Европейский зороастризм. Причины, предпосылки, факторы формирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 17.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Зороастризм как древняя монотеистическая религия………………...4
1.1. Авеста: собрание священных текстов зороастрийцев. Характеристика..4
1.2. Сущность зороастризма……………………………………………………8
1.3. Исторический генезис…………………………………………………….12
Глава 2. Зороастризм в европейской цивилизации: история и современность……………………………………………………………………16
2.1. Расселение зороастрийцев: причины, предпосылки и следствия……...17
2.2 Варианты адаптации зороастризма……………………………………....21
2.3. Особенности современных зороастрийских общин……………………25
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………...32
Фрагмент для ознакомления

Раздавались требования устранить из вероучения, преподавания и образа жизни влияние других религий [10]. Что касается рядовых последователей зороастризма, не наделенных статусной ролью в обществе, то их жизненный уклад очень прост. Они стараются быстро приспосабливаться к требованиям времени, по большей части занимаясь торговлей, выступая в качестве коммерческих посредников. Их деловая репутация очень высока в силу общеизвестного упора зороастрийского вероучения на неукоснительное следование законам правды во всех оттенках значений этого понятия. Иранские зороастрийцы чаще живут по деревням, тогда как индийские – в большинстве своем горожане. Их повседневная одежда непритязательна: мужчины и женщины носят широкие нательные сорочки белого цвета и пояс, означающий связь с Творцом. Перевязь скручена из такого же количества прядей, какое соответствует числу глав Ясны – главного раздела Авесты. В общей сложности он доходит до 72 штук. В отличие от Ирана, местное население в Индии относится предосудительно к заключению браков с представителями чужой среды, да это в общем-то и не получится. Внутри общины нет сословных запретов на браки, правда, два века назад жрецы Бомбея пытались их ввести, чтобы миряне не могли посредством брачных связей приблизиться к духовенству. Однако запрет не прижился [10]. А вот браки с иноверцами осуждаются. Когда у пары появляется ребенок, она воспитывает его в соответствии с религиозными канонами. По достижении семилетнего возраста совершается торжественный обряд – священное омовение. Ребенка впервые опоясывают: с этого же момента он начинает нести нравственную ответственность за личные поступки. Подрастающее поколение учат жить в соответствии с традициями зороастрийской религии. Обязанности верующего заключаются в зачитывании молитв, рефлексии (отказ от греховных дел и помыслов), сохранение обета добродетели, признание пророческой миссии Зороастры. Также полагается чтить души умерших, поклоняться солнцу трижды в день, почитать верховных жрецов путем отчисления в их пользу десятины от доходов. Запрещается оплакивать покойника и наставлять иностранцев в делах веры. В первой половине XX века среди иранских зороастрийцевбыло много неграмотных:даже многие жрецы не знали языка Авесты. По этой причине реформаторы-радикалы предлагали отказаться от такой, веками складывающейся практики. Консерваторы-ортодоксы возражали им, цитируя пехлевийских комментаторов IV – IX веков н.э., молитвы должны читаться на языке оригинала, и их правильное произнесение гарантирует действенность, даже если смысл сказанного неясен. По-настоящему способны разбирать первоисточники только европейские и американские иранисты, да незначительное количество ученых из Индии.Таким образом, становится понятным, что представители зороастризма стремились адаптироваться к условиям конкретного государства с сохранием своей самобытности и традиций. Контактируя с местным населением, они занимались теми же видами деятельности, оказывая активное влияние на экономику и политику. Вместе с тем подобные связи не приводили к размыванию религиозных обычаев и традиций. Зороастрийцы сохраняли верование и передавали его из поколения в поколение.2.3 Особенности современных зороастрийских общинСовременные зороастрийские общины селятся по принципу территориальной близости. Однако если ранее они поддерживали тесные связи благодаря централизованному руководству, то теперь наблюдается разобщенность. Об этом говорится в статье «Зороастризм», написанной И.Л. Крупником, для словаря-справочника о религиозных организациях. Как поясняется в тексте, на современном этапе зороастризм существует в виде конгломерата децентрализованных общин.Условно они могут быть разделены на две группы.Основаниемявляется наличие или отсутствие исторической преемственности. Согласно обозначенному критериювыделяю традиционные и нетрадиционные общины [9]. К первомутипу И.Л. Крупникотносит преимущественно общины парсов в Индии, гебров– в Иране, а также генетически связанные с ними этно-конфессиональные диаспоры выходцев из Индии и Ирана, мигрировавших в Новое время в США, Европу, другие страны. Второй тип представляет собой пеструю совокупность религиозных групп и объединений, сосредоточенных в большинстве своем за пределами регионов традиционного распространения зороастризма.Зачастую они претендуют на восстановление ранее утраченной традиции.Примером могут быть общины зороастрийцев Таджикистана.Нетрадиционные общины фактически осуществляют реконструкцию или «изобретение» традиции [9]. Для современных зороастрийских общин, пишет автор публикации, характерна значительная разобщенность, поскольку они придерживаются противоречивых позиций по ключевым вопросам управления; между членами общиннет единства взглядов относительно распространения вероучения; не выработано общего мнения касаемо правомерности привлечения в традиционные общины нетрадиционных верующих;существенным недостатком является отсутствие единого главы конфессии. Сейчас, как указывает И.Л. Крупник, любая зороастрийская община состоит из рядовых верующих и священнослужителей-жрецов разных рангов (дастур, мобед, хербед,).Они выполняют функции управления и руководства. Локальные общины могут быть объединены в религиозно-политические сообщества, называемые анджоманами, которые функционируют в качестве общественных объединений и органов самоуправления. К числу наиболее известных общественных объединений современных зороастрийцев относятся Иранский зороастрийский анджоман, Анджоманмобедов Ирана, Федерация зороастрийских объединений Северной Америки, Панчаят парсов Бомбея, Федерация зороастрийский анджоманов парсов Индии и др. [9].В Европе зороастрийские общины распространены слабо, статистика есть только по Великобритании, где наиболее многочисленная община по сравнению с другими странами европейской части Евразийского континента – 3000 человек [22]. Это обусловлено долгими взаимоотношениями Великобритании и Индии как метрополии и колонии.Касаясь темы распространения религии в России, автор статьи поясняет, что необходимо вести речь о XIX веке, когда в состав Российской империи вошла территория Азербайджана. Это произошло в первой половине столетия. А во второй территория нашей страны приросла Таджикистаном, где компактно проживали небольшие общины традиционных зороастрийцев. Говоря о последствиях, И.Л. Крупник указвает: «Как можно судить, религиозная политика Советской власти привела к тому, что на сегодняшний день в границах Российской Федерации и на постсоветском пространстве ранее существовавшие общины традиционных верующих не сохранились» [9, с. 379].Тем не менее, в 90-е годы, когда Советский Союз перестал существовать, в бывших республиках вновь возник интерес к традиционным религиям: «После распада СССР зороастрийский мир потрясла весть, что почти миллион таджиков, порвав с исламским прошлым, возвращается в родную для них религию – зороастризм. В одном Душанбе сейчас несколько анджоманов, таджики активно принимают участие в международных авестийских симпозиумах и конференциях» [21, с. 20]. В конце 80-х – начале 90-х годов благодаря распространению информации переводной литературы россияне начали интересоваться зороастризмом. На территории России образовалось несколько общин, например, в Москве и Санкт-Петербурге. Они стали действовать в качестве официально зарегистрированных религиозных объединений. В 1994 была учреждена религиозная организация «Зороастрийская община Санкт-Петербурга». Она является одной из самых активных в стране.Деятельность общины, помимо соблюдения обрядности, предполагает издательство книг и журналов, проведение лекций о зороастризме, комментирование священных текстов, организацию семинаров. Ее члены принимают активное участие в конференциях, семинарах конгрессах как на государственном, так и на мировом уровне; представители общины поддерживают контакты с общинами других стран. В общине отмечают основные зороастрийские праздники и проводятся обязательные для исполнения ритуалы [9].В 1997 году в Москве зарегистрирована «Зервано-Зороастрийская религиозная община “Белая гора”». С 2013 года в Москве официально зарегистрирована религиозная организация «Московская Зороастрийская община». На основе открытых источников, размещенных в социальной сети ВК, И.Л. Крупник приводит следующую статистику: группа «Зороастрийцы России и СНГ», которую курирует зороастрийская община Санкт-Петербурга, имеет 461 подписчика, проживающего в России; Русский анджоман сообщает о 100 подписчиках на территории России и соседних государств, принявших веру. Далее автор статьи отмечает: «Имеющиеся в нашем распоряжении устные свидетельства указывают на то, что в Москве и Санкт-Петербурге основной костяк религиозных групп зороастрийцев не превышает нескольких десятков человек» [9].В России установлен следующий Порядок проведения литургии (богослужения):1.Срож Бадж, стр 50 (Хорде-Авеста)2.Хавани Гах, стр 603.Аташ Ньяиш, стр 1424.Доа Нам Ситайшн, стр 3505.Доа Тондарости, стр 3526.Дин-Но-Кальмо, стр 3537.молитва Аръяману8.Hamazor bim [14].Формирование групп последователей зороастризма в нашей стране связано с миссионерской и просветительской деятельностью отдельных представителей традиционных зороастрийцев.Вих числе потомственный иранский мобедКамранДжамшиди, проводивший на территории России несколько обрядов инициации. С 2005 года действует сетевое общество «Русский анджоман», члены которого принципиально придерживаются установки на воспроизведения традиционного вероучения и культовой практики, поддерживают контакты с легитимными священнослужителями.Разные общины придерживаются и различных календарей: Фаспи, Шеншай, Кадми. Парсы, ориентируются на календарь Шеншай, иранцы, а также американские зороастрийцы и представители общин в нашей стране – на Фасли. Различна не только календари современных зороастрийцев, но и их взгляды на религию. Фактически каждая из общин воспринимает религию по-своему. В связи с географической организационной и разобщенностью зороастрийских общин, их разделением на традиционные и нетрадиционные, серьезно разнятся данные о совокупной численности современных зороастрийцев [9]. В 2012 году Федерация зороастрийских объединений Северной Америки провела масштабное обобщение свидетельств о количестве зороастрийцев в различных странах мира. В этом списке Россия отсутствует. В итоге получиласьчисленность в 110 – 120 тыс. человек с явной тенденцией к сокращению численности. Некоторые интернет-источники (например, группа в социальной сети «В контакте») пишут примерную численность:в мире 200 тыс. зороастрийцев. В настоящее время наибольшее количество зороастрийских общин проживает на территории Индии, Ирана, США. В 2015 – 2016 годахмасс медиа распространили информацию о том, что на волне неприятия запрещенной в России и ряде других стран террористической организации иракские курды массово обращаются в зороастризм [9]. На основе сказанного сделаем вывод о том, что особенность современных зороастрийских общин состоит в отсутствии общего руководства; это приводит к разнице во взглядах на обрядность, календарное проведение праздников и проч. В тех странах, где зороастризм является одной из государственных религий, сравнительно легко подсчитать численность верующих; в России самые крупные зороастрийские общины зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, численность в них можно назвать лишь приблизительно. Обрядовые практики соответствуют зерванизму, что отражает адаптацию данной конфессиональной группы к социокультурным условиям и духовному климату нашей страны.ЗаключениеВ настоящей работе предпринята попытка проанализировать причины, предпосылки, факторы формирования европейского зороастризма. Для этого мы ознакомились с содержанием учебной литературы, диссертационных исследований, публикаций в журналах. Было выяснено, что Авеста, являясь древним кодифицированным сводом священных текстов зороастризма, включает религиозные предписания, молитвы, песнопения, гимны божествам, представления о космогонии, истории, а также основы морали и права. Основными принципами являются: вера в единого бога – Ахура Мазду; противопоставление двух вечных начал – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра. Главную роль в ритуале играет священный огонь. Создателем Авесты является Заратуштра. Личность этого человека до сих пор не раскрыта учеными окончательно. По значимости для духовной жизни человечества его можно сопоставить с Моисеем, Сократом, Платоном, Конфуцием, Сидхартхой Гаутамой, Иисусом Христом, Мухаммедом как величайшими учителями мудрости. Заратустра, формируя свою мировоззренческую концепцию, которой было суждено стать основой древнейшей кодифицированной религии, руководствовался прежде всего своим жизненным опытом, опытом наблюдений за жизнью других людей, за тем, что происходит в обществе. Можно предположить, что данный пророк жил в так называемое «осевое время», когда формируются основные элемент современной духовной культуры, и человечество тем самым переходит на качественно иной уровень развития, когда возникает философия в Европе и на Востоке, формируются платонизм, буддизм и конфуцианство.Основная черта зороастризма, которой он отличается от множества других вероучений – это ярко выраженный дуализм, изначальное признание двух сторон мироздания – добра и зла. На протяжении нескольких тысячелетий последователи религии испытывали гонения со стороны народов, вторгшихся на исконные территории. Пока было возможно, они платили дань захватчикам; некоторые принимали их религию. Но наиболее последовательные и стойкие уходили в труднодоступную местность. Часть людей покинула Иран и переселилась в Индию, где образовала свои общины. Список литературыАбдуносирова Х.Э. Священная книга религии Заротуштры Авеста и ее значение // Наука. – 2014. № 12(39). – с. 16-17.Авеста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php?book=87811. – Дата обращения: 10.11.2018.Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М.: Российская Академия Наук; Институт философии 2003. – 218 с.Бердиев Ш.П. Этические проблемы зороастризма: автореф. дисс. … канд. философских наук. – Душанбе, 2011. – 23 с.Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Серия: Мир Восток. – М.: Азбука, 2003. – 352 с.Гуревич П.С. Религиоведение: учебник для бакалавров. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 573 с.Давлятова Е.В. Мифология зороастризма и становление христианства // Ученые записки Витебского государственного университета им. П.М. Машероваю – 2010. № 10. – с. 142-148.Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк. – М.: Наука, 1982. – 133 с.Крупник И.Л. Зороастризм: историческое введение и российский контекст // Религиозные организации Москвы и Московской области: иллюстрированный словарь-справочник / Под ред. П.Н. Костылев. – М.: Аванта, 2000. – 689 с.Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные и синкретические культы / Отв. ред. С.А. Арутюнов. – М.: Наука, 1991. - с. 54-59.Мамедов А.А. Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа: дисс. … докт. философских наук. – М., 2018. – 334 с.Миксюк А.С. Ясна (Yasna) как основной ритуал Авесты // Вестник Гродненсеого государственного университета им. Я. Купалы. – 2013. № №. – с. 33-37.Митрохин Л.Н. Религия и культура: философские очерки. – М.: Российская Акдемия Наук, 2000. – 318 с.Официальный сайт Зороастрийской общины Санкт-Петербурга. URL: https://www.zoroastrian.ru/node/2296Панцирь А.М. Дуализм Зороастра: его сущность и пути преодоления (сущность и эволюция дуалистической идей зороастризма) // Zwiastować. Nauki I Praktyki. – Warszawa, 2016. – с. 52-74.Религиоведение: учебник для академическогобакалавриата. – 3-е изд., пер. и доп. / Под ред. М.М. Шахнович. – М.: Книга, 2018. – 512 с.Рудницкий Р.Р. О зороастризме у алан в VII – IX вв. // Историко-археологический альманах. – 2001. №7. – с. 75-86.Сравнительное богословие: учебное пособие. Книга 5. – М.: Академия Управления, 2010. – 321 с.Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М.: Наука, 1991. – 216 с.Ходжаев С.Б. Вопросы обрядовых захоронений в учении зороастризма // Современная наука. – 2010. № 4. – с. 152-159.Чистяков М. Зороастризм в современном мире // Митра. – 1998. №2. – с. 18-24.http://etnolog.ru/religion.php?id=139

1) Абдуносирова Х.Э. Священная книга религии Заротуштры Авеста и ее значение // Наука. – 2014. № 12(39). – с. 16-17.
2) Авеста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php?book=87811. – Дата обращения: 10.11.2018.
3) Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М.: Российская Академия Наук; Институт философии 2003. – 218 с.
4) Бердиев Ш.П. Этические проблемы зороастризма: автореф. дисс. … канд. философских наук. – Душанбе, 2011. – 23 с.
5) Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Серия: Мир Восток. – М.: Азбука, 2003. – 352 с.
6) Гуревич П.С. Религиоведение: учебник для бакалавров. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 573 с.
7) Давлятова Е.В. Мифология зороастризма и становление христианства // Ученые записки Витебского государственного университета им. П.М. Машероваю – 2010. № 10. – с. 142-148.
8) Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк. – М.: Наука, 1982. – 133 с.
9) Крупник И.Л. Зороастризм: историческое введение и российский контекст // Религиозные организации Москвы и Московской области: иллюстрированный словарь-справочник / Под ред. П.Н. Костылев. – М.: Аванта, 2000. – 689 с.
10) Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные и синкретические культы / Отв. ред. С.А. Арутюнов. – М.: Наука, 1991. - с. 54-59.
11) Мамедов А.А. Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа: дисс. … докт. философских наук. – М., 2018. – 334 с.
12) Миксюк А.С. Ясна (Yasna) как основной ритуал Авесты // Вестник Гродненсеого государственного университета им. Я. Купалы. – 2013. № №. – с. 33-37.
13) Митрохин Л.Н. Религия и культура: философские очерки. – М.: Российская Акдемия Наук, 2000. – 318 с.
14) Официальный сайт Зороастрийской общины Санкт-Петербурга. URL: https://www.zoroastrian.ru/node/2296
15) Панцирь А.М. Дуализм Зороастра: его сущность и пути преодоления (сущность и эволюция дуалистической идей зороастризма) // Zwiastować. Nauki I Praktyki. – Warszawa, 2016. – с. 52-74.
16) Религиоведение: учебник для академического бакалавриата. – 3-е изд., пер. и доп. / Под ред. М.М. Шахнович. – М.: Книга, 2018. – 512 с.
17) Рудницкий Р.Р. О зороастризме у алан в VII – IX вв. // Историко-археологический альманах. – 2001. №7. – с. 75-86.
18) Сравнительное богословие: учебное пособие. Книга 5. – М.: Академия Управления, 2010. – 321 с.
19) Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М.: Наука, 1991. – 216 с.
20) Ходжаев С.Б. Вопросы обрядовых захоронений в учении зороастризма // Современная наука. – 2010. № 4. – с. 152-159.
21) Чистяков М. Зороастризм в современном мире // Митра. – 1998. №2. – с. 18-24.
22) http://etnolog.ru/religion.php?id=139

Вопрос-ответ:

Какие причины и предпосылки легли в основу формирования европейского зороастризма?

Основными факторами, которые способствовали формированию зороастризма в Европе, были влияние персидской культуры, торговые и культурные связи с Востоком, а также политические перемены в регионе.

Что такое Авеста и какие священные тексты зороастрийцев содержит?

Авеста - это собрание священных текстов зороастрийцев. В нем содержатся различные молитвы, гимны, законы, обряды и мифологические предания, которые являются основой для понимания зороастризма.

Как можно охарактеризовать сущность зороастризма?

Сущность зороастризма заключается в вере во Всевышнего Бога Ахуру Мазда, который является творцом добра и света. Основным принципом зороастризма является борьба между добром и злом, и стремление к свету и просвещению.

Каков исторический генезис зороастризма?

Зороастризм возник в древней Персии в VI-V веках до н.э. Он был основан пророком Заратуштрой, который получил от Бога Ахура Мазды откровения и распространял их среди людей. Зороастризм стал господствующей религией в Персидской империи и влиял на многие аспекты культуры и жизни народа.

Какова история и современность зороастризма в европейской цивилизации?

Зороастризм распространился в Европе благодаря торговым и культурным связям с Персией. В древности зороастризм оказал влияние на некоторые аспекты древнегреческой и римской религии. В современности зороастризм сохранился в Иране и Индии, где его последователи числятся в тысячах, но также имеет свои общины и прихожан в разных странах Европы.

Что такое зороастризм и какова его сущность?

Зороастризм - это древняя монотеистическая религия, которая основана на учениях зороастра и имеет своими основными принципами дуализм и этику добра и зла. Его сущность заключается в вере в борьбу добра и зла, бессмертие души и необходимость вести праведный образ жизни.

Что такое Авеста и какая у нее характеристика?

Авеста - это собрание священных текстов зороастрийцев. В ней содержится запись учений зороастра, гимны, молитвы, законодательные акты и другие священные писания. Характеристика Авесты - это единственное сохранившееся источниковое произведение, которое дает нам представление о зороастризме и его основных принципах.

Каков исторический генезис зороастризма?

Исторический генезис зороастризма состоял в формировании его учений и распространении религии в древней Персии. Основателем зороастризма считается зороастр, который жил в 6-7 веке до нашей эры. Важную роль в распространении зороастризма сыграл персидский царь, Кирикс, который принял эту религию и сделал ее официальной в Персидской империи.

Как зороастризм влиял на европейскую цивилизацию в истории и настоящем?

Зороастризм оказал значительное влияние на европейскую цивилизацию в истории и продолжает его оказывать и в настоящее время. В древней Греции и Риме идеи зороастризма влияли на развитие философии, этики и морали. В современной Европе зороастризм активно изучается и воспринимается как одна из важных древних религий.

Какие были причины и следствия расселения зороастрийцев?

Одной из причин расселения зороастрийцев было распадение Персидской империи и завоевание их территорий мусульманами. В результате этого зороастрийцы были вынуждены покинуть свои родные земли и мигрировать в другие регионы. Они основали свои адаптированные общины в Иране, Индии и некоторых европейских странах.

Что такое европейский зороастризм?

Европейский зороастризм - это форма зороастризма, которая сформировалась в Европе и имеет свои особенности и отличия от других форм зороастризма.