сказуемым, в том числе если в роли подлежащего выступает собирательное существительное в единственном числе («аудитория»). Студентам могут предлагаться задание на составление упражнений, в том числе повышенной сложности. Необходимость самостоятельно придумывать предложения, в которых подлежащее выражается различными нестандартными способами, развивает навыки пользования языком, тренирует гибкость лингвистического мышления.На этапе контроля как на школьных занятиях, так и в вузе можно использовать все возможные методы контроля: опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Кроме того, в вузе можно проводить коллоквиумы по теме, предлагать студентам создавать свои практические задания, контрольные, а затем давать другим студентам их выполнять. Данное задание подготовит студентов к необходимости создавать собственные задания в ходе будущей профессиональной деятельности.Итак, приёмы обучения синтаксису включаются в состав методов. При изучении синтаксиса они могут быть разнообразными:1)в слово учителя (школа), лекцию (вуз) может быть включена работа над усвоением определений, терминов, правил, над классификацией изучаемых явлений и т.д. Так, в учебнике Шмелёва при изложении темы предлагается ряд терминов, которыми обозначаются типы несвободных сочетаний. Ученики должны осмыслить и понять эти термины, иначе тема не будет усвоена ими в полной мере. В учебнике Белошапковой используется понятие «традиционного взгляда на систему членов предложения». Для понимания данного противопоставления студенты должны осознать его суть — что именно противопоставляется в данном учебнике «традиционному взгляду» и почему.2)в слово учителя можно включить также приём алгоритмизации, который некоторые методисты считают методом обучения. Например, для определения подлежащего (базовый вариант) в предложении школьники могут использовать алгоритм:Данное слово соотносится со сказуемым как субъект действия с действием?Да.Данное слово является существительным или местоимением?Да.Данное слово отвечает на вопросы «кто? что?» [необходимо задавать оба вопроса, чтобы избежать смешения именительного и винительного падежей]?Да.Данное слово не является приложением к подлежащему?Нет.Данное слово является подлежащим.3)приём использования таблиц (в слове учителя, на этапе закрепления, когда сами заполняют таблицу, на этапе контроля), в вузе заполнение таблиц может использоваться в ходе коллоквиума, причём в обоих случаях таблица может заполняться инивидуально учеником или студентом или всей группой или классом вместе.4) при объяснении нового материала, и при закреплении в качестве упражнения можно использовать приём наблюдения над языковым материалом: речью окружающих людей, языком художественных произведений, сравнивать различные конструкции по их содержанию, составу компонентов, грамматическим связям внутри предложения. Для студентов можно предложить упражнение на выявление частотности разных способов выражения подлежащего в текстах определённого автора или нескольких авторов в сравнении (например, современный автор и автор XIXвека) — такого рода задания развивают не только теоретические знания, но также навыки научного исследования, усвоение которых необходимо для студентов высших учебных заведений.5)очень интересным и удачным приёмом на этапе объяснения нового материала (как составляющая метода слово учителя или лекционного метода) является лингвистический эксперимент, который помогает опознанию определённой синтаксической единицы, её функций и специфики, а также степени нормативности использования данной единицы в данном контексте. Например, как это было предложено в учебнике Ладыженской и Тростенцовой, при анализе способов выражения подлежащего при помощи сочетаний слов ученикам предлагается определить, чем именно выражено подлежащее в ряде предложений. Вывод о том, что оно может быть выражено именно сочетаниями слов, ученики уже делают самостоятельно.6)приём сопоставления смешиваемых явлений является продуктивным для работы по данной теме, так как прямые дополнения и подлежащие являются одним из наиболее часто смешиваемых явлений. В данном случае упражнения могут быть нацелены на осмысление разницы форм именительного и винительного падежей существительных и наречий. Студенты могут также выполнять подобные задания на более глубоком уровне, например, самостоятельно создавая каламбурные предложения, в которых формы дополнения и подлежащего полностью совпадают, что вызывает затруднённое понимание. Такого рода задания развивают языковую гибкость.7)работа со схемами предложений представляет очень продуктивной как для школьного, так и для вузовского курса, причём в рамках последнего предлагается задавать нестандартные схемы, подбор предложений под которые покажет степень языковой гибкости студента, богатство его словарного запаса, степень владения синтаксическими структурами родного языка.8)наконец, в качестве приёма может быть использован синтаксический разбор, проводимый с разными целями на разных этапах обучения и в разной форме. Синтаксический разбор в вузе может иметь целью определить уровень владения студентом необходимым объёмом знаний по изучаемой теме. Кроме того, в курсе синтаксиса высшей школы можно давать разные типы синтаксического разбора предложений — с учётом различных подходов к структуре предложения, в том числе и с опорой на школьный синтаксис, что не только позволит студенту осознать разницу между школьным и академическим синтаксисом, но и подготовит его к преподаванию синтаксиса в школе.В целом, суммируя, отметим, что, несмотря на разницу подходов в школьном и вузовском синтаксисе к изучению способов выражения подлежащего, существует целый ряд методов и приёмов обучения, которые могут использоваться как в школе, так и в вузе, хотя цели вузовского курса синтаксиса и более широкие. Он должен включать в себя представление как о школьном, так и об академическом синтаксисе. Часть упражнений вузовского курса должна быть направлена именно на формирование этих представлений, на осмысление разницы между ними.ЗаключениеИсходя из поставленных во введении задач, а также актуальности ицели исследования, мы пришли к следующим выводам.В рамках школьного курса синтаксиса основной упор делается на практический аспект раздела, так как школьный курс направлен на развитие у школьников навыков использования синтаксических знаний для решения практических, прежде всего, пунктуационных задач.Для курса синтаксиса в высшей школе важным аспектом является нацеленность на обучение не только собственно знаниям о синтаксисе, но также пониманию, какие темы требуют дальнейшего изучения, каковы спорные вопросы дисциплины. Кроме того, для вузовского курса важным является обучение методике преподавания синтаксиса, так как большинство студентов после обучения будет заниматься преподаванием данного курса в школе. Для изучения синтаксиса в школе важным является морфолого-синтаксический принцип, который позволяет проследить взаимосвязь между системами частей речи и синтаксических единиц. Этот принцип значим для нашего исследования, так как в рамках изучения темы «Способы выражения подлежащего» морфологический анализ единиц является ключевым. При сравнительном анализе школьных и вузовских учебных пособий было установлено, что помимо расхождения в объёме информации между данными группами пособий для вузовских учебников, как и для школьных, характерны расхождения в объёме предлагаемой информации уже внутри группы. Так, наиболее подробным является изложение материала в учебнике Н.С. Валгиной, в котором тема «Способы выражения подлежащего» занимает три страницы только теоретического материала, наиболее общим изложение материала является в учебнике С.А. Белошапковой, что связано с задачами данного пособия — познакомить студентов с более современным взглядом на синтаксис, в том числе и на структуру предложения, где выделяются уже не члены предложения, а иные структурные единицы. Основное внимание С.А. Белошапкова уделяет тому, почему именно именительный падеж существительного обладает способностью выступать в роли подлежащего.В школьных учебниках объём предлагаемой информации варьируется достаточно значительно. Наиболее полный объём представлен в учебнике Шмелёва, где, помимо прочего, указываются типы несвободных сочетаний слов, которые могут выступать в роли подлежащего. В остальных учебниках данная информация отсутствует. Подводя итог, укажем, что, несмотря на разницу подходов в школьном и вузовском синтаксисе к изучению способов выражения подлежащего, существует целый ряд методов и приёмов обучения, которые могут использоваться как в школе, так и в вузе. Часть приёмов и методов, однако, характерна только для вуза, так как обучение данной теме в вузе включает в себя также необходимость изучения данных о школьном курсе, не только академическом, так как студенты должны уметь видеть разницу между ними, в том числе при изучении темы «Способы выражения подлежащего».Список использованных источниковЛитневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: 2006. 590 с.Волкова Е. В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. 2014. №15. С. 394-397.Методика преподавания русского языка в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Content.phpЦеликова М.П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования. М., 2010.Сысолятина А.А. Лингвокогнитивный подход к обучению синтаксису сложноподчинённого предложения. М., 2010.Романенкова О.А. Методика обучения простому предложению русского языка студентов национального (мордовского) отделения на основе поэтического текста. Н. Новгород, 2005.Методика преподавания русского языка в школе. // Под ред. М.Т. Баранова. М., 2001.Литневская Е.И., Багрянцева В.А.Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006.Турдугулова К.М. Результаты экспериментов по изучению синтаксиса в школах. // Наука и новые технологии. №8. 2012. С. 263-268.Анисимова А.Н. Проблемы и перспективы изучения синтаксиса словосочетания в старших классах общеобразовательной школы. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №4 (16). 2008. С.212-224.Шхапацева М.Х. Взаимосвязанное обучение морфологии и синтаксису русского языка в национальной школе как лингводидактический принцип. // Вестник Адыгейского государственного университета. №3. 2010. С. 120-125.Купалова А.Ю. Семантический аспект функционального подхода к изучению синтаксиса в школе. // Русский язык в школе. №5. 2006. С. 9-14.Шкуропацкая М.Г. Проблемы системного изучения синтаксиса русского языка в школе и в вузе. // Лингвистика и школа — IV. 2011.Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «синтаксис» в начальной школе. // Символ науки. №6. 2015. С. 280-284.Булавина С.М. Современные коммуникативные технологии при преподавании русского языка как государственного в вузе // Изв. Волгоградск. гос. пед. ун-та. 2007. № 5. С. 104−107.АдаеваО.Б. Методика изучения синтаксиса в 5 классе на основе семантического подхода. М., 1997. 142 c.Лащук О.Р. Русский язык в высшей школе: современные проблемы и методика преподавания // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Успенский М. Методика преподавания русского языка как наука. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://oso.rcsz.ru/inf/metodikapre.htmЖеребилоТ.В.Рабочая программа дисциплины ФД.А.02 «Методика преподавания русского языка в высшей школе». // LINGUA-UNIVERSUMФГОС. https:/минобрнауки.рф/документы/336.Список источников практического материалаВалгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Т. 3. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1987.Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А. и др.. Современный русский язык. М.: Высш. шк.,1989. 800 с.Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А., Кустова Г. И., Савчук Л. О., Шмелёва Е. Я. Русский язык. 8 класс. М., 2015.Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык. 8 класс. М., 2011.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. М.: 2014.
Список использованных источников
1. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: 2006. 590 с.
2. Волкова Е. В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. 2014. №15. С. 394-397.
3. Методика преподавания русского языка в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Content.php
4. Целикова М.П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования. М., 2010.
5. Сысолятина А.А. Лингвокогнитивный подход к обучению синтаксису сложноподчинённого предложения. М., 2010.
6. Романенкова О.А. Методика обучения простому предложению русского языка студентов национального (мордовского) отделения на основе поэтического текста. Н. Новгород, 2005.
7. Методика преподавания русского языка в школе. // Под ред. М.Т. Баранова. М., 2001.
8. Литневская Е.И., Багрянцева В.А.Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006.
9. Турдугулова К.М. Результаты экспериментов по изучению синтаксиса в школах. // Наука и новые технологии. №8. 2012. С. 263-268.
10. Анисимова А.Н. Проблемы и перспективы изучения синтаксиса словосочетания в старших классах общеобразовательной школы. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №4 (16). 2008. С.212-224.
11. Шхапацева М.Х. Взаимосвязанное обучение морфологии и синтаксису русского языка в национальной школе как лингводидактический принцип. // Вестник Адыгейского государственного университета. №3. 2010. С. 120-125.
12. Купалова А.Ю. Семантический аспект функционального подхода к изучению синтаксиса в школе. // Русский язык в школе. №5. 2006. С. 9-14.
13. Шкуропацкая М.Г. Проблемы системного изучения синтаксиса русского языка в школе и в вузе. // Лингвистика и школа — IV. 2011.
14. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «синтаксис» в начальной школе. // Символ науки. №6. 2015. С. 280-284.
15. Булавина С.М. Современные коммуникативные технологии при преподавании русского языка как государственного в вузе // Изв. Волгоградск. гос. пед. ун-та. 2007. № 5. С. 104−107.
16. АдаеваО.Б. Методика изучения синтаксиса в 5 классе на основе семантического подхода. М., 1997. 142 c.
17. Лащук О.Р. Русский язык в высшей школе: современные проблемы и методика преподавания // Медиаскоп. 2017. Вып. 3.
18. Успенский М. Методика преподавания русского языка как наука. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://oso.rcsz.ru/inf/metodikapre.htm
19. ЖеребилоТ.В.Рабочая программа дисциплины ФД.А.02 «Методика преподавания русского языка в высшей школе». // LINGUA-UNIVERSUM
20. ФГОС. https:/минобрнауки.рф/документы/336.
Список источников практического материала
21. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/
22. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Т. 3. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1987.
23. Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А. и др.. Современный русский язык. М.: Высш. шк.,1989. 800 с.
24. Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А., Кустова Г. И., Савчук Л. О., Шмелёва Е. Я. Русский язык. 8 класс. М., 2015.
25. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык. 8 класс. М., 2011.
26. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. М.: 2014.
Вопрос-ответ:
Какие особенности изучения синтаксиса можно выделить в школе и вузе?
Особенности изучения синтаксиса в школе и вузе включают разные уровни сложности и глубины материала, а также различные подходы к обучению и методы преподавания.
Какие принципы лежат в основе изучения синтаксиса в школе и вузе?
В изучении синтаксиса в школе и вузе принципы включают систематичность, последовательность, глубину изучения и связь с другими разделами языка.
Какие подходы используются при изучении темы "Способы выражения подлежащего" в школе и вузе?
При изучении темы "Способы выражения подлежащего" в школе и вузе используются различные подходы, такие как аналитический, сравнительный, сопоставительный, коммуникативный и др.
Какие учебные пособия могут использоваться при изучении темы "Способы выражения подлежащего" в школе и вузе?
При изучении темы "Способы выражения подлежащего" в школе и вузе могут использоваться различные учебные пособия, такие как учебники, рабочие тетради, методические пособия и др.
Какие источники были использованы при написании статьи?
При написании статьи были использованы различные источники, такие как учебники по синтаксису, научные статьи, интернет-ресурсы, методические рекомендации и др.
Какие особенности изучения синтаксиса в школе и вузе?
В школе и вузе изучение синтаксиса имеет свои особенности. В школе основной акцент делается на формальных правилах грамматики, в то время как в вузе более внимания уделяется функциональной стороне синтаксиса и его применению в речи. Также в вузе изучение синтаксиса более глубокое и профессиональное, с учетом актуальных лингвистических теорий и исследований.
Какие принципы изучения синтаксиса применяются в школе и вузе?
В школе принципы изучения синтаксиса основываются на систематическом изучении формальных правил грамматики, на упражнениях разного уровня сложности и на анализе примеров из литературных текстов. В вузе применяются принципы функционального подхода, исследуется роль синтаксических конструкций в создании смысла и выражении коммуникативных целей.
Какой подход к изучению темы "Способы выражения подлежащего" используется в школе и вузе?
В школе подход к изучению темы "Способы выражения подлежащего" часто основывается на механическом запоминании типовых конструкций и упражнениях на их применение. В вузе используется более аналитический подход, основывающийся на анализе различных синтаксических структур и исследования их функциональной значимости.
Какие учебные пособия можно использовать для изучения темы "Способы выражения подлежащего" в школе и вузе?
В школе для изучения темы "Способы выражения подлежащего" можно использовать учебники по русскому языку, такие как "Русский язык. Грамматика. 8-9 класс" или "Русский язык. 10-11 класс". В вузе можно обратиться к специальным учебникам по синтаксису, например "Синтаксис русского языка" М.В. Паниной или "Современный русский синтаксис" В.Н. Изборской.
Какие особенности изучения синтаксиса существуют в школе и вузе?
В школьном курсе синтаксиса изучение подлежащего происходит на более элементарном уровне, с акцентом на правописании и орфоэпии, а также на простейших конструкциях предложения. В вузовском курсе синтаксиса углубленно изучается подведомственное синтаксическое явление, исследуется процесс глазной перестановки в процессе исследования остальных явлений. Также изучение синтаксиса в вузе базируется на более научном и теоретическом подходе, в то время как в школе акцент делается на практическом применении синтаксических правил в речи.
Какие подходы к изучению темы "Способы выражения подлежащего" существуют в школе и вузе?
В школе основное внимание уделяется анализу предложений, с определением формы и типа предложения, а также формулировке управляющего вопроса и проверки его воплощения. В вузе подходы к изучению темы "Способы выражения подлежащего" более теоретические, изучается роль и функция подлежащего, его место в предложении, взаимосвязи между подлежащим, сказуемым и другими частями предложения. Также в вузе рассматриваются различные механизмы выражения подлежащего.